Выступление по политическим учениям. Ответ политические учения. Биография Фердинанд Лассаль (1825 1864 гг.) немецкий философ, юрист, экономист и политический деятель
Скачать 26.78 Kb.
|
Биография Фердинанд Лассаль (1825 – 1864 гг.) — немецкий философ, юрист, экономист и политический деятель. Родился в Бреслау в еврейской купеческой семье, обладавшей некоторым достатком. Фамилия происходит от названия силезского города Ласлау (ныне Водзислав-Слёнски в Польше). В 15—16 лет — от этого времени сохранился любопытный дневник Лассаля — он был уже чрезвычайно развитым юношей, весьма падким, однако, до разного рода удовольствий. Любовь к наслаждениям всю жизнь не покидала Лассаля. В середине 1840-х гг. Лассаль в Париже сблизился с Гейне, по достоинству оценившим его мощную личность. Вернувшись в Германию, Лассаль познакомился с графиней Софией Гацфельд и вёл её бракоразводное дело. Необдуманный поступок друзей Лассаля, похитивших шкатулку любовницы графа Гацфельда, привёл Лассаля на скамью подсудимых по обвинению в подстрекательстве к краже. Лассаль произнёс блестящую речь и был оправдан. В 1848 г. является уже довольно видным деятелем радикальной демократической партии в Прирейнской Пруссии. Сотрудник радикальной «Neue Rheinische Zeitung», редакторами которой были Маркс и Энгельс1, он заявляет себя последователем их идей. Известный парламентский «конфликт» (1862 г. и сл.) с полной ясностью раскрывает различие между принципами прусских прогрессистов и взглядами Лассаля. В 1862 г. Лассаль выступает перед берлинскими рабочими со знаменитой речью: «Об особенной связи современного исторического периода с идеей рабочего сословия». По предложению комитета для созыва всеобщего германского конгресса рабочих Лассаль пишет «открытое письмо», резюмирующее социально-политическую его программу. Комитет принял эту программу, и в мае 1863 г., согласно с нею, был основан всеобщий Немецкий рабочий союз, заложивший основы СДПГ. Лассаль избран его президентом. Социально-политическая агитация Лассаля навлекла на него целый ряд процессов. В 1864 г., находясь в Швейцарии, Лассаль влюбился в 16-летнюю Елену, католичку, дочь известного баварского дипломата Дённигеса и сделал ей предложение. Ради этого брака он готов был на любые жертвы, вплоть до перехода в католичество. Однако, узнав о революционных взглядах и еврейском происхождении Лассаля, дипломат запретил брак. Он предпочел выдать свою дочь за валашского дворянина, друга детства Елены Янко Раковицу. Лассаль вызвал жениха на дуэль, в результате которой был ранен и через несколько дней умер в Женеве. Возлюбленная Лассаля, не смея противиться отцу, вышла замуж, дожила до старости, эмигрировала в Америку. Лассаль был похоронен на еврейском кладбище в Бреслау . Политические взгляды По своим политическим взглядам Лассаль был сторонником республиканской формы, пангерманизма и противником федеративного начала. (см. письма к Родбертусу: «Grossdeutschland moins les dynasties»). Считал, что все немецкие земли должны объединиться (не исключая и австрийских) в одну единую республику — «Grossdeutschland moins les dynasties». Однако в 1859 г., в брошюре: «Der italienische Krieg u. die Aufgabe Preussens» Лассаль предвидит печальные последствия франко-германского столкновения для европейского прогресса и высказывается против присоединения Эльзаса и Лотарингии к Германии. Социальная философия и экономические взгляды Лассаля менее оригинальны, чем его юридическое обоснование социальной реформы. В своём «Arbeiterprogramm» (1862) Лассаль намечает, согласно с Марксом, процесс смены средневекового феодального строя буржуазно-капиталистическим — процесс, в основе которого лежат коренные преобразования в сфере производства и обмена. В то же время верный гегелевскому учению о государстве, Лассаль выставляет рабочий класс носителем чистой идеи государства, как нравственного единства индивидуумов, воспитывающего человечество для свободы. История, для Лассаль— не что иное, как «совершающийся с внутренней необходимостью непрерывный процесс развития разума и свободы» . При современных условиях, когда ремесло все более и более вытесняется крупным производством, единственное средство поднять рабочих, как производителей — это сделать их своими собственными предпринимателями и уничтожить различие между предпринимательской прибылью и заработной платой, заменив последнюю действительным продуктом труда рабочего (Arbeitsertrag). Для этой цели необходимо учреждение свободных производительных ассоциаций рабочих, с государственным кредитом и под контролем государства. Только таким путем возможно будет освободить рабочих от гнета железного закона заработной платы, который Лассаль понимал в смысле Рикардо и Мальтуса, хотя и отрицал общее учение Мальтуса о населении . Чтобы добиться содействия государства, рабочий класс должен основным требованием своей политической программы поставить всеобщее избирательное право. В устройстве производительных ассоциаций с государственным кредитом Лассаль видел отнюдь не окончательное решение социального вопроса, а лишь лучшее средство для постепенной органической социализации общества. Философия «Система приобретённых прав» — самое оригинальное и цельное произведение Лассаля. Первая часть его посвящена вопросу об обратном действии законов, вторая — характеристике римского и германского наследственного права в их историческом развитии. Согласно Лассалю, развитие права есть развитие идей, «диалектика понятий». Наше время стремится выработать себе новое социально-политическое мировоззрение; задача «Системы приобретенных прав» — раскрыть основную его идею. Только плоский буржуазный либерализм отделяет в гражданском праве социальный элемент от политического, тогда как оба эти элемента составляют одно неразрывное целое (основная мысль Лассаля: «в соединении политики и экономии — моя главная сила», писал он Родбертусу). Приобретенное право есть право, в создании которого участвовала индивидуальная воля. Отсюда вытекает: 1) что закон не должен иметь обратного действия, если личность подпадает под этот закон при посредстве актов своей воли (Ф. А. Ланге указал, что этот принцип выражен довольно ясно уже у Фихте); 2) что обратное действие закона возможно, если личность подпадает под него без посредства такого добровольного акта. Своими действиями личность может обеспечивать себе права лишь тогда и постольку, когда и поскольку это дозволяется существующими законами, то есть согласуется с общенародным правосознанием. Это — высший принцип права: всякое отдельное право (право в субъективном смысле, по общепринятой терминологии) изменяется вместе с изменением той правовой субстанции (права в объективном смысле), из которой оно возникло и с которой связано. Не признавать этого принципа, значило бы требовать самодержавия личности. Конечный вывод — отрицание для современности завещательного права и сведение современного германского наследования по закону к «общественному регулированию наследства». Уверенность Лассаля, что его «Система приобретенных прав» завоюет себе широкую популярность и окажет влияние на юридическую практику и законодательство, не оправдалась. Ораторское мастерство (на всякий случай) Лассаль принадлежит к числу самых блестящих ораторов XIX в.: он говорил ясно, замечательно умел подчеркнуть суть развиваемых им соображений, отличался изумительной находчивостью и остроумием. Но главная сила Лассаля, как оратора — в нравственном пафосе, проникающем его речи. В агитации Лассаля не было ничего демагогического: он всегда апеллировал лишь к нравственному чувству и разуму своих слушателей. Язык Лассаля — сильный и меткий; образы и сравнения, к которым он прибегает, ярко иллюстрируют его мысль. В истории немецкой изящной литературы Лассаль занимает прочное место как автор трагедии «Франц фон-Зикинген», произведения с крупными формальными недостатками, но чрезвычайно богатого идейным содержанием. Лассаль хотел пойти дальше Шиллера, положив в основу исторической трагедии не личные судьбы героев, а культурно-исторические процессы и идеи. Трагическая идея «Франца фон-Зикингена», по толкованию самого Лассаля, такова: Зикинген гибнет и его предприятие рушится, потому что, вместо открытого заявления своих принципов, он маскировал их, а «революционные цели не могут достигаться дипломатическими средствами». В качестве критика Лассаль выступил с едким памфлетом против Юлиана Шмидта, автора «Истории немецкой литературы»: «Herr Julian Schmidt der Literarhistoriker» (1862). Памфлет написан в виде замечаний наборщика и его жены (замечания жены наборщика принадлежат Лотару Бухеру) на отдельные места из сочинения Шмидта. Кроме того Лассалю принадлежит ещё замечательный этюд о Лессинге (1861) . 1 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890—1907). |