Главная страница
Навигация по странице:

  • Биография Френсиса Бэкона

  • Классификация наук Френсиса Бэкона

  • Учение Френсиса Бэкона об идолах (привидениях)

  • Учение о методе в философии Бэкона

  • Френсис Бэкон. Биография Френсиса Бэкона Классификация наук Учение об идолах (привидениях) Учение о методе в философии Бэкона


    Скачать 27.01 Kb.
    НазваниеБиография Френсиса Бэкона Классификация наук Учение об идолах (привидениях) Учение о методе в философии Бэкона
    Дата15.06.2019
    Размер27.01 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФренсис Бэкон.docx
    ТипБиография
    #81817

    Оглавление

    1. Вступление

    2. Биография Френсиса Бэкона

    3. Классификация наук

    4. Учение об идолах (привидениях)

    5. Учение о методе в философии Бэкона

    6. Литература


    Вступление

    Френсис Бэкон считается основателем опытной науки Нового времени. Он был первым среды европейских мыслителей, кто отобразил общую переориентацию на науку, как самую высокую ценность. В его философии впервые сформулированы главные принципы, характеризующие философию Нового времени. Главные проблемы в философии Бэкона:

    1. Могущество человеческого знания

    2. Экспериментальные исследования природы

    Если обобщить, то Бэкон был первым, кто поставил гносеологические проблемы (проблемы познания) на главное место в философии.

    Френсис Бэкон переосмысливает суть философии в духе нового времени и выделяет предметом философии «научное знание», потому что научное знание — это средство, которым можно решить все социальные проблемы и, прежде всего, ускорить развитие промышленности.

    Именно в таком ракурсе стоит знакомиться с работами философа: «Новый Органон», «Новая Атлантида», «О принципах и началах».

    С точки зрения Френсиса Бэкона, философия должна быть исследовательской наукой, основанной на наблюдении, а объектом ее наблюдений должен быть человек и окружающий мир.

    Задание науки — узнавать причины скрытых сил всех вещей и расширять власть человека над природой до тех пор, пока для него не станет возможным все! Знание, которое продуцирует новая наука должно характеризироваться достоверностью и соответствию практическим проблемам.

    Философия Бэкона начинается из анализа реального состояния вещей в науке его времени и приходит к неутешительному выводу. Поэтому следующий шаг философа — «большое обновление наук» и Бэкон целиком уверен, что необходимость таких обновлений назрела.

    Биография Френсиса Бэкона

    Френсис Бэкон — британский философ, родился 22.01.1581г. в Лондоне, в семье чиновника при дворе королевы Елизаветы — Николаса Бэкона.

    В 1593 году маленького Френсиса отправили на учебу, где он провел всего 3 года, ибо ему не понравилось преподавание философии. Особенно негативно Бэкон относился к философии Аристотеля, которую считал не практичной.

    После того как Френсис покинул колледж, отец пристроил его в посольство Британии во Франции, но там он тоже надолго не задержался. Умер отец, и будущий философ должен был вернуться на родину и думать о том, как заработать на хлеб.

    Френсис Бэкон устраивается на курсы адвоката, окончив которые пристраивается в парламенте при палате Общин, где он смог добиться некоторого авторитета.

    Когда к власти пришел Яков I Стюарт, карьера Френсиса стремительно пошла в гору, и он стал, по сути, правой рукой короля. Как государственный деятель, Френсис Бэкон был заинтересован в экономическом развитии Британии, но на вершине своей карьеры он «споткнулся».

    В 1623 году его обвинили во взяточности, в суде он признал свои ошибки и ему запретили пребывать в Лондоне. Таким образом, в предместье Лондона Френсис Бэкон начинает заниматься философией и становится отцом исследовательского природоведения и эмпиризма, хоть его «Новый Органон», где философ критикует методы Аристотеля и формирует новые «методы» жизни и был уже издан к тому времени.

    В 1629 году, исследуя влияние холода на сохранение мяса, простудившись, Френсис Бэкон умер, став первой жертвой исследовательского природоведения.

    Классификация наук Френсиса Бэкона

    Для того, чтобы все упорядочить, по мнению Бэкона, стоит прежде всего сделать классификацию наук, а для этого нужно составить базисные принципы такой классификации.

    Френсис Бэкон считал, что в основе классификации должны быть способности человеческой души: память, воображение, рассудок.

    Те науки, которые в основе полагаются на память, которые описывают факты и происшествия, Френсис Бэкон охватил единым понятием «история».

    Дисциплины, в основе которых лежит воображение он назвал «поэзией».

    Науки, которые определяются рассудком — «философские науки». Предметом философии есть Бог, природа и человек.

    Соответственно Френсис Бэкон выделял Божественную философию, натурфилософию и философскую антропологию, или философию человека. Каждый из этих разделов философии имеет свое задание:

    Божественная философия призвана давать интеллектуальное толкование Бога и отрицать атеизм.

    Натурфилософия занимается изучением и исследованием естественных связей и причин, стремится давать им рациональное объяснение, должна помочь человеку создавать новые предметы, которых не существует в природе, но которые необходимы для него.

    Антропология у Френсиса Бэкона разделена ан гражданскую философию, или политику; собственно антропологию, которая изучает тело и душу человека в их взаимоотношениях с миром; логика, которая изучает человеческое мышление.

    Главная цель Френсиса Бэкона и его науки — найти метод для получения максимально истинного знания, которое даст возможность превращать природу и изготовлять предметы, в которых нуждается человек.

    Учение Френсиса Бэкона об идолах (привидениях)

    Одним из факторов, которые мешают нам получить истинное знание - идолы, которые спрятаны в человеческом сознании и мышлении.

    Учение об идолах сложно вписать в общую эмпирическую систему Френсиса Бэкона, но стоит понимать, что он — грань между схоластикой и новоевропейской философией.

    Только подвергнув свое знание строгой проверке, можно отыскать в мире истину.

    Итак, Бэкон выделяет 4 типа идолов (привидений):

    Идолы рода — это обусловленные природой разума, спецификой органов чувств, ограниченностью их возможностей, ошибки с которыми мы с тыкаемся в процессе познания. Они либо искажают предмет, либо не могут дать реальные данные о нем. Они могут порождать заинтересованность, имея которую человек уже не сможет быть объективным. Под призраками рода Бэкон понимает устойчивость некоторых человеческих представлений, например, представление о том, что Земля плоска.

    Идолы пещеры — связаны с особенностями человеческой психики, человеческими эмоциями. Призраки пещеры - это заблуждения одного отдельного человека, обусловленные его индивидуальными особенностями.

    Идолы площади (рынка) — это обусловленные общением людей ошибки в познании, связанные с неправильным употреблением и пониманием понятий.

    Идолы театра — это слепая и фанатическая вера в авторитеты, ученых, религиозных догматов и т.д. не критическое восприятие суждений, разных теорий.

    Чтобы избавиться от идолов, писал Френсис Бэкон, необходимо экспериментально проверять и подтверждать предмет исследования, истинность слов и авторитетов.

    Учение о методе в философии Бэкона

    Метод — это учение, целостность процедур и приемов, которые мы используем для получения истинного знания.

    Френсис Бэкон был уверен, что самым важным есть исследовательски-индуктивный метод: от простых определений, до более сложных, широких; от конкретного до общего.

    В ходе экспериментов мы «набираемся» эмпирического знания, фиксируем характеристики предмета. Потом совершаем анализ, находя новые возможности предмета, опираясь на предыдущие данные.

    И следующим шагом есть выведение или получение выводов о тех лётных особенностях и характеристиках предмета или явлений.

    Заканчивает процедуру метода Френсиса Бэкона выведение аксиом — суждений, которые не нуждаются в доказательстве. И уже на аксиомы, считал философ, мы можем опираться как на более - менее истинное знание, потому что оно очевидное и непосредственное.

    “Опыт” - главная категория в философии Бэкона, ибо с него начинается и к нему приходит познание, именно в опыте проверяется достоверность знания, именно он дает пищу разуму. Без чувственного освоения действительности разум мертв, ибо предмет мысли всегда черпается из опыта. “Самое лучшее из всех доказательств есть опыт”, - пишет Бэкон.

    Для того чтобы добраться до истины, науке необходимо накопить огромное количество плодоносных опытов, подобно муравью, который по песчинке собирает свой муравейник, в отличие от паука, создающего из самого себя затейливый узор своей паутины. С муравьями Бэкон сравнивал ученых-естествоиспытателей, а с пауками ученых-схоластов, книжников. Если первые приносят пользу людям, то вторые - задерживают развитие познания. Однако наилучшим типом ученого он считал - ученого, который как пчела по крупице собирает нектар опыта, чтобы получить из него новый, ценный и полезный как мед продукт - полезные знания, способные изменить мир для блага человека. Важнейшим условием овладения природой является знание, которое, по мнению Бэкона должно строится на новых принципах. Прежде всего, необходимо очистить познание от мешающих ему “призраков”, т.е. некоторых установок сознания или сложившихся традиций мышления.

    Таким образом, философия Ф.Бэкона - это первый гимн научному знанию, формирование основ современных ценностных приоритетов, зарождение “нового европейского мышления”, которое остается господствующим и в наше время.

    Литература

    1. Блинников Л.В. Великие философы. Словарь-справочник. — М.: Логос, 1999.

    2. Бэкон Ф. Новый Органон// Соч. В 2 т. — М.: Мысль, 1972. Т.2.

    3. История философии: Запад-Россия-Восток. Кн.2. — М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1996.

    4. Мир философии. — М.: Политиздат, 1991.

    5. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. — М.: Высшая школа, 1996.

    6. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.3. Новое время. — СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1996.





    написать администратору сайта