Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: Создал пять полноформатных опер

  • Вокальные циклы

  • Цикл пьес для фортепиано

  • Произведения для фортепиано

  • Стиль, музыкальный язык: Мелодия.

  • 3)Метроритм.

  • ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ДМИТРИЯ ДМИТРИЕВИЧА ШОСТАКОВИЧА. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ Д. Д. ШОСТАКОВИЧА (1906 - 1975) : С

  • 2. ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: 3 Оперы и 1 оперетта

  • 15 симфоний; 15 струнных квартетов; 6 концертов для инструмента с оркестром

  • Произведения на фо-но

  • Произведения для хора и вокального ансамбля

  • 3. ДОСТИЖЕНИЯ Д. Д. ШОСТАКОВИЧА

  • Мусоргский Шостакович. Биография м. П. Мусоргского (18391881)


    Скачать 83 Kb.
    НазваниеБиография м. П. Мусоргского (18391881)
    Дата01.05.2019
    Размер83 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМусоргский Шостакович.doc
    ТипБиография
    #75855

    ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ МОДЕСТА ПЕТРОВИЧА МУСОРГСКОГО

    1. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ М. П. МУСОРГСКОГО (1839-1881):

    Родился 21 марта 1839 г. в селе Кареве Торопецкого уезда Псковской губернии (ныне в Тверской области) в дворянской семье. Русский композитор, член «Могучей кучки». Работал в различных жанрах: в его творческом наследии оперы, оркестровые пьесы, циклы вокальной и фортепианной музыки, романсы и песни, хоры. В детстве занимался музыкой под руководством матери. Образование получил в Петропавловской школе в Петербурге (1851 г.), подготовительном пансионе Комарова (1852 г.) и Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1856 г.).

    В 1856 г. начал службу в лейб-гвардии Преображенском полку. Одновременно брал уроки фортепианной игры у пианиста А. А. Герке. Тогда же познакомился с А С. Даргомыжским и М. А. Балакиревым, с помощью которого изучил теорию музыки и композиции. Вскоре Мусоргский стал постоянным участником собраний музыкальной группы «Могучая кучка».

    В 1858 г. он вышел в отставку в чине прапорщика, чтобы уже всецело посвятить себя музыке. В 1867 г. написана симфоническая картина «Ночь на Лысой горе». К 1868 г. Мусоргский создал романсы на стихи Н. А. Некрасова и А. Н. Островского, а также на собственные тексты.

    В 1874 г. премьера «Бориса Годунова» состоялась на сцене Мариинского театра в Петербурге; опера имела большой успех. Это было торжеством всей «Могучей кучки», именно в этой опере Мусоргский особенно ярко воплотил основные идеи членов кружка. В 1872 г. Мусоргский написал свой первый вокальный цикл «Детская», для которого сам сочинил текст. В 1873 г. он начал работу над «народной музыкальной драмой» «Хованщина» на сюжет, предложенный критиком В. В. Стасовым.

    В 1874 г. Мусоргский написал десять музыкальных иллюстраций к акварельным рисункам художника В. Е. Гартмана «Картинки с выставки» — виртуозные пьесы для фортепиано. Через год он начал работу над вокальным циклом «Песни и пляски смерти» (на стихи А. А. Голенищева-Кутузова), который завершил в 1877 г.

    В 1876 г. Мусоргский задумал новую лирико-комедийную оперу «Сорочинская ярмарка» на сюжет повести Н. В. Гоголя. Над ней он работал до конца жизни, но закончить её так и не успел (опера закончена Ц. А. Кюи). В 1879 г. тяжёлое материальное положение заставило Мусоргского вновь поступить на службу в ревизионную комиссию Государственного контроля, где он прослужил до самой смерти. Умер 28 марта 1881 г. в Петербурге, находясь в полной нищете.
    2. ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

    1. Создал пять полноформатных опер: «Борис Годунов» (1869 г.), «Хованщина» (1881 г.), «Женитьба» (1868 г.), «Сорочинская ярмарка» (1874—1880, не окончена), «Саламбо» (1863—1866, не окончена).

    2. Вокальные циклы: «Детская» (1872 г.), «Песни и пляски смерти», (1877 г.), «Без солнца» (1874 г.)

    3. Романсы и песни, в том числе «Где ты, звёздочка?», «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушки», «Сиротка», «Семинарист», «Светик Савишна», Песня Мефистофеля в погребке Аурбаха («Блоха»), «Раёк»

    4. Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» (1874 г.)

    5. Симфоническая картина: «Ночь на Лысой горе» (1867 г.)

    6. Интермеццо (первоначально для фп., позднее оркестровано автором под названием «Intermezzo in modo classico»)

    7. Произведения для фортепиано: Полька «Подпрапорщик» (1852 г.), Скерцо «Швея» (1871 г.), Слеза (1880 г.), Экспромт «Воспоминание о Бельтове и Любе» (1865 г.) и др.


    3. ДОСТИЖЕНИЯ М. П. МУСОРГСКОГО:

    1. Один из первых русских композиторов, который озадачился судьбой народа и выразили народные чаяния музыкальными средствами.

    2. Модернизировал оперу, внеся новые элементы драмы (Первой музыкальной драмой стала опера «Борис Годунов»). Его «Хованщина» стала первой народной музыкальной драмой, в которой поднимаются пласты глубинной народной жизни, раскрывается тема народной духовной трагедии.

    3. Музыкальные произведения Мусоргского оказали большое влияние на многие поколения композиторов: на их основе сформировались стили М. Равеля, К. Дебюсси, а также музыкально-театральные сочинения Л. Яначека, Д. Д. Шостаковича, И. Ф. Стравинского, А. Берга, О. Мессиана и других.

    4. Специфическая мелодика, гармония музыкальных произведений Мусоргского предвосхитили многие черты музыкальной гармонии XX века.

    5. Мусоргский как никто другой углубил и расширил объём понятия музыкального содержания. Призывал к преодолению личной лирики – к наблюдению и изображению реального. Таким образом, источником своеобразия является сама жизнь, именно в ней композитор находит богатство разнообразных типов и характеров.

    Стиль, музыкальный язык:

    1. Мелодия. Мусоргский впервые свободно смешивает интонационные

    Обороты. Именно мелодическая изобретательность – главный носитель и корень новаторства Мусоргского. Он – типично вокальный композитор, музыкант, мыслящий в музыке вокально. Суть вокальности Мусоргского – в самом ощущении музыкального искусства не через инструмент, а через голос, через дыхание.

    Мусоргский стремился к мелодии осмысленной, творимой говором человека. Все его мелодии обязательно театральны. Мелос Мусоргского говорит языком персонажа, как бы помогая ему жестикулировать, двигаться. Его мелосу присущ синкретизм. В нём можно выделить черты различных музыкальных элементов: крестьянской песни; городского романса; bel canto (в ранней опере «Саламбо», в некоторых романсах). Также характерна опора на жанровость (марш, вальс, колыбельная, гопак).

    2) Гармония. Музыкальный материал его героев очень индивидуален. У каждого своя звуковая и психологическая тональность. Мусоргского не удовлетворяли средства классического мажоро-минора – выстраивает свою ладогармоническую основу. В поздних романсах практически приходит к 12-тоновой системе. Применял народные лады, увеличенный и уменьшённый лад. Хорошо знал систему церковных ладов – осьмогласие (применял в романсах 60-х гг.). В построении тональных планов произведений влияла не функциональная логика, а жизненная ситуация (типично fis-G, f-fis)

    3)Метроритм. Отличается свободой. Характерны переменные размеры, смешанные метры. Всё рождается из речи, народного говора.

    4) Методы развития, форма. В русской музыкальной культуре 60-х гг. действовали предвзятые формы. У Мусоргского же музыка – живая материя, которая не может строиться схематически. Она должна быть организована так, как организовывает жизнь природа: день-ночь, день-ночь… Важным руководящим аспектом становится повтор и контрасты. В народной музыке – принцип вариационности с бесконечным разнообразием. Отсюда – рондальные формы. Встречаются формы волнового характера – приливы и отливы.

    5) Оперный оркестр. В жанровых народных сценах оркестр театрально-подвижен и пластичен. На втором плане стоит задача отражения в оркестре динамики душевной жизни героев (элементы светотени, эмоциональный реализм). Основная черта оркестра Мусоргского – предельный аскетизм средств и отказ от всякой внешней звуко-тембровой пышности. В «Борисе Годунове» оркестр опоясывает вокальное содержание (т.е. нет самодовлеющего симфонического содержания).

    Таким образом, то, что сделал Мусоргский было революционно. По своей сути он подчинил музыку задачам реалистической выразительности. Музыка в его творчестве уже не является средством для выражения красоты. Он приблизил музыку к жизни, раздвинул границы музыкального искусства.

    ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

    ДМИТРИЯ ДМИТРИЕВИЧА ШОСТАКОВИЧА.

    1. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ Д. Д. ШОСТАКОВИЧА (1906 - 1975):

    Советский композиторпианист, музыкально-общественный деятель, доктор искусствоведения, педагог, профессор. Секретарь Правления Союза композиторов СССР, председатель Правления Союза композиторов РСФСР. Герой Социалистического ТрудаНародный артист СССР. Лауреат Ленинской премии, пяти Сталинских премий. Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки. Член КПСС.

    Родился 25 сентября 1906 г. в Петербурге. В 1919 г. поступил в Петроградскую консерваторию, которую окончил по двум специальностям — в 1923 г. как пианист (класс Л. В. Николаева) и в 1925 г. как композитор (класс М. О. Штейнберга). Дипломная работа — Первая симфония сразу принесла композитору известность.

    Жанр симфонии стал ведущим в творчестве Шостаковича. Им создано 15 симфоний, среди которых знаменитая Седьмая, посвященная Ленинграду и написанная в тяжёлом блокадном 1941 году. Композитор лично пережил все ужасы блокады. Образ надвигающегося врага возникает в первой части симфонии, когда звучит тема нашествия. Кроме того, в сочинении отражён контраст картин мирной жизни и разрушительной войны. Произведение олицетворяет борьбу народа против иноземных захватчиков. Кроме симфоний одним из излюбленных жанров Шостаковича стал струнный квартет.

    Композитор написал 15 струнных квартетов, получивших всемирное признание. Он внёс вклад и в развитие оперного жанра. Им было написано три оперы. Если заслуги Шостаковича-симфониста были оценены сразу, то его оперное творчество долгое время не принималось как публикой, так и критикой. То же неприятие постигло и балеты Шостаковича: «Золотой век» (1930 г.), «Болт» (1931 г.) и «Светлый ручей» (1935 г.). С 1937 г. композитор начал педагогическую деятельность в Ленинградской консерватории, в 1939 г. получил должность профессора композиции.

    В период 1943—1948 гг. преподавал также в Московской консерватории. Среди учеников Шостаковича — такой мастер, как Г. В. Свиридов. Композитор являлся почётным членом многих зарубежных академий и почётным доктором ряда университетов. Творчество Шостаковича оказало огромное влияние на развитие мирового музыкального искусства. Умер 9 августа 1975 г. в Москве.

    2. ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

    3 Оперы и 1 оперетта: «Нос» (по повести Н. Гоголя) – 1928 г., «Катерина Измайлова» («Леди Макбет Мценского уезда») (по Н. Лескову) – 1932 г., «Игроки» (по Гоголю) (не закончена). Москва, Черёмушки. Оперетта в 3 действиях на либретто В. Масса и М. Червинского, соч. 105 (1957—1958);

    3 Балета: «Золотой век» - Балет в 3 действиях на либретто А. Ивановского, соч. 22 (1929—1930); «Болт» - Хореографический спектакль в 3 действиях на либретто В. Смирнова, соч. 27 (1930—1931); «Светлый ручей» - Комический балет в трёх действиях с прологом на либретто Ф. Лопухова и А. Пиотровского, соч. 39 (1934—1935);

    15 симфоний;

    15 струнных квартетов;

    6 концертов для инструмента с оркестром: 2 для фортепиано с оркестром, 2 для скрипки с оркестром, 2 для виолончели с оркестром.

    Произведения на фо-но: 2 сонаты, пять прелюдий, 24 прелюдии, «Детская тетрадь», концертино и тарантелла для двух фортепиано и т.д.;

    Музыка для кинофильмов (33 фильма);

    Произведения для хора и вокального ансамбля:

      • Поэма о Родине. Кантата для меццо-сопрано, тенора, двух баритонов, баса, хора и оркестра, соч. 74 (1947)

      • Песнь о лесах. Оратория на слова Е. Долматовского для тенора, баса, хора мальчиков, смешанного хора и оркестра, соч. 81 (1949)

      • Десять поэм на слова революционных поэтов, для хора без сопровождения (1951)

      • Мы Родину славим, для хора и фортепиано (слова В. Сидорова; 1957) и т.д.


    3. ДОСТИЖЕНИЯ Д. Д. ШОСТАКОВИЧА:

    1. Творчество тесно связано с трудными судьбами родной страны. Композитор воплотил в музыке острейшие конфликты современного мира. 

    2. Его музыка отличается глубиной, богатством образного содержания. Большой внутренний мир человека с его мыслями и стремлениями, сомнениями, человека борющегося против насилия и зла – вот основная тема композитора.

    3 Жанровый диапазон  его творчества очень велик.  Свободное владение каждым из названных жанров сочетается со своеобразной, всегда новой их трактовкой.

    4. Основой творчества является инструментальная музыка, прежде всего симфония. Огромные масштабы содержания, склонность к обобщенному мышлению, острота конфликта, динамичность и строгая логика развития музыкальной мысли – все это определяет его облик как композитора симфониста. Симфонические произведения, отличающиеся напряженной музыкальной драматургией.

    5. В творчестве Шостаковича получили развитие разнообразные типы симфонии -  от героико-драматического до эпического и комического, он также реализовал право художника наших дней на трагедию. По охвату жанров и амплитуде содержания его симфоническое творчество поистине универсально. И небывало активно по вторжению в жизнь, по общественному резонансу.

    6. Использует традиции мировой  музыкальной классики. 

    7. Использует самые различные выразительные средства, сложившиеся в разные исторические эпохи. Большую роль в его  мышлении играют средства полифонического стиля.  Это сказывается в фактуре, характере мелодики, в приемах развития. Он часто использует гомофонно - гармонический  стиль в своих произведениях.

     8. В мелодики композитора, исторически связанная с импровизационными жанрами (фантазии, токкаты) часто встречается патетическая декламационность.  Используются жанровые особенности менуэта.

    9.В музыке сочетается эпическая широта, драматизм и тонкая лирика.

    10.Композитор создал глубоко самобытный стиль, опираясь на традиции М. Мусоргского, И.С. Баха, Л. Бетховена, Г. Малера.

    11. Он во многом  преобразовал традиционные ладовые системы и создал индивидуально-авторские.  

    12. Выдающийся мастер полифонии. В своих произведениях применял различные формы полифонии (фуги,  пассакалья) и приемы развития (имитация, каноны)

    13.Выдающийся мастер оркестра. Огромное выразительное значение, в произведениях композитора, имеет драматургия оркестровых тембров. Д.Д.Шостакович оркестровал произведения Мусоргского: оперы «Борис Годунов», «Хованщина», вокальный цикл «Песни и пляски смерти».

    14. Гуманистическая направленность творчества сближает Шостаковича со многими большими художниками, но «вечная тема» раскрывается в его музыке по-новому: предельно-обобщенно и в то же время необычайно конкретно. Зло «фантастически-грандиозных масштабов» и в то же время пронзительно-реальное. Такого сочетания до Шостаковича музыка не знала.


    написать администратору сайта