Главная страница
Навигация по странице:

  • Разумное начало

  • Страстное начало

  • Гносеология (учение о познании) Платона

  • Проблема государства в философии Платона

  • Доклад по философии Платона. Платон. Биография Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагают, что Платон родился в 427 году до н э. в Афинах или


    Скачать 32.99 Kb.
    НазваниеБиография Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагают, что Платон родился в 427 году до н э. в Афинах или
    АнкорДоклад по философии Платона
    Дата10.11.2020
    Размер32.99 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПлатон.docx
    ТипБиография
    #149365

    Человек — существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях

    «раз что-то не гибнет ни от одного из этих зол — ни от собственного, ни от постороннего, то ясно, что это непременно должно быть чем-то вечно существующим, а раз оно вечно существует, оно бессмертно»

    раз счастье гражданина не есть ценность, то для счастья полиса к отдельному человеку могут быть применены меры физического воздействия

    Плато́н - крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы - Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон - первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются «Апология Сократа», «Пармелид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы».

    Биография

    Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагают, что Платон родился в 427 году до н. э. в Афинах или Эгине 

    Настоящее имя Платона — Аристокл.

    Платон родился в семье, имевшей аристократическое происхождение, род его отца, Аристона, восходил, согласно легендам, к последнему царю Аттики Кодру, а предком матери, Периктионы, был афинский реформатор Солон.

    В юности он заводит дружбу с учеником Гераклита - Кратилом, который заражает Платона своими идеями и становится его первым учителем. Около 408 года до н. э. Платон познакомился С Сократом, он стал одним из его учеников философии; до этого он изучал стихотворчество. Сократ является неизменным участником практически всех сочинений Платона, написанных в форме диалогов между историческими и иногда вымышленными персонажами. После смерти Сократа в 399 г. до н. э. Платон с некоторыми другими учениками переселяется в Мегару, к предыдущему студенту Сократа, Евклиду.

    Там Платон отдаётся диалектическим вопросам об основах бытия и познания. Из Мегары, по всей вероятности, он предпринимает свои первые путешествия, между которыми более достоверны поездки в Кирену к математику Феодору и в Египет — предполагаемый очаг всякой мудрости. Есть указания на возвращение его в Афины в 394 году. В 389 году отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами.

    «Платон отправлялся впоследствии в Сицилию, чтобы с помощью Дионисия Сиракузского основать там идеальное государство. Принятый сначала хорошо, философ скоро отсылается с бесчестием и даже, по некоторым свидетельствам, продаётся в рабство, из которого позже освобождается.

    В 387 или 386 году Платон возвращается в Афины, где начинает собирать вокруг себя кружок учеников, с которыми беседует о философии в пригородном публичном саду близ Афин и устанавливает Академию. В 367 или 366 г. до н. э., после смерти Дионисия Старшего, его сын и преемник Дионисий Младший приглашает философа, обещая стать его верным учеником. Сначала мечта Платона о юном тиране, управляющем обществом под руководством истинного философа, как будто сбывается. Но скоро Дионисию надоедает философское наблюдение, он начинает негативно относиться к Платону и выгоняет его[4]. В 361 году Младший снова призывает Платона, и снова его обманывает, так что 70-летний Платон принуждён бежать из Сиракуз[4].

    По древним преданиям, Платон умер в день своего рождения в 347 году до н. э. Его похоронили в Академии. Считается, что он был погребён под именем Аристокл.

    Основные положения онтологии Платона

    Платон — первый философ, чьи сочинения сохранились не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью.

    Платон описывал свое видение мира такой красивой аллегорией:

    «Представьте, что есть пещера, а в ней живут люди, уверенные, что это и есть их реальный большой мир. И эти люди уверены, что тени на стене пещеры – это настоящие вещи и события. Так и мы, видим не реальность, а лишь тени, проекции из идеального мира.

    Каждая вещь на Земле переменчива. Сегодня она одна, завтра другая. И мы не можем познать разумом эти вещи, ведь они меняются. Мы можем иметь только мнение по их поводу.

    Но у каждой вещи есть идея – ее идеальный неизменный образ. Идея сливается с материей и так рождается вещь. Условно, есть идея кувшина, есть материя – они сливаются и получается конкретный кувшин. И изучать разумом можно только идеи.»

    ТРИ СУБСТАНЦИИ

    Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций: «единого», «ума», «души».

    «Единое»: «единое - ничто»

    • · является основой всякого бытия;

    • · не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т.д.);

    • · есть ничто;

    • · выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения;

    • · первоначало всего - всех идей, всех вещей, всей явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).

    «Ум»: «ум - все живое»

    • · происходит от «единого»;

    • · разделен с «единым»;

    • · противоположен «единому»;

    • · является сущностью всех вещей;

    • · есть обобщение всего живого на земле.

    «Душа»:

    • · подвижная субстанция, которая объединяет и связывает единое и ум, а также связывает между собой все вещи и все явления;

    • · также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при «одушевленном» подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа;

    • · душа человека (вещи) есть часть мировой души;

    • · душа бессмертна;

    • · при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;

    • · постоянство души смена телесных форм - естественный закон Космоса.

    Дуализм души и тела


    В философии Платона имеются признаки дуализма. Платон часто противопоставляет душу и тело как две разнородные сущности. Платон был первым, кто попробовал доказать бессмертие души. Тело — разложимо и смертно, а душа — вечна. Согласно учению, изложенному в диалоге «Государство», в отличие от тела, которое можно погубить, душе ничто не может помешать существовать вечно. Если мы согласимся, что вред душе наносит порок и нечестие, то даже и в этом случае остаётся признать, что порок не приводит душу к смерти, а просто извращает её и делает её нечестивой. То, что неспособно погибнуть ни от какого зла, можно считать бессмертным: Бессмертие Души Платон аргументирует во многих своих произведениях

    Первый аргумент в пользу бессмертия души


    Первое доказательство бессмертия души получило название «циклического», поскольку основано на понятии противоположностей. Поскольку противоположности предполагают наличие друг друга — так, большее возможно только при наличии меньшего, а сон возможен только при наличии бодрствования, — таким образом, смерть подразумевает наличие бессмертия.

    Второй аргумент в пользу бессмертия души


    Второй аргумент в пользу бессмертия души основан на учении о знании как припоминании. В сознании человека наличествуют универсальные понятия, такие, как «красота сама по себе» или «справедливость сама по себе». Эти понятия указывают на абсолютные сущности, существующие вечно. Если душа знает о них, то душа человека существовала и до того, как сам человек рождается на свет. Душа не могла бы получить знание о бессмертных и вечных сущностях, если бы сама не была бессмертной и вечной.

    Третий аргумент в пользу бессмертия души[править | править код]


    Третий аргумент связан уже с доказательством разнородности души и тела. В диалоге постулируется наличие двух видов сущего. К первому относится всё зримое и разложимое, ко второму — безвидное, то есть недоступное чувствам, и неразложимое. Как очевидно, тело это то, что зримо и постоянно изменяется. Следовательно, тело — сложно по природе, и в нём нет ничего простого и неразложимого. Именно поэтому тело и смертно. А душа безвидна и влечётся к познанию вещей вечных и неизменных.

    Далее по ходу рассуждения Платон замечает «Когда душа и тело соединены, природа велит телу подчиняться и быть рабом, а душе — властвовать и быть госпожою.

    Четвёртый аргумент в пользу бессмертия души


    Если дать определение души, то она есть подлинная причина существования тела. Такая причина называется Платоном эйдосом или идеей. Сама телесность не может считаться причиной существования человека.

    Платон вводит этические и религиозные моменты в своё учение о бессмертии души. Так, в частности, он упоминает о возможности посмертных наказаний и наград душе за её земные свершения. В диалоге «Государство» он приводит мифологическое сказание о посмертных судьбах человеческих душ, якобы известное со слов некоего памфилийца Эра, который перед погребением вдруг ожил и рассказал, что он там видел»

    У нас в голове есть идеальные идеи. Абсолютная справедливость, божественная красота. Их нет в природе, но у нас есть такие образы, существующие вечно.

    Откуда мы знаем о них с рождения? Все потому, что мы рождаемся с душой, которая уже в курсе идеальных образов, которые в ней заложены.

    Три части души

    Платон выделяет три начала души:

    В своём диалоге «Федр» он даёт знаменитый образ колесницы души, где разум уподобен колеснице Бога, а два коня его: светлый – волевая часть души, а темный – страстная, эмоциональная.

    1. Разумное начало, обращённое на познание и всецело сознательную деятельность.

    2. Яростное начало, стремящееся к порядку и преодолению трудностей. Платон замечает, что яростное начало особенно заметно в человеке, «когда он считает, что с ним поступают несправедливо, он вскипает, раздражается и становится союзником того, что ему представляется справедливым, и ради этого он готов переносить голод, стужу и все подобные этим муки, лишь бы победить;

    3. Страстное начало, выражающееся в бесчисленных вожделениях человека. В диалоге Платона «Государство» говорится, что начало, «из-за которого человек влюбляется, испытывает голод и жажду и бывает охвачен другими вожделениями, мы назовём началом неразумным и вожделеющим, близким другом всякого рода удовлетворения и наслаждений.

    Платоническая любовь


    По мнению Платона, у любви тоже есть своя идея. Та самая, которая вечная. Это и есть разумная любовь.

    А есть та, что падка на физическую красоту. Телесная и репродуктивная. Вот она переменчива и быстро угасает.

    Философ считал истинной только вечную духовную любовь, а термин «платоническая любовь» в этом контексте и дожил до наших дней.

    Каждый человек изначально склонен к той или иной деятельности. Воин – воюет, ремесленник – производит товары, аристократ управляет. Все проблемы, считает Платон, из-за того, что люди в реальном государстве оказываются не на своих местах.

    Надо заниматься своим делом и не лезть в чужие дела, - это и есть основа идеального справедливого государства!

    Во многих сочинениях философа проводится мысль о том, что бытием в подлинном смысле слова можно назвать только абсолютные сущности, сохраняющие своё бытие безотносительно пространства и времени. Такие абсолютные сущности называются в сочинениях Платона идеями, или эйдосами.

    В диалоге Платона «Тимей» главный рассказчик приходит к положению, согласно которому решение онтологического вопроса всецело зависит от того, как мы решаем вопросы теории познания. Если мы соглашаемся с тем, что истинное познание касается только вечного и неизменного бытия, а касательно изменяющегося и временного не может быть истинного знания, но только лишь мнение, то следует признать автономное существование идей.

    Во-первых, есть тождественная ИДЕЯ, нерожденная и негибнущая, ничего не воспринимающая в себя откуда бы то ни было и сама ни во что не входящая, незримая и никак иначе не ощущаемая, но отданная на попечение мысли.

    Во-вторых, есть нечто подобное этой идее и носящее то же имя — ощутимое, рождённое, вечно движущееся, возникающее в некоем месте и вновь из него исчезающее, и оно воспринимается посредством мнения, соединенного с ощущением.

    В-третьих, есть ещё один род, а именно ПРОСТРАНСТВО: оно вечно, не приемлет разрушения, дарует обитель всему роду, но само воспринимается вне ощущения, посредством некоего незаконного умозаключения, и поверить в него почти невозможно.(диалог «Тимей»)

    В диалоге «Парменид» Платон критикует кардинальное противопоставление «мира идей» и «мира вещей». В этом диалоге персонаж, призванный изображать исторически существовавшего философа Парменида, берётся доказать нелепость утверждения о том, что идеи существуют отдельно от вещей.

    Итог «Парменида» свидетельствует о том, что вопрос о существовании идеи есть вопрос о существовании единого вообще. Если единое существует, оно не может оставаться единым в строгом смысле этого слова. 

    Благо

    В диалоге «Государство» даётся концепция об идее блага как высшем объекте познания. Само слово «благо» означает не просто нечто, оцениваемое этически положительно, но и онтологическое совершенство, например, добротность конкретной вещи, её полезность и высокое качество. Благо нельзя определять как удовольствие, потому что приходится признать, что бывают дурные удовольствия. Благом нельзя назвать то, что только приносит нам пользу, потому что это же самое может нанести вред другому. Благо Платона — это «благо само по себе».

    Платон уподобляет идею блага Солнцу. В видимом мире Солнце является необходимым условием как того, что объекты становятся доступными зрению, так и того, что человек получает способность видеть предметы. Ровно так же в сфере чистого познания идея блага становится необходимым условием как познаваемости самих идей, так и способности человека познавать идеи.

    ИДЕАЛИЗМ

    Платон является основателем идеализма.

    Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:

    • материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

    • окружающий мир («мир вещей» также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

    • реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

    • чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

    • любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна и т.д.);

    • весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

    Эйдос у Платона понимается как главная суть явления или вещи, характеризующая её уникальность и кроме того он является эталоном, наилучшим образцом

    УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ

    Всё, доступное познанию, Платон в VI книге «Государства» делит на два рода: Чувственно-воспринимаемое и умопостигаемое

    Чувственно-воспринимаемое  вновь делится на два рода — сами предметы и их тени и изображения. С первым родом соотносится вера (способность обладать непосредственным опытом), со вторым — уподобление. Взятые вместе, эти способности составляют мнение. Мнение не есть знание в подлинном смысле этого слова, поскольку касается изменчивых предметов, а также их изображений.

    Сфера умопостигаемого также делится на два рода — это идеи вещей и их умопостигаемые подобия. Идеи для своего познания не нуждаются ни в каких предпосылках, представляя собой вечные и неизменные сущности, доступные одному лишь разуму. Ко второму роду относятся математические объекты. Согласно мысли Платона, математикам лишь «снится» бытие, поскольку они используют выводные понятия, нуждающиеся в системе аксиом, принимаемых бездоказательно. Способность производить такие понятия есть рассудок. Разум и рассудок вместе составляют мышление, и лишь оно способно на познание сущности.

    Главным методом познания Платон называет диалектику, которую он определяет как познание самих сущностей вещей. В диалоге «Государство» собеседники приходят к выводу, что занимается диалектикой лишь тот, кто, «делает попытку рассуждать… посредством одного лишь разума, устремляется к сущности любого предмета и не отступает, пока при помощи самого мышления не постигнет сущности блага. Так он оказывается на самой вершине умопостигаемого, подобно тому как другой взошёл на вершину зримого»

    Гносеология (учение о познании) Платона

    Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:

    • · поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать прежде всего «чистые идеи»;

    • · «чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение);

    • · высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные - образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи».

    ГОСУДАРСТВО

    Основными политическими произведениями Платона являются трактаты «Государство», «Законы» и диалог «Политик».

    «Государство»

    Происхождение государства вполне правдоподобно: разделение труда приводит к обмену между людьми, а обмен удобен, если жить вместе. Мысль о разделении труда и лежит в основе платоновской утопии.

    политический идеал Платона — это стабильность государства. Чтобы оно было стабильным, требуется стабильность в обществе, каждый выполняет собственную работу — это справедливо. Неравенство сословий — это тоже нормально, ведь счастье отдельного человека для счастья полиса не значит ничего

    Проблема государства в философии Платона

    Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично для предшественников - Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества). Платон выделяет семь типов государства:

    • идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадает необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств. Среди шести существующих типов Платоном указываются:

    • · монархия - справедливая власть одного человека;

    • · тирания - несправедливая власть одного человека;

    • · аристократия - справедливая власть меньшинства;

    • · олигархия - несправедливая власть меньшинства;

    • · демократия - справедливая власть большинства;

    • · тимократия - несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.

    Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия - власть большинства - редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только !Аристократия и Монархия!.

    Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану:

    • · все население государства (полиса) делится на три сословия - философы, воины, работники;

    • · работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;

    • · воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости - участвуют в военных действиях;

    • · философы (мудрецы) - разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;

    • · философы и воины не должны иметь частной собственности;

    • · жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;

    • · не существует брака, все жены и дети общие;

    • · допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.

    В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены.

    Позже Платон в «Законах» опишет иную утопию и другой государственный строй — аристократическая республика или аристократическая монархия.

    • 4 класса, в зависимости от имущественного ценза,

    • 5040 граждан и сложнейшая система управления.

    • допускается личная собственность, деньги, разрешено создание семьи для всех сословий[24].

    • значительное усиление контролирующей роли государства, строжайше регламентирующего все общественные отношения.

    Платон различал два вида государственного устройства аристократического управления:

    1. над всеми стоят правители.

    2. все подчиняются законам.

    На страже законов стоит система правосудия. И без истинного правосудия государство перестаёт быть государством.

    Аристократическое государство может стать монархическим, если среди правителей выделится кто-нибудь один (царская власть).

    Если же будет несколько правителей, то государство будет республиканским (аристократическое правление).

    Важнее непосредственно законодательная мысль «Законов»: раз счастье гражданина не есть ценность, то для счастья полиса к отдельному человеку могут быть применены меры физического воздействия. Таким образом, санкция со времен Платона становится неотъемлемым признаком позитивного закона.


    написать администратору сайта