Биологические признаки
| Социальные признаки
| Психологические признаки
| Духовные признаки
| Мужчина среднего роста, широкоплечий и коренастый, зрелых лет.
Ему можно было дать от сорока шести до сорока восьми лет.
Пот, жара, продолжительная ходьба и пыль прибавляли нечто жалкое к общему виду неряшливости. После каторги. Выражение его глаз было смелое, сердитое, утомленное и грубое.
Жан Вальжан был человек темный, но это не был дурак.В нем светилась искра природного ума. В известных случаях знание и просвещение могут быть орудиями зла.
Таким образом, в продолжение девятнадцатилетней пытки и рабства эта душа развивалась и притуплялась одновременно. С одной стороны в нее входил свет, с другой — тьма.
физически был сильнее всех своих товарищей по каторге. За работой, нужно ли было свить канат или тащить баржу бечевой, Жан Вальжан стоил четырех человек. Он поднимал на спину и носил неимоверные тяжести. Однажды, когда исправляли балкон тулонской ратуши, одна из великолепных кариатид* работы архитектора Пюже*, поддерживающих балкон, отошла от стены и чуть не повалилась. Жан Вальжан, бывший тут, подпер плечом кариатиду и дал возможность рабочим подоспеть вовремя. Провидение, он почувствовал, что стал безбожником.
Его гибкость превышала его силу. Подняться по отвесной линии и находить точки опоры в незаметных выступах было игрушкой для Жана Вальжана.
| Он потерял отца и мать в раннем возрасте. Воспитывался сестрой, которая потеряв мужа, воспитывала одна семирых детей.
Старшему из детей было восемь лет, младшему год. Жану Вальжану минуло двадцать пять. Он заменил сиротам умершего отца и помогал воспитавшей его сестре. Он выполнял это просто как долг, даже с некоторой грубостью. Его молодость расходовалась таким образом на тяжкий и плохо оплачиваемый труд. Никогда за ним никто не знал никакой "зазнобы". Влюбляться было некогда.
Жан Вальжан попал на каторгу с ужасом и слезами, вышел оттуда — равнодушным. Он попал туда в отчаянии, а вышел — мрачным
| Жан Вальжан был по характеру задумчив, но не грустен, что свойственно натурам привязчивым. В целом это было существо довольно сонное и незначительное, по крайней мере по наружности. Он говорил мало и не смеялся никогда. Только чрезвычайное возбуждение вызывало в нем два или три раза в год ужасный хохот каторжника, походивший на эхо демонического смеха.
Попытки к бегству Жана Вальжана, последовательные или упорные, служили внешними проявлениями этой внутренней переработки, совершаемой законами над человеческой душой. Жан Вальжан готов был повторять эти попытки, бесполезные и безумные, столько же раз, сколько к ним представлялся случай, не задумываясь ни на минуту над результатом и над предшествовавшими опытами. Он бежал стремительно на волю, как волк, когда забудут запереть его клетку. Инстинкт говорил ему: "Беги!" — Рассудок подсказал бы ему: "Останься!" Но перед сильным искушением рассудок молчал, оставался один инстинкт. Действовал исключительно зверь. После поимок новые строгости усиливали в нем только это одичание.
| Переходя от страдания к страданию, он мало-помалу дошел до убеждения, что жизнь — война и что он побежденный в бою. У него было одно оружие — его ненависть. Он решил отточить его на каторге и унести с собой в мир.
Он возвел себя в судьи — и судил самого себя.
Он не признавал себя невиновным, неправильно наказанным.
Он признался себе, что совершил насильственный и предосудительный проступок. Что, быть может, ему и не отказали бы в хлебе, если бы он попросил. Что во всяком случае лучше было дождаться милостыни или работы, чем сказать себе: "Голод не ждет!
Он спрашивал себя, вправе ли общество налагать на своих членов взыскание в одном случае за свою безумную беспечность, в другом — за свою неумолимую предусмотрительность и ставить несчастного человека в тиски между недостатком с одной стороны и избытком с другой — недостатка в работе и избытка в строгости.
Нет ли вопиющей несправедливости со стороны общества обрушиваться таким образом на членов, хуже всех оделенных при случайном распределении благ и, следовательно, заслуживающих снисхождения более других.
Поставив и разрешив эти вопросы, он принялся судить общество и обвинил его.
Он приговорил его к своей ненависти.
Печально сказать, что после суда над обществом, бывшим причиной его несчастья, он привлек к суду Провидение, создавшее общество, и осудил и Его. Он возложил на общество ответственность за свою судьбу и сказал себе, что он не поколеблется потребовать от него отчета при случае.
У Жана Вальжана, натура была не дурная. Попав на каторгу, он был еще добрым. Уже там, когда он осудил общество, он почувствовал, что становится злым; когда он осудил.
Сквозь болезненные ощущения недоразвитого характера и подавленного ума он смутно чувствовал над собой присутствие чего-то чудовищного. В той полутьме, среди которой он пресмыкался, каждый раз, когда он поворачивал голову и силился взглянуть наверх, он видел над собой с ужасом, смешанным с бешенством, целую гору, вздымающуюся до бесконечности, целое здание нагроможденных предметов: законов, предрассудков, людей и фактов, контуры которых он не мог уловить, но устрашавших его своей массой и бывших не чем иным, как величественной пирамидой, именуемой нами цивилизацией
| Мотивы совершения преступления: объективные голод, ранняя потеря родителей, отсутствие образования и как следствие низкооплачиваемая, тяжелая работа, материальное обеспечение не было достаточным для покрытия всех расходов семьи, отсутствие государственных мер поддержки, жестокое обращение с работниками. Таким образом, преступление стало результатом отсутствия у героя иного выхода из ситуации, т.е. изначально это не был какой-то показательный акт обществу.
Субъективные причины: отсутствие правильно сформированных ценностей, недоверие к обществу, Жан-Вальжан в нем видел врага, но не друга, это и стало причиной почему изначально не попросил хлеба у пекаря, а сразу решил совершить кражу, нехватка любви, когда он совершил преступление, ему было 25 лет, т.е. это был молодой человек, в этом возрасте человек стремиться создать семью, однако у героя не было даже физической возможности для этого.
4. План
1.Формирование мотивации на эффективное социально-психологическое поведение.
2.Формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение. У каждого человека должна быть возможность поделиться своими бедами, печалями, радостями, ощутить поддержку «значимого другого».
3.Формирование мотивации на изменение дезадаптивных форм поведения. Преступник должен понять, что деструктивность его поведения мешает ему нормально жить, разрушает и уничтожает его. Для этого необходимо осознать свои реальные чувства, преодолеть те психологические защиты, которые личность выстраивает для ухода от решения проблем, осознать свои поведенческие проявления и захотеть изменить их на более адекватные формы поведения.
4.Поощрение стремления преступника к прекращению деликвентного поведения.
В работе напротив, можно обнаружить, что выйдя с каторги, общество всеми способами показывало Жан-Вальжану свое презрение, вплоть до отказа в обеде, ночлеге в трактире, только доброта священнослужителя к нему, не смотря на то, что он совершил кражу у него в доме, помогла герою встать на путь исправления.
Произведение В.Гюго «Отверженные» |