Этика. Биомедицинская этика или биоэтика есть сфера нормативной регу
Скачать 17.54 Kb.
|
Биомедицинская этика или биоэтика есть сфера нормативной регу ляции, предметом которой являются отношения, затрагивающие жизнь, здо ровье человека, опосредованные мировоззренческими установками о досто инстве личности, свободе как автономии личности, свободе совести. В кон цептуальном измерении биоэтика есть антропологическое учение о мере возможного вмешательства человека в его биологическую природу. Теорети ко-правовые парадигмы познания биоэтики классифицируются по основанию доктринальной интерпретации природы человека и группируются в соответ ствии с решением проблемы о доминанте духовного либо природного начал. В историко-правовом контексте существуют два подхода к решению указанной проблемы. Первый из них, основываясь на контексте европейского правового гуманизма, обосновывающего в качестве базовой ценности уни версальность и автономию личности, ее права и свободы, коренящиеся в аб солютизации биологической природы человека, легитимирует биоэтику как нормативное обоснование возможности медико-биологической трансформа- ции человеческого организма, обусловленной необходимостью его совершенствования. Второй представляет собой религиозно-консервативное обоснование духовности как доминанты человеческой природы, сущности человека и, исходя из креационистских установок, обосновывает недопустимость подобных трансформаций как противоречащих религиозной этике. Современные открытия в биомедицинской сфере являются предпосылкой реконструкции традиционных правовых и нравственных ценностных ориентации и установок. Такая реконструкция коснулась не только сферы научного мировоззрения, но и этической сферы, обнажила множество проблем в сфере защиты и реализации прав человека. Противоречие между современным мировоззрением и классическим пониманием прав человека следует рассматривать как одну из важнейших проблем нормативного регулирования медицинских инноваций. В условиях постмодернистского отрицания абсолютных нравственных ценностей в современной юридической антропологии биомедицинские инновации интерпретируются в контексте этики общества потребления, где смысл человеческой жизни редуцируется к получению материальных благ и гедонизму. Значение биоэтики как системы нормативной регуляции обусловлено совокупностью проблем и противоречий, возникающих в связи с правовым регулированием применения современных медицинских технологий. Современное право как нормативная система ограничено в своих возможностях решать проблемы регулирования отношений, связанных с защитой права на жизнь и здоровье, на свободу и личную неприкосновенность в процессе правового регулирования эвтаназии, абортов, трансплантации человеческих органов и тканей, вмешательства в геном человека. В случае правовых пробелов концепции и нормы биоэтики могут выступать в качестве регулятивных средств, решая задачу предупреждения конфликтов и социокультурных различий понимания сущности права человека на жизнь и здоровье в различных национальных правовых системах. Право на жизнь определяется ценностными установками государст венной политики, историко-культурным и духовно-нравственным контек стом формирования правовой системы, совокупностью целей, идей и прин ципов, составляющих его содержание, детерминированное исторически сло жившимися культурными, политическими и юридическими условиями его защиты в правоохранительной системе государства. Противоречие между этическим и правовым регулированием эвтаназии и абортов в России является свидетельством нестабильности ее правовой системы, коренящейся в коллизии концептуально-правовой и доктринально-этической интерпретации права на жизнь. Преодоление данного противоречия связано с выработкой новых правовых норм, принятием законодательных и иных нормативно-правовых актов, устанавливающих когерентность отношений правового и этического значения права на жизнь, а также учитывающих религиозные нормы традиционных российских конфессий в их самобытном восприятии ценности человеческой жизни. Неразработанность основ правового регулирования прав человека в сфере трансплантации человеческих органов, генной инженерии, связанной с экспериментами над человеком, некоторые другие права следует рассматривать как существенный пробел в правовом регулировании данной сферы отношений. Это объясняется отсутствием правового определения совокупности прав, отно сящихся к человеческой телесности - личностных прав человека. В данном контексте современные медицинские биотехнологии, как правило, являются нарушением личностных прав человека, которые следует рассматривать как право на жизнь и достоинство личности, право на свободу и личную неприкос новенность, свободу совести. Задачей законотворчества в данной сфере являет ся разработка юридических механизмов защиты и реализации данных прав, обоснования их ценности в системе прав и свобод человека. Консервативная интерпретация правового регулирования биомедицин ских технологий в контексте российского демографического кризиса приобре тает особую актуальность и является доктринальным источником формирова- ния юридических механизмов защиты демографической безопасности. Современная концепция демографической политики России должна включать положения, дающие отрицательные оценки абортам, эвтаназии и генной инженерии, механизмы законодательной реализации данных положений. |