Бытие и проблема субстанции
Скачать 43 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Полное наименование вуза» (аббревиатура вуза) Указание филиала, города, указывающем расположение филиала Кафедра _________________________________________________ ЭССЕ На тему: Бытие и проблема субстанции Выполнил(-а) студент(-ка) Группы _______, обучающийся (-аяся) По специальности «____», Фамилия И.О. ___________________________________ Принял: ____________________________________. г. _____________ 2021 Содержание 1. Понятие бытия. Основные формы бытия……………….……………...3 2. Движение как способ существования материи………………………..4 3. Пространство и время как формы существования материи…………..4 4. Философское понимание проблемы единства мира…………………..5 Литература………………………………………………………………….6 1. Понятие бытия. Основные формы бытия. Понятие бытие возникло из стремления познавать окружающий человека мир как единое целое. С его помощью дается ответ на важнейший мировоззренческий вопрос о том, что есть мир. Бытие есть интегральная характеристика мира, утверждающая целостность его через его существование. Понятие бытие охватывает не только предметы природы, но и мысли, разные психические состояния, сновидения, фантазии, заблуждения, устремления и т. п. В понятии бытия происходит абстрагирование от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты – существования. Таким образом, под бытием понимается всеохватывающая реальность. Бытие есть все то, что существует. Оно включает в себя и Дух и Материю как единое начало. Проблема субстанции в философии. Смысл и философское содержание категорий «материя» и «дух», их соотношение. В предыдущих двух вопросах мы уяснили, что вещи и процессы, свойства и отношения, природа и человек, объективная и субъективная реальность, с одной стороны – это различные области мира, фрагменты действительности. Но с другой стороны, между ними есть нечто общее, прежде всего, то, что они существуют и условием их единства является бытие. Факт бытия, факт существования может быть обоснованием взаимосвязанности и целостности мира, единства материального и духовного. Идея единства всего бесконечного многообразия мира приводит к представлению об общей основе всего существующего. Для обозначения понимания глубокого единства всего существующего в философии выработано понятие субстанции. Субстанция как философское понятие обозначает внутреннее единство многообразия конкретных вещей, свойств и отношений, событий и процессов, посредством которых и через которые она и существует. Согласно Гегелю, субстанция есть «некое бытие во всяком бытии». Понятие субстанции выражает наиболее фундаментальную, саму себя определяющую основу и сущность бытия. Субстанция есть обозначение внутреннего единства реальности безотносительно к её многообразным проявлениям. Субстанция – это нечто, что само себя определяет и способно к самоорганизации и самодвижению. Поэтому довести понятие материи до понятия субстанции – значит, доказать, что материя само организуется и само движется, не нуждается во внешних источниках движения, в качестве которых признавались Бог, Абсолют и т. д. В понимании субстанции как принципа, позволяющего объяснить единство мира и его многообразие философы разделились на монистов, дуалистов и плюралистов. Объяснение, понимание единства мира, исходя из материальной субстанции, называется материалистическим монизмом. Когда в качестве исходного начала в понимании мира берётся дух, сознание, мысль, то есть идеальное начало, то такое учение называется монистическим идеализмом. 2. Движение как способ существования материи Движение – способ существования материи, любое изменение. Свойства движения: Объективность (существование независимости от осознания его человеком), всеобщность (все предметы и явления материального мира находятся в движении), вечность (всегда было и будет), абсолютность (существует всегда, в любое мгновение). Состояние покоя относительно. В движении предмет возникает, развивается, разрушается. Покой же фиксирует момент движения, в результате чего предмет на некоторое время сохраняет свое состояние, свою форму.( Пример: изменение цветка, цвета краски). Движение и покой находятся в диалектическом единстве. Изменение постоянно связано с устойчивостью, а покой изменчив. Покой – момент движения, т.е. он относителен, а движение абсолютно. Движение как способ существования материи проявляется в разнообразных формах. Основные формы движения материи: 1) механическое – перемещение тел (предметов) в пространстве; 2) физическое – взаимодействие элементарных частиц (изучается физикой); 3) химическое – взаимодействие молекул и атомов (изучается химией); 4) биологическое – жизнь во всех ее проявлениях, форма существования белковых тел (изучается биологией); 5) социальное – связано с социальными изменениями. 3. Пространство и время как формы существования материи. В нашей повседневной практике пространство и время – это нечто простое и очевидное. На самом деле это совсем не так. Осваивая мир, человек первоначально воспринимает его на чувственно-созерцательном уровне. На этом уровне материя, движение, пространство и время неотделимы друг от друга. Никто и никогда не воспринимал ни чистого пространства, ни чистого времени, материальные тела вне пространства и времени не представимы. С этими выводами согласится каждый, однако не каждый сможет ответить на вопрос, что же такое пространство и время? Этот вопрос действительно труден, ибо сама философия на протяжении более чем двухтысячелетнего периода своего развития искала на него ответ. В истории философии существовали две конкурирующие между собой концепции, вскрывающие сущность пространства и времени: субстанциональная и реляционная. Родоначальник субстанциональной концепции – Демокрит ( по проблеме пространства) и Платон (во взглядах на время) – трактовали пространство и время как самостоятельные (субстанциональные) сущности, не зависимые ни от ни от материи, ни друг от друга. Демокрит ввёл представление о реальном существовании пустоты как вместилища атомов. Согласно учению Демокрита и его последователей Эпикура и Лукреция Кара, пространство – объективно, однородно, бесконечно. Оно пустое вместилище совокупностей атомов. Время отождествимо с вечностью – это чистая длительность, равномерно текущая от прошлого к будущему. Время есть вместилище событий. Пространство – это такая форма бытия материи, которая выражает её протяжённость, структурность, взаимное расположение материальных объектов и их элементов (частей), а также их взаимодействие. Время – философская категория, которая выражает продолжительность сосуществования (бытия) вещей и процессов, последовательность смены их качественного состояния. 4. Философское понимание проблемы единства мира. Знакомясь с предыдущим материалом, мы приходим к пониманию того, что мир бесконечно многообразен в своих качественных и количественных проявлениях. Из бесчисленного множества различных состояний и структурных уровней реальности (бытия) мы рассмотрели лишь только малую часть, наиболее видимую и доступную сегодня нашему познанию. Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается ощущениями его, т.е. человек может познавать ее. Качественное разнообразие материи представлено в ее видах: Вещество - твердое, жидкое, газообразное, плазма и поле -электромагнитное, гравитационное, ядерное, торсионное. Свойства материи: объективность, вечность, неисчерпаемость. Литература 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. Изд-е 3-е, перераб. и доп. - М.: 2000. С. 254-272. 2. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности: Цикл лекций-очерков с приложениями: Учеб. пособие для студ. высш. уч. завед. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – С. 61-83. 3. Бучило Н.Ф,, Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. – СПб, 2004. 4. Ермакова Е.Е. Философия. – М., 2004. 5. Основы философии: Учеб. Метод. Пособие для вузов. / Под общ. ред. Н.И. Гаврилова. – Киев: Изд-во «Манускрипт», 1997. – С. 103-110. 6. Пекарик А.М. Фiлософiя: Пiдручник. – К.: Промiнь, 2004. – С. 315 348. 7. Петрущенко В.Л. Філософія: Курс лекцій. - , 2002. 8. Философия: Учеб. пособие / Отв. ред. В.П. Кохановский. – 6-е изд-е… - Ростов н/Д., 2003. – С. 229-286. |