Факультет: Управления
Кафедра философии и политологии
Направление подготовки / специальность: Государственное и муниципальное управление
Направленность (профиль) / специализация: Региональное управление
РЕФЕРАТ
по дисциплине:
| Философия
| на тему:
| «Бытие как основная категория философии»
|
|
|
|
|
|
| АВТОР
|
|
| Обучающийся 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| _____________ ________________________
|
|
| (подпись) (фамилия, инициалы)
|
|
|
|
|
| РУКОВОДИТЕЛЬ
|
|
| кандидат философских наук, доцент
|
|
|
|
|
| оценка ________________________________
|
|
| «_____» __________________ 20____ г.
|
|
| (дата защиты)
|
|
| _____________ _________________________
|
|
| (подпись) (фамилия, инициалы)
|
Нижний Новгород, 2021 г.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ Проблема Бытия так или иначе проявляется в любых философских рассуждениях. Многие мыслители задумывались о том, что есть Бытие. Это понятие появилось с возникновением философии. Глубина его поистине бездонна.
В обыденности слово «бытие» означает жизнь, существование. В философии понятию бытия придаётся максимально обобщённый и универсальный характер.
Ученые философы заинтересованы в познании всей совокупности существующего. Например, это могут быть и вещи, которые имеют определенные свойства, а могут и разного рода явления сознания, разума или духа. При этом всеми общими и не общими чертами определенных явлений материальной и духовной реальности можно пренебречь. Каждая вещь, каждый процесс, каждое свойство либо отношение, каждая мысль существует.
Бытие – одна из важнейших категорий философии. Она фиксирует и выражает проблему существования в ее общем виде.
Слово «бытие» происходит от глагола «быть»». Но как философская категория «бытие» появилась только тогда, когда философская мысль поставила перед собой проблему существования и стала анализировать эту проблему. Философия имеет своим предметом мир как целое, соотношение материального и идеального, место человека в обществе и в мире.1
Другими словами, философия стремится выяснить вопрос о бытии мира и бытии человека. Поэтому философия нуждается в особой категории, фиксирующей существование мира, человека, сознания.
Вопрос бытия имел, имеет и будет иметь всегда высокую актуальность, ибо философия не добралась до полного и исчерпывающего понимания сущности бытия.
Тема имеет внушительную степень научной разработанности. Ее исследованием занимались такие философы как: Парменид, Платон, Аристотель, Рене Декарт, Джордж Беркли, Мартин Хайдеггер и другие.
В работе были использованы труды Г.Ф. Гегеля, К. Маркса, Ф. Энгельса, Ж.П. Сартра и др., а также научные статьи, монографии, учебники современных авторов.
Цель работы - раскрытие и изучение понятия бытия.
Для того чтобы достигнуть цели данной работы, необходимо поставить следующие задачи:
- определить понятие бытия;
- рассмотреть разные подходы к изучению бытия;
- выявить атрибуты бытия;
- рассмотреть формы бытия.
Структура реферата обусловлена целью и задачами работы и включает введение, 4 глав, заключение и библиографический список. ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ БЫТИЯ.
Понятие бытия - самое абстрактное и поэтому самое малосодержательное, но по величине - самое большое, так как под это определение подпадает всё, что как-либо существует во Вселенной (Мироздании), и сама Вселенная, кстати говоря, в том числе, как отдельно взятое сущее. Современная философская литература предоставляет два значения слова «Бытие». В узком смысле слова бытие – это объективный мир, существующий независимо от сознания; в широком смысле – это все существующее: не только материя, но и сознание, чувства, идеи, и фантазии всех людей. Бытие как объективная реальность обозначается термином «Материя».2
Бытие является не всякой из имеющихся вещей, это только то, что в каждой вещи универсально и поэтому выступает лишь одной чертой любой вещи. Используя понятие бытия, человек как бы фиксирует наличие того, что есть в его совокупности. Хотя такого рода фиксация и констатация необходимы, они сами по себе не являются конечной целью познания. Устанавливая истинность какого-либо явления, мы делаем его для себя известным. Однако «то, что известно, еще не есть, поэтому познанное» - писал Гегель. Когда - то человечество не знало, что в структуру бытия необходимо включать электромагнитное поле, «чёрные дыры» (коллапсары), кварки и т.п. Когда факт их существования был констатирован, приступили к главному - изучению их природы. В этой связи философский анализ бытия не может быть сведён лишь к суммарному описанию разных типов существующей реальности: будь это либо неживая природа от микромира до макромира, либо живая природа от живой клетки до биосферы, общество в системе всех его составных частей, человек и ноосфера, человеческое познание во всех его формах проявления.
К тому же проблема описания разных видов реальности и признания их в качестве определённого существующего быть решена лишь в рамках отдельно взятых научных дисциплин и возникающей в результате обобщения их суммарных данных научной картины мира. В основание же философского анализа бытия имеется раскрытие его внутренней природы и универсальных связей всех его составляющих. И первым вопросом выступает вопрос о самой категории бытия как одной из всеобщих абстракций человеческого сознания. 3
Идея бытия служила логическим средствам представления мира как целостного образования еще с зарождения философской мысли. Ее помощь помогла первым философам древности абстрагироваться в своём разуме от всего нескончаемого многообразия вещей и процессов по средствам фиксации в уме того их сходства, что всем им присущ статус существующего, реального. Тем самым признавалось, что мир един, поскольку все его составляющие тождественны по признаку существования, существующей данности. Быть – это всеобщая характеристика мироздания, присущая всему, что входит в его состав. Какие бы события не происходили в мире, он был, есть и будет существовать независимо от сознания и воли людей. Анализ философского понятия бытия предполагает не выявление разных видов действительного бытия, в основании которого лежит трансформация мысли от всеобщего к частному, а раскрытие разных аспектов смысла этого понятия. Таковых аспектов два: предметный и динамический; они легко находятся уже в смысловых оттенках слова «есть». Когда заявляют «роза есть растение», то под этим понимается, с одной стороны, тот факт, что роза – это растение, т.е. представляет собой некую предметную реальность, но с другой, что роза существует, т.е. протекает во времени. Первый смысловой оттенок слова «есть» выражает предметную сторону бытия, второй - динамический. Предметный аспект понятия бытия выражает наличную данность качественной определённости всего, что существует, динамическая сторона бытия заключается в том, что любое бытие - это не только какой-то налично данный предмет, но и существование этого предмета в ходе перемены его состояний и его реализация.4
Понятия «ничто» и «небытие» в истории философии часто отождествлялись и рассматривались как абстракции, которые обозначали отсутствие бытия принципе. Такое их определение кажется ясным, очевидным и понятным до такой степени, что большинство людей не хотят уточнить, что обозначает словосочетание «отсутствие бытия». Когда же спрашивают об этом, то в ответ либо выражают озадаченность по поводу самой возможности непонимания того, что и так очевидно, либо обходятся юмористической тавтологией: отсутствие бытия - это абсолютное отсутствие всякого присутствия, то положение, когда ничего нет.5
Можно представить отсутствие какого - либо частного бытия. Однако невозможно представить полное отсутствие бытия в принципе. Ведь в этом случае необходимо представить то, что не является реальным вообще. А может ли наша мысль выйти за границы реальности как таковой? Если бы ей это удалось, она утратила бы свое предметное содержание и тем самым прекратила бы своё существование. Если в реальности чего-то не существует, нам и в голову не придёт думать об этом.
Беспредметных мыслей нет и не может быть. Уже софисты античных времен это хорошо понимали и даже использовали в построении следующего софизма «Лгать - говорить о том, чего нет. Но о том, чего нет, ничего сказать нельзя. Следовательно, никто не может лгать». В этом парадоксальном силлогизме ложь неверно рассматривается в качестве не имеющего предметного содержания высказывания. Но правильно то, что любое беспредметное суждение в принципе немыслимо, ибо не может быть беспредметного мышления.6
Из этого можно сделать вывод, что даже такие понятия нашего мышления, как «ничто» и «небытие» беспредметными быть не могут, иначе говоря, не могут быть изъяты, изъяты из отношения к реальности. Само собой под ними непросто чистое отсутствие вообще, а отсутствие бытия, мы таким образом опосредованно связываем их содержание с бытием. Отсутствие бытия не есть некое абсолютное пустое пространство, а есть процесс отрицания бытия, который является не чем иным, как переход в иное, становление для себя другим. Рациональное понимание ничто и небытия вероятно только лишь в качестве отрицания, которое является необходимым моментом бытия.7
Как переход в иное отрицание в самом бытии осуществляется либо в виде отношения одного определённого бытия (нечто) к другому, либо в виде процесса изменения, прехождение налично данного бытия, взятого самого по себе. Первое отрицание в философии осмысливается с помощью соотношения понятий «бытие» (нечто) и «ничто», второе - посредствам соотношения понятий «бытие» и «небытие». Это и служит основой для различения понятий «ничто» и «небытие». Обратной стороной ничто выступает бытие как определённое нечто, а противоположностью бытия является бытие как процесс познания, перемены состояний, изменения. Если посредством понятий «нечто» и ничто» осмысливается отрицание на уровне предметного аспекта бытия, то с помощью понятий «бытие» и «небытие» отражается отрицание как процесс перехода в иное на уровне динамического аспекта бытия. Рассмотрим отрицание бытия в форме соотношения нечто и нечто. На уровне предметного бытия отрицание реализуется в виде отношений различия и противоположности. Мир, который понимается как бытие вообще, предстаёт перед нашими глазами в качестве единого целого. Вместе с этим он есть бесконечное множество частных существований. Различие – одна из всеобщих характерных черт всего сущего в мире.8
Всякая вещь, взятая в совокупности своих свойств, есть налично-сущее, то есть нечто, по сути, обладающее качественной и количественной определённостью и автономным бытием.
В границах своего бытия вещь (нечто) является самотождественной и во всех отношениях самостоятельной реальностью, развёртывающейся на паритетных началах с иными вещами, так что её бытие не может быть ни заимствовано, ни передано иными вещами. После своего возникновения всё определённое сущее как бы обречено на бытие в соответствующих пределах. Бытие какой-либо вещи в принципе нельзя продлить за счёт прибавления бытия, заимствованного у другой вещи. Все вещи существуют лишь в границах своего бытия. Так, человек может жить лишь своей жизнью. У него нет шанса взять хотя бы мгновение бытия другого человека и за счёт этого продлить свое существование. Выражение «жить жизнью другого» заключает в себе иной смысл, а именно: воспроизводить содержание жизни другого в содержании своего сознания и жизнедеятельности. В этом плане любой человек живёт жизнью своих близких, родственников, знакомых и массы других людей, жизнью которых он интересуется, вне зависимости от того, являются ли они его современниками или относятся к прошлым поколениям. Однако он, таким вот образом, лишь отражает в своей жизни жизнь других людей, оставаясь при этом полностью в рамках своего индивидуального существования, ничего не прибавляя и не убавляя от собственного бытия, так как реальность он остается все тем же. В отличие от объектов внешнего мира человек как существо, обладающее сознанием и волей, может прекратить своё человеческое (социальное и биологическое) существование, однако и он не способен прекратить своё физическое бытие в качестве объектов материального мира.9
Обладая автономным бытием, равенством с самим собой и с качественной определённостью, всякая данная вещь (нечто) относительно всех других выражается их отрицанием уже в силу только лишь собственного отличия от них. Спиноза выразил эту мысль в афоризме: «всякое определение есть отрицание».10 Всё, что существует за пределами бытия данной определённой вещи, является иным бытием. Это тоже нечто, но такое, которое выступает иным, а не тем же самым, и поэтому заключает в себе отрицание бытия данной вещи. Во Вселенной нет абсолютно одинаковых вещей. Поскольку же в бытии каждой данной вещи отсутствует бытие другой, поскольку каждое данное нечто есть ничто другого нечто. Ничто в реальной действительности, т.о., представляет собой факт существования отношения различия между конечными и единичными нечто. Когда устанавливается, что данная вещь является не совсем то или совсем не то, что представляет собой другая вещь, то первая в отношении ко второй есть ничто последней, и наоборот. Более того, при рассмотрении взаимных отношений вещей всякая из них начинает выступать одновременно в качестве нечто и ничто: она есть определённое налично-сущее и поэтому не есть то, чем являются иные вещи.11 ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФСКОЙ ПРОБЛЕМЫ БЫТИЯ
С полным основанием можно утверждать, что в философии не существует более фундаментальной по значимости и сложной по решению проблемы, чем определение сущности бытия. Важность этого вопроса определяется тем, что именно существования всего сущего было одной из первых проблем, которой начали заниматься античные философы. С тех времен и до сегодняшнего дня эта проблема находится в центре философских исследований, а учение о бытии (онтология), наряду с познанием и антропологией, то есть учением о человеке, продолжают оставаться важнейшими темами философии.12
Впервые понятие бытие как специфическую категорию для обозначения существующей реальности использует древнегреческий мыслитель Парменид (540 — 470 гг. до н. э.). Согласно Пармениду, бытие существует, оно непрерывно, однородно и совершенно недвижимо. Ничего иного, кроме бытия нет. Все это содержится в высказывании Парменида: «следует говорить и думать, что сущее есть, ибо бытие есть, в то время как ничего другого нет».13
Внушительное внимание проблеме бытия уделял Платон, он своим творчеством внес существенный вклад в ее разработку. Платон отождествляет бытие с миром идей, которые выступают подлинными, неизменными, вечно существующими. «То бытие, — спрашивает Платон, — существование которого мы выясняем в наших вопросах и ответах, — что же оно, всегда неизменно и одинаково или в разное время иное? Может ли равное само по себе, прекрасное само по себе, все вообще существующее само по себе, то есть бытие, претерпеть какую бы то ни было перемену? Или же любая из этих вещей, единообразная и существующая сама по себе, всегда неизменна и одинакова и никогда, ни при каких условиях ни малейшей перемены не принимает?» И отвечает: «Они должны быть неизменны и одинаковы».
Существенный вклад в развитие ученой мысли о бытии вносит Аристотель. Аристотель считал, что основу всякого бытия составляет первичная материя, которую однако трудно определить с помощью какой-либо категории, т.к. она в принципе не поддается идентификации. Аристотель дает определение-объяснение первичной материи: «это — бытие, которое существует необходимо; и поскольку оно существует необходимо, тем самым (оно существует) хорошо, и в этом смысле является началом... существует некоторая сущность вечная, неподвижная и отделенная от чувственных вещей: и вместе с тем показано и то, что у этой сущности не может быть никакой величины, но она не имеет частей и неделима..., но с другой стороны, (показано) также, что это — бытие, не подверженное (внешнему) воздействию и не доступное изменению».14
Важнейшей заслугой Аристотеля в разработке проблемы бытия является его идея о том, что реальное бытие становится доступным для познания, благодаря форме, образу, в которой она представляется для людей. Аристотель, что потенциальное бытие, включающее в себя первую материю и четыре основных природных элемента, благодаря форме, образует реальное бытие и делает его доступным для познания. Впервые реально существующее бытие предстает как единство формы и материи.15
Французский философ Рене Декарт закладывает основы дуалистической трактовки бытия. Первичную достоверность всего сущего Рене Декарт признает, прежде всего, в мыслящем Я, в осознанности человеком своей жизнедеятельности. В процессе развития этой мысли, Декарт утверждает, что если отбросить и провозгласить ложным все, в чем можно каким-либо способом сомневаться, легко предположить, что нет бога, неба, тела, но не получиться сказать, что не существуем мы, что мы не мыслим. Было бы противоестественным считать, что то, что мыслит, не существует. А поэтому силлогизм, выраженное словами «Я мыслю, следовательно, существую» является самым первым из всех и самым достоверным из тех, которые перед каждым, кто правильно философствует, предстанут. Не составляет труда определить, что здесь в качестве бытия выступает духовное начало, и в частности, мыслящее Я. Одновременно с этим Декарт признает и другое начало всего сущего, которым у него выступает не материя, которая зависит от сознания и духа. Ее основным признаком, атрибутом является протяженность. Т. о., движение и протяженность являются достоверными характеристиками материальности мира. Значит, бытие у Декарта представлено дуалистически: в форме материальной субстанции и в форме духовной.16
Со стороны субъективного идеализма объясняет сущность бытия английский философ Джордж Беркли (1685—1753). Основа его взглядов заключается в утверждении, что все вещи — это лишь «комплексы наших ощущений», которые первоначально даны нашим сознанием. Беркли утверждал, что реальное бытие, то есть вещей, идей объективно, в реальности, в своем земном воплощении нет, их пристанищем является мысль человека. Хотя Беркли и пытается объективно-идеалистически толковать сущность бытия, в целом его трактовка этой проблемы имеет субъективно-идеалистический характер.17
Основоположники философии марксизма Карл Маркс (1818 —1883) и Фридрих Энгельс (1820—1895) трактуют проблему бытия с точки зрения диалектического материализма. Опираясь на материалистические традиции в толковании бытия, разработанные еще английскими и французскими философами-материалистами, марксизм определяет бытие как материю, существующую бесконечно, в пространстве и времени и независимую от сознания человека. Марксизм констатирует вечность бытия, однако, вместе с тем признает начало, возникновение и конечность конкретных вещей и явлений. Бытие не существует без материи, они вечны и существуют одновременно. Небытие означает не отсутствие бытия, а переход из одной формы бытия в другую.18
Родоначальники марксизма, в отличие от своих предшественников, выделили некоторые уровни бытия и, в частности, природное бытие и общественное бытие. Понятие общественное бытие понимается как совокупность материальной и духовной деятельности человека, то есть «производство самой материальной жизни».
В последующие годы, включая и XX век, принципиальных «прорывов» в толковании бытия практически не было. По сути философы в дальнейшем разъясняли, конкретизировали, расширяли порой достаточно успешно и метко, те идеи и общие положения о бытии, выдвинутые их предшественниками. В качестве примера можно привести толкование бытия одним из наиболее известных мыслителей XX века Мартином Хайдеггером (1883-1976)7).
По Хайдеггеру: «Бытие — вещь, с которой мы имеем дело, но не нечто сущее. Время — вещь, с которой мы имеем дело, но не нечто временное. О сущем мы говорим: оно есть. Вглядываясь в эту вещь, «бытие», вглядываясь в эту вещь, «время», сохраним осмотрительность. Будем говорить не: бытие есть, время есть, но: бытие имеет место, и время имеет место». И дальше: «Бытие никак не вещь, соответственно оно не нечто временное, тем не менее, в качестве присутствования оно все равно определяется временем. Время никак не вещь, соответственно оно не нечто сущее, но остается в своем протекании постоянным, само, не будучи ничем временным наподобие существующего, но времени».19
Таким образом, существует множество разнообразных подходов к пониманию сущности бытия, каждый из которых дополняет и привносит что-то новое в раскрытии данной проблемы. ГЛАВА 3. АТРИБУТЫ БЫТИЯ
Бытие, как философское понятие, имеет свои атрибуты:
- Время
- Пространство
- Энергия
- Вещество
Время — одно из основных понятий физики и философии, одна из координат пространства, вдоль которой протянуты мировые линии физических тел, а также сознание. В философии - необратимое течение (протекающее лишь в одном направлении - из прошлого, через настоящее в будущее), внутри которого происходят все существующие в бытии процессы, являющиеся фактами. Время в диалектическом материализме — это объективно реальная форма существования движущейся материи, которая характеризуется последовательностью развёртывания материальных процессов, отрезанность друг от друга разных стадий этих процессов, их длительность и развитие. 20
Пространство — понятие, используемое (непосредственно или в составе сложных терминов) в естественных языках, а также в таких разделах знания, как философия, физика, математика, и т. д. В повседневном восприятии пространство инстинктивно понимается как арена действий, общие вместилище для рассматриваемых объектов, сущность определенной системы. С геометрической точки зрения, термин «пространство» без дополнительных разъяснений обычно обозначает трёхмерное евклидово пространство. Но в то же время этот термин может иметь иной, более широкий, даже метафорический смысл. Примеры: 1)космическое пространство; 2)воздушное пространство; 3)степное пространство; 4)информационное пространство; 5)межклеточное пространство; 6)личное пространство; 7)пространство идей; 8)многомерное пространство.21
Энергия — скалярная физическая величина, являющаяся единой мерой различных форм движения материи и мерой перехода движения материи из одних форм в другие. Эксплуатация энергии является основой развития человеческого общества и позволяет ему изменять окружающую действительность. 22
Вещество́ — форма материи. Любому веществу присущи некоторые специфические свойства — объективные характеристики, которые определяют особенность конкретного вещества и таким образом позволяют отличить его от всех других веществ. К наиболее характерным физико-химическим свойствам относятся константы: 1) плотность; 2)температура плавления; 3) температура кипения; 4) термодинамические характеристики; 5) параметры кристаллической структуры. К основным характеристикам вещества относятся его химические свойства. Классифицируется по химическим и физическим свойствам. 23 ГЛАВА 4. ФОРМЫ БЫТИЯ И ИХ ОСОБЕННОСТИ
Мир как повседневная реальность, и мир как нечто, выходящее за пределы этой реальности, предстают перед людьми как монолитное явление, как всеобъемлющее единство, которое включает в себя огромное количество многообразных вещей, процессов, состояний человеческих индивидов и природных явлений. Это то, что называется всеобщим бытием.
Основным звеном, при помощи которого осуществляются всеобщие связи между этим нескончаемым множеством вещей, выступает единичное. Мироздание наполнено большим количеством единичных явлений, вещей, процессов, взаимодействующих друг с другом. Это мир единичных сущностей, к которым необходимо отнести людей, животных, растений, физико-химические процессы и так далее. Однако, если исходить только из всеобщего и единичного, то человеческому сознанию будет очень сложно, а конкретнее, невозможно ориентироваться в этом мире, полном разнообразия. В то же время в этом разнообразии имеется достаточное количество таких единичностей, которые, имея различия друг от друга, в то же время имеют достаточно много общего, порой даже сущностного, что позволяет их обобщить, объединить в нечто более общее и целостное. Лучше всего этому подойдет термин особенное.24
Все эти формы бытия непосредственно взаимосвязаны друг с другом, и их подразделение на всеобщее, единичное и особенное, отражает реально существующее, помогая человеку лучше разобраться в сущности бытия.
Все формы бытия можно представить так:
1. Бытие материальных явлений, вещей, процессов, которые, разбирая в деталях, в свою очередь, можно разделить на природное бытие во всем его многообразии, и материальное бытие, созданное человеком;
2. Бытие человека, в котором можно выделить телесное, материальное существование человека как части природы и существование человека как мыслящего и вместе с этим социально-исторического существа;
3. Духовное бытие, включающее в себя индивидуализированную духовность и общечеловеческую духовность, существование духовного в безличных универсальных формах.
Кроме этих форм бытия, существуют еще социальное бытие, или бытие общества.
Природное бытие — это материализованные, по-другому видимые, осязаемые, ощущаемые и т. п. состояния природы, которые существовали до зарождения человека, они есть сейчас и будут в дальнейшем.
Самой характерной отличительной чертой этой формы бытия является ее объективность, а также ее первичность по отношению к другим формам бытия. Объективный и первичный характер природы подтверждается тем, что она появилась и существовала за много миллиардов лет до зарождения человеческой расы. Значит, признание ее существования не зависело от того, существует или же нет человеческое сознание. Кроме того, сам человек является результатом работы природы, и появился на определенном этапе ее эволюции.25
Весомым доказательством в пользу первичности и объективности природы может служить то, что физическое и умственное состояние человека зависит от условий природы. Если привнести в жизнь человека какие-то не очень существенные изменения в климате, к примеру, повышение или понижение средней температуры на несколько градусов на земле, незначительное сокращение содержания кислорода в воздухе, то сразу же возникнут непреодолимые препятствия для выживания сотен миллионов людей. Ну а если случится нечто более резкое, будь то природный катаклизм, столкновение нашей планеты с крупной кометой или другим космическим телом, то это грозит физическому существованию всего человеческого рода.
Материальное бытие, созданное человеком или, оно еще имеет название «вторая природа» — это не что иное, как предметно-вещественный мир, созданный людьми и окружающий нас в повседневной жизни.
«Вторая природа» или «второе бытие» — это тот вещественный мир, предметно-бытовой и производственный, созданный и используемый для удовлетворения индивидуальных и специальных потребностей человека. Каким бы это ни казалось странным, но и это бытие, возникнув однажды по воле людей, затем продолжает существовать в определенной степени независимо от человека, — а порой и человечества — жизнью в течение очень долгого времени, охватывающего сотни и тысячи лет.26
Так, например, орудия труда, транспорт изменяются быстрее, чем вещественные предметы, используемые отдельным человеком для жизни (жилища), обучения (литература), быта (посуда, мебель).
Во взаимоотношениях между первой и второй природой главенствующая роль принадлежит первой, в конце концов потому, что без ее участия невозможно не только появление, но и существование «второй природы». Вместе с тем, это стало чрезмерно ощутимым и заметным в последние сто лет, вторая природа имеет способность локального уничтожения «первого» бытия.
На данный момент это проявляется в виде проблем с экологией, которые вызываются непродуманной или общественно неконтролируемой деятельностью человека. Хотя «вторая природа» не в состоянии уничтожить первое бытие, рассматриваемое в его космических измерениях, все же, земному бытию в результате пагубных действий может быть нанесен неизгладимый урон, который при определенных обстоятельствах сделает планету, непригодную для существования человека.
Можно сказать, что первая природа — это то, что есть вечно и без чего немыслимо даже представить существование мира. Люди в этой системе — явление эфемерное. «Вторая природа», созданная им исключительно для обеспечения своего существования, имеющая в своей основе первую природу и обладающая по отношению к отдельному человеку вневременностью, все же, является в космическом исчислении временно существующей, и находится в полной зависимости от пространственно-временного бытия человечества. В рамках природного бытия следует выделить человеческое бытие в силу той исключительности и специфичности, которая выпадает на долю человека и человечества в целом. Необходимо помнить, что человек как целостность — это единство физического, природного и духовного. К тому же природное выступает первичной предпосылкой его существования. Однако без нормального функционирования в человеке его внутренней духовно-психической системы человек как целостность является неполноценным, и при некоторых обстоятельствах он даже может «выпасть» из природного бытия. Ни одна другая вещь или тело природного бытия не имеет такой особенности.27
Следует упомянуть и о такой форме человеческого бытия, как индивидуализированное духовное бытие и общечеловеческое духовное бытие. Под духовным подразумевается единство сознательного и бессознательного в деятельности человека, нравственность, художественное творчество, знания, которое материализуется в конкретных символах и предметах. Индивидуализированное духовное бытие — это, в первую очередь сознание индивида, его осознанная деятельность, которая включает в себя компоненты неосознанного или бессознательного. Данная форма духовного бытия существует и есть необходимость хотя бы кратко охарактеризовать самое важное в ней. Индивидуальное человеческое сознание — это, в первую очередь быстротечность происходящих в нем процессов и незримость их для любого внешнего наблюдения. Поскольку носителем сознания является человек, то конкретные явления сознания появляются и исчезают вместе с жизнью и смертью отдельных людей.
Индивидуализированное духовное в некоторой степени, хотя и не очень значимой, связано с эволюцией всеобщего бытия, в целом же оно является относительно самостоятельной формой бытия. Вообще оно существует и дает о себе знать благодаря тому, что есть другая форма духовного бытия — общечеловеческое духовное бытие, которое, в свою очередь, также является относительно самостоятельным, и не могло бы существовать без индивидуального человеческого сознания. По этой причине эти формы бытия можно и нужно рассматривать только в неразрывном единстве.
Предметно-вещественным проявлением общечеловеческого духовного бытия выступают литература, произведения искусства, производственно-технические конструкции, нравственные принципы, идеи о государственном и политическом устройстве общественной жизни. Индивидуализированное духовное бытие и общечеловеческое духовное бытие хотя и созданы исскуственно, но без них существование человечества было бы невообразимо.28
Таким образом, суммируя вышесказанное, можно утверждать, что мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность; природное и духовное, индивиды и общество равно существуют, хотя и в различных формах; их существование - выражение единства мира; в силу объективной логики существования и развития мир образует совокупную реальность, действительность, подвластную сознанию и действию конкретных индивидов и поколений людей. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в заключении реферата следует отметить, что бытие является самой главной категорией в философии, т.к. оно объединяет абсолютно все, что есть. Оперируя понятием "бытие", философы открывали особый аспект реальности, не совпадающий ни с миром человеческих ценностей, ни с природой. Это была реальность, данная в мышлении, но, тем не менее, имеющая доказуемое объективное значение.
Различные философы всех времен от Парменида до Хайдеггера размышляли о сущности бытия. Каждый из них раскрывал понятие с разных сторон. Но, подводя итоги работы, необходимо дать одно конкретное определение бытия, и поэтому бытие – это совокупность всего, что существует зависимо и независимо от человека: материя, пространство сознание, чувства, идеи, и т.д.
Бытие имеет различные формы: бытие материальных явлений (природное и созданное человеком); бытие человека (в мире вещей и специфически человеческое бытие); духовное бытие (индивидуализированное духовное и объективированное духовное); бытие социального (индивида и общества). Все это дает нам глубокое понимание о сущности бытия.
Таким образом, мы приходим к пониманию, что понятие бытия не пытается наделить самостоятельным существованием в пространстве и времени такие абстрактные сущности как, например, идея или сознание, но и не пытается заменить собой позитивное раскрытие реальности. Бытие, как было изложено в работе, не совпадает с эмпирической реальностью, но и не ограничивается рамками идеального. Являясь как бы прафеноменом (первоструктурой, общей для всех будущих формообразований), метапонятием философии, категория бытия обосновывает единство мира и смысла. Бытие выступает как единство субъективной и объективной реальности.29 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
Панченко А.И. Природа физической реальности. – М.: Наука, 1975. – 119с. Фролов И.Т. и др. Введение в философию//Учебник для высших учебных заведений. В 2 ч. Ч.2. - М.: Наука, 1990. – 72с. Фролов И.Т. История и современность. - М.: Наука, 1973. -122с. Четверикова Н.А. Философия: Учебное пособие. – Калининград, БИЭФ, 2006. – 152 с. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. - 1989. - № 9. С. 42-52
Скворцов Л.В. Культура самопознания. Человек в поисках истины своего бытия. - М.: Наука, 1989. – 94 с. Хайдеггер М. Бытие и время. — М.: Ad Marginem, 1997. Перевод с немецкого М. В. Бибина. 2016. – 86 с. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В. И+. Колядко. — М.: Республика, 2000. - 98 с. Солодухо Н. М. Бытие и небытие как предельные основания мира //Вопросы философии. – 2015. - № 6. – С.17-20 Категория бытия в классической западноевропейской философии. - М.: Издательство Московского университета, 1986. – 335 с. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - М., 2014. - Гл. XX, XXI, XXII. Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. - М.: Мысль, 1989. – 440с. Аристотель. Сочинения: В 4 т. - М.: Мысль, 1976. – 574 с. Гайденко П. П. Бытие и разум // Вопросы философии. - 2017. - №7. – С. 67 Гегель Г.Ф. Энциклопедия философских наук (учение о бытии). - М.: Наука, 1974. 498 с. Сартр Ж.П. Бытие и ничто // Философские науки. – М.: Республика, 1989. – 106 с. Спиркин А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. – 2-изд. М.: Гардарики, 2016. – 44 с. Хайдеггер М. Время и бытие. - М.: Ad Marginem, 1993. – 78 с. Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Вопросы философии. - 1990. - № 10. – С. 29 Экзистенциализм Ж.-П. Сартра и экзистенция М. Хайдеггера: Два представления о гуманизме в европейской философии XX века. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ekzistentsializm-zh-p-sartra-i-ekzistentsiya-m-haydeggera-dva-predstavleniya-o-gumanizme-v-evropeyskoy-filosofii-hh-veka (13.06.2019) Мартин Хайдеггер об экзистенции и экзистенциалах человеческого бытия. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/martin-haydegger-ob-ekzistentsii-i-ekzistentsialah-chelovecheskogo-bytiya (13.06.2019) Проблема человеческого бытия в философии Декарта. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-chelovecheskogo-bytiya-v-filosofii-dekarta (13.06.2019) Бытие, его основные формы. Решение проблемы бытия в современной философии. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studopedia.info/3-115137.html (13.06.2019) Захаров А. Фундаментальная философия за чашкой чая. Встреча Канта. – М.: Ridero, 2018. – 55 с.
1Фролов И.Т. История и современность. - М.: Наука, 1973. -122с.
2 Скворцов Л.В. Культура самопознания. Человек в поисках истины своего бытия. - М.: Наука, 1989. – 94 с.
3 Хайдеггер М. Бытие и время. — М.: Ad Marginem, 1997. Перевод с немецкого М. В. Бибина. 2016. – 86 с.
4 Хайдеггер М. Бытие и время. — М.: Ad Marginem, 1997. Перевод с немецкого М. В. Бибина. 2016. – 86 с.
5 Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В. И+. Колядко. — М.: Республика, 2000. - 98 с.
6 Категория бытия в классической западноевропейской философии. - М.: Издательство Московского университета, 1986. – 335 с.
7 Хайдеггер М. Бытие и время. — М.: Ad Marginem, 1997. Перевод с немецкого М. В. Бибина. 2016. – 89 с.
8 Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. - М.: Мысль, 1989. – 440с.
9 Аристотель. Сочинения: В 4 т. - М.: Мысль, 1976. – 574 с.
10 Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. - М.: Мысль, 1989. – 446с.
11 Категория бытия в классической западноевропейской философии. - М.: Издательство Московского университета, 1986. – 335 с.
12 Солодухо Н. М. Бытие и небытие как предельные основания мира //Вопросы философии. – 2015. - № 6. – С.17-20
13 Скворцов Л.В. Культура самопознания. Человек в поисках истины своего бытия. - М.: Наука, 1989. – 94 -98с.
14 Аристотель. Сочинения: В 4 т. - М.: Мысль, 1976. – 574 с.
15 Аристотель. Сочинения: В 4 т. - М.: Мысль, 1976. – 574 с.
16 Проблема человеческого бытия в философии Декарта. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-chelovecheskogo-bytiya-v-filosofii-dekarta (13.06.2019)
17 Бытие, его основные формы. Решение проблемы бытия в современной философии. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studopedia.info/3-115137.html (13.06.2019)
18 Бытие, его основные формы. Решение проблемы бытия в современной философии. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studopedia.info/3-115137.html (13.06.2019)
19 Мартин Хайдеггер об экзистенции и экзистенциалах человеческого бытия. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/martin-haydegger-ob-ekzistentsii-i-ekzistentsialah-chelovecheskogo-bytiya (13.06.2019)
20 Скворцов Л.В. Культура самопознания. Человек в поисках истины своего бытия. - М.: Наука, 1989. – 94 -98с.
21 Скворцов Л.В. Культура самопознания. Человек в поисках истины своего бытия. - М.: Наука, 1989. – 94 -98с.
22 Скворцов Л.В. Культура самопознания. Человек в поисках истины своего бытия. - М.: Наука, 1989. – 94 -98с.
23 Скворцов Л.В. Культура самопознания. Человек в поисках истины своего бытия. - М.: Наука, 1989. – 94 -98с.
24 Бытие, его основные формы. Решение проблемы бытия в современной философии. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studopedia.info/3-115137.html (13.06.2019)
25 Бытие, его основные формы. Решение проблемы бытия в современной философии. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studopedia.info/3-115137.html (13.06.2019)
26 Бытие, его основные формы. Решение проблемы бытия в современной философии. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studopedia.info/3-115137.html (13.06.2019)
27 Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В. И+. Колядко. — М.: Республика, 2000. - 98 с.
28 Сартр Ж.П. Бытие и ничто // Философские науки. – М.: Республика, 1989. – 106 с.
29 Захаров А. Фундаментальная философия за чашкой чая. Встреча Канта. – М.: Ridero, 2018. – 55 с.
|