Главная страница

Лекции_оч-заочники_РАНХиГС_6. Бытие. Материя. Движение


Скачать 24.73 Kb.
НазваниеБытие. Материя. Движение
Дата10.11.2022
Размер24.73 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛекции_оч-заочники_РАНХиГС_6.docx
ТипДокументы
#780160

Раздел №2. Основные философские категории.
Тема: Бытие. Материя. Движение.

Вопрос №1. Категория бытия.

Бытие – одна из важнейших категорий философии. Она фиксирует и выражает проблему существования в ее общем виде. Многие мыслители считали ее исходной систематического освоения действительности. Бытие – это существование во всех его многообразных формах. Понятие реальности тождественно понятию бытия, но в разных философских школах имеет различные смысловые значения.

Итак, можем сказать, что бытие – это реальность или мир в целом.

Для философского учения реальность выступает в качестве исходного понятия, которое ни с чем в рамках данной системы не соотносимо и ни от чего не зависимо.

Реальность субстанциональна. Она включает в себя 2 неразрывно связанные и взаимодополняемые субстанции (материалистический подход!):

  • первичная субстанция – движущаяся материя

  • вторичная субстанция – любые духовно-психические процессы, присущие людям и животным.

Субстанция – философская категория для обозначения внутреннего единства многообразия конкретных вещей, событий и процессов, посредством которых и через которые она существует.

Категория бытия связана с целым рядом других категорий: небытие, существование, пространство, время, материя…

Это понятие объединяет основные идеи:

  1. мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность

  2. природное и духовное, индивиды и общество равно существуют, хотя и в различных формах

  3. их различное по форме существование – предпосылка единства мира

  4. мир развивается по своей объективной логике, он создает реальность, которая существует прежде людей.

Основные формы бытия

  1. бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь подразделяется на бытие вещей, процессов, состояний природы и бытие вещей, процессов, произведенных человеком

  2. бытие человека, которое (условно) подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие

  3. бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуальное и внеиндивидуальное духовное бытие

  4. бытие социального, которое делится на бытие отдельного человека в обществе и процессе истории и бытие общества.


Вопрос №2. Категория материи.

В истории развития материалистического мировоззрения можно выделить 2 основных, хотя и взаимосвязанных, но достаточно различных между собой подхода к пониманию материи.

  1. Французские материалисты эпохи Просвещения выработали понимание материи как всего многообразия предметов, которые, существуя независимо от человека, доступны ему с помощью органов чувств.

  2. Другая традиция, это понимание материи именно как субстанции, основы всего существующего в мире.

В материалистической философии материя выступает как наиболее общая, фундаментальная категория, в которой фиксируется материальное единство мира. «Материя – есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». (В.И. Ленин).

В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея ее сложной системной организации. Наличие общих признаков позволяет объединить различные объекты в классы материальных систем. Эти классы часто называют уровнями организации материи или видами материи. Строение материи можно представить как определенную иерархию этих уровней.

-микромир (то, что не видимо невооруженным глазом)

-макромир (то, что сопоставимо с размерами тела человека в пределах планеты)

-мегамир (то, что выходит за пределы планетарного масштаба).

Материя имеет способность к самоорганизации – т.е. созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил.

Еще одним свойством материи является отражение - способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем.

Материальным доказательством отражения является наличие следов одного материального объекта на другом – следы человека, царапины, эхо, отражение предметов в зеркале и т.д.

Отражение бывает:

    1. физическим

    2. химическим

    3. механическим

особым видом отражения является биологическое отражение. Оно включает в себя стадии – радраженности, чувствительности, психического отражения. Высшим уровнем отражения является сознание.

Формами бытия материи выступают пространство и время.

Пространство и время не есть материя, а лишь способы ее бытия, показывающие тот факт, что все вещи, события и процессы находятся в ситуации соподчинения и координации.

Пространство – форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность и взаимодействие элементов во всех материальных системах. (Пространство – свойство материи обладать протяженностью).

Время – форма бытия материи, выражающая длительность существования материальных систем, последовательность смены состояний и изменений этих систем в процессе развития. (Время – свойство материи обладать длительностью).

Создание теории относительности внесло изменения в наше понимание пространства и времени. Оказалось, что при скорости движения тела малой по отношению к скорости света, можно считать, что размеры тел и ход времени остаются одними и теми же. При увеличении скорости движения тела до скорости движения света – пространственные интервалы сокращаются, а временные – увеличиваются.

Пространство-время нашего мира имеет 4 измерения: 3 из них характеризуют пространство (длина, ширина, высота), а 1 – время (длительность). Время одномерно, линейно, необратимо – движется из прошлого через настоящее в будущее.

Наряду с многообразием форм пространства-времени в неживой природе, биологического пространства-времени, существует и социальное пространство-время. Социальное пространство включает в качестве своих компонентов предметный мир, самого человека и его отношения к другим людям; состояния человеческого сознания, регулирующие его деятельность. Социальное время является мерой изменчивости общественных процессов, исторически возникающих преобразований в жизни людей. С развитием производительных сил ускоряются и социальные процессы. Таким образом социально-историческое время течет неравномерно.
Вопрос №3. Движение.

Существование любого материального объекта возможно только благодаря взаимодействию образующих его элементов. Кроме внутреннего взаимодействия между элементами и частями происходит взаимодействие объектов с внешним окружением. Взаимодействие приводит к изменению свойств объекта, его отношений, состояний. Все эти изменения, рассмотренные в самом общем плане, представляют собой неотъемлемую характеристику материального мира.

Движение – процесс универсального изменения, саморазвития объективного материального мира.

Материя не может существовать вне движения. Любой ее объект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типы движения. При их уничтожении объект прекращает свое существование, переходит в другие объекты, которые, в свою очередь, характеризуются определенным набором типов и форм движения. Иначе говоря, движение так же абсолютно, как и сама материя.

Состояние движения зачастую противопоставляют состоянию покоя. Это не совсем правомерно. О покое можно говорить только по отношению к некоторой системе отсчета. Понятие покоя представляет собой обозначение тех состояний движения, которые обеспечивают стабильность предмета, сохранение его качества. Поэтому покой относителен.

Существуют разнообразные формы движения материи:

  • Механическое (пространственное перемещение объекта)

  • Физическое (внутриядерные, внутриатомные изменения)

  • Химическое (изменения на атомном уровне, но не внутри него)

  • Биологическое (изменения материальных носителей биологических процессов)

  • Социальное (все общественные процессы).

Движение может быть:

  1. количественным – перенос материи и энергии в пространстве.

  2. качественным – изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов с новыми качествами.

Атрибутами (основными характеристиками) движения выступают взаимодействие и отражение.

Взаимодействие – способ взаимопревращение движущихся объектов (например: обмен информацией).

Отражение - явление соответствия (по форме, содержанию, структуре…). Отражение выступает в роли ограничителя взаимодействующих тел и обуславливает его избирательность.

Некоторые (основные) виды движения:

  • Развитие. Его критерием является усложнение.

  • Деструкция. Критерий – упрощение, деградация.

  • Круговорот. Когда нет ни упрощения, ни усложнения.



Тема: Проблема познания. Истина.

Ориентация в мире всегда предполагает адекватное воспроизведение, отражение действительности. Это воспроизведение и составляет суть познавательного отношения к миру. Важнейшим для теории познания является вопрос, что такое знание, каково его строение, как оно возникает.

Знание – объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Таким образом, знание – важнейшее средство преобразования действительности. Знания включены в систему деятельности и сами выступают в качестве особых форм, на основе которых формируются процедуры деятельности.

Познание – процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование; этот процесс обуславливается прежде всего общественно-исторической практикой.
Выделяется 2 основных уровня познания:

  1. чувственное (эмпиризм)

  • ощущения

  • восприятие

  • представление

  1. логическое (рационализм)

  • понятие

  • суждение

  • умозаключение

Ощущение – простейший и исходный элемент чувственного познания и человеческого сознания вообще. Возникает на уровне анализаторов.

Восприятиецелостный образ материального предмета, данного посредством наблюдения.

Представление – воспроизведение в сознании человека целостного образа предмета при его непосредственном отсутствии.

Понятие – форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений.

Суждение – форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы действительности, их связи, свойства, отношения. Могут быть либо истинными, либо ложными.

Умозаключение – форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (тоже обычно в виде суждения).

Теория познания (гносеология) – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания, его возможностей, отношение знания к реальности, выявления его уровня достоверности и истинности. В ней условно можно выделить несколько направлений.

  1. Агностицизм. Его представители отрицают (полностью или частично) принципиальную возможность познания реального мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины.

  2. Скептицизм. Его сторонники не отрицают познаваемость мира, но либо сомневаются в возможности его познания, либо, не сомневаясь в этом, останавливаются на отрицательном результате («паралич истины»).

  3. Гносеологический оптимизм. Непознанное одним поколением может быть познано другим → границы познания постоянно расширяются.

Познающим субъектом является человек, существо, наделенное разумом и освоившее комплекс познавательных средств накопленных человечеством.

Объектом познания является окружающий мир, а именно та часть мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.

Непосредственной целью познания является достижение истины. Постоянным и необходимым спутником истины на всех этапах ее углубления является заблуждение. Заблуждение – знание, не соответствующее своему предмету, по сути, есть искаженное отражение действительности.

Истина – адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее его так, как он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания.

Абсолютная истина – совершенно полное, точное, исчерпывающее знание о каком-либо явлении.

Относительная истина – форма выражения истины, зависящая от конкретных исторических условий, характеризующая степень ее точности, строгости и полноты, которая достигнута на данном уровне познания.

Критерий истины не в мышлении, не в действительности, взятой вне субъекта, а в практике.

Важнейшие формы практики:

  1. Материальное производство - труд, преобразование природы, естественного бытия людей.

  2. Социальное действие – преобразование общественного бытия, изменение существующих социальных отношений определенными «массовыми силами» (революции, реформы, войны…)

  3. Научный эксперимент – активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира.

Основные функции практики:

  • Источник познания

  • Основа познания

  • Цель познания

  • Критерий истины.


написать администратору сайта