Главная страница

Финансы. Курсовая работа-1. Благотворительная деятельность в России во второй половине 19 века


Скачать 1.22 Mb.
НазваниеБлаготворительная деятельность в России во второй половине 19 века
АнкорФинансы
Дата08.09.2021
Размер1.22 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКурсовая работа-1.docx
ТипКурсовая
#230565
страница2 из 5
1   2   3   4   5

1.2 История возникновения благотворительной деятельности в России


История благотворительности в России восходит к принятию христианства (988 год) – именно тогда, всего через восемь лет, в 996 году, киевский князь Владимир обязал духовенство заниматься «общественным призрением» (буквально - благотворительностью) и определил десятину на содержание монастырей, церквей и больниц. Это заложило основу всей благотворительности: в течение многих веков именно храмы, церкви и монастыри оставались центрами, в которых сосредотачивалась так называемая социальная помощь – при них устраивались странноприимцы, богадельни и больницы.10 

Время шло, благотворительность активно развивалась. Многое продолжало происходить по инициативе церкви: например, долгое время на территории Белоруссии, России и Литвы были распространены братства - национально-религиозные общественные организации при церквях, которые занимались просветительской деятельностью и помогали нуждающимся людям. Очень часто братства создавали приюты, в которых проживали те, кто не имел возможность прокормить себя самостоятельно. 

Становление благотворительности как части государственной политики впервые началось в XVI веке – в период правления Ивана Грозного. Он издал ряд законов, направленных на оказание помощи нуждающимся, и поддержал создание богаделен – специальных благотворительных организаций, которые финансировались как за счет частных пожертвований, так и за счет государства. 

Первый русский царь из династии Романовых Михаил Федорович обратил внимание на проблему сирот – и даже поручил патриаршему приказу открыть сиротские дома. Так зародилась традиция детских домов. Постепенно в привычку царя, его свиты и богатых горожан вошла раздача милостыни в богадельнях и тюрьмах - разумеется, в честь праздников (Рождества, Пасхи, военных побед или рождения наследников). Помимо милостыни, цари привечали у себя богомольцев, странников и юродивых - все они имели возможность подолгу жить в царском дворце на полном обеспечении.11

Первым, кто предпринял попытку объединить частную и государственную благотворительность в России, был Федор Ртищев – меценат и близкий друг царя Алексея Михайловича. По его инициативе на улицах Москвы подбирали калек, немощных и даже пьяниц – и отвозили в специальные дома, где тех лечили и ухаживали. 

Во время правления реформатора Петра I профессиональное нищенство жестоко преследовалось – уже невозможно было представить, чтобы нищий свободно поселился в царском дворце. Однако Петр сделал много для того, чтобы помочь истинно нуждающимся: неспособных к труду помещали в госпитали и богадельни, раздавали престарелым и калекам «кормовые» деньги, строили госпитали для незаконнорожденных. 

При Екатерине II были созданы Приказы общественного призрения, на которые возлагалась ответственность заботиться об устройстве и содержании больниц, богаделен, сиротских и работных домов, домов для душевнобольных. Средства на их содержание выделялись по прежней схеме: часть - пожертвования частных лиц, часть - государственные дотации.

Огромный вклад в продолжение традиции благотворительности внесла императрица Мария Федоровна, жена Павла I. В 1796 году она возглавила Воспитательное общество благородных девиц - первую в дореволюционной России крупную филантропическую организацию (ее даже называли Учреждением императрицы Марии Федоровны). Воспитательное общество благородных девиц помогало детям, инвалидам, вдовам и престарелым.
Особое развитие частная благотворительность получила в период царствования Александра I. В 1816 г. император учредил Императорское человеколюбивое общество, целью которого было удовлетворять нужды бедных. По его примеру стали устраиваться и другие подобные комитеты, и общества. Императрица Елизавета Алексеевна, жена Александра I, создала Имперское человеколюбивое общество и Женское патриотическое общество. Они ведали богадельнями, домами бесплатных и дешевых квартир, ночлежками, народными столовыми, швейными мастерскими, амбулаториями и больницами. Финансовую основу составляли взносы частных лиц.

Особое место в деятельности российского купечества занимает благотворительность. Если в дореформенный период она проявляется эпизодически, то во второй половине XIX – начале XX в. приобретает общероссийские масштабы и охватывает всех имущих. Купеческая благотворительность отличается разнонаправленностью: это целевые пожертвования на нужды церкви, богаделен, приютов, а также образовательным и лечебным заведениям. В середине XIX в. на Урале начал формироваться крупный кластер представителей третьего сословия.

В Пермской губернии наиболее значимая и масштабная благотворительная деятельность сосредотачивалась в уездных городах Екатеринбурге, Кунгуре и губернском центре. Одним из его последователей на ниве благотворительной деятельности был Михаил Иванович Грибушин12.

У основания генеалогического древа Грибушиных-благотворителей стоит Иван Егорович Грибушин. В двух браках у него было пятеро детей, но наибольший интерес для исследования представляют сыновья Михаил, Николай и Григорий. Занимаясь чайной торговлей, братья перешли из мещанского сословия в купечество. Они обладали достаточным капиталом для оказания материальной помощи нуждающимся. Михаил Иванович первым организовал чайный промысел. В дальнейшем он подключил к своему бизнесу и младших братьев. Основоположником благотворительной деятельности династии Грибушиных на Урале принято считать Михаила Ивановича. Он первым заложил ее основы, ставшие в дальнейшем семейной традицией.

В XIX веке о важности благотворительности говорили все. Жуковский, выдающийся поэт и наставник Пушкина, не раз повторял, что «право сделать добро - есть величайшая награда, какую только человеку заслужить можно». К концу XIX века в России уже существовало 3555 благотворительных учреждений и 1404 благотворительных общества – большая их часть находилась, конечно, в Москве и в Санкт-Петербурге.13

Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Все средства общественных и частных благотворительных организаций были национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами. Характерной чертой советского периода российской истории было провозглашение государством полной ответственности за решение всех социальных проблем. Это практически исключало необходимость общественных благотворительных организаций, хотя существование острейших социальных проблем, например, беспризорников, вынуждало общество и на этом этапе к организованным формам проявления милосердия и благотворительности.

В годы Великой Отечественной войны произошло возрождение обычая добровольных пожертвований (на нужды обороны), однако, эти пожертвования часто поступали на государственные банковские счета. Попытки возродить в СССР частную благотворительность свелись к «добровольно-принудительному» порядку - в момент получения заработной платы просто изымались «добровольные» членские взносы. Такие взносы не требовали ни серьезного осмысления, ни понимания, для чего собираются деньги и на что они расходуются.

В годы перестройки было провозглашено создание нескольких фондов, которые должны были охватывать своей деятельностью всю территорию государства: Фонд культуры, Детский фонд, Фонд милосердия и здоровья. По смыслу уставов, принятых их учредительными конференциями, это были благотворительные организации. По задумке, деятельность фондов должна была распространяться на всю территорию страны. 

В 90-х годах прошлого века активную помощь благотворительным фондам начали оказывать иностранные грантодатели и фонды (Фонд Сороса, Фонд Форда, WWF). Они поддерживали отдельные проекты научной, культурной или социальной направленности, а также помогали талантливым личностям. Тогда же в Россию пришли международные благотворительные организации: «Армия спасения» и «Врачи без границ». Начали появляться российские благотворительные фонды, которые специализировались на оказании поддержки в определенных сферах деятельности.14

Отличительной особенностью любого социума, на какой бы ступени развития оно ни пребывало, является предоставление поддержки и помощи отдельным категориям населения – тем, кто не в состоянии при помощи трудовой деятельности самостоятельно обеспечить себя, конкретнее, детям, пожилым гражданам, инвалидам и прочим категориям нуждающихся. На протяжении прогресса всемирной истории функционировали разнообразные формы поддержки и помощи людей, осуществляемой как государственными, социальными структурами, так и лично, на уровне конкретных лиц. Это подача милостыни, монастырское церковное попечение, формирование отдельных организаций по предоставлению помощи нищим, сиротам, больным, материальная помощь, социальная помощь, натуральная помощь.15

Только в эпоху прогресса феодальных отношений начали появляться правовые акты, которые относятся к теме благотворительности. В Российском государстве первым таким ресурсом явился Судебник Ивана IV (1589 г.). В данном документе было указано, что вдова без детей после смерти супруга имела право на выдачу обратно пенсии и приданного («полетное») — «две гривны в год».

В середине XVI в. забота о бедных была признана общественным делом, вместе с тем, благотворительность стала объектом государственного призрения. Государство начало регулировать работу призренческих организаций (прототипы современных организаций стационарного благотворительности).

В России к середине XVIII в. находились достаточно многообразные и усложненные формы социальной поддержки. Среди них выделялись: общинная, церковная, частная, милостыня, также государственное содержание, которое было создано для лиц, имевших награды перед Родиной (например, увечные войны).

Организации призрения от государства были очень слабыми, чтобы воплощать важное действие на судьбу нуждающихся во всей стране, в данной взаимосвязи проблема поддержки общества тому периоду времени стояла достаточно остро перед государством.

Значимым этапом на в ходе развития системы социальной поддержки в России явилось принятие в 1775 г. приказов публичного призрения. Данные документы формировали на губернском уровне, под надзором губернатора, что превозносило их статус и повышало многофункциональные возможности. Однако это несло за собой трудности, что были соединены с фактическим невыполнением, особенно в провинциях, по разнородным первопричинам основной массы законов, что были ориентированы на поддержку нуждающимся. Данный период характеризовался появлением социальных учреждений, одним из направлений работы, которых являлась благотворительность.16

В начале XIX в. в России возросло число лиц, нуждающихся в поддержке государства: ветераны войн, семьи, что остались без кормильца, дети из многодетных семей, вдовы и др. Весомое число нуждающихся в этот временной период было поддержано с помощью полугосударственных благотворительных учреждений и повышенной частной благотворительности. С 1918 г. Россия в абсолютной мере брала на себя ответственность по социальной помощи и поддержке нуждающихся.

В период после Великой Отечественной войны произошло существенное повышение категорий, что нуждались в поддержке государства: инвалиды ВОВ, вдовы, сироты, многодетные семьи и т.д.

С 1990-х гг. начала складываться система благотворительности, и в ее границах – структура благотворительности. На сегодня может идти речь о сложившейся и достаточно сложной структуре благотворительности в России, но в одно и тоже время с этим не идет сокращение, а напротив увеличивается число лиц, что нуждаются в поддержке.

Важнейшей частью широкой благотворительности было меценатство, сыгравшее огромную роль в формировании и развитии отечественной культуры. Расцвет меценатства наступил во второй половине 19 в. благодаря российскому купечеству, придерживавшемуся православных традиций помощи ближнему и поддержки культурных общественных учреждений. Нередко меценатство становилось обязательным для многих купеческих семей. Каждый большой и малый город имел таких покровителей, но московские меценаты славились по всей России. Знаменитый род промышленников Морозовых оставил после себя множество памятников культурно-просветительской деятельности. Так, на средства Марии Федоровны и Феодосии Ермиловны Морозовых строились и украшались многие старообрядческие храмы, Сергей Тимофеевич Морозов построил в Леонтьевском переулке Кустарный музей, а Савва Тимофеевич — великолепное здание Художественного театра.

Отдельные выплаты полагались государственным служащим и чиновникам. Государственные пенсии на рубеже 19-20 веков по-прежнему оставались привилегией военных и гражданских служащих. Сохранялась традиция назначения пенсий как особых привилегий за заслуги перед отечеством. Существовали повышенные пенсии кавалерам наиболее престижных государственных наград.

Численность военных пенсионеров резко выросла с началом первой мировой войны. Но рядовых солдат в числе получателей привилегированных пенсий не было. Хотя, по разным оценкам, Георгиевские кресты разных степеней в ходе первой мировой войны получили почти полтора миллиона солдат.17

До революции 1917 года структура пенсионного обеспечения обычных граждан России состояла из нескольких уровней. Главной компонентой была государственная пенсия, назначаемая за долговременную беспорочную службу, либо пенсия по болезни или инвалидности. Она полагалась работающим в случае досрочного выхода на пенсию по состоянию здоровья.

Начиная с 1912 года пенсия по инвалидности выплачивалась также рабочим частных предприятий. Пенсионное обеспечение чиновников Российской империи до 1917 года регулировалось «Общим уставом о пенсиях и единовременных пособиях по гражданским ведомствам». Срок выслуги для получения государственной пенсии составлял 35 лет. Безусловно, при условии «беспорочной службы».

Право на пенсию теряли лица, уволенные со службы по решению суда, а также приговоренные к различным видам наказания, включая лишение свободы или другие ограничения гражданских прав. Любопытно, что по истечении срока наказания и после возвращения на службу чиновник вновь приобретал право на пенсию.

Размер пенсии государственных чиновников устанавливался соответственно уровню чина. Все должности в государственном аппарате для расчета пенсии были разделены на 9 разрядов.

Что касается пенсий военнослужащих, то они выплачивались из двух источников: из Государственного казначейства и инвалидного капитала. Срок выслуги военной пенсии был меньшим, чем у гражданских чиновников – в среднем 25 лет для полного оклада пенсии, и 20 лет – для 50 %.

Примечательно, что офицерам военных тюрем каждые пять лет службы засчитывались за семь. Для офицеров и гражданским чиновникам военного ведомства, которые служили в отдаленных регионах страны, сроки выслуги пенсий сокращались: например, один день службы считался за два, три, четыре дня и так далее – в зависимости от конкретной удаленности места службы.

При этом для всех без исключения офицеров, военных священников и врачей время службы в действующей армии засчитывалось вдвойне по сравнению с гражданской службой. Для морских офицеров, кроме общих пенсий, существовали дополнительные вознаграждения, а именно в размере 1/2 оклада жалования - за общий срок плавания в течение службы от 120 до 180 месяцев. Две трети оклада пенсии полагалось за плавание сроком более 180 месяцев.18

Командирам кораблей выдавалось дополнительное вознаграждение за долговременное командование судном, корабельным инженерам - за постройку и перестройку судов (сумма дополнительного вознаграждения могла составлять до 1350 рублей в год). Инженерам-механикам полагались доплаты к пенсии за долговременное управление судовыми машинами (до 900 рублей в год).19

Размеры пенсий по инвалидности были несколько выше обычных офицерских пенсий. Причем правом получения пенсий из инвалидного капитала пользовались только офицеры, которым оказывал покровительство так называемый «Александровский комитет о раненых». Пенсии назначались в зависимости от чина, в котором находился офицер на момент ранения, и от степени тяжести ранения (соответственно, различались пенсии раненым офицерам первого и второго класса).

Также важно отметить, что офицеры, получившие раны и увечья во время боевых действий, получали пенсии из инвалидного капитала независимо от пенсий из государственного казначейства. Кроме пенсии, отставным офицерам выдавалось ежегодное пособие для найма прислуги20.

Таким образом, можно резюмировать то, что каждая социальная система и имеет ясно выраженные цели, однако невозможно абсолютно точно наметить ее границы. Цели социальной политики находятся в зависимости от руководящих политических элит, общественного понимания, и от эволюции социальной структуры в каждом государстве. История благотворительности в России восходит к принятию христианства (988 год) – именно тогда киевский князь Владимир обязал духовенство заниматься благотворительностью и определил десятину на содержание монастырей, церквей и больниц.

В ходе проведенного исследования был сделан вывод о том, что благотворительность – добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи.

Развитие благотворительности как части государственной политики впервые началось в XVI веке – в период правления Ивана Грозного. В эпоху правления М.Ф. Романова зародилась традиция детских домов, раздача милостыни в богадельнях и тюрьмах - разумеется, в честь праздников.

Во время правления Петра I неспособных к труду помещали в госпитали и богадельни, раздавали престарелым и калекам «кормовые» деньги, строили госпитали для незаконнорожденных.

При Екатерине II были созданы Приказы общественного призрения. Существенный вклад в продолжение традиции благотворительности внесла императрица Мария Федоровна, жена Павла: возглавила Воспитательное общество благородных девиц.

Александр I в 1816 г. император учредил Императорское человеколюбивое общество, целью которого было удовлетворять нужды бедных. Традиции российской благотворительности были нарушены революцией 1917 года. В годы Великой Отечественной войны произошло возрождение обычая добровольных пожертвований.

1   2   3   4   5


написать администратору сайта