Главная страница

Финансы. Курсовая работа-1. Благотворительная деятельность в России во второй половине 19 века


Скачать 1.22 Mb.
НазваниеБлаготворительная деятельность в России во второй половине 19 века
АнкорФинансы
Дата08.09.2021
Размер1.22 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКурсовая работа-1.docx
ТипКурсовая
#230565
страница4 из 5
1   2   3   4   5

2.2 Роль старообрядцев в развитии благотворительной деятельности в России во второй половине 19 века


Старообрядчество представляет из себя консервативное ответвление православия и приближает его к разряду сект. Нежелание принимать политические религиозные новшества, а также стремление унифицировать русскую и греческую православные церкви, в свое время вынудило староверов бежать. При этом, духовная элита изначально благоволила старообрядцев, так они очередь продвигали различные промышленные направления и торговлю.

Часто староверам приходилось скрывать собственных духовных лидеров. Авторитетом общины, как правило являлся зажиточный купец, либо бухгалтер. Таким образом, староверы были грамотнее своих православных соотечественников, так как им приходилось самим вести службу и учёт, что подтверждено ревизиями, активно проводившимися в 19 веке.

Идеология староверов основана на том, что антихрист уже пришел в люди. При этом, всеми силами необходимо сохранить религиозную праведность, которая сохраняется в мелочах, например, когда мы пользуемся благами цивилизации, едим, ведем обычные рабочие дела. Соответственно, религиозная практика максимально переносится в бытовую жизнь, а меняющаяся обстановка заставляет религию отвечает на новые вызовы, которые связаны с экономикой, управлением и прогрессом. В старообрядчестве парадоксальным образом сочеталось поглощение экономических новшеств и консерватизм религии.37

Существенными успехами старообрядцы могут могли похвастаться в текстильной промышленности. Староверам в XIX веке удалось вернуться в крупные города и основать мощные мануфактуры. В 18 веке указами Екатерины II старообрядцам гарантировали некоторые права при разбирательствах в суде, а также возможность занимать должности в сословиях.

После того как была отменена двойная подать, в старообрядческие центры пришли знаменитые купцы и промышленниками для того, чтобы учиться грамоте и науке ведения дела. Таким образом, старообрядцы в 19 веке были образцом подражания и способствовали распространению религиозных идей через свои экономические успехи.

По статистическим данным староверам принадлежало около 80 предприятий по производству шерсти и текстиля, что равно примерно 18% данной ниши38. Старообрядцы брались также и за другие виды бизнеса, однако, именно изготовление текстиля не требовало частого контакта с государством, приносило немалые деньги при качественной организации производства.

Очень крепки были у старообрядцев в традиции благотворительности и меценатства, которые продолжались их потомками и иноверцами по собственному вероисповеданию, что сохраняло приверженность идее передачи накопленного богатства общине и миру. Старообрядцы внесли существенную роль в развитии благотворительной деятельности второй половины 19 века. Среди наиболее известных старообрядцев, которые занимались благотворительностью можно выделить: Д. Сироткина, К.Т. Солдатенкова, братьев Павела, Степана, Николая, Владимира и Дмитрия Рябушинских, А.И. Гучкова. Данные представители были тесно связаны с творческой и научной интеллигенцией России, прославились своей меценатской и благотворительной деятельностью.

По примерной статистике второй половины 19 века, наиболее известный регион, где старообрядцы активно занимались меценатской и благотворительностью – это Черниговская губерния. В Черниговской губернии того периода насчитывалось около 62385 старообрядцев. 39

Для утверждения своего положения в обществе черниговские старообрядцы оказывали влияние на сторонников свой веры и настаивали на объединении старообрядческих округов. Для старообрядцев были характерны высокие моральные устои. Они поддерживали меры против алкоголизма и пьянства, настаивали на необходимости устранения данного социального зла. Во второй половине XIX века старообрядцы в Черниговской губернии открыто осуществляли богослужения в собственных храмах и устраивали посвящение епископов в сан, куда принимали личности, тесно связанные с местными общинами, благотворителей и меценатов.

Духовным центром старообрядцев был город Новозыбков, а наиболее зажиточная часть сосредоточена в Клинцах. Старообрядцам принадлежала руководящая роль в Стародубе и Расколе. По своей социальной принадлежности они являлись владельцами крупных промышленных предприятий.

После 1905 года на территории Стародуба произошла активизация духовной жизни старообрядцев, стали создаваться съезды новой Выборгской епархии. Предприниматели из данной среды занимались меценатством и благотворительностью. Существенная часть выручки от промышленной работы шла на благотворительные цели и меценатскую деятельность. Благотворительность во все времена была характерна для старообрядцев, продолжалась их потомками, а также иноверцами по вероисповеданию, которые сохраняли приверженность идее передачи накопленного богатства обществу и миру.40

Во второй главе курсовой работы проведен анализ развития благотворительной деятельности в России во второй половине 19 века; изучено развитие благотворительной деятельности в России во второй половине 19 века; выделены особенности благотворительной деятельности в России в наши дни.

В соответствии с проведенным исследованием был сделан вывод о том, что благотворительная деятельность во второй половине 19 века была широко распространена в России. Повсеместно открывались богадельни, благотворительные и детские дома:

- Ольгинскому детскому приюту, который существовал 22 года было выделено около 220 тысяч рублей.

- 17 апреля 1858 г. в Ярославле был открыт Николаевский детский приют, в год приюту выделялось около 10 тысяч рублей.

- 7 октября 1893 был открыт детский приют, так называемый «Базановский воспитательный дом», на его содержание ежегодно выделялось 23 тысячи рублей.

- «Убежищу имени Степана и Анны Тарасовых для бедных престарелых лиц» было выделено 900 тысяч рублей.

Граф Г. А. Кушелев-Безбородко за себя и своих наследников вносил на содержание Дома призрения престарелых бедных женщин по 11 000 руб. в год. Выплаты производились 33 года, общая сумма пожертвований составила 363 тысячи рублей.

Особый комитет наследника «цесаревича Николая Александровича» собрал и распределил 4,5 млн рублей на пожертвования.

- с 1889 по 1898 год было открыто несколько сотен благотворительных заведений.

- на рубеже XIX–ХХ веков богадельни составляли почти половину всех благотворительных заведений России для взрослых (по данным 1902 года, 2 083 из 4 382 заведений).

У старообрядцев были очень крепки традиции благотворительности и меценатства, которые продолжались их потомками и иноверцами по собственному вероисповеданию, что сохраняло приверженность идее передачи накопленного богатства общине и миру. Соответственно, старообрядцы внесли существенную роль в развитии благотворительности второй половины 19 века.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта