КОММУНИ́ЗМ. Богомильство
Скачать 444.53 Kb.
|
КОММУНИ́ЗМ (от лат. communis – общий), общее обозначение разл. версий идеального обществ. устройства, характеризующегося социальным равенством, отсутствием частной собственности и, в большинстве случаев, также и государства. Согласно социально-филос. доктрине марксизма – обществ.-экономич. формация, основанная на обществ. собственности на средства производства и сменяющая капитализм в результате коммунистической («пролетарской») революции. Восходящее к древним мифам о золотом веке представление об изначальном естественном равенстве всех людей, выражавшееся, в частности, в равном распределении земных благ и пользовании ими, явилось источником коммунистич. принципа общности имущества, характерного для различных религ. движений, общин и сект – маздакизма в Персии, иудейской секты ессеев в Палестине, раннехристианских общин, начиная с 4 в. – киновитного, или общежительного, монашества в христианской Церкви, еретич. сект богомилов (см. Богомильство), катаров и вальденсов с их проповедью «апостольской бедности» и отрицанием собственности и государства, нищенствующих орденов францисканцев, доминиканцев и кармелитов (в хилиастич. учении Иоахима Флорского новый этап мировой истории – «царство Святого Духа» – связывался, в частности, с распространением монастырского устройства на всё общество), вплоть до таборитов (см. Гуситское движение), анабаптистов, диггеров, нестяжателей в России и т. п. Все эти сообщества, помимо их обособления от жизни остального социума, отличало религ. освящение повседневной жизни, исключавшее установку на личное обогащение, в то время как община могла приумножать своё коллективное достояние. Именно религ. мотивация таких, напр., институций, как монашество, обусловливала длительность их существования, тогда как лишь немногие из общин, основанных социальными реформаторами 18–19 вв. (коммунистич. колонии Р. Оуэна и Э. Кабе в Сев. Америке и т. п.), не распадались уже во втором или третьем поколении. Призыв Т. Мюнцера, радикального проповедника эпохи Реформации и Крестьянскогй войны 1524–26 в Германии, к революц. преобразованию общества на началах социальной справедливости и осуществления принципа «всё общее (omnia sunt communia)» Ф. Энгельс характеризовал как «близкую к коммунизму» программу «немедленного установления царства божьего на земле» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1956. Т. 7. С. 371). Коммунистические утопии 16–18 вв. Выдвинутая Платоном – фактическим родоначальником европ. утопизма как в его религиозной, так и в светской версии – концепция идеального гос. строя послужила образцом для многочисл. поборников идеи К. в Новое время, от Т. Мора и Т. Кампанеллы до Э. Кабе (Б. Рассел, посетивший Сов. Россию в период «военного коммунизма», отмечал поразившую его близость большевистского режима платоновской утопии). Если сословию трудящихся (земледельцам, ремесленникам и торговцам) в платоновском государстве разрешается жить с семьёй и иметь собственность и землю, то никто из сословия стражей не должен обладать никакой частной собственностью, для них вводится не только общность имущества и жилища, но и общность жён и детей, а управлять государством должны философы. Мор в своей «Утопии», принимая позицию Платона в отношении упразднения частной собственности и установления имуществ. равенства, распространяет этот принцип на всё общество. Как и у Платона, центр. фигурой коммунистич. переустройства является законодатель, обладающий знанием и полновластием одновременно, однако в отличие от Платона центром его деятельности оказывается не воспитание, а организация производства, которая обеспечивается введением всеобщей трудовой повинности. В «Городе Солнца» Кампанеллы жители управляемого первосвященником города ведут «философский образ жизни общиной», основанной на коллективной собственности и всеобщем труде, который облегчается многочисл. технич. изобретениями. Принцип общности доведён у Кампанеллы до крайних пределов, охватывая весь быт, а также общность жён и детей. Влияние «Города Солнца» сказалось как в проекте созданного в Парагвае Иезуитов государства 1610–1767, так и в романе франц. писателя Д. Вераса дʼАлле «История севарамбов» — описании утопич. страны, где три осн. источника зла – гордость, алчность и праздность – упразднены в результате уничтожения привилегий рождения, частной собственности и введения всеобщей трудовой повинности. Осн. производств. ячейкой у Вераса дʼАлле были товарищества, или «осмазии» (предвосхищение фаланстеров Ш. Фурье и разнообразных трудовых ассоциаций и коммун в социалистич. проектах 18–19 вв.). Как и у Мора, гл. принципом распределения у Вераса дʼАлле является распределение по потребностям. Созданный в 1652 памфлет лидера диггеров Дж. Уинстэнли «Закон свободы…» впервые в истории коммунистич. идей содержал проект законов государства, основанного на общности имуществ и общеобязательном труде. Франц. утопический К. 18 в., представленный сочинениями Ж. Мелье, Г. Б. де Мабли, Морелли, Л. М. Дешана, складывался в общем русле рационалистич. концепций Просвещения об идеальном разумном устроении общества, возвращающем человека в изначальное «естественное состояние». Таковым предстаёт патриархальный братский союз сельских семей-коммун (Мелье), аскетич. идеал ограниченных в своих потребностях земледельч. общин наподобие Древней Спарты (Мабли) и автономно хозяйствующих поселений, сотрудничество которых, как и все человеческие отношения, регулируется при отсутствии государства исключительно нравств. самосознанием граждан (Дешан). В «Кодексе природы», приписываемом Морелли, принципы всеобщей занятости и обязательного трудоустройства, обществ. распределения при запрете торговли и обмена, унификации всего быта (жилищ, одежды, воспитания и т. д.) во многом перекликаются с аналогичными построениями Т. Мора и Т. Кампанеллы. Все представители франц. утопического К. отстаивают принцип общности имуществ, общего владения всеми благами (communauté des biens у Мабли) и требуют упразднения частной собственности как источника морального неравенства и «разъединения» людей (Дешан) и гл. порока совр. общества – «жадности» (в «Кодексе природы» и у Мабли). В «состоянии нравов», которое, согласно «Истине, или Достоверной системе» Дешана, должно сменить «состояние законов», с уничтожением разделения на «моё» и «твоё» исчезнут различия между нациями и вражда между народами; не будет также постоянного прикрепления людей к той или иной профессии. Франц. революция 18 в. с её лозунгами свободы, равенства и братства способствовала актуализации коммунистич. идей, прежде всего во Франции. Г. Бабёф, один из организаторов и вдохновителей «заговора во имя равенства», целью его считал замену частной собственности коллективной, которой должна распоряжаться «национальная коммуна», и введение равного распределения всех благ между членами общества. Переход к этому «обществу совершенного равенства» требует введения временной революц. диктатуры, необходимость которой вслед за Бабёфом позднее будут защищать Т. Дезами и Л. О. Бланки. Термин и понятие коммунизма в 1840-х гг. Понятие К. в его совр. смысле, связанном с жизненными условиями индустриального общества, вошло в публичный оборот с 1840-х гг. До этого оно употреблялось в тайных кружках и союзах во Франции и Германии 1830-х гг., находившихся под влиянием идей Г. Бабёфа, которые получили широкую известность в революц. кругах Европы после выхода в 1828 книги его соратника Ф. Буонарроти «Заговор во имя равенства…». Распространение и популяризация термина «К.» связаны с организованным в июне 1840 в Париже членами тайного коммунистич. общества «Рабочие-уравнители» («Travailleurs egalitaires») банкетом коммунистов, на котором присутствовало более 1000 чел., в т. ч. редактор ж. «LʼEgalitaire» Т. Дезами, призывавший в своей речи покончить с любыми привилегиями – не только с господствующей аристократией богатства, но и с аристократией способностей, проповедуемой последователями К. А. Сен-Симона. Выпущенная вскоре брошюра «Premier banquet communiste» (1840) провозгласила день банкета началом новой эры в истории коммунистич. движения. В том же году появились утопич. роман Э. Кабе «Путешествие в Икарию» и в 1841 его кн. «Почему я стал коммунистом, или Моё коммунистическое credo». В Великобритании Дж. Г. Бармби основал в 1841 Communist Propaganda Society, а позднее – Universal Communitarian Association. В Германии в 1842 появились статьи В. Вейтлинга («Правительственная форма коммунистического принципа») и М. Гесса (1812–75) («Коммунисты в Германии»), а также получившая широкую известность кн. Л. фон Штейна «Социализм и коммунизм в современной Франции» («Der Sozialismus und Communismus des heutigen Frankreich»). Г. Гейне в ст. «Коммунизм, философия и духовенство» (1843) писал о растущей армии коммунистов, «напоминающей своим религиозным жаром и мрачной волей к разрушению галилейские начинания» (Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 6. С. 264). В рус. язык термин «К.» вошёл из нем. языка в нач. 1840-х гг. и в словаре В. И. Даля определялся как «политическое учение о равенстве состояний, общности владений и о правах каждого на чужое имущество». Э. Кабе в своих сочинениях в отличие от Г. Бабёфа отстаивал мирный, ненасильственный путь к К., предполагающий переходный период – «демократию… воспитывающую первое поколение для общности, обогащающую бедных без ограбления богатых, уважающую приобретённые права и привычки существующего поколения, но уничтожающую без замедления нищету, обеспечивающую всем труд и существование…» (Путешествие в Икарию. М.; Л., 1948. С. 79). Свобода в утопической «Икарийской республике» Кабе «подчинена бесчисленным законам природы, разума и общества» (ничто, напр., «не может печататься без согласия республики»), что находит выражение в мелочной регламентации всех сфер жизни. «Кодекс общности» (1842) Т. Дезами, описывающий превращение труда в будущем обществе из принудительного бремени в наслаждение и, по мнению В. Зомбарта, предвосхищающий принцип распределения «от каждого по способностям, каждому по потребностям», содержит программу «освобождения всех народов» путём воен. разгрома «антикоммунистических правительств». Ф. Энгельс в ст. «Успехи движения за социальное преобразование на континенте» (1843) в числе партий, защищающих К. в Германии, наряду с «народной» партией (В. Вейтлинг и его сторонники), назвал «философскую партию», к которой причислил А. Руге, К. Маркса, себя, Г. Гервега и др. Разл. аспекты этого «философского» К. излагались в сочинениях Гейне, Руге, М. Гесса, П. Ж. Прудона, М. А. Бакунина и др. Гесс в кн. «Европейская триархия» («Die europäische Triarchie», 1841) писал о грядущей революции, которая уничтожит социальное неравенство и доведёт до конца эмансипацию человечества посредством упразднения частной собственности и порождённого ею эгоизма. Уравнительному К. Бабёфа с его санкюлотским равенством в нищете Гесс противопоставил в своей «философии действия» понимание К. как реализации «свободной самодеятельности», в которой «исчезает противоположность между трудом и наслаждением» (ст. «Социализм и коммунизм», 1843). Понятие отчуждения, употреблявшееся Л. Фейербахом применительно к религии, переносится Гессом в экономич. и социальную сферу («деньги как продукт взаимно отчуждённых людей»). По определению Бакунина, «общность свободных людей, воодушевлённая любовью и выросшая из божественной сущности первоначального равенства… является истинным коммунизмом» (ст. «Коммунизм», 1843). Понятия социализма и К. в 19 в. не имели чёткого содержательного разграничения. В. Вейтлинг в кн. «Гарантия гармонии и свободы» (1842), называя социалистами сторонников Ш. Фурье (в предложенном им экономич. строе частная собственность не подлежит обязательному устранению), причислял себя к поборникам «радикального социализма, или коммунизма», стремящегося к фундам. преодолению капиталистич. обществ. строя путём социальной революции. Л. фон Штейн, книга которого на многие десятилетия определила ход дискуссии об этих понятиях в Германии, видел в К., исходящем из «абсолютного лишения индивидов всякой собственности», лишь «первую, самую грубую систему, ориентирующуюся на социальную идею равенства», считая социализм второй, более высокой системой, состоящей «в установлении господства труда над капиталом. Социализм во всех своих формах стоит бесконечно выше, чем коммунизм. Его основанием является труд и вместе с трудом – индивидуальность, этот источник всякого истинного богатства, всякого истинного многообразия» (Geschichte der sozialen Bewegung in Frankreich von 1789 bis auf unsere Tage. Hildesheim, 1959. Bd 1. S. 114, 117–118). Аналогично этому К. Маркс в своей критике «догматического коммунизма» Э. Кабе, Т. Дезами, В. Вейтлинга и др. называл К. лишь «односторонним осуществлением социалистического принципа». «Экономическо-философские рукописи 1844 года» Маркса содержат критику «грубого», или «казарменного», К., отрицающего личность человека и являющегося лишь «завершением» частной собственности, её превращением во «всеобщую частную собственность» (здесь «категория рабочего не отменяется, а распространяется на всех людей» – Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1974. Т. 42. С. 114). Высшая стадия К. связывалась Марксом с преодолением тотального «самоотчуждения человека» в буржуазном обществе, с «самобытным и свободным развитием индивидов», уничтожением разделения труда, превращением его в «свободное проявление жизни» и «наслаждение жизнью» (Там же. С. 36). Практич. предпосылкой этого является «универсальное развитие производительных сил», устанавливающее «универсальное общение людей» (К. как «производство самой формы общения» – Там же. М., 1955. Т. 3. С. 33, 70). Уже фон Штейн связывал распространение коммунистич. идей с «осознанием пролетариатом противоречия своего положения с идеей свободы и равенства». Маркс, исходя из реального «жизненного положения» пролетариата, утверждал, что он «исторически будет вынужден», сообразно своему бытию, освободить себя и одновременно всё общество, уничтожив «все бесчеловечные жизненные условия современного общества, сконцентрированные в его собственном положении» (Там же. М., 1955. Т. 2. С. 40). Коммунистич. революция изменяет сам «способ деятельности» людей, «устраняет труд и уничтожает господство каких бы то ни было классов вместе с самими классами» (Там же. М., 1955. Т. 3. С. 70). Провозглашённый в «Немецкой идеологии» отказ видеть в К. «состояние», «идеал», «с которым должна сообразоваться действительность» (К. – это «действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние». – Там же. С. 34), фактически означал ревизию собств. построений Маркса в духе «философского» К. нач. 1840-х гг. В 1847 нем. эмигрантский Союз справедливых был переименован в Союз коммунистов, в качестве его программы Ф. Энгельсом был написан в форме катехизиса «Проект коммунистического символа веры», получивший затем название «Принципы коммунизма», и в 1848 К. Марксом и Энгельсом – «Манифест Коммунистической партии». «Манифест…», отводящий пролетариату роль грядущего «могильщика» капиталистич. общества, проникнут сознанием неизбежности коммунистич. революции, в процессе которой пролетариат, достигший политич. господства, использует его для того, чтобы «централизовать все орудия производства в руках государства… и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил» (Там же. М., 1955. Т. 4. С. 446). То, что «Манифест» не был назван «социалистическим», в предисловии к его англ. изданию 1888 Энгельс объяснял тем, что в 1847 «социализм» (приверженцы утопич. систем К. А. Сен-Симона, Р. Оуэна, Ш. Фурье и др.) был «буржуазным движением, а коммунизм – движением рабочего класса». |