Главная страница

Больницы бимаристан (bimaristan) персидское это лишний раз подтверждает, что больничное дело в халифатах испытало значительное влияние иранских и византийских традиций


Скачать 15.46 Kb.
НазваниеБольницы бимаристан (bimaristan) персидское это лишний раз подтверждает, что больничное дело в халифатах испытало значительное влияние иранских и византийских традиций
Дата06.04.2022
Размер15.46 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаBolnichnoe_delo.docx
ТипДокументы
#446362

Организация больничного дела получила в халифатах значительное развитие.

Изначально учреждение больниц было делом светским. Название больницы – бимаристан

(bimaris-tan) — персидское; это лишний раз подтверждает, что больничное дело в халифатах

испытало значительное влияние иранских и византийских традиций.
Согласно сообщению историка ал-Макризи (al-Macrizi, 1364-1442), первая известная

больница в мусульманском мире была сооружена во времена Омейядов при халифе ал-

Валиде (705-715). Больница в современном смысле этого слова появилась в Багдаде около

800 г. По инициативе халифа Харун ар-Рашида ее организовал армянский врач-христианин

из Гундишапура – Джибраил ибн Бахтиши (Gibrail ibn Bahtishi), третий в знаменитой

династии Бахтишу. Его дед Джурджус ибн Джибраил ибн Бахтишу (Girgis ibn Bahtishi) –

основатель династии и глава врачей медицинской школы в Гундишапуре – в 765 г. излечил

тяжело больного халифа ал-Мансура, которого никто не мог вылечить. И несмотря на то, что

Джурджус ибн Бахтишу был христианином и не принял ислама, халиф назначил его главой

врачей столицы Халифата — Багдада. Он и все его потомки на протяжении шести поколений

успешно служили придворными врачами халифов, были известны в мусульманском мире и

высоко почитались правителями до начала XI в.
Больницы, основанные мусульманами, были трех видов.
К первому виду относились больницы, учрежденные халифами или известными

мусульманскими деятелями и рассчитанные на широкие слои населения. Они

финансировались государством, имели штат врачей и не медицинского обслуживающего

персонала. При больницах создавались библиотеки и медицинские школы. Обучение было

теоретическим и практическим: учащиеся сопровождали учителя во время его обхода в

больнице и посещали вместе с ним больных на дому.
В Египте первая большая больница была основана в 873 г. правителем Ахмадом ибн

Тулуном. Она предназначалась исключительно для бедных слоев населения (ни солдат, ни

придворный не имели права получить там лечение). Правитель отпускал на ее нужды 60 тыс.

динаров в год и посещал больницу каждую пятницу. Кроме того, при своей дворцовой

мечети Ахмад ибн Тулун учредил аптеку, где каждую пятницу врач бесплатно лечил

приходящих больных. Согласно традиции, больница имела мужскую и женскую половины,

мужскую и женскую бани; больные распределялись по отделениям в соответствии с их

заболеваниями.
В Багдаде в 916 г. было пять таких больниц. В 918 г. открылись еще две: на содержание

первой халиф выделял в виде пожертвования 2 тыс. динаров в месяц, на содержание второй

больницы (учрежденной его матерью) – 600 динаров. В 978 г. Адуд ал-Даул завершил

строительство еще одного большого лечебного учреждения на западном берегу р. Тигр, где в

свое время стоял дворец Харуна ар-Рашида; его обслуживали врачи, санитары (араб.

mucaliguna), слуги (араб, huz-zan), привратники (араб, bawwabuna), управители (араб, wukala)

и надзиратели. К 1160 г. в Багдаде насчитывалось более 60 больниц.
Одной из самых крупных была больница «ал-Мансури» в Каире. Открытая в 1284 г. в

помещении бывшего дворца, она, по свидетельству историков, была рассчитана на 8 тыс.

больных, которых размещали в соответствии с их Некоторые женщины-мусульманки, занимавшиеся медициной, заслужили

широкое признание. Так, при Омейядах прославилась женщина-окулист Зайнаб из племени

Авд. Высокими познаниями в лечении женских болезней обладали сестра Ал-Хафида ибн

Зухр и ее дочери (их имена нам не известны); они были единственными врачами, которым

дозволялось лечение в гареме халифа ал-Мансура.
Высокий уровень организации медицинского дела на средневековом Востоке тесно

связан с развитием гигиены и профилактики заболеваний. Запрет производить вскрытия, с

одной стороны, ограничил исследования строения тела и его функций, а с другой —

направил усилия врачей на поиск иных путей: сохранения здоровья и привел к разработке

рациональных мероприятий гигиенического характера. Многие из них закреплены в

«Коране» (пятикратные омовения и соблюдение чистоты тела, запрет пить вино и есть

свинину, нормы поведения в обществе, семье и т. п.). Согласно преданию, Пророк Мухаммед

получил свои познания в области медицины от врача ал-Харита ибн Каладаха (al-Harit ibri

Kalada), который родился в Мекке в середине VI в., а медицине обучался в Гундишапурской

медицинской школе. (Если этот факт имел место, гигиенические рекомендации «Корана»

восходят к традициям Гунди-шапура, впитавшего традиции древнегреческой и индийской

медицины.)


написать администратору сайта