Главная страница

Борьба Руси с иноземными захватчиками. Ордынское иго.. Борьба Руси с иноземными захватчиками. Ордынское иго.(реферат). Борьба Руси с иноземными захватчиками. Ордынское иго. (тема практического задания) фио студента


Скачать 194.22 Kb.
НазваниеБорьба Руси с иноземными захватчиками. Ордынское иго. (тема практического задания) фио студента
АнкорБорьба Руси с иноземными захватчиками. Ордынское иго
Дата21.05.2023
Размер194.22 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаБорьба Руси с иноземными захватчиками. Ордынское иго.(реферат).docx
ТипРеферат
#1148013






Российский государственный социальный университет




ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

по дисциплине « История »
Борьба Руси с иноземными захватчиками. Ордынское иго.

(тема практического задания)

ФИО студента

Кочанков М.С.

Направление подготовки

Информационные системы

Группа

ИСТ-Б-01-З-2022-2


Москва 2022

Содержание




Введение 3

1.Понятие социального института 4

1.1.Характеристика социального института 4

1.2. Функции и цели социального института 6

2.Религия как социальный институт 11

2.1.Определение религии как социального института 11

2.2.Анализ религии как социального института 13

2.3.Типы и формы религиозных организаций 15

2.4. Основные функции, структура религии в обществе 16

Заключение 19

Список использованной литературы 21

Введение

Цель и задачи реферата обусловили выбор его структуры. Работа состоит из введения, двух частей, заключения, списка использованной при написании работы литературы.

Основные задачи работы:

  • изучение понятия социального института, его характерных черт;

  • рассмотрение религии как социального института.

Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара, оказывается тем не менее областью недоступной и по меньшей мере непонятной для очень многих людей.

Религия это своеобразное поведение (культ), мировоззрение и мироощущение, основанное на вере в сверхъестественное, недоступное пониманию человека.

Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе духовной культуры общества. Она выполняет в обществе ряд важных социокультурных функций. Одной из таких функций религии является мировоззренческая, или смыслополагающая. В религии как форме духовного освоения мира, осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе, которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

  1. Понятие социального института

    1. Характеристика социального института

Термин "социальный институт" употребляется в самых разнообразных значениях. Говоря об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институте государства и т. д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина "социальный институт", связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализмами и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.

Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

Социальные системы, складывающиеся на основе общностей, социальные связи которых обусловлены объединениями организаций, называются социальными институтами. Социальные институты действуют от имени общества как целого.

Социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления. Социальный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущерб социальной системе. Основными объектами такого контроля являются правовые и моральные нормы, обычаи, административные решения и т. д.

Выделяют следующие виды социальных институтов: экономика, политика, религия, мораль, искусство, семья, наука, образование и т.д.

Каждый социальный институт характеризуется:

  • наличием цели своей деятельности;

  • набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института;

  • конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели.

К числу общих признаков социального института можно отнести:

  • выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер;

  • определенную (более или менее формализованную) организацию;

  • наличие специфических норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках социального института;

  • наличие социально значимых функций института, интегрирующих его в социальную систему и обеспечивающих его участие в процессе интеграции последней.

Таким образом, социальные институты это специфические образования, обеспечивающие относительную устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества, некоторые исторически обусловленные формы организации и регулирования общественной жизни. Институты возникают в ходе развития человеческого общества, дифференциации видов деятельности, разделения труда, формирования специфических видов общественных отношений.

П
Рисунок 1— Признаки социальных институтов
ризнаки основных социальных институтов


и

1.2. Функции и цели социального института

Социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления.

К числу важнейших функций, которые социальные институты выполняют в обществе, относятся:

  • регулирование деятельности членов общества в рамках социальных отношений;

  • создание возможностей для удовлетворения потребностей членов общества;

  • обеспечение социальной интеграции, устойчивости общественной жизни;

  • социализация индивидов.

Социальный институт, таким образом, определяет ориентацию социальной деятельности и социальных отношений посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения. Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания решаемых социальным институтом задач. Каждый такой институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг. Важнейшими социальными институтами являются политические. С их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть. Семья также один из важных социальных институтов. Ее деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как система образования, здравоохранение, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т. д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии.

Каждый социальный институт характеризуется:

  • наличием цели своей деятельности;

  • набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института;

  • конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели.

Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной системы. Выделяют четыре основных функции социальных институтов:

1) Воспроизводство членов общества.

Главным институтом, выполняющим данную функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.

2) Социализация

Передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности институты семьи, образования, религии и др.

3) Производство и распределение.

Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля органы власти.

4) Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами:

1) Экономическо-социальные институты собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

2) Политические институты государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества.

3) Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.

4) Нормативно-ориентирующие механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу.

5) Нормативно-санкционирующие общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций.

6) Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т. д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений.

На основе вышеизложенного, можно дать сделать следующие выводы:

Социальные институты это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института.

  1. Религия как социальный институт

    1. Определение религии как социального института

Воздействие религии на общество и происходящие в нем процессы реализуется через ее институты – церковь, религиозные организации, объединения верующих.

Важным элементом религиозного комплекса является церковь – один из социальных институтов, обладающих рядом характерных признаков. Прежде всего, это наличие профессионального духовенства, которое формируется по иерархической системе. Например, христианская церковь с первых веков своего существования построила свою иерархию по “феодальному образцу”. Кроме всего этого, церковь выступает и как юридическое лицо, владеющее определенной собственностью, которая составляет экономическую основу ее существования. Для церкви типично также наличие четко разработанной догматики и детализированного культа.

Внутренняя структура такого института представляет собой организационно оформленное взаимодействие различных систем, функционирование каждой из которых связано с формированием социальных организаций и учреждений, также имеющих статус социальных институтов. В частности, на уровне церкви уже четко разделяются управляющая и управляемая системы. Первая система включает в себя группу занимающихся выработкой, сохранением и переработкой религиозной информации, координацией собственно религиозной деятельности и отношений, контролем поведения, включающего в себя разработку и применение санкций. Вторая, управляемая подсистема, включает в себя массу верующих. Между этими подсистемами существует система нормативно оформленных, иерархически выдержанных отношений, позволяющих осуществлять управление религиозной деятельностью. Регулирование этих отношений осуществляется при помощи так называемых организационно-институциональных норм. Эти нормы содержатся в различного рода уставах и положениях о конфессиональных организациях. Они определяют структуру этих организаций, характер отношения между верующими, священнослужителями различных рангов, между руководящими органами организаций и их структурными подразделениями, регламентируют их деятельность, права и обязанности.

Исходным пунктом объективного социологического анализа религии должно быть понимание ее как социокультурного института. Такой подход к изучению религии, которая совмещает в себе черты культурной системы, то есть определяет сферу значений, символов и ценностей, относящихся к фундаментальным аспектам человеческого бытия, и вместе с тем функционирует в обществе в качестве самостоятельного социального института (социальной подсистемы) в тесной связи с другими социальными институтами, позволяет с максимальной полнотой и объективностью выяснить и проанализировать уникальную роль религии в человеческой истории, в жизни современного общества. Отсюда проистекает вторая методологическая особенность социологического анализа религии, заключающаяся в том, что при исследовании ее функций как социального института необходимо уделить особое внимание тем из них, которые относятся к культурной системе общества, то есть связаны с ценностно-нормативными аспектами. И наконец, третья характерная методологическая особенность социологического анализа религии состоит в том, чтобы учитывать позицию личности, точку зрения актера, то есть самого действующего лица (верующего), без чего трудно уяснить в полной мере значение религиозного опыта, религиозных чувств и настроений верующих. Этот момент также чрезвычайно важен, ибо чисто внешнее, объективное наблюдение и изучение религии ведет, с одной стороны, к ложной дилемме "религия-наука", а с другой стороны, заведомо сужает культурологическое, мировоззренческое значение религии.

Имеющийся на сегодня эмпирический материал, накопленный социологией религии за вековую историю своего существования, дает основание предположить в качестве наиболее существенных черт религии связь религиозного опыта и практики с "предельными, конечными условиями человеческого существования", к числу которых принято относить такие фундаментальные события, как рождение и смерть человека, смысл его пребывания на земле, многочисленные страдания и переживания, добро и зло и другие драматические моменты. Социологи полагают, что возникновение и существование религии во всех без исключения обществах как раз и объясняются стремлением человечества не только найти ответы на эти фундаментальные проблемы собственного бытия, но и вместе с тем сформировать сознание и чувства верующих людей таким образом, чтобы они обрели уверенность и нашли моральную опору и утешение в религиозной деятельности.

Рассмотрение религии в качестве социального института предполагает ее теоретическое описание в терминах социальной системы, точнее, подсистемы социального целого.

    1. Анализ религии как социального института

Институциональный подход к изучению религии предполагает анализ эволюции института религии на различных ступенях развития общества. Ввиду чрезвычайной сложности указанного вопроса, ограничимся описанием основных типов религиозных верований. Исторически первичными формами религии являлись фетишизм, тотемизм и магия, существовавшие в первобытных обществах. При господстве фетишизма объектом религиозного поклонения выступал какой-то конкретный объект, растение, животное, наделяемые мистическими и сверхъестественными свойствами. Предполагалось, что обладание этим объектом приносит удачу в жизни, предохраняет от опасностей и невзгод. Тотемизм отличается от фетишизма тем, что тотем выступает в качестве коллективного религиозного объекта. Первобытные люди полагали, что тотем обладает мистической силой, способствующей сохранению первобытной общины. Магия представляла собой колдовские обряды и заклинания, посредством которых стремились воздействовать на различные события окружающего мира с тем, чтобы изменить их в желательном направлении.

Вступление человечества в эпоху цивилизации знаменовалось возникновением гораздо более сложных типов религиозных систем. Создание социально стратифицированных обществ сопровождалось формированием политеистических религий, ярким примером которых может служить античная древнегреческая религиозная система. Согласно греческой мифологии, миром управляют множество богов, каждый из которых покровительствует определенным сферам жизнедеятельности человека.

Д ругим известным типом религиозных верований выступает монотеизм, возникший в процессе формирования трех главных мировых религий: буддизма христианства и ислама. Для них характерно стремление объединить в одной вере людей различных социальных групп, государств и национальностей. Монотеизм означает веру в единого бога как высшее духовное существо, хотя в трех мировых религиях существуют разнообразные вариации в отправлении религиозного культа и толковании единобожия.

Рисунок 2 — Основные мировые религии

С социологической точки зрения институт религии, подобно другим социальным организациям, может быть представлен как система философской верой двух взаимосвязанных уровней:

  1. ценностно-нормативной модели, включающей в себя совокупность верований, символов и предписаний, относящихся к определенному кругу явлений и предметов, называемых священными;

  2. структуры поведенческих образцов, управляемых и регулируемых посредством религиозных норм и верований.

Исключительно важная роль в ценностно-нормативной системе религии принадлежит религиозной символике, такой как крест и распятие Христа, само церковное строение, символизирующее устремление верующих ввысь, ближе к Богу, алтарь в храме, иконы и т.п. Все религиозные действия, связанные с отправлением религиозного культа, проведение церковной службы и молитвы, различные обряды и празднества обязательно происходят с использованием религиозной символики.

Основной формой современной религиозной организации выступает церковь. Это такое объединение верующих, в котором придерживаются одного вероисповедания (или какой-то его ветви, как например, православная или католическая церковь.)

Важную роль в социологическом исследовании религии отводят изучению структуры религиозной организации. Именно в этом смысле слова термин "религиозная организация", наряду с понятиями "религиозного сознания" и "религиозного культа" использовался для описания и анализа природы религии в марксистской социальной философии.

    1. Типы и формы религиозных организаций

В социологической литературе выделяются три основных типа религиозных организаций, которые можно рассматривать и как этапы развития религиозной организации: секта, деноминация, универсальная церковь.

Секта – это религиозная группа, структурированная в организацию, относительно немногочисленная, занимающая либо индифферентную, либо агрессивно враждебную позицию по отношению к миру в целом, обществу и государству. В сектах, как правило, сильны настроения избранничества, стремление к нравственному совершенству, в них, в отличие от церкви, подчеркивается равенство всех членов, институт священства не играет такой роли, как в церкви, либо просто отсутствует.

Деноминация – это религиозная организация, находящаяся на промежуточной стадии развития между сектой и церковью. Существует два основных пути их возникновения: многие деноминации начинали свое существование как секты, возникая вокруг новых религиозных учений, некоторые явились следствием раскола в рамках традиционных религий. В отличие от сект, которые, как правило, стоят в оппозиции к государству и господствующей идеологии, деноминациям присуща тенденция к компромиссу со светской властью. Деноминация отличается веротерпимостью, отсутствием жесткой дисциплины и давления догматики, а также деления на священство и мирян. В отличие от универсальных церквей, деноминация не так многочисленна, поскольку обычно ограничена классовыми, национальными, расовыми или другими рамками.

Церковь – это крупномасштабная, разветвленная и дифференцированная религиозная организация, характеризующаяся концептуальной отработанностью базисной доктрины, удовлетворяющая запросы огромных масс людей на всех социальных уровнях, являющаяся интегральной частью существующего социального прядка.

Основными отличиями между ними являются отношения религиозного объединения с социальными слоями общества, наличие связи с государством, приверженность или отвержение доминирующих в обществе догм и культов

2.4. Основные функции, структура религии в обществе

В социологии в структуре религии выделяют следующие компоненты: религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т.п.);

  • религиозные отношения (культовые, внекультовые);

  • религиозные организации.

С социологической точки зрения можно выделить четыре основные функции религии в обществе:

      1. интегративную;

      2. регулятивную;

      3. психотерапевтическую;

      4. коммуникативную.

Первые две функции непосредственно относятся к деятельности религии в качестве института культуры, поскольку они присущи ценностям и нормам, входящим в содержание культуры как системы.

Интегративная функция религии была достаточно полно раскрыта
Э. Дюркгеймом, который, изучая первобытные религии аборигенов Австралии, обратил внимание на то, что религиозный символизм, религиозные ценности, обряды и обычаи способствуют социальной сплоченности, обеспечивают устойчивость и стабильность первобытных обществ. Принятие определенной системы верований, символов, согласно Дюркгейму, включает человека в религиозную моральную общность и служит интегративной силой, сплачивающей людей.


Регулятивная функция религии заключается в том, что она поддерживает и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль, как формальный – через деятельность церковных организаций, могущих поощрять или наказывать верующих, так и неформальный, осуществляемый самими верующими в качестве носителей моральных норм по отношению к окружающим людям.

Психотерапевтическая функция религии. Сферой ее действия выступает, в первую очередь, само религиозное сообщество. Давно было замечено, что различные религиозные действия, связанные с отправлением культа -богослужения, молитвы, ритуалы, обряды и т.п. – оказывают успокоительное, утешительное воздействие на верующих, придают им моральную стойкость и уверенность, предохраняют от стрессов.

Коммуникативная функция, как и предшествующие, имеет значение, в первую очередь, для самих верующих. Общение развертывается для верующих в двух планах: в плане общения их с богом и "небожителями", и в плане их общения друг с другом. "Богообщение" считается высшим видом общения и в соответствии с этим общение с "ближними" приобретает характер второстепенности. Важнейшим средством общения выступает культовая деятельность – богослужение в храме, общественная молитва, участие в таинствах, обрядах и т.п. Языком общения служит религиозная символика, священные писания, ритуалы.

Таким образом можно сделать вывод, что религия как социальный институт – это организованное объединение людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Заключение

Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

Религия как социальный институт – это организованное объединение людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Религия как социальный институт характеризуется:

  • наличием цели своей деятельности;

  • набором социальных позиций и ролей;

  • конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели.

Можно много спорить о положении религии в современном обществе. Однако однозначно оценить ее роль, возможности и перспективы попросту невозможно. Весь опыт ХХ в. показал несостоятельность односторонних прогнозов относительно дальнейших судеб религии: либо ее неминуемого и близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. Сегодня очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубокие и необратимые изменения.

На положение религии в современном обществе решающее воздействие оказывают две главные силы современности – наука и политика. Их эволюция в современном обществе ведут к неоднозначным для религии последствиям: разрушая традиционные установления, они подчас и открывают для нее и новые возможности.

Религия в качестве нравственной духовной силы получила возможность сегодня вступить в диалог с миром, судьбы которого оказались зависимыми от его нравственной состоятельности перед лицом реальных проблем общественного развития. В основе культурных ценностей, разделяемых большинством религий, лежат универсальные общечеловеческие ценности, такие понятия, как любовь, мир, надежда, справедливость.

Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе и духовной культуры общества. В развитой форме религиозные организации представляют собой сложную централизованную и иерархическую систему - церковь. Церковь, как общественно-историческое образование - один из важнейших социальных институтов. И поэтому она может и должна быть подвергнута анализу с позиций социологии. Социология религии – это одно из направлений социологии, объектом исследования которого являются различные религиозные феномены, в том числе и церковь. Ее основоположниками считаются Э. Дюркгейм и М. Вебер.

Список использованной литературы

  1. Андреев Ю.П. Роль социальных институтов в жизни общества//Общественно-политический и научный журнал “Россия” – 2005 – №1. – 221 с

  2. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.; ИНФРА-М, – 2017. – 654 с

  3. Яблоков И. Н. Социология религии. – М.: Прогресс, 2011. – 256 с.

  4. Пархоменко И.Т. Религия как социальный институт//Общественно-политический и научный журнал “Россия” – 2006 – №2. – 134 с

  5. Гаврилов С. 2016. Сектам расставят сети // Русская народная линия, – 2014. – 155 с.

  6. Королева Э.В. Социальная роль религии в миграционных процессах // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2008. – № 2. – 174 с.

  7. Лобазова О.Ф. Исследование религиозности в рамках интегративного подхода // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – № 1-4 (43). – 202 с.

Интернет-источники

www.gumer.info Кравченко А.И. Социология: Общий курс. Учебное пособие для вузов

www.gumer.info Вебер М. Избранное. Образ общества



написать администратору сайта