Главная страница

Бортничество первоначально добывание меда диких пчел из естественных дупел, затем разведение пчел в выдолбленных дуплах


Скачать 103.97 Kb.
НазваниеБортничество первоначально добывание меда диких пчел из естественных дупел, затем разведение пчел в выдолбленных дуплах
Дата10.04.2022
Размер103.97 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаVse_terminy.docx
ТипДокументы
#459515
страница4 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

Разночинцы – выходцы из разных сословий: духовенства, крестьянства, купечества, мещанства – занимавшиеся умственной деятельностью. Как правило, носители революционно-демократических взглядов.

Реализм – стилистическое направление в литературе и искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе исторического развития искусства реализм принимает конкретные формы определённых творческих методов (просветительский реализм, критический, социалистический).

Романтизм – идейное и художественное направление в культуре конца XVIII – 1-й пол. XIX в. Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и общественном прогрессе, романтизм противопоставил чрезмерному практицизму нового буржуазного общества устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства и обновления, идею личной и гражданской независимости. Мучительный разлад между вымышленным идеалом и жестокой реальностью является основой романтизма. Интерес к национальному прошлому (нередко – его идеализация), традициям фольклора и культуры своего и других народов нашли выражение в идеологии и практике романтизма. Влияние романтизма проявилось практически во всех сферах культуры (музыка, литература, изобразительное искусство).

Российская империя – название российского государства с 1721 по 1.09.1917 г.

Русско-византийский стиль – псевдорусский (иначе – неорусский, ложнорусский) стиль, возникший во второй четверти XIX в. и представляющий собой синтез традиций древнерусского и русского народного зодчества и элементов византийской культуры. Для русско-византийской архитектуры характерно заимствование ряда композиционных приёмов и мотивов византийской архитектуры, наиболее ярко воплотившихся в “образцовых проектах” церквей Константина Тона в 1840-е гг. В рамках этого направления Тоном были возведены Храм Христа Спасителя, Большой Кремлёвский дворец и Оружейная палата в Москве, а также кафедральные соборы в Свеаборге, Ельце(Вознесенский собор), Томске, Ростове-на-Дону и Красноярске.

Священный союз – договор, заключенный в 1815 г. в Париже императорами России, Австрии и королем Пруссии. Инициатива создания Священного союза принадлежала российскому императору Александру I. Впоследствии к этому договору присоединились и все остальные европейские государства, за исключением Ватикана и Великобритании. Главными своими задачами Священный союз полагал недопущение новых войн и революций в Европе. Ахенский, Троппауский, Лайбахский и Веронский конгрессы Священного союза разработали принцип вмешательства во внутренние дела других государств с целью насильственного подавления любых национальных и революционных движений.

Славянофилы – представители направления русской общественной мысли в середине XIX в., исходившие из положения о принципиальном различии русской и европейской цивилизаций, недопустимости механического копирования Россией европейских порядков и т.п. Полемизировали как с западниками, так и “теорией официальной народности”. В отличие от последней, считали необходимым отмену крепостного права, критиковали николаевское самодержавие и др. Основные представители: братья Аксаковы, братья Киреевские, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков.

Сословия – социальные группы, обладающие закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации общества, включающей обычно несколько сословий, характерна иерархия, которая выражается в неравенстве их положения и привилегий. В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещан. Официально сословия в России были упразднены в 1917 г.

Социал-демократы – направление в социалистическом и рабочем движении, выступающее за переход к социально справедливому обществу путём реформирования буржуазного. В российской социал-демократии 1880-1890-х гг. получил наибольшее распространение марксизм. В 1883 г. в Женеве была создана группа “Освобождение труда” (В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В. Н. Игнатов, Г. В. Плеханов), главной задачей которой её участники считали распространение марксизма в России. В 1895 г. в Петербурге был создан “Союз борьбы за освобождение рабочего класса” (В.И. Ульянов, Г. М. Кржижановский, Н.К. Крупская, Ю.О. Мартов), занимавшийся нелегальной пропагандистской деятельностью в рабочей среде, организацией стачечного движения. В 1898 г. в Минске прошёл первый съезд Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). После Октябрьской революции в 1917 году РСДРП (большевиков) была переименована в Российскую коммунистическую партию (большевиков) (РКП(б)), которая впоследствии стала Всесоюзной коммунистической партией (большевиков) (ВКП(б)) и, наконец, КПСС – Коммунистической партией Советского Союза.

Теория официальной народности – государственная идеология, возникшая в период царствования Николая I. В ее основе лежали консервативные взгляды на просвещение, науку, литературу, высказанные министром народного просвещения С. С. Уваровым. Главная формула этой идеологии – “православие, самодержавие, народность”.

Удельные крестьяне – категория феодально-зависимого сельского населения России конца XVIII – середины XIX вв., к которой относились крестьяне, проживавшие на удельных землях и принадлежавшие императорской семье. Несли повинности в основном в форме оброка. В 1863 г. на удельных крестьян были распространены основные положения крестьянской реформы 1861 г., и они получили в собственность за обязательный выкуп часть удельных земель.

Фабрика – крупное предприятие, основанное на применении машин и разделения труда.

“Хождение в народ” – массовое движение радикальной молодежи народнического толка в деревню, направленное на пропаганду среди крестьян социалистических идей. Идея “хождения в народ” принадлежит А. И. Герцену, который в 1861 г. через “Колокол” обратился с этим призывом к учащейся молодежи. Началось весной 1873 г., наибольшего размаха достигло весной – летом 1874 г. (охватило 37 губерний России). “Лавристы” ставили целью пропаганду идей социализма, “бакунисты” пытались организовать массовые антиправительственные выступления. К ноябрю 1874 г. арестовано свыше 4 тысяч человек, наиболее активные участники были осуждены.

Цензура – система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации с целью пресечения нежелательных, с точки зрения власти, влияний на общество. В России введена в начале XVIII в., с 1804 г. – регулировалась цензурными уставами и временными правилами.

Авангардизм – художественное направление XX в., выступающее за разрыв с принципами прошлого и поиск новых средств изображения окружающего мира, что проявилось в таких течениях, как кубизм, экспрессионизм, сюрреализм и др.

Антанта (от фр. “сердечное согласие”) – блок, военный союз государств, сложившийся в XX в. (1904) первоначально из двух держав: Англии и Франции. В 1907 г. к нему присоединилась Россия, и объединение получило название “Тройственное согласие”. В 1917 г. к Антанте примкнули США и Япония.

Большивизм – течение политической мысли и политическая партия, оформившаяся в 1903 г. в результате борьбы марксистов – сторонников В. И. Ленина с меньшевиками. Водораздел произошел на II съезде РСДРП по I пункту Устава партии и членству в ней. Большинством голосов прошла формулировка Ленина. С тех пор его сторонников стали называть большевиками. В 1917-1952 гг. в официальное название партии входило слово “большевиков” – РСДРП(б), ВКП(б). XIX съезд партии в 1952 г. постановил именовать ее КПСС. Просуществовала до августа 1991 г. Сегодня ряд коммунистических движений в России снова называет себя “большевиками”, в том числе сторонники Н. Андреевой, присвоившие аббревиатуру ВКП(б).

Военно-промышленные комитеты – организации российских предпринимателей, созданные с целью мобилизации промышленности для военных нужд, работавшие во время первой мировой войны.

Государственная Дума – законосовещательное представительное учреждение (1906-1917). Учреждена Манифестом 17 октября 1905. Рассматривала законопроекты, которые затем обсуждались в Государственном совете и утверждались императором. Выборы многоступенчатые по 4 неравноправным куриям (землевладельческой, городской, крестьянской, рабочей). Женщины, студенты, военнослужащие лишены избирательных прав. Имела 4 созыва: 1-й (27.4 – 8.7.1906; председатель С. А. Муромцев); 2-й (20.2 – 2.6.1907; председатель Ф. А. Головин); 3-й (1.11.1907 – 9.6.1912; председатель Н.А. Хомяков, с 1910 – А. И. Гучков, с 1911 – М.В. Родзянко) ; 4-й (с 15.11.1912; председатель Родзянко). 27.2.1917 сформировала Временный комитет членов Государственной думы. Формально продолжала существовать до 6.10.1917, когда была распущена Временным правительством. Согласно Конституции Российской Федерации 1993, одна из двух палат Федерального Собрания. Половина депутатов избирается по спискам политических партий и общественных движений, другая половина – по одномандатным округам по мажоритарной системе сроком на 4 года.

Декадентство (фр. decadence, лат. decadentia – “упадок”) – общее наименование кризисных, упадочных явлений в искусстве к. XIX – нач. XX вв., отмеченных индивидуалистическим пессимизмом, неприятием жизни, эстетизацией небытия.

Зубатовщина – политика “полицейского социализма”, внедрявшаяся начальником Московского охранного отделения С.В. Зубатовым (с 1896 г.) и Особого отдела департамента полиции (1902-1903). Зубатов создал систему политического сыска, легальных рабочих организаций под контролем полиции. После Февральской революции 1917 г. покончил жизнь самоубийством.

Империализм – фаза экономического и общественного развития с начала 20 в. до 1917. В России, как и везде, была высокая степень концентрации производства, шло формирование финансового капитала. Важнейшая особенность империализма в России – взаимопроникновение высших форм капитализма и докапиталистических укладов.

Кадеты (партия народной свободы, кадеты) – политическая партия в России, создана в 1905. г. Программа: конституционная и парламентарная монархия, демократические свободы, культурное самоопределение народностей, входивших в состав Российской империи, частичная национализация земли, законодательное решение рабочего вопроса. Лидер – П.Н. Милюков. Печатные органы: газета “Речь”, журнал “Вестник партии народной свободы”. В 1-й и 2-й Государственных думах кадеты занимали главенствующее положение. Преобладали в первом составе Временного правительства. После Октябрьской революции кадеты объявлены “партией врагов народа”, их деятельность запрещена советским правительством. В начале 1990-х гг. возник ряд политических организаций, принявших название партии кадетов

Картель – форма монополии, при которой участники сохраняют производственную самостоятельность, но при этом совместно решают вопросы объема производства, сбыта продукции и т.д. Прибыль в картелях распределяется согласно доли участия. В России картели появились в конце XIX в.

Концерн – одна из форм монополий, в виде многоотраслевого объединения (финансы, промышленность, транспорт, торговля и пр.) с сохранением самостоятельности в управлении, но с полной финансовой зависимостью входящих в концерн предприятий от господствующей группы монополистов.

Меценат – приближенный императора Августа в Древнем Риме, известный своим покровительством поэтам и художникам. Имя приобрело нарицательный смысл, т.е. покровитель развития науки и искусства. В России меценатство было широко распространено в XIX – начале XX вв. Русские предприниматели сумели развить широкую деятельность и поддержать русскую культуру. Многие сделали свои коллекции произведений искусства основой доступных народу музейных собраний: Третьяковская галерея, Щукинский и Морозовский музеи современной французской живописи, Бахрушинский театральный музей, собрание русского фарфора А.В. Морозова, собрание икон С.П. Рябушинского и т.д. Меценаты из числа предпринимателей субсидировали частную оперу С.М. Мамонтова, оперу С.И. Зимина, художественный театр К.С. Алексеева-Станиславского и С.Т. Морозова, издательство Солдатенкова, Александровское коммерческое училище и др.

http://5-ege.ru/slovar-terminov-po-istorii/
Меньшевизм – возник на II съезде РСДРП (1903), после того как противники ленинских принципов построения партии оказались в меньшинстве при выборах центральных органов партии. Главные идеологи: Ю.О. Мартов, А.С. Мартынов, И.О. Аксельрод, Г.В. Плеханов, А.Н. Потресов, Ф.И. Дан. До 1912 г. формально были вместе с большевиками в единой РСДРП. В 1912 г. на 6-й Парижской конференции меньшевики были исключены из рядов РСДРП. В Первую мировую войну основная часть меньшевиков стояла на позициях социал-шовинизма. После Октябрьской революции меньшевики стали участниками борьбы против Советской власти.

“Мир искусства” – русское художественное объединение. Оформилось в конце 1890-х гг. (официально – в 1900) в Петербурге на основе кружка молодых художников и любителей искусства во главе с А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Как выставочный союз под эгидой журнала “Мир искусства” в первоначальном виде существовало до 1904; в расширенном составе, утратив идейно-творческое единство,– в 1910-1924. В 1904-1910 большинство мастеров “М. и.” входило в состав Союза русских художников. Помимо основного ядра (Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансерс, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов), “М. и.” включал многих петербургских и московских живописцев и графиков (И. Я. Билибин, А. Я. Головин, И. Э. Грабарь, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев, Н. К. Рерих, В. А. Серов и др.). В выставках “Мира искусства” участвовали М. А. Врубель, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, а также некоторые иностранные художники.

Модернизм (от фр. “новейший, современный”) – общее наименование направлений в литературе и искусстве конца XIX-XX вв. (кубизм, авангардизм, сюрреализм, дадаизм, футуризм, экспрессионизм) , характеризующихся разрывом с традициями реализма, выступающих за новый подход в отражении бытия.

Монополия – крупное хозяйственное объединение (картель, синдикат, трест, концерн и т. д.), находящееся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющее контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. В России начала XX века крупнейшими монополиями были: синдикат “Продамет” (1902 г.) в чёрной металлургии, картель “Продпаровоз” (1901 г.) и синдикат “Продвагон” (1904 г.) в машиностроении, объединение “Продуголь” (1906 г.) в угедобывающей промышленности. Всего в этот период в России существовало около 200 монополий.

Октябристы – члены праволиберальной партии “Союз 17 октября”. Сформировалась к 1906. Название – от Манифеста 17 октября 1905. Выступала с требованием народного представительства, демократических свобод, гражданского равенства и др. Численность вместе с примкнувшими группировками около 80 тыс. членов. Лидеры: А.И. Гучков, П.Л. Корф, М.В. Родзянко, Н.А. Хомяков, Д.Н. Шипов и др. Печатные органы: газета “Слово”, “Голос Москвы” и др., всего свыше 50. Самая многочисленная фракция в 3-й Государственной думе, попеременно блокировалась с умеренно-правыми и кадетами. К 1915 прекратила существование.

Отруб – по Столыпинской аграрной реформе – крестьянское хозяйство, отделившееся от общины землей. При этом дом оставался на территории общины.

Прогрессивный блок – был создан в августе 1915 г. из членов IV Государственной думы (в него вошли 236 из 422 депутатов от кадетов, октябристов, прогрессистов) с целью оказания давления на правительство. Возглавил объединение левый октябрист С. И. Шидловский, но фактическим руководителем был лидер кадетов П. Н. Милюков. 26 августа 1915 г. была опубликована декларация Прогрессивного блока с требованиями обновления состава местных органов власти, прекращения преследований за веру, освобождения некоторых категорий политических заключенных, восстановления профессиональных союзов и др. Главная цель блока заключалась в создании правительства “общественного доверия” из числа представителей администрации и думских деятелей, с тем чтобы вывести страну из сложного политического и экономического положения, в котором она оказалась в условиях Первой мировой войны, предотвратить возможный революционный взрыв.

Революционная ситуация – обстановка, служащая показателем зрелости социально-политических условий для революции. Для революционной ситуации характерны: “кризис верхов”, т. е. невозможность представителей власти сохранять свое господство в неизменном виде, при этом нужно, чтобы “верхи” сами не могли жить по-старому; обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетенных классов и слоев; значительное повышение политической активности широких масс. В России первая революционная ситуация конца 50-начала 60-х гг. XIX в. явилась выражением кризиса феодально-крепостнической системы после поражения России в Крымской войне 1853-1856 гг. Рост крестьянского движения и общий демократический подъем толкнули самодержавие к подготовке реформ. Разрешила революционную ситуацию Крестьянская реформа 1861 г. Вторая революционная ситуация возникла в результате обострения социально-политических противоречий после русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Достигла кульминации в 1880-1881 гг. В условиях наступившей реакции после убийства народовольцами Александра II правительство провело контрреформы. Революционная ситуация начала XX в. завершилась революцией 1905-1907 гг. Революционная ситуация 1913-1914 гг. не переросла в революцию из-за начавшейся I мировой войны. Революционная ситуация в 1916-1917 гг. вылилась в Февральскую революцию 1917 г. и завершилась Великой Октябрьской социалистической революцией 1917 г.

Русские сезоны за границей – выступления русских оперных и балетных трупп, организованные С. П. Дягилевым в 1907-1914 гг. в Париже и Лондоне. Способствовали популярности русского искусства за рубежом. Термин прижился, стал нарицательным для обозначения успеха российских деятелей культуры и искусства за рубежом.

Символизм – направление в европейском и русском искусстве 1870-1910 гг. Сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа. Стремясь прорваться сквозь видимую реальность к “скрытым реальностям”, сверхвременной идеальной сущности мира, его нетленной красоте, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социальных сдвигов, доверие к вековым культурным ценностям как единящему началу. Главные представители. П. Верлен, П. Валери, А. Рембо, М. Меттерлиик, А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, Ф. Сологуб, П. Гоген, М. К. Чюрленис, М. Врубель и др.
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта