МХК. Идейнохудожественное направление в культуре и искусстве xix века
Скачать 33.4 Kb.
|
Что такое романтизм вообще? Романтизм (romantisme) — масштабное идейно-художественное направление в культуре и искусстве XIX века, пришедшее на смену холодному рационализму неоклассицизма и Просвещения. Романтики возвысили значение фантазии, эмоций, чувств и душевных метаний. В литературе и искусстве началась эпоха героев с сильными, дерзкими, противоречивыми и порой бунтарскими характерами. Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленной революцией, обозначенной появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. Романтики открыли необычайную сложность, глубину и антиномичность духовного мира человека, внутреннюю бесконечность человеческой индивидуальности. Человек для них — малая вселенная, микрокосмос. Напряженный интерес к сильным и ярким чувствам, к тайным движениям души, к «ночной» ее стороне, тяга к интуитивному и бессознательному — сущностные черты романтического мировосприятия. Отличался ли романтизм в России от западноевропейского романтизма? Почему? Романтизм в России отличался от западноевропейского в угоду иной исторической обстановке и иной культурной традиции Причины отличия романтизма России от западноевропейского Французскую революцию нельзя причислить к причинам возникновения романтизма в России, а результаты революции и вовсе в ней разочаровали. Вопроса о капитализме в России начала XIX в. не стояло. Следовательно, не было и этой причины. Настоящей причиной стала Отечественная война 1812 г., в которой проявилась вся сила народной инициативы. Но после войны народ не получил воли. Лучшие из дворянства, не довольные действительностью, вышли на Сенатскую площадь в декабре 1825 г. Этот поступок тоже не прошел бесследно для творческой интеллигенции. Бурные послевоенные годы стали обстановкой, в которой формировался русский романтизм. Особенности русского романтизма: Романтизм не противостоял Просвещению. Просветительская идеология ослабла, но не потерпела краха, как в Европе. Идеал просвещенного монарха не исчерпал себя. Романтизм развивался параллельно с классицизмом, нередко переплетаясь с ним. Живопись В своих полотнах живописцы-романтики выразили дух свободолюбия, активного действия, страстно и темпераментно взывали к проявлению гуманизма. Русская романтическая живопись отличалась от зарубежной. Портретная живопись Подчеркивая роль свободной личности, романтики проявили огромный интерес к душевному миру человека. Чувства и мысли, волнения и страсти – излюбленная тема в романе и в портрете стиля романтизма. Портретисты-романтики стремились уйти от будничной обыденности и представить человека в исключительные, «избранные» минуты, когда в нем раскрывается наиболее полно лучшие стороны его духовного облика. Поэтому так подходили для этой роли русские люди, которые в пору Отечественной войны 1812 года стали героическими защитниками России. В момент опасности, грозящей потерей национальной независимости, даже крепостные люди впервые осознали себя личностями. Также Значительное место стали занимать портреты поэтов, художников, меценатов искусства, изображение простых крестьян. Самым ярким примером одного из «сынов Отечества» может служить «Портрет Е. В. Давыдова» кисти О. А. Кипренского. портрет С портретом связана целая эпопея поисков. Около 130 лет считалось, что на портрете изображен известный герой-партизан Денис Давыдов, «поэт, рубака, весельчак». Однако тогда он был в чине ротмистра. Некоторые исследователи утверждали, что Кипренскому позировал младший брат Дениса — Евдоким, красивый, мужественный офицер, участник многих битв, в том числе и под Бородино, имевший семь ранений. Вскоре после войны он получил чин генерал-майора. Но Евдоким был кавалергард, а не гусар. В настоящее время считают, что изображен двоюродный брат Дениса — Евграф Владимирович Давыдов (1775 – 1823), герой войны 1812 года, боевой офицер, полковник, награжденный золотой шпагой и званием генерал-майора в 1813, друг П. А. Вяземского и Н. И. Тургенева. За этот и другие портреты в 1812 году Кипренский получил звание академика. Описание В позе героя-партизана есть та романтическая приподнятость и взволнованная патетика, которая служит важной характеристикой образа. Он стоит, свободно и непринужденно опираясь на садовую балюстраду и положив руку на эфес сабли. В его лице и позе отвага и мужественность. Эффектно звучат сочетания нарядной одежды: алого ментика с золотым позументом, ослепительно белых чакчир и блестящих черных сапог. Главной задаче воплощения внутреннего мира портретируемого подчинен и колористический строй портрета с его смелыми контрастами света и тени и напряженным горением цвета. Интересно сравнить это изображение с «Портретом Апраксина» (1829, ГЭ) кисти Н.С. Крылова. Описание Художник отказывается от внешней эффектности и торжественности позы. Апраксин сидит, задумчиво опершись на эфес сабли. Крылов стремится передать напряженную внутреннюю жизнь изображенного человека, многогранность его образа. Большое внимание уделяется лицу с широко раскрытыми и мечтательными глазами. Апраксин кажется одушевленным какой-то глубокой и страстной мыслью. Не будет преувеличением сказать, что в его образе художник воплотил возвышенный идеал человека своей эпохи – воина и мыслителя. портрет Описание Определяя характерные особенности романтизма, Белинский писал: «В теснейшем и существеннейшем своем значении, романтизм есть не что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца». Живописным подтверждением этой мысли служит «Портрет Василия Андреевича Жуковского» кисти О. А. Кипренского (1816, ГТГ). Кипренский написал этот портрет достаточно быстро. В это время Жуковский как раз собирался уезжать в залитую солнцем Италию. Исследователи говорят о том, что картина эта не была завершена. Заказчик попросил специально не дописывать левую руку. (Почему?) Это было сделано для того, чтобы передать вдохновение и творческий порыв. Живописец изображает Жуковского на излюбленном фоне. Мы видим таинственную ночь, разрушенную башню, сказочный силуэт. Поэт смотрит куда-то вперед, но при этом чувствуется его погруженность в собственные мысли. Кипренский изображает поэта в позе, которая выдает в нем мечтателя, который стремится, во что бы то ни стало уловить чудесную музыку различных сфер. Жуковский стоит над привычной жизнью. Он был связан с чудесным. Это можно почувствовать, если детально рассматривать портрет Кипренского. Создается впечатление, что поэт слушает сказочные голоса самой природы. Кажется, что все тайны этого причудливого мира подвластны только ему. На этой картине преобладают коричневые и пастельные тона. Художник выделяет лицо Жуковского. Оно словно озарено солнцем. Весь портрет впечатляет не буйством красок, а силой передачи характера поэта и его мыслей. Художнику удалось понять этого человека и создать по-настоящему одухотворенную картину. Полотно настолько живо и глубоко, что остается лишь удивляться такому мастерству Кипренского портрет Пушкина Кипренский писал портрет Пушкина, опираясь на классические образцы искусства. Об этом говорит квадратный формат полотна. Классика предписывала использовать атрибуты деятельности человека. Кипренский вводит статуэтку музы поэзии – Эрато. Эрато – единственная из девяти муз изображалась с предметом в руках. Это музыкальный инструмент – лира или цитра. Мастер создал возвышенный образ А.С.Пушкина. Кипренский высветлил фон вокруг головы. Обратите внимание на цвет фона – оливковый. (С чем может быть связан оливковый цвет?) Это цвет лавра, цвет триумфа славы. Присморитесь к тонкой светлой полоске, обрамляющей волосы поэта. Художник словно написал нимб над головой, говоря о духовной исключительности человека. Поза Пушкина напоминает позу Наполеона. Выражение лица трудно уловить – портрет отличает ускользающий взгляд. Поэт будто смотрит мимо зрителя. В этом проявляются черты романтизма. С героем романтической эпохи мы никогда не сможем встретиться взглядом. Пушкин занят своими мыслями. Это образ человека, который очень много значит для России. Он создавал удивительные произведения, которые живут в литературе до сегодняшнего дня и равных им нет. У рта пролегла горькая складка, губы плотно сжаты. Время императора Александра I называли “александровской весной”. С ним связывали большие надежды на преобразования. После 1825-го года наступило горькое разочарование и это отразилось на лице поэта. Это о нем Пушкин сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит». портрет Пушкина В конце 1826 года С. А. Соболевский, близкий друг Пушкина, обратился к Тропинину с предложением написать портрет поэта. Ему хотелось сохранить изображение поэта, как он есть, как он бывал чаще, и он просил Тропинина, нарисовать ему Пушкина в домашнем халате, растрепанного, с заветным перстнем на пальце», — рассказывает, со слов самого Тропинина, один из современных ему мемуаристов. Таким, по-видимому, и был первоначальный замысел портрета. Дело художника сводилось лишь к тому, чтобы запечатлеть облик Пушкина со всей возможной точностью и правдивостью, не задаваясь сложными задачами психологического анализа и раскрытия внутреннего образа. В эскизе, написанном непосредственно с натуры, Тропинин ближе всего подошел к осуществлению пожеланий Соболевского. Но в самом облике поэта было нечто, настолько отличавшее его от рядовых москвичей, обычных моделей Тропинина, что решение образа не смогло войти в уже устоявшуюся, привычную тропининскую систему. Работая над портретом, Тропинин, в сущности, очень далеко отошел от своего первоначального замысла. Это не значит, конечно, что он отошел в от правдивого воспроизведения натуры. Нет сомнений, что Пушкин позировал не только для эскиза, но и для портрета, и воссоздание живого облика поэта по прежнему оставалось главной задачей Тропинина. Сходства в портрете не меньше, чем в эскизе, но само понимание образа стало иным. От первоначального замысла остались только внешние атрибуты «домашности» — халат, расстегнутый воротник рубашки, растрепанные волосы, но всем этим подробностям придан совершенно новый смысл: они воспринимаются не как свидетельство интимной непринужденности позирующего,. а, скорее, как признак того «поэтического беспорядка», с каким романтическое искусство так часто связывало представление о вдохновении. Тропинин написал не «частного человека Пушкина», о чем просил его Соболевский, а вдохновенного поэта, уловив в его облике выражение глубокой внутренней значительности и творческой напряженности. Пушкин изображен сидящим, в естественной и непринужденной позе. Правая рука, на которой видны два перстня, положена на столик с раскрытой книгой. Кроме этой книги, в портрете нет никаких аксессуаров, связанных с литературной профессией Пушкина. Он одет в просторный домашний халат с синими отворотами, а шея повязана длинным голубым шарфом. Фон и одежда объединены общим золотисто-коричневым тоном, на котором особенно выделяется лицо, оттененное белизной отворота рубашки, — самое интенсивное красочное пятно в картине является одновременно и ее композиционным центром. Художник не стремился «приукрасить» лицо Пушкина и смягчить неправильность его черт; но, добросовестно следуя натуре, он сумел воссоздать и запечатлеть его высокую одухотворенность. Современники единодушно признали в тропининском портрете безукоризненное сходство с Пушкиным. Правда, один из критиков отмечал, что художнику не удалось передать быстрый взгляд поэта. Но этот упрек вряд ли справедлив: именно во взгляде Пушкина, напряженном и пристальном, с наибольшей силой выражено содержание портретной характеристики. В широко раскрытых голубых глазах поэта светится подлинное вдохновение. В соответствии с романтическим замыслом Тропинин стремился придать его взору то выражение, которое он принимал в минуты творчества. В сравнении с известным портретом Пушкина работы Кипренского тропининский портрет кажется более скромным и, пожалуй, интимным, но не уступает ему ни по выразительности, ни по живописной силе. Портрет Кружевница Одна из наиболее известных работ русского художника В. А. Тропинина – картина «Кружевница». Автор создал его в 47-летнем возрасте, в год получения своей вольной (1823). Живописную картину «Кружевница» тепло встретили как критики, так и зрители. Она стала настоящей жемчужинкой русского искусства. Тропинин открыл взору созерцателей новый тип портретного жанра. Мастерски он изобразил образ рукодельницы и ее усердную работу. Запечатлен один лишь миг из повседневной жизни молодой крестьянки: она рукодельничает. Юное лицо крепостной девушки выглядит очень миленько. Она оторвала взгляд от кружева и игриво смотрит на вошедшего в комнату. Весь вид девушки, ее хорошее настроение свидетельствует о том, что такая работа приносит ей радость. На этой картине художник полностью раскрыл свой талант живописца. Перед нами предстает удивительная картина с натуральностью колорита и отличным освещением. При изображении героини Тропинин использует светлую палитру, вводя в нее оттенки серебристого и сиреневого цветов. Трепетно детализирует мастер кисти и подручные предметы кружевницы – полотно и коклюшки. Художник настолько идеализировал героиню картины, что она вовсе непохожа на крепостную крестьянку. Кажется, что в ее руках слишком много нежности, взгляд жеманный, а движения чересчур утонченные. Такой ход Тропинин использовал для того, чтобы публика поверила в скромность и добродушность девушки. Все будничные проблемы остаются за пределами холста, однако по несмелому движению плеч крестьянки и некой ее скованности зритель может лишь о них догадываться. (Как вы думаете, какую мысль развивает художник в портрете?) Что он хочет нам сказать? В «Кружевнице» Тропинин возвеличил красоту человеческого труда. Он показал, что никакие тяжелые бытовые условия не могут помешать человеку быть счастливым, сохраняя чувство внутреннего достоинства. Портрет Гитарист На картине мы видим молодого парня 18-20 лет с белоснежной, но слегка румяной на щеках, кожей, волнистыми волосами и аккуратными усиками. Поставив несложный аккорд, он наигрывает легкий мотив. По положению его головы можно предположить, что во время игры он на несколько секунд отвлекся от инструмента, чтобы посмотреть на слушателя. Этот парень, скорее всего, из знатной семьи, о чем мы догадываемся по чертам лица, нежным пальцам и его одежде. Не удивительно, кстати, что на гитаристе надет именно халат, который мы можем заметить на многих картинах Тропинина. Он небрежно накинут на так же небрежно расстегнутую на верхних пуговицах и манжетах рубашку. Такая одежда выражает неспешность и размеренность Московской жизни, а также легкости и свободы мысли, присущие этому человеку. Стоит обратить внимание и на инструмент. Мастерски сделанная гитара, колки позолочены, а дека и обечайка сделаны из цельного дерева, скорее всего стоит довольно много, что еще раз подтверждает социальное положение музыканта на картине. Живописные произведения с образом гитариста чрезвычайно нравились не только публике, но и самому автору. По этой причине, в разные годы им было написано большое количество картин, похожих на описанный выше. На нем, видимо, изображен граф Морков в молодости. «Гитарист в косоворотке» — другое название картины Тропинина «Гитарист». Есть в этом образе что-то такое, что всегда вызывало и вызывает приятные ассоциации: возможно, гитара, как раз набиравшая популярность в те времена, а возможно и манера и стиль написания картины, которые изображают без вычурности и излишеств простой и понятный сюжет. портрет Арсения Тропинина Особую сферу в художестве Василия Тропинина занимают портреты детей. За всю посвященную творчеству жизнь он создал больше двадцати полотен на эту тематику. Ребяческие образы были для художника по-особенному милы, ведь главная его любовь и надежда – растущий родной сын. Детей Тропинин пишет с музыкальными инструментами, играющими, читающими, обнимающими животных, во всей их открытости и непосредственности. Став известным портретистом, Тропинин оставался на крепостной службе у господина Моркова. В украинском поместье он работал домашним художником и прислужником. Подневольное положение тягостно переживалось им, рождая надежду на творческую свободу. Порывом вольности стало не заказное изображение сына 1818 года в чистом и душевно раскрепощенном образе. Художник писал лицо сына Арсения с особым воодушевлением. Он будто бы открывает смотрящим свой душевный мир. С задушевной откровенностью он показывает убежденность в светлом призвании человека. Созерцателю открывается мир детских мечтаний, живая и доверчивая Вселенная. Голова Арсения освещена трепещущими золотыми лучами. Недавно он резвился и забавлялся – об этом свидетельствуют слегка растрепанный воротник рубашонки и взлохмаченные кудри. Но теперь, заставленный позировать отцу, Арсений задумчив и серьезен. Остается лишь догадываться, куда глядят эти глубокие беспокойные глаза. Портрет необычайно гармоничен, окутана любовью мастера. Лицо Арсения изящное, нежное и благородное. Поэтический облик мальчика в теплых коричневатых оттенках легко врезается в память. Думается, при создании портрета Тропинин мечтал не о своем освобождении, а о воле сына. Чаяниям отца так и не суждено было сбыться. Но эта работа была признана одной из лучших в русской живописи, и «Портрет сына» поныне восхищает необыкновенной душевной теплотой. Автопортрет Автопортреты художников-романтиков были весьма распространены в европейском искусстве, что соответствовало культу творца. В России автопортреты стали формой борьбы за утверждением права художника на уважительное отношение к себе и к своему искусству. Кипренский и Орловский, Варнек и Тропинин, наконец, Брюллов создали замечательные собственные изображения. Как бы они не различались в деталях в них есть общность идеи, утверждение личности художника-творца и его эстетического кредо. Автопортрет не был заказным жанром, художник писал для себя и тут, как никогда, был свободен в самовыражении. В XVIII веке русские художники авторские изображения писали редко, лишь романтизм со своим культом индивидуального, исключительного способствовал подъему этого жанра. Многообразие типов автопортрета отражает восприятие художниками себя как богатой и многогранной личности. Они то являются в привычной и естественной роли творца ("Автопортрет в бархатном берете" А. Г. Варнека, 1810-е) За автопортреты и портреты современников, поражавшие их мастерством и сходством с моделью, А. Г. Варнека при жизни окрестили "русским Ван Дейком". Будучи опытным физиогномистом, хорошо чувствуя и передавая характер человека, его осанку, жест, мимику, художник каждый раз раскрывал неповторимость индивидуальной личности. Его портреты отличаются большим стилистическим разнообразием. ,то погружаются в прошлое, словно примеряя его на себя ("Автопортрет в шлеме и латах" Ф. И. Яненко, 1792), или, чаще всего, предстают без каких-либо профессиональных атрибутов, утверждая значимость и ценность каждого человека, раскрепощенного и открытого миру, как, например, Ф. А. Бруни и О. А. Орловский в автопортретах 1810-х годов. Автопортрет Орловского является программным произведением художника-романтика. Академик живописи Орловский изобразил себя в полном снаряжении кавказского воина (скорее всего черкеса), каким в действительности он никогда не был. Костюму соответствует и героическое выражение лица, напряженная поза с резким поворотом головы. Тема Востока, характерная для европейского романтизма, в России часто связывалась с Кавказом (позднее кавказская тематика привлекла Михаила Лермонтова и других писателей романтического направления). Готовность к диалогу и открытость, свойственные образному решению произведений 1810-1820-х годов, постепенно сменяются усталостью и разочарованием, погруженностью, уходом в себя ("Автопортрет" М. И. Теребенева). Эта тенденция отразилась в развитии портретного жанра в целом. |