Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Уровни политической идеологии. 4. Функции политической идеологии. 5. Предмет «Основы идеологии белорусского государства». 1.

  • К. Маркс и Ф. Энгельс

  • «деидеологизации».

  • Политическая идеология

  • Идеология. Идеология _Острога. Тема 1 идеология и ее общественное предназначение понятие идеология и эволюция его содержания. Политическая идеология и ее сущность


    Скачать 1.26 Mb.
    НазваниеТема 1 идеология и ее общественное предназначение понятие идеология и эволюция его содержания. Политическая идеология и ее сущность
    АнкорИдеология
    Дата16.06.2021
    Размер1.26 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИдеология _Острога.pdf
    ТипДокументы
    #218147
    страница1 из 7
      1   2   3   4   5   6   7

    ТЕМА 1: ИДЕОЛОГИЯ И ЕЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ
    1. Понятие «идеология» и эволюция его содержания.
    2. Политическая идеология и ее сущность.
    3. Уровни политической идеологии.
    4. Функции политической идеологии.
    5. Предмет «Основы идеологии белорусского государства».
    1.
    В социальных науках понятие «идеология» является одним из наиболее многозначных и противоречивых. Анализ современной научной литературы и практики употребления понятия
    «идеология» показывает, что оно используется в разных смыслах и значениях:

    Как совокупность идей, выражающую интересы своего носителя (например, группы людей);

    Как совокупность политических убеждений и установок (например, идеология консерватизма, социализма);

    Совокупность идей, отражающих экономическую структуру общества (идеология бедных и богатых, экономического развития и стагнации);

    Как превратное, искаженное сознание некоторого социального класса;

    Как система идей, обслуживающая и оправдывающая определенные виды общественной практики и отличающаяся от теоретического осмысления действительности.
    Таким образом, сравнение современных определений идеологии показывает, что общим в них является толкование идеологии как совокупности (системы) идей (ценностей, мнений,
    убеждений), выражающей интересы и цели ее носителя.
    Идеология представляет собой высшую теоретическую форму политического сознания.
    Термин «идеология» имеет древнегреческое происхождение и дословно означает «учение об идеях»
    (idea - идея, logos - учение). В научный оборот его ввел в 1796 году французский философ- просветитель Антуан Дестют де Траси в докладе «Проект идеологии». Он посвятил идеологии также четырехтомную книгу «Элементы идеологии». Обобщив взгляды Ф. Бэкона, Д. Дидро, П.
    Гольбаха и др. мыслителей прошлого, он обозначил идеологию как особую, нейтральную, беспристрастную науку, которая изучает природу и происхождение человеческих идей. Именно это наука, по мнению ученого, способна стать теоретической основой политической и экономической деятельности, средством улучшения общественного устройства государства.
    В XIX веке отношение к идеологии становится скорее негативным. К. Маркс и Ф.
    Энгельс
    взяли у де Траси понятие идеологии, раскритиковав само его учение за буржуазный субъективизм. В совместной работе «Немецкая идеология» они представили идеологию как
    «наивное» или «ложное» сознание, призванное скрыть реальные властные отношения. Идеологи- ческие иллюзии - это такие типы мышления, которые соответствуют интересам правящего класса, и выдаются им за «вечные законы природы и разума». Этому утверждению они противопоставили свое собственное учение, согласно которому идеи, мысли людей – это всего лишь продукты их жизненного материального процесса.
    Подобное отношение к идеологии было свойственно и итальянскому социологу и политэконому Вильфрсдо Парето, который считал идеологические концепции вторичными, производными от чувств, интересов, влечений явления, изначально психологически присущие человеку, которым придается теоретическая форма для оправдания нелогического характера
    политических действий. Однако маскировка подобных действий не является сознательным лицемерием, поскольку человек верит в истинность указанных обоснований.
    Интересную трактовку данному понятию дал немецкий социолог Карл Манхейм (1893-
    1947), автор работ «Идеология и утопия» и «Диагноз нашего времени». Носителями идеологии выступают в учении Манхейма не классы, как у Маркса, а социальные группы, объединенные совместной коллективной деятельностью. Идеология - это способ социально-группового мышления, предназначенный для создания различных общественных концепций и превращения мышления в орудие коллективного действия. Истоки кризисного состояния современного мира
    Манхейм видел в отсутствии единой системы ценностей, норм, оценок
    К. Манхейм делил идеологии на тотальные и частичные. Тотальные идеологии охватывают все мировоззрение, придают своеобразие всей структуре сознания соответствующей эпохи или группы. Частичные идеологии проявляются лишь на психологическом уровне.
    Особое внимание уделено проблеме взаимосвязи идеологии и утопии. И идеология, и утопия выходят за пределы чувственного опыта человека. Однако если идеология представляет собой разновидность «апологетического» знания и стремится к сохранению существующего порядка, то утопия стремится его подорвать. В случае, когда утопичные идеи реализуются на практике, они превращаются в идеологии.
    В XX В. И. Ленин пересмотрел и дополнил марксистскую концепцию идеологии. Он впервые использовал понятие «научная идеология» применительно к идеологии, носителем которой является не любой класс, а самый передовой и сознательный - пролетариат. Идеология рабочего класса опирается на последние достижения науки, прогрессивной общественной мысли, в ней строжайшая научность соединена с революционностью. Благодаря учению Ленина идеология как явление духовной жизни стала оцениваться в гносеологических категориях - как истинная или ложная. Это также (впервые со времен де Траси) означало возвращение позитивного отношения к идеологии как к социально полезному истинному знанию.
    Параллельно с тезисом о научности идеологии развивалась противоположная позиция, выразителем которой стал социал-демократ Эдуард Бернштейн (1850-1932). Он утверждал, что классовая борьба - это борьба интересов, а не принципов познания. Социализм, будучи идеологической доктриной, не может иметь монополии на истину. Стремление партии осуществить на практике идею идеального общества будущего провоцирует действия, целесообразность которых не доказуема, и тем самым превращает социализм в неосуществимый проект.
    После II мировой войны накал идеологической борьбы значительно убавился. Это было связано с негативной реакцией общественности на последствия, к которым привели экстре- мистские идеологии в Италии и Германии. Кроме того, в западных странах уже не наблюдалось столь острых идеологических конфликтов между «левыми» и «правыми» партиями, что свя- зывалось с ростом благосостояния в обществе и утратой рабочим классом прежней революционности.
    В 50-60-х годах XX столетия ряд западных ученых (Д. Белл, Р. Арон, 3. Бжезинский, Дж.
    Гелбрейт, СМ. Липсет, К. Поппер и др.) провозгласили «конец века идеологии» и выдвинули кон- цепцию «деидеологизации». В книге Д. Белла «Конец идеологии. Истощение политических идей в
    50-х годах» делался вывод о том, что научно-техническая революция смогла предотвратить социальную революцию. На смену классовой борьбе пришел консенсус общенациональных интересов в рамках зрелого индустриального общества. Т.е, роль, которую в политике ранее играла идеология, стала успешно выполняться наукой.
    Теория деидеологизации в сер. 1970-х гг. была вытеснена теорией реидеологизации (Д.
    Белл, С. Хантингтон -- консерваторы) политическим курсом, направленным на возвращение идеологии роли регулятора социальных отношений.Исследователи признали, что ориентация государства и общества на приоритеты материального благополучия не решает всех проблем западного общества. Э. Тоффлер описал страдания человека в индустриальном обществе, его шок от невозможности адаптации в условиях огромного количества временных субкультур, с которыми человек не может себя идентифицировать. О несостоятельности теории деидеологизации
    свидетельствовали расовые конфликты в США, студенческие волнения в Европе, споры вокруг войны во Вьетнаме и других международных конфликтов.
    В связи с распадом мировой системы социализма, крахом коммунистической идеологии в
    90-е годы XX столетия, переходом бывших стран социалистического лагеря к рыночным реформам и демократии произошел временный возврат к концепции деидеологизации. Подобные события также породили в научном сообществе тезис конвергенции - концепцию, утверждающую, что процесс индустриализации приводит к появлению общих социальных, культурных и политических черт в обществах с различными культурно-историческими традициями. На этот раз деидеологизация связывалась с глобальной победой западных либеральных ценностей. По мнению автора книги «Конец истории» Фрэнсиса Фукуямы, в современном мире место противостояний идеологий заняла борьба за более эффективную стратегию удовлетворения человеческих потребностей в рамках всемирного общества потребления.. это привело к универсиализации государств, воплощающих в реальность принципы свободы и равенства граждан и способных решать фундаментальные проблемы. Т.о., человечество перестало нуждаться в идеологических конструкциях, не способных оказывать какого-либо значительного влияния на умы и настроения людей.
    Процесс глобализации, которым ознаменовался рубеж XX-XXI веков, поставил перед человечеством новые проблемы (экологическую, проблему предотвращения ядерной войны, преодоления бедности и др.), для осмысления которых общество не придумало лучшего средства, чем политические идеологии.
    2.
    Процесс формирования и развития идеологических доктрин происходит в самом обществе.
    Внутри социального слоя происходит вызревание интересов и потребностей, которые теоре- тически оформляются в определенную политическую доктрину или концепцию. Идеологическим творчеством занимаются такие социальные силы, которые заинтересованы в изменении существующего социального строя, либо, наоборот, вынуждены искать пути для его сохранения.
    Совокупность лиц, организаций и учреждений, занимающихся формированием идеологии и ее распространением в обществе, составляет механизм идеологии государства. Он представлен сотрудниками аппарата власти, имеющими определенную подготовку и профессиональные навыки; сетью специализированных исследовательских учреждений и центров; вузами, СМИ, издательствами, общественными фондами, партиями, движениями, учреждениями культуры и научными объединениями.
    Политическая
    идеология – это доктрина, которая оправдывает претензии индивида, социальной группы, класса и т.д. на власть. Содержанием политической идеологии выступают: трактовка политической власти и существующих общественно-политических порядков; отношение к различным политическим институтам, представление о наилучшем государственном устройстве, представления о методах и средствах социальных преобразований.
    Идеология является сложным феноменом, динамически развивающейся системой с характерными для нее свойствами и особенностями, структурой, уровнями и функциями.
    Отличительные черты идеологии:

    идеология впитывает в себя существенные компоненты общественного сознания, социальные настроения и преобразовывает их в некое единое духовное образование, целостную систему идей, способную оказывать духовно-психологическое воздействие на людей;

    идеология является одной из форм общественного сознания, существующей в системе других духовных явлений наряду с философией, искусством, наукой, правом и др., причем не смешивается с ними, а выполняет свойственную только ей консолидирующую роль;

    идеология ориентируется на интересы определенных социальных групп, классов, общностей, выражает потребности их развития и является источником и движущей силой поведения людей;


    идеология не придумывается, не заимствуется, она вызревает из опыта народа, его нравов, обычаев, исторической судьбы. Она связана с общественной психологией и призвана обслуживать включение народа и государства в общемировой контекст развития, основными приоритетами которого являются факторы экономического благосостояния, высокого качества жизни, стандартов образования и культуры, обеспечение прав и свобод граждан;

    будучи политически ориентированной, идеология санкционирует существующую в обществе систему господства и подчинения, определенный режим власти. Она вырабатывает ориентиры политической деятельности, цели политики и средства их достижения, мобилизирует народ на участие в политических действиях.
    Структура идеологии.
    1.
    Знания, идеи, взгляды. К ним относятся политические теории, учения, концепции, доктрины, благодаря которым происходит процесс формирования мировоззренческих и социально- политических ориентации людей.
    2.
    Ценности, нормы, идеалы, позволяющие не только идентифицировать социально- политическую действительность, но и оценить ее, выработать к ней определенное отношение.
    Ценность - это стандарт, на основе которого осуществляется деятельность. Норма - предписание, служащее общим указанием для социального действия. Идеалы выступают как образы желаемой действительности. Сюда входят также элементы политической утопии.
    3.
    Цели, убеждения, выраженные в проектах и программах политических действий, которые служат сплочению групп вокруг планов воплощения политических идеалов на практике. Помимо рациональных соображений, поведением людей могут управлять психологические, чувственные стимулы, определенные стереотипы, верования. Поэтому в структуре идеологии присутствует мифологическое начало.
    3.
    Уровни
    идеологии. В зависимости от степени близости идеологии к повседневной жизни можно выделить три ее уровня:
    1. Теоретико-концептуальный, или элитарный - наиболее абстрактный (научный) уровень, на котором формируются основные положения политических теорий, обосновываются идейные принципы политических движений. Его составляют монографии, статьи, доклады, диссертации, в которых в виде теорий, концепций и доктрин излагаются оценки действительности, исходя из интересов, ценностей и идеалов определенного социального слоя, класса, нации или государства;
    2. Программно-политический предполагает преобразование политических теорий и доктрин в программы и лозунги политических партий и движений. Идеология становится политической пропагандой для того, чтобы быть доступной как можно большему кругу людей, ориентированных на политические действия. На данном уровне идеология становится предметом политической пропаганды, проникает в газеты и журналы, на телевидение и радио, в рекламу и учебники.
    3. Актуализированный (практический, житейский) уровень выражается в различных фор- мах политического участия (или пассивности) граждан, проявляющихся в виде поддержки либо протеста. Т.е., идеи, ценности, воплощенные в идеологии, реализуются в практических делах и поступках людей.
    Существует множество классификаций идеологий.

    В зависимости от степени распространения в пространстве выделяют глобальные
    (охватывают своим влиянием все человечество, н-р, либерализм, консерватизм, социализм, социал-демократия, национализм), локальные 9имеют вес в одном или нескольких государствах со схожей культурой, религией, менталитетом (н-р, исламский фундаментализм) и частичные (вплетены в идеологическую картину отдельного государства (н-р, партийные идеологии);


    По отношению к социальным изменениямвыделяют: охранительные идеологии
    служат для поддержания существующего социального строя. Как правило, такие идеологии являются господствующими; контридеологии настаивают на радикальных преобразованиях общества (прогрессивных или реакционных); реформистские
    идеологии обосновывают постепенное изменение общества через приспособление его к новым условиям при сохранении фундаментальных основ. Существуют
    революционные, контрреволюционные, реакционные и прогрессивные идеологии;

    По месту в идейно-политическом спектреидеологии бывают правые (выступают за частную собственность, рыночную экономику, конкуренцию), левые (отстаивают социальное равенство, общественную собственность, государственное регу- лирование экономики) и центристские.

    По содержаниюраспространяемых теорий, принципов, взглядов и идей подразделяются на научные, религиозные и политические.
    4.
    . Функции идеологии:
    1.
    Когнитивная (познавательная). Способствует политическому просвещению граждан и их политической идентификации. Создает модель существующего общественного устройства и положения личности в нем.
    2.
    Нормативная. Задает социальному субъекту норму систему норм социального поведения и тем самым очерчивает ценностные параметры и критерии оценки различных политических явлений.
    3.
    Конструктивная. Служит постановке целей и задач, являющихся ориентирами для политических действий.
    4.
    Прогностическая. Способствует выработке прогнозов политического развития.
    5.
    Мобилизационная. Побуждает к активной политической деятельности и организует общество на их реализацию.
    6.
    Интегративная. Объединяет людей в группы, консолидирует общество.
    7.
    Амортизационная – служит ослаблению социальной напряженности в ситуации при возникновении несоответствия между потребностями общества и реальными возможностями их удовлетворения.
    8.
    Коммуникационная. Организует общение, взаимопонимание внутри социальных групп и между ними.
    9.
    Легитимизационная. Оправдывает власть или притязания на власть. Если идеология критична по отношению к существующему режиму, то эта ее функция направлена на обоснование желаемого в будущем строя и порядка.
    10. Социальная – это функция выражения и защиты интересов определенной социальной группы.
    5.
    Идеология
    белорусского государства - это система взглядов, соответствующая целям и особенностям белорусского пути общественного развития. В своем развитии она прошла несколько этапов:
    1-й – первая половина 90-х гг. ХХ в деидеологизация (развенчание ценности коммунистической идеологии, признание идеологии пережитком авторитарного режима, существовавшего в СССр);
    2-й – середина 90-х гг. ХХ в. – реидеологизация (начало восстановления идеологии в ее прежних правах);
    3-й – конец 90-х гг. ХХ в. – начало ХХІ (создание идеологии белорусского государства и распространение ее в обществе).

    Основы идеологии белорусского государства были заложены референдумами 1995 и 1996 гг
      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта