Главная страница
Навигация по странице:

  • ОСНОВНЫЕ ИДЕОЛОГИИ СОВРЕМЕННОСТИ

  • Основные ценности либерализма: 1. Свобода

  • Абсолютная ценность человеческой личности

  • Права

  • Индивидуализм

  • Разделение

  • Господство

  • Ограничение

  • Содержательное ядро неолиберализма

  • Общие установки консерватизма

  • Основные принципы социалистических идеологий

  • Основные направления социалистической идеологии

  • Социал

  • Идеология. Идеология _Острога. Тема 1 идеология и ее общественное предназначение понятие идеология и эволюция его содержания. Политическая идеология и ее сущность


    Скачать 1.26 Mb.
    НазваниеТема 1 идеология и ее общественное предназначение понятие идеология и эволюция его содержания. Политическая идеология и ее сущность
    АнкорИдеология
    Дата16.06.2021
    Размер1.26 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИдеология _Острога.pdf
    ТипДокументы
    #218147
    страница2 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    . Это касается государственного двуязычия, символики, экономической интеграции с Россией и др. Воля народа стала идейным основанием идеологии. Дальнейшее развитие данные процессы получили после разрешившегося в республике политического кризиса 1996 г.. Эти события существенно повлияли на дальнейший ход истории и показали руководству страны целесообразность создания такой доктрины, которая б была способна сплотить и консолидировать белорусское общество в достижении поставленных целей, обосновать избранный самостоятельный путь социально-экономического и политического развития, предложить гражданам определенную систему идеалов и ценностей взамен тех, которые были утрачены в результате распада СССР, дать веру в будущее, в возможность построения процветающего государства, способного обеспечить каждому гражданину достойные условия жизни.
    Более четкие идеологические ориентиры были обозначены в материалах научной конференции, состоявшейся 12 ноября 1998 г. в Национальной академии наук Беларуси, в докладах
    Президента Беларуси А. Лукашенко, в посланиях Президента Национальному собранию РБ. В октябре 2005 г. сессия Национального собрания утвердила идеологию государства в качестве основы развития белорусского общества, обозначив фундаментальную цель – построение сильной и процветающей Беларуси.
    Идеология белорусского государства базируется на следующих основах:
    1.
    Мировоззренческой основой идеологии белорусского государства является белорусская идеологическая доктрина, представленная в виде национальной идеи, которая включает в себя такие фундаментальные составляющие, как общечеловеческие и христианские ценности, национально-государственное сознание, гражданственность, патриотизм.
    2.
    Правовой основой идеологии белорусского государства служит Конституция Республики
    Беларусь, которая, в свою очередь, является главным идеологическим документом, где основным ценностям государства придан статус закона.
    3.
    Экономической основой идеологии белорусского государства является белорусская экономическая модель - социально ориентированная многоукладная рыночная экономика.
    4.
    Политическая основа идеологии белорусского государства - политическая система
    Республики Беларусь, принципы и компоненты которой отражены в Конституции.
    В структурно-функциональном измерении идеологию белорусского государства образуют четыре блока:
    1) теоретико-методологический, определяющий основные компоненты и структуру идеологии белорусского государства;
    . 2) процессуальный, представленный различными проявлениями политической культуры
    Беларуси и деятельностью ее носителей - аппаратом и членами профсоюзов, средствами массовой информации, участниками избирательных кампаний;
    3)
    институциональный, включающий в себя центры принятия идеологических решений:
    Президент, правительство, парламент, органы местного управления и самоуправления;
    4)
    инструментальный блок, проявляющийся в механизмах реализации принятых идеологических решений в различных сферах жизни общества.
    Сегодня идеология белорусского государства аккумулирует все позитивное из исторического опыта народа Беларуси и его достижений на современном этапе. Она ориентирована на обеспечение национальных интересов и формирует идеал общества, составными элементами которого являются: построение демократического правового государства, создание условий для свободного и всестороннего развития личности, достойное вхождение республики в европейскую и мировую общность.


    Тема 2. ОСНОВНЫЕ ИДЕОЛОГИИ СОВРЕМЕННОСТИ
    1. Либерализм – доминирующее идейно-политическое течение Запада.
    2. Консерватизм – идеология и политика сохранения сложившихся форм общественной жизни. Сущность неоконсерватизма.
    3. Социализм и его разновидности.
    4. Базовые социально-политические идеи анархизма, национализма, фашизма, пацифизма, экологизма, антиглобализма, религиозного фундаментализма.
    1.
    Классический либерализм оформился в борьбе буржуазии против феодальных порядков в XVII—XVIII веках. К классикам либеральной мысли относятся Дж. Локк, Д.
    Юм, Ш. Л. Монтескье, Вольтер, Т. Джефферсон, Дж. Мэдисон, А. Смит, Дж.С. Милль, В.
    Гумбольдт, И. Бентам, А. де Токвиль и др. В России либеральные идеи развивали в начале
    XX века П. Струве, П. Милюков и др. Классическим изложением либеральной идеологии стали Декларация независимости США (1776) и французская Декларация прав человека и гражданина (1789).
    Термин «либерализм» происходит от лат. liberalis - свободный и употребляется в двух значениях:

    образ мышления и деятельности, для которого характерна независимость по отношению к традициям, привычкам, догмам, а также способность к активному самоопределению;

    совокупность идейно-политических учений, политических и экономических программ, ставящих целью ликвидацию форм государственного и общественного принуждения по отношению к индивиду, или же смягчение этих форм.
    Основные
    ценности либерализма:
    1. Свобода, которая в либерализме является: а) негативной («свободой от» - от вмешательства, вторжения в частную жизнь, от произвола властей и т.д.), т.е. предполагается, что человек не должен встречать внешних преград для реализации своих интересов, которые не противоречат нормам закона; б) абстрактной, т.е. свободой человека вообще, без учета его пола, возраста, расовых, национальных, социальных и др. особенностей; в) индивидуальной, т.е. ее носителем является индивид, от дельно взятый человек, а не группа, класс, нация, государство и т.д.
    2. Абсолютная ценность человеческой личности и изначальное равенство всех людей перед законом, обладание равными правами. Номократия - власть законов
    2.
    Права
    человека, в первую очередь, естественные неотъемлемые права на жизнь,
    свободу и собственность. Защищенность частной жизни человека и свободы его действий в рамках закона во всех сферах общественной жизни.
    3.
    Индивидуализм
    , проявляющийся в возможности предоставления человеку права самому устраивать собственную жизнь. Как отмечал Дж. Милль, «человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно». Автономия индивидуальной воли.
    4.
    Договорной характер отношений между государством и индивидом.
    5.
    Разделение
    властей в государственном механизме и создание системы их сдержек и противовесов.

    6.
    Плюрализм
    мнений, взглядов, основанный на признании существования в обществе различных профессиональных, религиозных, политических и др. ассоциаций, ни одна из которых не может иметь превосходства над другими.
    7.
    Господство
    частной собственности и ее неприкосновенность как гарантии независимости и достоинства личности.
    8.
    Идеалы свободного рынка и честной конкуренции
    9.
    Ограничение
    объема и сфер деятельности государства. Отрицание патернализма, проявляющегося в опеке со стороны государства над своими подданными. И. Кант считал государственный патернализм «наихудшим деспотизмом, какой можно себе представить».
    В качестве альтернативы А. Смит предлагал отвести государству роль «ночного
    сторожа», ограничив его деятельность выполнением трех функций:
    1.
    Содержание вооруженных сил и полиции для защиты от угроз извне и преступлений внутри страны.
    2.
    Обеспечение правосудия, заключающееся в обязанности государства устанавливать правовые нормы и способствовать их всеобщему соблюдению, а также ограждать каждого гражданина от несправедливости и обеспечивать беспристрастное правосудие,
    3.
    Создание и содержание общественных учреждений, которые окупаются для общества в целом, а частным собственникам выгоды не дают.
    Идеология неолиберализма оформилась в 30-е гг. ХХ в.в результате поразившего мир экономического кризиса 1929-33 гг. В ее основу легло учение английского экономиста
    Дж. Кейнса, подвергшего резкой критике некоторые принципы либерализма и высказавшего мысли о несостоятельности концепции саморегулирующейся экономики.
    Основные постулаты неолиберализма были впервые реализованы в США в эпоху «нового курса» президента Ф. Рузвельда. Представители : Р. Даль, Ф. Фукуяма, Дж. Роулс и др.
    Содержательное
    ядро неолиберализма:
    1. Активное вмешательство государства в сферу рыночных и социальных отношений, направленное на обеспечение экономической стабильности.
    2.
    Упрочение системы социального обеспечения имущественно уязвимых слоев населения посредством налоговой политики, социальных программ, государственной собственности, бюджета, планирования.
    3.
    Многообразие
    (плюрализм)
    мнений,
    реализуемых через осуществление многопартийности.
    4.
    Понимание справедливости как равных политических прав, все остальное зависит от самого человека.
    5.
    Консенсус управляющих и управляемых.
    Ограниченность современного неолиберализма заключается в первую очередь в
    абсолютизации
    свободы
    от
    предрассудков
    в
    ущерб
    традиционным
    формам
    общественной жизни, отношение к морали как к частному делу индивида.
    В настоящее время либеральные и неолиберальные идеи воплощаются на практике в деятельности различных либеральных партий, которые образовали несколько международных объединений, крупнейшее среди которых - Либеральный интернационал, созданный в 1947 году.
    2.
    Термин «консерватизм» происходит от лат. conservare - сохранять. Это идеология, ориентирующаяся на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни. Впервые его употребил французский писатель
    Ф.Р. де Шатобриан в журнале «Консерватор», выражавшем реакцию французской аристократии на Великую французскую революцию. Основоположниками консерватизма являются Э. Берк, Ж. де Местр , Л. де Бональд. По мнению С. Хантингтона, консерватизм
    - это система идей, которая служит сохранению существующего порядка, каким бы этот
    порядок не был. Консерватизм возникает тогда, когда социальные институты сталкиваются с угрозой коренных преобразований.
    Общие установки консерватизма:
    1.
    Нравственный абсолютизм. Пессимизм в оценке человеческой природы, скептицизм в отношении человеческого разума.Человек – существо несовершенное и греховное, нуждающееся в опеке нравственных и религиозных ориентиров.
    2.
    Традиционализм. Общество – это система норм, обычаев, институтов, уходящих корнями в историю.
    3.
    Недоверие к демократии, которая, по мнению консерваторов, ведет к разрушению моральных ценностей и к торжеству посредственностей.
    4.
    Пренебрежение к парламентаризму и выборным институтам власти.
    5.
    Ориентация на государственный авторитет.
    6.
    Антипрогрессизм. Скептицизм относительно перемен, недоверие к реформам, неприятие революций.
    7.
    Политический реализм. Любые социальные абстракции и проекты лучшего общества должны быть отвергнуты, поскольку таят в себе неизвестность.
    8.
    Неверие в возможность социального равенства и обоснование иерархической структуры общества, предполагающей наделение преимуществами тех, кто этого достоин.
    Равенство возможностей, но не равенство результатов.
    9.
    Идеал сильного правительства. Властные функции должны принадлежать людям, способным нести ответственность за принятие и реализацию политических решений.
    10.Частная собственность – гарант личной свободы и социального порядка.
    8.
    Осуждение вовлечения масс в политику. Политика, по мнению консерваторов, дело профессионалов, а не народа.
    9.
    Приоритет местных ценностей. Консерваторы отдают предпочтение периферии, поскольку провинция сохраняет традиции и ценности прошлого.
    Неоконсерватизм
    как идеологическая доктрина окончательно оформился в 70-80-х годах XX века и эволюционировал в сторону либерализма. Представителями неоконсерватизма являются Д. Белл, И. Кристолл, М. Новак, Э. Юнгер, Р. Арон, А. де
    Бенуа, и др. В современном консерватизме существует праворадикальное течение, получившее название либертаризма как идеологии «новых правых». Это течение стремится совместить базовые постулаты двух разных идеологических традиций – либерализма и консерватизма.
    Неоконсерватизм предложил миру свою систему ценностей и идей, а именно:
    1.
    Преимущество культурных форм (морали, нравственности) над экономическими, политическими, социальными. Духовные приоритеты семьи и религии.
    2.Признание демократии как «необходимого зла», поскольку человечество в современных условиях не имеет лучшего способа правления.
    3.
    Агностицизм. Признание амбивалентности (двойственности) природы человека, т.е. человек может быть и хорош и плох одновременно.
    4.
    Минимизация функций государства в экономической и социальной сфере.
    Государство не должно оказывать социальную помощь тем, кто может заработать сам.
    5.
    Если в классической форме свобода – это лояльность и подчинение власти, то здесь ее рамки несколько расширяются, но не выходят за рамки традиционных ценностей.
    Среди консервативных идеологий можно выделить реформистский консерватизм,
    возникший во второй половине XIX века, и ориентировавшийся на интересы не только дворянства, но и буржуазии, а также рыночный консерватизм, отстаивающий либеральные ценности - свободу частного предпринимательства и невмешательство государства в экономику.
    На международной арене консерваторы осуществляют свою деятельность в рамках
    Международного демократического союза, более известного как Консервативный интернационал, учрежденного в 1983 году.

    3.
    Социализм
    (от лат. socialis - общественный) – это оформившаяся в 19 в. политическая идеология, которая представляет собой сложный комплекс социально- философских, общественно-политических концепций и доктрин. Термин введен французским мыслителем Пьером Леру в работе «О социализме и индивидуализме».
    Социалистическое миропонимание вобрало в себя утопические идеи ранних периодов человеческой истории. Теоретическое обоснование они имеют в трудах Платона. В его работе «Государство» отстаивалась мысль об управлении государством философами, которые не имеют частной собственности. Далее коммунистическая идеология была характерна для раннего христианства, рассматривающего частную собственность как свидетельство антихристианского образа жизни. Идеи о социальном равенстве провозглашал Т. Мор (16 в.) в работе «Утопия» и Т. Компанелла (16-17 вв.) в работе
    «Город солнца».
    Основные__принципы_социалистических_идеологий'>Основные
    принципы социалистических идеологий:
    1.
    Оптимистический взгляд на природу человека. По мнению социалистов, все человеческие пороки коренятся в социальной несправедливости.
    2.
    Коллективизм и солидарность заключаются в устранении эксплуатации человека человекам, в помощи и сострадании обездоленным и эксплуатируемым.
    3. Верховенство общественных интересов над частными.
    4.
    Социальная справедливость, заключающаяся в общественной собственности на средства производства и перераспределении национального дохода в пользу нуждающихся.
    5.
    Прогрессизм - вера в осуществление проектов будущего через общественно полезный труд.
    Основные
    направления социалистической идеологии:

    Ортодоксальный марксизм - К. Маркс, Ф. Энгельс, А. Бебель, М. Адлер, Г.
    Плеханов.

    Социал-демократизм (ревизионизм) — Э. Бернштейн, К. Каутский,Ф. Лассаль.

    Радикальный марксизм (революционный марксизм, большевизм) - В.И. Ленин,
    К. Либкнехт, Р. Люксембург, Ф. Меринг, К. Цеткин.

    Анархизм - (от греч. anarchia - безвластие) - идейно-политическое течение, отрицающее роль государства, и отстаивающее идею освобождения личности от всех форм власти. Анархизм зародился в 40-х годах XIX века в Европе.
    Основными представителями анархизма являются П.Ж. Прудон, М.А. Бакунин.

    Другие направления: ранний утопический социализм, сталинский социализм,
    маоизм(китайская модель), титоизм ( югославская модель), социализм с
    «человеческим лицом» и др.
    Коммунистические
    идеи зародились в древности. Слово «коммунизм» происходит от лат. communis - общий, т.е. социальный. Термин «коммунизм» впервые использован
    Этьеном Кабе в работе «Путешествие в Икарию» (1840), где он описывает общество, в котором все люди трудятся в соответствии со своими способностями, а общество обеспечивает удовлетворение их потребностей.
    Принципы классической коммунистической идеологии были сформулированы К.
    Марксом и Ф. Энгельсом в «Манифесте коммунистической партии» (1848). Марксизм
    возник на основе осмысления стихийного рабочего движения первой половины XIX века.
    Марксистская идеология по своей сути является революционной доктриной и предполагает насильственное разрушение капиталистического общества и построение средствами и методами диктатуры пролетариата социально справедливого. Она провозглашает принципы социального равенства, коллективизма, общественной собственности на средства производства, всестороннего развития личности в условиях свободы от эксплуатации человека человеком.

    Основные положении марксизма, включают: диалектический материализм; теорию общественных формаций; обоснование экономических законов развития капиталистического общества (теория прибавочной стоимости и др.); теорию классов и классовой борьбы; теорию пролетарской революции и перехода к коммунистическому обществу.
    Социал
    -демократизмкак идейно-политическое течение возник в конце 70-х годов
    XIX века на почве рабочего движения, взявшего за основу своей идеологии марксизм.
    Это доктрина постепенного (мирного) преобразования капиталистического общества в
    социалистическое на основе последовательной демократизации всех сфер жизни.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта