Идеология. Идеология _Острога. Тема 1 идеология и ее общественное предназначение понятие идеология и эволюция его содержания. Политическая идеология и ее сущность
Скачать 1.26 Mb.
|
Отличительные черты социал-демократизма: • Отказ от классовой борьбы. • Расширение социальной базы, представленной не только рабочим классом, но и интеллигенцией, представителями мелкого и среднего бизнеса. • Признание политического плюрализма, рыночной экономики и парламентской демократии, при ориентации на «третий путь» развития, находящийся между капитализмом и государственным социализмом. Принципы социал-демократизма: В политической сфере: свобода и равенство; надклассовый характер демократии; «двойная стратегия» между правительственными реформами и решительными действиями со стороны граждан. В экономике: общественная собственность в рамках смешанной экономики; участие трудящихся в управлении фирмами;самоуправление - передача средств производства в собственность персонала предприятий. В социальной сфере: повышение качества жизни; гуманизация условий труда; восстановление экологического равновесия и охрана окружающей среды. В настоящее время социалистические ценности продолжают развиваться в ходе реализации политики социал-демократических партий. К концу 80-х годов XX столетия в социал-демократии выявились два направления: • традиционалистское (за основу своей социальной базы продолжает считать промышленных рабочих), представленное социал-демократами Германии, Швеции, Финляндии, лейбористами Англии, и • модернистское (опирается на более пестрый контингент, куда помимо рабочих входят интеллигенция, чиновничество, представители мелкого и среднего бизнеса), к которому относятся социал-демократы Италии, Испании, Франции. 4. Национализм – совокупность идей, взглядов, представлений и практических действий, основанных на этноцентризме (абсолютизации роли нации и пренебрежение других этнонациональных общностей) и ориентированных на дискриминацию прав и свобод людей и групп других наций. Основополагающие идеи национализма складывались в процессе формирования национальных государств Европы в XVIII - начале XIX веков. Мощный стимул данное идейное течение получило в середине XX в. в процессе крушения колониальной системы и борьбы народов бывших колоний за национальную независимость и равноправие с другими народами. Выделяются две основные формы национализма: этнический и гражданский. Этнический национализм исходит из стремления этнонационального сообщества обладать своей государственностью (бывшая Югославия и государства Балтии). Гражданский национализм основан на приоритетности интересов сограждан, представляющих единое политическое сообщество, объединенное общим государством, вне зависимости от их этнокультурных различий. В целях сплочения граждан государства ведется активная пропаганда государственной символики в средствах массовой информации. Некоторые проявления данного вида национализма характерны в настоящее время для США, Канады, Франции, Бельгии и других полиэтнических государств. В зависимости от преобладания националистической направленности можно по какому-либо признаку выделить следующие разновидности национализма: социокультурный, языковой, экономический, политический, социально-бытовой и др. Фашизм (от лат. fasio, итал. fascismo - пучок, связка, объединение) -- это праворадикальное движение и идеологическое течение, утверждающее превосходство и исключительность определенной нации. В основу идеологии национал-социализма положена идея превосходства «арийской расы», защита интересов которой предполагала политику террора, экспансию, дискриминацию, культ насилия. В сочетании с расизмом и антисемитизмом этот культ стал одной из причин развязывания Второй мировой войны – одной из самых кровопролитных в истории человечества. Пацифизм – антивоенное движение, участники которого выступают против всякой войны, в т.ч. и справедливой, освободительной, считают главным средством предотвращения войн осуждение их аморального характера. Часть представителей участвует в Движении сторонников мира. Экологизм - идеология, основанная на защите окружающей среды, ставящая своей целью воздействие на государственные органы для принятия законов в области экологической безопасности. Глобализм - идеологическое течение, оправдывающее преимущество существования в современном мире единой глобальной системы, где беспрепятственно перемещаются капиталы, товары, информационные и культурные потоки, возникают новейшие коммуникационные технологии. Антиглобализм – политическое движение, направленное против определенных аспектов глобализации в ее современной форме, в частности, против доминирования ТНК и торгово-промышленных организаций. Религиозный фундаментализм – крайне консервативное течение для обозначения узконаправленных религиозных убеждений (например, исламский фундаментализм). Тема 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ КАК СОЦИАЛЬНО- ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 1. Понятие «Национальная идея» и «Национальная идеология». 2. Государственная идеология. Определение понятия «Идеология белорусского государства». 3. Элементы государственной идеологии и ее уровни. 4. Идейный плюрализм гражданского общества и государственная идеология. 1. Нации (народы) как государственно-организованные сообщества людей выступают одним из основных субъектов политических отношений. Следовательно, они являются носителями определенных философских, экономических, политических, правовых, этических и религиозных воззрений, в которых осознают себя как целостность, свое положение в окружающем мире, свои интересы как единого целого и которыми они оправдывают свои социально-политические устремления и действия. При этом каждый народ вырабатывает и определенную сумму идей относительно своего прошлого, способов оформления в единое целое, путей поддержания своей целостности, форм взаимоотношений с другими народами, целей исторического развития. Указанную совокупность воззрений можно назвать национальной идеологией. Доминирующее в сознании определенной общности людей представление, согласно которому она рассматривает себя в качестве нации и в силу чего она считает себя вправе по собственному усмотрению строить и свою внутреннюю жизнедеятельность, и свои отношения с другими народами, принято называть национальной идеей. Содержание национальной идеи обычно конкретизируется ответами на ряд вопросов смысло-жизненного характера. Среди них вопросы о «начале» исторической судьбы народа, его генетических истоках, месте в мире, целях существования, исторической и культурной миссии, отношениях с соседними народами, основаниях его уникальности, особенностях национального характера и др. Национальная идея всегда выступает как ядро национального сознания народа, отражающее главный итог познания общностью самого себя и условий своего бытия; она служит основой программной деятельности общности по устройству и переустройству способов своего существования в меняющихся исторических условиях. Анализ национальной идеи, поиск ответов на перечисленные вопросы традиционно является предметом повышенного внимания исследователей. Важное место данные вопросы занимают в истории русской философской и социально-политической мысли. Полемика относительно сути русской идеи происходила на протяжении XIX и XX стст., интерес к данной проблеме не снижается и в настоящее время. Следует иметь в виду, что нациями не рождаются, ими в процессе исторического развития социальной общности становятся. И свою жизнеспособность доказывают лишь те сообщества людей, которые способны осознать, выразить и постоянно обновлять исторический смысл своего бытия. Поэтому верным является положение о двуединстве смысла национальной идеи. • С одной стороны, она есть самосознание (самоидентификация) нации, • с другой — ее послание миру о своем бытии, своих интересах и ценностях как уникальной исторической общности людей. Национальная идея не изобретается, а естественным образом вырастает из совокупности ментальных черт и ценностей определенного народа, которые предполагают его целостность и узнаваемость другими. Она формируется в контексте традиций национальной культуры как воспроизводство элементов социального и культурного наследия, норм поведения, мировоззренческих установок, форм сознания и человеческого общения. В иерархии духовных ценностей белорусского народа особое значение имеют: 1. толерантность (отсутствие вражды, склонность к компромиссам, поиске справедливости без насилия), 2. терпимость (умение прислушаться к чужому мнению, уважение к людям), 3. любовь к родине, 4. христианские принципы (терпение, соблюдение заповедей, любовь к ближнему), 5.справедливость, 6. неприятие угнетения и стремление к свободе, 7. трудолюбие, 8. толока (коллективное решение всех вопросов), 9 громада (стремление поддержать людей их одной местности, наладить родственные связи, 10. миролюбие, отсутствие чувства национального превосходства. Национальная идеология, будучи формой выражения самосознания народа, есть конкретно-исторический феномен, ее содержание формируется и развивается одновременно со становлением и развитием самой нации. Это означает, что от эпохи к эпохе национальная идеология видоизменяет свои формы и обогащает содержание, формируя новые приоритеты в устремлениях народа с учетом достигнутых результатов его развития и произошедших изменений в условиях его жизнедеятельности. Становлению белорусской идеи способствовали: интеграция европейской и русской традиции в культуре Беларуси; гуманистические идеи в белорусской философской мысли (Ф. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий); обоснование идей белорусского самосознания в начале ХХ в. (А. Гарун), произведения белорусских деятелей (К. Калиновский, Ф. Богушевич, Я. Купала и др.) 2. Основанием для введения понятия «государственная идеология» явилось понимание народа, или нации, как государственно-организованного сообщества людей, в силу чего народ становится важнейшим субъектом политических отношений. Это означает, что народ как единое целое является субъектом государственной идеологии, а ее носителями выступают все составляющие его социальные группы, классы, слои и общности. Различные общественные группы, обладая собственными интересами и ценностными предпочтениями, одновременно признают как отвечающую и их интересам систему ценностей, служащую целям интеграции членов сообщества в единое целое. Носителями общезначимых идей и ценностей выступают также выражающие и поддерживающие их институты и органы государственной власти, лидеры государства, правящая элита общества. Разумеется, носителем идеологии государства является и каждый отдельный его гражданин, идентифицирующий себя с данной общностью, с системой ее базовых ценностей, с ее интересами и устремлениями. Таким образом, государственная идеология есть составляются основу деятельности государства относительно целостная совокупность идей, ценностей и представлений, в которых данный народ осознает себя как общность, свое положение в окружающей действительности, свои потребности и интересы h a к единого целого, формулирует и оправдывает свои социально-политические цели и устремления и обосновывает пути и средства их реализации с помощью государственной власти. Более кратко государственную идеологию можно определить как составляющий основу деятельности данного государства комплeкс общественно значимых идей, ценностей, норм и представлений, которые отвечают интересам и устремлениям разных категорий граждан. Государственная идеология есть атрибутивный признак нации-государства как социального субъекта. Возникновение и развитие суверенной РБ актуализировали вопрос об идеологии белорусского государства. Идеология государства – это специфический тип идеологии, которая должна обеспечивать определенную степень социального консенсуса и ощущение принадлежности к государственно-организованному сообществу, и исторической судьбе Отечества. Идеология государства становится важнейшим источником согласия различных социальных и политических сил. Национальная идея сливается воедино с идеей белорусской государственности, что позволило руководству страны разработать пусть и не особый, но все же характерный для Беларуси путь социально-экономического и духовного развития – так называемую «белорусскую модель». Национальная стратегия устойчивого развития РБ на период 2020 г. строится на следующих принципах: • человек – цель прогресса, уровень человеческого развития – мера зрелости общества, государства, его социально-экономической политики; • повышение уровня благосостояния нации, преодоление бедности; • приоритетное развитие медицины, образования, науки, культуры как важнейших сфер духовной жизни общества; • улучшение демографической ситуации; • обеспечение постепенного перехода к постиндустриальному, информационному обществу на основе новых технологий, роста производительности труда и ВВП; • переход на природоохранный, ресурсосберегающий, инновационный тип развития экономики; • усиление взаимосвязи экономики и экологии; • рациональное природопользование; • формирование гражданского общества и правового социального государства; • развитие международного сотрудничества и социального партнерства и др. (более подробно см. уч. пос. В.Е. Козлякова на с. 41). Если эти установки сконцентрировать в некоей обобщающей формуле, то она прозвучит таким образом : создание сильной и процветающей Беларуси. Но не следует обольщаться и не замечать того, что сегодня в нашей действительности, говоря словами великого сатирика Салтыкова-Щедрина, «есть немало сорванцов, у которых на языке государство, а в мыслях пирог с казенной начинкой». Поэтому необходимо формировать идеологию высокой социальной и гражданской ответственности. Сегодня наша страна нуждается в человеке-гражданине, готовом и способном эффективно трудиться не только ради собственного благополучия, но и во имя благополучия своей родины. Поэтому все каналы и средства идейного влияния на людей должны в первую очередь быть ориентированы на воспитание патриотического сознания и поведения, на формирование сознательного, целеустремленного и эффективно работающего гражданина РБ. 3. Государственная идеология есть сложное многокомпонентное образование. Внешними формами выражения ее содержания выступают как отдельные идеи и идеалы, понятия и представления, нормы и установки, так и сложносоставные идейные построения социально- политические учения, теории, концепции и доктрины. Государственная идеология всегда есть более высокоорганизованная по сравнению с частными идеологиями совокупность идей, поскольку практически каждое государство имеющимися у него силами и средствами обеспечивает их систематизацию, литературное оформление и юридическое закрепление. Основополагающим в этом отношении документом выступает конституция государства: именно в ней получают правовое оформление базовые идеи и ценности жизнедеятельности данного общества. Составные элементы государственной идеологии: Цивилизационная, или социокультурная, составляющая включает совокупность устоявшихся идей и представлений относительно происхождения и формирования данного народа, особенностей развития его самосознания и становления в качестве самобытной этнической общности, а затем и особой нации. Сюда относятся также представления о месте и роли народа в мировом историческом процессе, становлении его этнических, а затем и национально-культурных особенностей в контексте развития более широкой цивилизационной общности и мирового сообщества в целом. Политическую составляющую образует комплекс идей и представлений данного народа относительно условий становления и особенностей институтов своей государственности, понимания сущности политической системы страны, степени соответствия ее институтов совре- менным потребностям, а также относительно направлений и путей их дальнейшего развития, представления о характере социально-политического строя страны, целях и путях его модернизации, месте и роли различных социальных сил, политических партий и движений. Она охватывает и внешнеполитические аспекты жизнедеятельности народа. Экономическая составляющая – это весь комплекс реализуемых государством и отвечающих интересам народа идей формирования и развития национальной экономики. Это разделяемые народом представления об особенностях организации экономической жизни стра- ны, его отношение к различным видам собственности и формам хозяйствования, понимание им места и роли государства в экономических процессах, господствующие в обществе представ- ления о справедливости в сфере распределения национального богатства, балансе интересов различных социальных классов, групп и слоев, жителей города и деревни, понимание места и роли национальной экономики в региональном и мировом хозяйстве. Социально-гуманитарную составляющую образует комплекс реализуемых государством идей, касающихся взаимоотношений общества и человека: подход к человеку как к высшей цели общества и государства, ответственность государства за создание условий для свободного и достойного развития личности, ответственность граждан за неукоснительное исполнение обязанностей, возлагаемых на них обществом, а также приоритеты политики государства в области реализации прав и свобод человека, в сфере науки, культуры и образования. Государственная идеология как особый вид политической идеологии также есть многоуровневый феномен: в ней можно выделить теоретико-концептуальный, программно-по- литический и обыденно-актуализированный уровни ее функционирования. 1. Теоретико-концептуальный уровень государственной идеологии образуют литературные сочинения, претендующие на научность и содержащие концептуальный, системный анализ различных сторон жизнедеятельности данного общества. Это учебники, трактаты, монографии, диссертации, статьи, доклады, написанные с использованием формального научного аппарата. 2. Программно-политический уровень государственной идеологии составляют государственные документы, в которых закрепляются основные принципы, ценности, идеалы и устремления народа, основные направления и задачи внутренней и внешней политики государства. Это прежде всего конституция страны, которая есть не что иное, как свод идейно-политических постулатов, составляющих основу национально-государственной идеологии; другие законодательные акты, государственные программы, директивы, концепции, доктрины. 3. Обыденно-актуализированный уровень образуют средства человеческой деятельности, в которых так или иначе пропагандируется содержание государственной идеологии — политическая символика, популярные книги, статьи, лекции, интервью, произведения национальной кино- и телепродукции, художест- венная литература самых различных жанров, другие произведения искусства, концертные программы, школьные уроки, вузовские лекции и т.п. Политические символы являются одной из самых эффективных форм закрепления воспроизводства и пропаганды содержания национально-государственной идеологии. Их эффек- тивность обусловлена тем, что посредством политических символов обеспечивается освоение и усвоение индивидуальными и групповыми социальными субъектами национально-госу- дарственной идеологии в виде эмоционально-психологических (эмоционально-чувственных) ощущений и представлений. Политический символ — это знак, с помощью которого отражается смысл того или иного политико-властного явления и обеспечивается внутренняя эмоциональная связь между властью и взаимодействующим с ней субъектом. Политическая символика в такой же мере выражает, закрепляет и пропагандирует существенные смысловые аспекты национально- государственной идеологии. Она, как и политическая идеология, призвана прежде всего сплачивать, объединять членов сообщества, побуждать их к действию по реализации общена- циональных целей, формировать у них чувство гордости за принадлежность к своей стране, нации, государству. К государственным символам обычно принято относить флаг, герб и гимн государства. Например, в Конституции Республики Беларусь записано, что ее символами как суверенного государства являются Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн. Они, как это очевидно, выражают определенный смысл, относящийся к истории белорусской государственности, особенностям национальной жизни белорусов, их идеалам и ценностям. Однако состав политической символики, посредством которой выражается национально- государственная идеология, данными атрибутами государственности не ограничивается. В нее входит широкий комплекс явлений знакового характера, т.е. указывающих на те или иные существенные аспекты жизнедеятельности данного народа и его государства. Такими символами являются также исторические даты, политические ритуалы, архитектурные комплексы и сооружения, скульптурные памятники и мемориалы, памятные места, государственные знаки отличия, денежные знаки, политическая топонимика, национальные и политические деятели. Наконец, с точки зрения политики, политическими символами, выражающими национально-государственную идеологию, являются такие понятия, как идеал, девиз, лозунг, призыв, афиша, плакат, пароль, план, проект, программа, решение, постановление, указ, приказ, закон, конституция, парламентер. Разумеется, данный перечень может быть продолжен. Все эти знаковые по своей сути и форме явления широко используются каждым государством как средство закрепления и выражения национально-государственной идеологии во всех ее аспектах. Совокупность лиц, организаций и учреждений, призванных заниматься формированием государственной идеологии и ее систематизацией, нормативно-правовым закреплением и распространением среди членов общества, а также материализованных средств ее выражения, составляет |