Главная страница
Навигация по странице:

  • Киевской Руси 9 – 13 вв.

  • Период Речи Посполитой.

  • Духовные ценности и традиции

  • Идеология. Идеология _Острога. Тема 1 идеология и ее общественное предназначение понятие идеология и эволюция его содержания. Политическая идеология и ее сущность


    Скачать 1.26 Mb.
    НазваниеТема 1 идеология и ее общественное предназначение понятие идеология и эволюция его содержания. Политическая идеология и ее сущность
    АнкорИдеология
    Дата16.06.2021
    Размер1.26 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИдеология _Острога.pdf
    ТипДокументы
    #218147
    страница5 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    Тема 5. ТРАДИЦИОННЫЕ (СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ) ИДЕАЛЫ И ЦЕННОСТИ
    БЕЛОРУССКОГО НАРОДА
    1.
    Цивилизационное многообразие современного мира. Уникальность места белорусов среди славян и европейских народов.
    2.
    Гуманистические и демократические идеалы белорусского народа.
    3.
    Духовные ценности и традиции белорусского народа.
    1.
    Современная Беларусь представляет собой переходное общество как в политическом, так и в общецивилизационном понимании. Находясь на стыке двух цивилизаций (западной и восточной), Беларусь испытывает на себе влияние каждой из них.
    В данной связи встает вопрос о принадлежности белорусов к определенной культурной, географической и духовной общности, обусловливающей их специфику, отличие от других народов.
    Среди цивилизационных концепций исторического развития интерес представляют теории Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина, С. Хантингтона. С позиций Н.
    Данилевского развитие цивилизаций имеет циклический характер, постепенно проходя
    стадию зарождения, когда происходит процесс формирования самобытной цивилизации на основе принадлежности к одной языковой группе; период развития, в ходе которого оформляется культурная и политическая независимость; цивилизационную стадию, представляющую собой расцвет творческого, культурного, социального потенциала; стадию
    упадка, характеризующуюся распадом культурно-исторического типа.
    О. Шпенглер в книге «Закат Европы» приходит к выводу о гибели западной культуры, находящейся на цивилизационной стадии развития. С его позиций – цивилизация
    – это кульминационная стадия развития любой культуры, ее распад, признаки которого проявляются в росте научно-технического прогресса, обезличивании человека, снижении творческой активности. С. Хантингтон на основе религиозного признака разделил все существующие цивилизации на англо-саксонскую, католическо-протестантскую, православно-славянскую, мусульманскую, конфуцианскую, синтоистскую, латиноамериканскую и африканскую. Беларусь в его концепции оказывается на границе католическо-протестантской и православно-славянской цивилизации. Классификация П.
    Сорокина основана на системе ценностей культуры (истина, добро, красота). Он выделил 3 типа культуры: идеациональная (буддистская, средневековая), идеалистическая (античная),
    Чувственная – предполагает приоритет чувственной реальности (культура современного
    Запада).
    Можно выделить 3 уровни взаимодействия культур:

    Этнический, характерный для отношений между локальными этносами, историко-этнографическими, этноконфессиональными социальными общностями;

    Межнациональный, основанный на диалоге различных государственно- политических структур и политических элит;

    Цивилизационный,основанный на встрече принципиально различных типов социальности, систем ценностей и форм культуротворчества. Диалог культур наиболее продуктивен с точки зрения культурно-инновационной деятельности. Именно перекрестки культур Востока и Запада, традиций античности и арабского мира и т.д. становились очагами радикальных поворотов в истории. «Встреча цивилизаций» возможна лишь в процессе устойчивого развития. Глобальное взаимодействие культур, не оставляющее
    иллюзий о сохранении «чистых», локальных культурных образований в их первозданном этническом и социокультурном изоляционизме, приводит к становлению в 21 в. глобальной культуры, единой планетарной цивилизации с новой шкалой общечеловеческих ценностей.
    Абсолютно бесспорным является положение о том, что белорусский народ с самого начала своей истории формировался как органическая часть славяно-православнойили славяно-русской цивилизационной общности. Беларусь, безусловно, принадлежит к славяно-православной цивилизации.
    Вместе с тем не подлежит сомнению и положение о социокультурной самобытности, или своеобразии, белорусской общности.
    Будучи географически расположенной в центре Европы, Беларусь оказалась на границе соприкосновения между двумя цивилизациями развития европейской культуры – западной и восточной. Этим фактором объясняется формирование социокультурной самобытности белорусского народа, его идеалов и ценностей, образа жизни, особенностей национального характера. В ходе своего развития белорусы испытывали разные по своему содержанию культурные влияния – сначала византийское, затем западное, и позже восточное. Исследователи сходятся во мнении о том, что белорусы, пройдя через все влияния, сохранили суть своей изначальной цивилизационной идентичности. Самобытность белорусского народа состоит именно в том, что он отвергает крайности полярных цивилизационных типов и одновременно
    стремится синтезировать их позитивные достижения на основе собственной славяно-
    православной традиции.
    В культурно-историческом развитии Беларуси можно выделить основные периоды:средневековый (с 9 по 15 вв.) -- духовная жизнь людей, населявших восточнославянские территории, получила объединяющее название «культура Руси» (9-13 вв.). Второй этап (14-15 вв.) характеризуется возрастающей ролью восточнославянского населения в составе ВКЛ. Формируется белорусская народность с ее основными этническими признаками: территорией, культурой, языком, особенностями хозяйственных связей, определенным уровнем этнического самосознания.16 – первая половина 18 вв.
    Характерные черты: расцвет ренессансной культуры, возникновение книгопечатания, распространение реформаторских идей, проникновение гуманистических и просветительских представлений. Со вт. пол. 18 в. период Просвещения. Культура приобретает светский характер, для нее характерны культ разума, приоритет образования и науки. Во второй половине 19 – начале 20 вв. определилась потребность в самостоятельном общественно-политическом и духовном развитии народа, вызрела и оформилась национальная идея.
    Таким образом, национальная культура сложилась на основе белорусского этноса
    во взаимодействии с культурами других этнических групп – литовцев, русских, евреев,
    татар и др. Ее своеобразие – в пограничном характере, тесных взаимоотношениях с
    другими народами. Белорусская культура на протяжении всего своего развития всегда
    чувствовала влияние других культур и сама оказывала на их влияние. Это обусловлено
    географическим положением Беларуси(между Западом и Востоком) и прохождением через
    страну двух больших культурных регионов – православно-византийского и римско-
    католического.
    2.В становлении основополагающих жизненных идеалов и ценностей народа, в формировании его социокультурной самобытности, решающее значение имеет начальные период истории народа, когда закладываются цивилизационные основы его жизнедеятельности: менталитет – особенности чувственного восприятия мира и строй мышления, свои проблемы и темы культуры, которые в будущем формируют структуры
    сознания и способы жизнедеятельности общности. Таким периодом, несомненно, является эпоха Киевской Руси, когда был заложен православно-христианский генотип культуры древнерусского народа, из которого в последующем развились три самобытные славяно- русские общности – белорусы, великороссы (русские) и малороссы (украинцы), составляющие ныне ядро славяно-православной цивилизации. Языческое состояние восточнославянского общества было преодолено в рамках единого государства и государственной религии христианства, которая стала мощным консолидирующим фактором. Если язычество обеспечивало главным образом гармоничные отношения человека с природой, то православие явилось фактором гармонизации социальных отношений. Этот синтез христианских ценностей с местно-языческими представлениями и традициями явились началом новой самобытной цивилизационной общности.
    Приверженность идее народовластия, стремление утверждать правовые, демократические формы общественной жизни белорусы проявляют во все периоды своей истории. Эта традиция была заложена предками белорусов во времена Киевской Руси 9 – 13
    вв.Отличительной особенностью славяно-русской цивилизационной общности является обостренная приверженность ее представителей к христианскому идеалу равенства, стремление людей к нравственному самоочищению, более высокий престиж ценностей духовных по сравнению с материальными. Предметом размышлений стали проблемы происхождения государства, правомерность господства правящей династии, пути укрепления княжеской власти, отношения между светской и духовной властями, проблемы внешней политики, анализировались такие понятия, как закон, истина, благодать.В общественно-политической мысли (митрополит Иларион) утверждается принцип равноправия всех живущих на земле народов, суверенности государства, идея обеспечения интересов всех подданных как высшая цель управления государством, обеспечение мира как условие целостности государства.
    С именем Е. Полоцкой связано зарождение на белорусской земле широкого образования народа, возникновение первых школ. Она не только выдвинула идею всеобщего образования женщин, но и предприняла широкие практические действия по ее реализации. Игуменя выступала за мир и согласие в обществе, против братоубийственных усобиц, за единение восточнославянских земель перед внешней угрозой. Автор «Жития» писал: «И не хотела Ефросиния видеть никого враждующего: ни князя с князем, ни боярина с боярином, ни простеца с простецом, но желала всех видеть единодушными».
    По мнению К. Туровского, мыслителя 12 в., двоякая – телесная и духовная – природа человека является источником всякого зла на земле. Земной мир есть арена физической
    (видимой) и метафизической (невидимой) битв, которые ведут и силы природы, и люди, что приводит к стихийным бедствиям, межплеменным междоусобным войнам. В невидимой битве за души людей противостоят божественные и бесовские силы. К. Туровский,моля бога и о милосердии, занимает одновременно активную общественную позицию, считая своим долго «увещевание» всякого, будь то простолюдин или вельможа, кто творит зло. Он осуждает такие пороки, как клевета, ложь, обида, гордыня, зависть, насилие, вражда, пьянство, сквернословие и др.
    К. Смолятич, церковно-политический деятель и мыслитель 12 в., исповедует приоритет в жизни человека духовного (стремление к высшим ценностям бытия), вечного над материальным, сиюминутным, т.е. идея нестяжательства – освобождение человека от жажды материальной наживы, отказ от всякого, в т. ч. и церковного богатства.
    Таким образом идеи периода Киевской Руси проникнуты духом единения земли и населяющего ее народа, являясь по сути первым посланием наших предков миру о своей культурной самобытности.

    Исследователи приходят к единодушному выводу, что важнейшим достижением в развитии белорусской культуры периода ВКЛ является формирование гуманистического и демократического идеалов общественной жизни. Гуманистический идеал общественной жизни свое наиболее полное воплощение нашел в творчестве Н.Гусовского.После Гусовского зубр стал символом нашего отечества. В поэме он изложил свое гуманистическое кредо: вера автора в человека деятельного, гармонически развитого, духовно и физически совершенного. Свое понимание идеального правителя поэт раскрывает на примере государственной деятельности Витовта, который воплощает все необходимые властелину черты: забота о расширении территории государства, создание мощной и боеспособной армии, обеспечение законности в деятельности институтов государства, осуществление справедливого великокняжеского уда, политика охраны природных богатств, забота о чистоте христианской веры ее укреплении и расширении. Гусовский – приверженец мира, дружбы и единения всех европейских народов: «бьются князья, воеводы, а стонут народы».
    Т.О. Все симпатии поэта на стороне широких народных слоев, он выступает за социальный мир и счастье простых людей, причину бед последних автор видит в несправедливой политике правителей.
    Ф Скорина – мыслитель гуманист, деятельность которого составилацелую эпоху в развитии национальной культуры. Он впервые в восточнославянской культурной традиции познакомил своих соотечественников на их родном языке с библией. Он видел в библейских книгах произведения человеческого разума и считал своим долгом сделать их доступным человеку для самостоятельного чтения. Гуманизм Скорины произрастал из философского переосмысления им евангельского понятия «любви к ближнему», в соответствии с христианской этикой важнейшей моральной добродетелью человека он считал любовь.
    Человеколюбие – главный критерий нравственных качеств индивида, высший принцип взаимоотношений между людьми, универсальный закон частной и общественной жизни. С уважением относился к простому человеку, достоинства которого видел в интеллекте, морали, общественной активности, а не в богатстве, власти и сословной принадлежности. Он был первым из отечественных мыслителей, кто подошел к пониманию значения верховенства закона в жизни. Законы делил на «неписаные»(прирожденные – законы справедливости и взаимного уважения) и «писаные» -- право (они создаются на основе природных).
    С именем Л. Сапеги по праву связывается утверждение в общественной мысли и практике идеи правового государства и верховенства закона: судьба народа должна зависеть не от личной воли главы государства, князя, короля, а от системы власти, основанной на подчинении всех закону. Закон – главное средство регулирования отношений между всеми членами и слоями общества. Фундаментальным в политико-правовой теории
    Сапеги является понятие «свобода», суть которой в неотчуждаемых правах человека на личное достоинство, здоровье, собственность, безопасность, свободный религиозный и политический выбор.
    Период
    Речи
    Посполитой.С.Полоцкийпровел специальное философское исследование целей и программ действия государства, содержавшее обоснование необходимости идеологии для сильного государства. Крыльями этой идеологии должны быть образование и книгопечатание. К. Лыщинскийпропогандировал идеи утопического социализма, идеи равенства, справедливости судов, отсутствия частной собственности как источника социальных бед. Он осуждал войны, которые вела Речь Посполитая, ибо они разоряли земли и приносили бедствия простым людям. А. Филипповичвысказывает идеи единения трех славянских народов, а во время своего визита в Москву просил русского царя стать на защиту национально-религиозных прав униженного белорусского и украинского народов в составе Речи Посполитой.

    Мысль
    периода
    Российской
    империи приобретает преимущественно революционно-демократическую направленность. Вопросы отмены крепостного права переплетаются с проблемами реализации культурных, социально-экономических и политических прав проживающих здесь народов. Радикальное решение многие вопросы находят в идеях тайных обществ начала 19 в. Огромное значение для становления национального движения имела деятельность
    К.
    Калиновского,
    революционная деятельность которого соответствовала его демократическим социально-политическим взглядам. Его социальный идеал – крестьянский социализм. Крепостное право – вопиющая несправедливость.Призывал крестьян к борьбе против самодержавия за землю и волю, которых они не получили по реформе: «чтобы никакой никому мужики барщины не служили и никакого в казну оброка не платили, чтоб навеки веков народ наш был свободным и счастливым». В области политики – освобождение от власти Московского царя и создание демократического государства. Идеал государственного устройства: «Не народ для урада, а урад для народа».
    Ближайшими наследниками демократических, свободолюбивых устремлений К.
    Калиновского стали поэты Ф. Багушевич и А. Гуринович. Их деятельность способствовала оформлению в общественном сознании идеи самобытности Беларуси и ее народа. В начале
    ХХ в. Революционно-демократические традиции (идея равенства белорусов с другими народами, развитие белорусской культуры и языка) выражали А. Пашкевич, М. Багданович,
    Я. Купала, Я. Колос, братья Луцкевичи, В. Ластовский, редакция газеты «Наша нива» и др.
    Революционно-демократической мысли противостоял западнорусизм
    – идейно- политическое течение, представители которого отрицали самостоятельность белорусского этноса и считали, что Беларусь не в состоянии самостоятельно культурно и политически развиваться. Указанные два подхода оказывали свое воздействие на развитие политических идей и ход реальных политических процессов в нашей стране.
    3.
    Неповторимость и своеобразие белорусской культуры отражены в духовных ценностях и традициях белорусского народа.Духовные ценности и традиции выступают в роли квинтэссенции «судьбы» народа, его культурного наследия, они воплощают в себе опыт прошлых поколений, принадлежность к определенному цивилизационному типу.
    В структуру духовных ценностей белорусского народа входят: 1) общечеловеческие
    ценности; 2) общеславянские ценности; 3) ценности восточного славянства (русских, поляков, украинцев и т.д.); 4) духовные ценности белорусов.
    Духовные ценности белорусского народа формировались в контексте восточнославянского менталитета и, вместе с тем, претерпеливлияние западной культуры.
    Они впитали в себя русскую соборность и протестантское трудолюбие, героику католицизма и униатскую склонность к компромиссам.
    В иерархии духовных ценностей белорусского народа особое значение имеют:
    1.
    В традиционной для белорусов ценности толерантность (терпимость)
    белорусов проявлялась в различные периоды существования белорусского народа.
    Она проявляется в уважительном отношении к людям, отличающимся от нас темпераментом, миропониманием, религиозными убеждениями, складом мышления, образом жизни; в отсутствии вражды, склонности к компромиссам, поиске справедливости без насилия.
    2.
    Среди фундаментальных ценностей несомненным приоритетом обладает
    ценность Родины. Любовь к Родине проявляется в уважительном отношении к родному краю, заботе о сохранении и приумножении его богатства. Ценность Родины неразрывно связана с патриотизмомнравственным и политическим принципом,
    основывающимся на любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее, стремлении защищать интересы родной земли.
    3.
    Принципы христианского гуманизма находят свое отражение в воздержании, терпении, соблюдении заповедей, любви к ближнему.
    4.
    Доброжелательность представляет собой свойственное отдельной личности или целой социальной общности желание добра другому человеку, народу, проявление участия, расположения, поддержки другим людям.
    5.
    Справедливость, социальное равенство проявляется в стремлении к помощи нуждающимся, непримиримостью с унижением слабых, угнетением.
    6.
    Неприятие угнетения и стремление к свободе обусловлено историческим прошлым белорусского народа, связанного с его борьбой за независимость и право на самоопределение.
    7.
    Веротерпимость, неприятие религиозного фанатизма и нетерпимости в отношении представителей иных конфессий. Этотпринцип зафиксирован еще в статуте 1588 г.
    8.
    Труд для жителей Беларуси всегда был базовой ценностью, необходимым условием существования. В устном народном творчестве труд воспевался как источник благосостояния, радости жизни. Трудолюбие основано на крестьянском происхождении белорусов, их заботе о собственном «клочке земли», работос- пособности, выносливости, хозяйственности.
    9.
    Толока (крестьянская взаимопомощь) – совместный труд членов общины при выполнении основных сельскохозяйственных работ, а также при постройке домов, мостов и т.д. В совместном труде воплощались традиционные для белорусского народа обычаи коллективной, бесплатной, добровольной помощи нуждающимся.
    10.Доминирующим способом жизнедеятельности белорусов на протяжении веков был принцип коллективизма, который изначально проявлялся в форме громады, под
    которой понималась сельская (соседская) община, объединяющая крестьян соседних деревень
    ЕЕ существование вызывалось необходимостью регулирования землепользования, организации труда, жизни и быта крестьян.стремлении поддержать
    «своих», «тутэйшых», т.е. людей из одной местности, наладить родственные связи.
    11.Союзность – предпочтение идее сосуществования с родственными этносами в составе союзного государства (это касается и Киевской Руси, и ВКЛ, и Речи
    Посполитой и т.д.)
    12.Миролюбие - отсутствие чувства национального превосходства, мирное сосуществование с другими народами.
    Все обозначенные выше качества белорусского народа, его традиционные ценности свидетельствуют о том, что белорусы – это самостоятельный этнос, имеющий собственный путь развития.
    Формирование национального самосознания белорусов является итогом длительных этнообразовательных процессов. Оно прошло в своем развитии как этапы деградации, так и возрождения. Но национальное самосознание большинства населения не было потеряно под воздействием ни принудительных, ни ассимиляционных процессов благодаря тому, что сам народ всегда придерживался своих исторических корней и развивал свое духовное наследие.

    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта