Главная страница
Навигация по странице:

  • БЕЛОРУССКАЯ ОБЩНОСТЬ, НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ И ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ

  • Второй

  • Третий

  • Четвертый

  • Идеология. Идеология _Острога. Тема 1 идеология и ее общественное предназначение понятие идеология и эволюция его содержания. Политическая идеология и ее сущность


    Скачать 1.26 Mb.
    НазваниеТема 1 идеология и ее общественное предназначение понятие идеология и эволюция его содержания. Политическая идеология и ее сущность
    АнкорИдеология
    Дата16.06.2021
    Размер1.26 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИдеология _Острога.pdf
    ТипДокументы
    #218147
    страница4 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    механизм функционирования государственной идеологии, или, что то же самое, идеологический механизм государства.
    Как показал опыт XX ст., возможны два варианта механизма функционирования государственной идеологии:
    1.
    Централизованный государственный идеологический аппарат. Этот вариант был реализован в Советском Союзе и ряде других незападных стран. Здесь идеологический аппарат создавался искусственно решениями высших властей и навязывался обществу «сверху». Он фактически составлял часть системы органов государственной власти и управления, хотя формально и не обладал собственно властными полномочиями.
    2.
    Идеологические структуры без внешних признаков централизации. Этот вариант характерен для большинства европейских стран и США, когда механизм формировался и функционировал без специальных решений властей, в качестве
    составного элемента общего процесса становления гражданского общества на основе западных ценностей.
    4.
    Показатель зрелости политической системы – плюрализм социальных интересов и способов их выражения. Ее стабильность и способность к развитию основывается на учете специфических интересов разных групп населения, на умении управлять различиями.
    Важнейший принцип плюрализма состоит в том, что победа в политике не может быть связана с полным уничтожением той или иной силы. Если сохраняются социальные интересы, которые привели к появлению данной силы, она снова возникнет, пусть даже в трансформированном виде.
    Политический плюрализм имеет корни во всех сферах жизни. В экономике – это множество видов собственности, конкурирующих между собой. В социальной структуре – равноправие различных социальных групп. В культуре – это множественность направлений и форм проявления самобытности людей. В мировоззрении плюрализм выражается в уважении различных взглядов, в отказе от идеологического диктата.
    В демократическом обществе как правило отсутствует официальная идеология. В
    условиях плюрализма идейные течения соперничают друг с другом при сохранении
    общенациональных мировоззренческих ценностей.
    Таким образом, идеологическое пространство всегда плюралистично. В обществе од- новременно существуют самые разнообразные идеологические теории. Функционируя, они взаимно дополняют друг друга, создавая единую идеологическую систему. Даже в тоталитарных режимах, где господствует идеократия, функционируют контридеологии. Запрещенные и гонимые контридеологии все-таки бросают вызов данному состоянию.
    Основные современные идеологии - либерализм, социализм, консерватизм - возникли в условиях становления и развития западно-европейской цивилизации. Эти идеологии отражали реальныеи многообразные конфликты эпохи буржуазного развития. В них в максимальной степени нашло выражение понимание проблем современного общества основными социальными слоями и классами, и именно в этих идеологиях большие социальные группы обрели ясное самосознание.
    Но для становления современных государств в Европе и развития гражданского общества классовых идеологий было недостаточно. Становление государственности требует дополнительного фактора, формирующего государственную и гражданско-политическую идентичность. Поэтому не случайно в Новое время возникает национализм, который первоначально формировался как государственный патриотизм и экономический национализм.
    Любовь к нации-государству становилась выше, чем любовь к монарху и династии.
    Например, в середине XIX века в Греции в период дискуссий о том, каким должно быть политическое устройство страны после ограничения абсолютной власти короля, была провозглашена "великая идея", которая включала в себя необходимость консолидации всей нации и историческую миссию Греции как посредника между Западом и Востоком. "Великая идея" сохранила свое значение до настоящего времени. Она входит в программы различных политических партий в Греции, хотя за полтора столетия данная идея обогащалась и продолжает наполняться новым содержанием.
    Возникновение и развитие суверенного государства
    Республики
    Беларусь актуализировали вопрос об идеологии белорусского государства. Идеология государства - специфический тип идеологии. Именно эта идеология должна обеспечивать большую или меньшую степень социального консенсуса и ощущение принадлежности к государственно- организованному сообществу, к исторической судьбе Отечества. Идеология государства становится важнейшим источником согласия различных социальных и политических сил.

    Это становится важным и потому, что государственное строительство Республики
    Беларусь происходит одновременно с глубокими социально-экономическими преобразованиями и переходом к рыночной экономике. Старая система ценностных ориентации, которая консолидировала советское общество, оказалась разрушенной; для многих людей эти ценности в период перестройки и рыночных преобразований утратили свое значение. Новые ценности, которые транслируются на общество, отличаются большим политико-идеологическим многообразием. Возникает острая проблема поиска оснований идентичности. Ценностью, которая несет в себе консолидирующий потенциал, может стать суверенное белорусское
    государство.
    Идеология государства играет особую роль в процессе политической социализации.
    Политическая социализация происходит под воздействием многих факторов, но именно деятельность государственных и общественных структур по внедрению в сознание индивидов идеологии государства обеспечивает «вертикальную» передачу системы ценностей и моделей восприятия политической реальности от политического режима к личности.
    В демократическом обществе наличие идеологии государства не ликвидирует идеологического плюрализма различных политико-идеологических течений - от радикальных до умеренно-либеральных и консервативных. Но обычно в политически стабильном обществе крайние идеологические течения занимают маргинальное положение на политической сцене страны, а преобладающим влиянием обладает центристское течение. Идеология государства, чтобы отражать интересы и устремления основной массы
    населения, должна нести в себе центристскую программу. Идеология государства охватывает все основные сферы жизни общества: экономическую, собственно политическую, социальную, культурно-информационную, но приоритеты в зависимости от конкретной ситуации могут меняться. Инструментализм идеологии государства позволяет по сравнению с классическими идеологиям более чутко реагировать на социальные запросы в зависимости от места и времени.
    Эта идеология позволяет добиться согласия по базовым, фундаментальным ценностям общества и способствует уменьшению доли конфликтов соперничества и увеличению доли и значимости сотрудничества, что хорошо соотносится с национальным характером белорусов и белорусской толерантностью. Идеология белорусского государства должна задействовать духовный и интеллектуальный ресурсы нации, которые являются важнейшими ресурсами развития особенно в современном информационном обществе.
    Идеология белорусского государства - это государственно-патриотическая идеология, синтез государственного самосознания, культуры и духовности.

    Тема 4. БЕЛОРУССКАЯ ОБЩНОСТЬ, НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ И
    ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
    1. Понятие государственности. Представление народа о своей государственности – составная часть государственной идеологии.
    2. Формирование белорусов как самобытной этнической общности. Государственность на белорусских землях.
    3. Становление белорусской национальной государственности. БССР – исторически реальное белорусское национальное государство. БССР в составе СССР.
    4. Провозглашение РБ – начало нового этапа в развитии белорусского народа и его государственности.
    5. Союзное государство Беларуси и России – форма практической реализации белорусской национальной идеи в условиях глобализации мира.
    Составной частью государственной идеологии является комплекс представлений о государственности данного народа. Систематизированную на основе определенного подхода
    совокупность положений и утверждений относительно истоков и становления
    государственности определенного народа, особенностей устройства его государственных
    институтов, направлений, целей и задач их дальнейшего развития, способов и форм
    взаимодействия данного народа с другими общностями назовем теоретической концепцией
    государственности данного народа. Содержание таких представлений также функционально зависит от интересов той социальной общности — в данном случае речь идет об отдельной нации,
    — государственность которой подвергается теоретико-концептуальной интерпретации. Иными словами, концепция государственности данного народа призвана
    выполнять функцию идейно-теоретического обоснования и обеспечения интересов народа как общности, как особого субъекта политики.
    Государственность любого народа, представления о ее прошлом, настоящем и будущем во все времена являлись предметом идейного противоборства. Особенно остро это проявлялось в переломные моменты истории народов. Данный вопрос в полной мере завладел и белорусским обществом и уже более полутора десятков лет находится в центре острейших общественных дискуссий. Различные политические силы внутри общества, а также внешние по отношению к нему политические силы стремятся выдвинуть и внедрить в сознание народа такие идеи и представления относительно его государственности, которые отвечают интересам данных политических сил. Каждый социальный субъект, занимающий господствующие позиции в обществе, исследователи, «каждая эпоха с ее различными теориями совершенно по-новому подходит к изучению "одного и того же" предмета», не только незнание прошлого приводит к непониманию настоящего, но и столь же «тщетны попытки понять прошлое, если не представляешь настоящего», и «не надо думать, что хороший историк лишен страстей» поэтому научные сочинения по истории государственности того или иного народа есть в то же время и идеологические произведения.
    Приведенные положения означают, что история государственности определенного
    народа может излагаться в соответствии с заранее разработанной концепцией его
    государственности либо теоретическая интерпретация государственности может
    осуществляться в процессе написания истории народа и его государственности. Однако это отнюдь не означает, что в сочинениях по истории государственности отсутствуют достоверные факты, концептуальная непротиворечивость и доказательность. Вместе с тем, бесспорные исторические факты, происходившие в прошлом в жизни народа события
    получают в них субъективную интерпретацию, т.е. оцениваются с определенных социальных и мировоззренческих позиций. Бесспорные факты, происходившие в прошлом события можно рассматривать в качестве исторических оснований теоретической интерпретации государственности данного народа.
    Однако одного только знания исторических фактов недостаточно для формирования представлений о государственности данного народа; такие представления с необходимостью должны включать в себя и результаты обработки имеющегося в распоряжении познающего субъекта эмпирического материала с использованием понятий логической онтологии
    (совокупность понятий, с помощью которых строятся знания об эмпирических объектах и описывается в логически обобщенном виде содержание этих знаний). Например, к логико- онтологическим по своему содержанию относятся следующие утверждения: национальное государство не может появиться раньше соответствующей общности людей; национальное государство возникает вследствие формирования данной нации либо оба эти явления — нация и государство — становятся реальностью одновременно.
    Проблема государственности данного народа логически последовательно может быть истолкована на основе ответа на вопрос о времени оформления в его сознании
    национальной идеи, т.е. осознания им себя как национальной общности, и времени начала его конституирования в качестве нации-государства. Это вытекает из того положения, что только с обретением собственной государственности социальная общность — в данном случае речь идет о белорусах как этнической общности — из объекта социально- политических отношений превращается в их субъект. Начало практического осуществления социальной общностью национальной идеи, т.е. начало ее самоорганизации в политическое сообщество, и есть начало ее становления в качестве субъекта социально-политических отношений.
    Таким образом, основания теоретико-концептуальной интерпретации государственности составляют существенные факты исторического прошлого данного народа, а также результаты их логико-онтологического исследования, служащие в качестве исходных посылок для выстраивания исторически достоверных и логически непротиворечивых представлений о его государственности.
    2.
    Осмысление исторического опыта народа предполагает глубокое изучение

    Основных этапов формирования белорусского этноса;

    Истории становления белорусской государственности;

    Интеллектуальных и культурных достижений полиэтнического населения белорусской земли.
    Проблема истоков белорусской государственности является одной из самых актуальных и обсуждается как в научной среде, так и среди общественности. Наиболее острая полемика находится в плоскости решения таких вопросов, как исторические корни белорусской государственности, а также какое значение имело вхождение белорусских земель в состав Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи, и, наконец, в СССР.
    Как известно, к своему нынешнему политическому бытию белорусы продвигались чрезвычайно сложными путями В процессе формирования белорусской народности как самостоятельной этнической группы, основанной на общности языка, культуры, быта и других особенностей, можно выделить несколько периодов:
    дошдоевропейский,
    совпадающий с каменным веком (до конца III тыс. до н.э.); балтский, относящийся к бронзовому и к железному веку (II тыс. до н.э. - сер. I тыс. н.э.); славянский (вторая половина
    I тыс. - до наших дней). Окончательное расселение славян на территории Беларуси произошло в VI—VII вв. н.э.

    . Истоки белорусского этноса и его государственности большинство историков связывают с появлением в VI—VIII вв. на территориях, составляющих нынешнюю Беларусь, славянских общностей — дреговичей, радимичей, кривичей, частично волынян, древлян, северян — и с существованием в IX—XIII вв. их административно-территориальных образований — волостей, княжеств или земель-княжеств, которые входили в состав восточ- нославянского государства Русь с центром в Киеве. В литературе оно обычно называется
    Древнерусским государством или Киевской Русью. Княжества, или, согласно летописи, княжения во главе с князьями, представляли собой переходную форму от родоплеменного строя к классовому, точнее, социально стратифицированному обществу, а значит, и к политической организации. Иначе говоря, княжества являлись многоуровневыми со- циальными и административно-территориальными образованиями или, как их еще определяют, протогосударствами. В летописях, в частности, упоминаются такие, княжества, как Полоцкое, Витебское, Минское, Туровское, Оршанское, Друцкое,
    Лукомльское,
    Мстиславльское,
    Изяславское,
    Логойское,
    Слуцкое,
    Новогрудское,
    Несвижское, Пинское, Соломерецкое, Мозырьское, Клецкое, Пересопецкое, Свислочское,
    Степанское, Борисовское и др. Среди них своим значением выделялись Полоцкое и
    Туровское земли-княжества, о которых наиболее подробно говорится и в исторической литературе. Постепенно наибольшую силу приобрело Полоцкое княжество, которое подчинило своей власти ряд мелких земель. Как следует из анализа исторических источников, Полоцкое княжество имело все основные признаки, присущие государственным образованиям, в частности верховную власть в лице князя, войско, административно- территориальную структуру. Оно смогло упрочиться настолько, что было в состоянии вести междуусобную борьбу даже с такими мощными соседями, как Новгородское и Киевское княжества; оно же первым вышло из-под власти Киева с началом удельного периода в истории Руси.
    Первым политическим центром восточных славян, к которым относились русские, белорусы и украинцы, был Киев. Название города происходит от его основателя Кия, после смерти которого, эти земли стали принадлежать его потомкам. Считается, что именно в этот период появляется общее для всех восточных славян самоназвание «русъ», «.русские». В 882 году один из родственников варяжского конунга Рюрика Олег захватил Киев и создал государство Киевскую Русь. На территории Беларуси в этот период находятся самостоятельные политические образования зования - Полоцкое княжество (Х-ХП вв.) и
    Туровское княжество (X - нач. XIII вв.), которые, хотя и входили в состав Киевской Руси, но имели свои собственные княжеские династии.
    Словом «Русь», как известно, первоначально называлось восточнославянское княжество с центром в Киеве и составляющее его население; впоследствии название «Русь» стало прилагаться ко всем восточным славянам и их государственности. Свою принадлежность к Руси сознавали и предки современных белорусов. Относительно про- исхождения этого названия существует несколько версий. Согласно одной, летописной, название Русь восходит к наименованию появившихся на славянских землях скандинавских
    (норманнских) викингов-варягов из племени русь. По другой версии, ее автором является историк Б.А. Рыбаков, это было одно из названий территории и населения в Среднем
    Поднепровье (земля полян) до прихода сюда норманнов, которое в свою очередь связывается с названием речки Рось, притоком Днепра. Согласно третьему предположению, которое разделяет ряд исследователей, термин «русь» имеет глубокие корни в извечном славянском мире и такое название могли иметь славяне в первоначальном ареале их формирования, которые затем разнесли его по всему пространству своего расселения.
    Поэтому не поляне со временем стали называться русью, а часть руси стала называться
    полянами после расселения восточных славян, подобно тому, как другие получили до- полняющие имена древлян, дреговичей, радимичей, северян, вятичей, кривичей и т.д.
    Отличительной особенностью политической жизни Полоцкого княжества было наличие в крупных городах «вече» - народного собрания, выполнявшего функции законодательной власти. Вече объявляло войну, заключало мир, назначало на должности чиновников. В состав вече входили все взрослые люди, самостоятельные хозяева. Важной функцией вече было приглашение на княжеский престол князя, который находился в подчинении у вече и, если князь нарушал договор {«ряд»), то вече могло освободить его от должности, «указывало ему на путь». К XIII веку Полоцкое и Туровское княжество перешли в полное подчинение Киевской Руси. В X веке на территорию Беларуси стало проникать христианство. К периоду XII столетия относится деятельность таких видных христианских просветителей, как Е. Полоцкая, К. Туровский.
    В XIII—XIV веках восточная Русь попала под гнет монголо-татарского ига, а западные и южные земли вошли в состав Великого княжества Литовского, которое позднее стало называться Великим княжеством Литовским, Русским и Жемойтским. Форма правления в ВКЛ представляла собой сословную монархию. Во главе государства стоял
    Великий князь, при котором находился совещательный орган («паны-рада»), состоящий из местного дворянства. Князь по всем вопросам должен был советоваться с Радой. С XV века в
    ВКЛ стал созываться Сейм, выполняющий функции законодательного органа. В состав
    Сейма входили паны-радные, чиновники, могла присутствовать вся шляхта. Несмотря на то, что официальным языком ВКЛ считался старобелорусский, его нельзя назвать самостоятельным белорусским государством, поскольку в состав ВКЛ входили также и литовские, и русские земли.
    В 1385 году в результате Кревской Унии ВКЛ образовало конфедерацию с Польшей, во главе которой стоял король польский и Великий князь литовский. В период XV-XVI веков происходит процесс оформления белорусского этноса, проявляющийся в развитии родного языка, письменности, народного ху художественного творчества, ремесел, формируется религиозная принадлежность, традиции, обычаи, особенности быта.
    С 1569 года, когда после Люблинской Унии белорусские земли вошли в состав Речи
    Посполитой, увеличивается влияние Польши в культурной и политической жизни. Несмотря на то, что во главе государства стоял польский король и великий князь в одном лице, на территории ВКЛ все же оставались отдельная государственная администрация, судебная власть и свои законы. Важное значение для развития политико-правовой мысли имели
    Статуты ВКЛ (1529, 1566, 1588). Статуты предусматривали двойную судебную систему, состоящую из общих судов для всего населения и сословных судов - для шляхты.
    Возрастанию роли шляхты способствовало введение права либерум вето (от лат. liberum veto
    - свободное «запрещаю»). Смысл его заключался в том, что в случае несогласия любого депутата с решением Сейма, это означало непринятие данного решения. Позднее это право было отменено Конституцией 1791 года.
    В период нахождения белорусских земель в составе Речи Посполитой была предпринята попытка объединения православия и католичества в униатскую церковь
    {Брестская Уния 1596 года), в результате чего устанавливалось подчинение римскому папе при сохранении восточной обрядности. К этому периоду также относится возникновение книгопечатания на Беларуси (в 1520 году в Вильно Ф. Скорина основал первую типографию), распространение итальянского барокко, развивается живопись, графика, архитектура. Духовная жизнь ознаменовалась творчеством таких мыслителей, как Н.
    Гусовский (1470-1533?), В. Тяпинский (ок. 1540-1603), М. Смотрицкий (1577-1633), Л.
    Сапега (1557-1633), С. Полоцкий (1629-1680).
    В результате разделов Речи Посполитой 1772, 1793, 1795 годов белорусские земли вошли в состав Российской империи. На территории Беларуси начали действовать губернские управления, царские судебные органы. После ликвидации униатства в 1839 году
    начался массовый переход в православие. В 1840 году белорусские земли получили наименование Северо-Западный край. Попыткой обретения самостоятельности белорусских земель было восстание под предводительством К. Калиновского в
    1863-64 годах.
    В начале XX века борьба за независимость белорусского народа развивалась в русле общего революционного движения. Начиная с газет «Мужыцкая прауда» и «Гшан» (80-е гг. XIX века) и вплоть до газеты «Наша тва» (1906-1915), издаваемой И. и А. Луцкевичами, все белорусские издания имели социально-политическую направленность.
    В целом, находясь в составе Речи Посполитой и Российской империи, белорусская культура формируется в основном в русле народного творчества, фольклорной традиции, поэтому эта культура впитала в себя особенности крестьянского сознания.
    3.
    После революционных событий 1917 года наметились два пути создания белорусской национальной государственности. Первый - пойти по пути формирования белорусского государства в составе федерации равноправных республик. Второй - связан с попыткой Белорусской социалистической громады (первой белорусской партии, основанной еще в 1902 году) реализовать в условиях гражданской войны и немецкой оккупации идею полной национальной независимости белорусского государства, результатом чего было провозглашение 25 марта 1918 года Белорусской народной республики (БНР). БНР должна была охватывать этнические пределы проживания белорусов, она имела свои органы власти
    - Раду БНР и Народный секретариат. Однако БНР не была признана ни германской оккупационной администрацией, ни правительством ведущих стран мира – США, Англии,
    Франции и др. Из этого следует, что БНР так и не смогла стать самостоятельным белорусским государством, это и было признано на 2-й Всебелорусской конференции в октябре 1925 года в Берлине. С этого момента БНР официально прекратила свое сущес- твование. Но тем не менее провозглашение БНР было важным шагом в создании белорусской государственности, т.к. к белорусским проблемам привлекло внимание общественности, в т.ч. и Советской России.
    В жестком противоборстве белорусская государственность рождалась на советской основе. 1 января 1919 г. была провозглашена БССР. Ее провозглашением был заложен прецедент создания политико-территориальной единицы с атрибутами белорусской государственности в рамках советского строя. В результате создания в 1919 году Литовско-
    Белорусской ССР, а затем в 1920 году БССР, и позднее присоединение к ней Западной
    Белоруссии в 1939 году, белорусские земли впервые были объединены в одно государство, которое находилось в составе СССР на правах субъекта федерации. В Декларации не- зависимости Советской Социалистической Республики Белоруссии от 31 июля 1920 года устанавливалось полное равноправие белорусского, русского, польского и еврейского языков. Из этого следует, что коренная нация в отношении языка не получала никаких преимуществ.
    С окончанием гражданской войны логика государственного строительства подводила к необходимости установить более четкие союзные отношения между советскими республиками. Выжить в одиночку и построить новое общество советские республики просто не могли. Поиск новых форм госустройства сопровождался острой политической борьбой (линия Ленина и Сталина). 30 декабря 1922 г. подписан договор о создании СССР.
    Но, провозглашая СССР, советские республики, в том числе и БССР, вынуждены были принять сталинскую формулу о том, что всякое государственное объединение ограничивает суверенитет его членов в пользу центральных органов управления. На этой основе был утвержден безусловный приоритет общегосударственных интересов над интересами республик.
    Важное значение для развития белорусской культуры имел период белорусизации,
    проходивший в 20-е годы XX века. В это время происходит увеличение сферы употребления
    белорусского языка, возвращаются на родину видные представители белорусской интеллигенции В. Ластовский, В. Игнатовский и др., открываются учебные заведения, создана Академия наук БССР. Однако период возрождения национальной культуры сме- няется репрессиями в 30-е годы XX века.
    Тяжелые испытания выдержал советский народ в военные годы. Героизм и патриотизм был проявлен в период восстановления народного хозяйства в послевоенный период.
    Советский период становления белорусской государственности был сложным и противоречивым, он нес с собой как положительные, так и негативные результаты. В 1980 –
    х. гг. обострились противоречия внутри командно-административной системы, четко просматривались кризисные явления. Сформировался своеобразный механизм торможения: совокупность неэффективных способов решения проблем во всех сферах жизни. Экономика становилась экстенсивной. Огромные средства тратились на военные нужды в ущерб социальному сектору. Обострились противоречия между трудовым народом и партийно- государственной элитой. Требовалось серьезное реформирование. Политика перестройки
    (сер. 1980-х гг.) не смогла приспособить старую систему к новым реалиям. Требовались коренные преобразования.
    4.
    В конце 80-х - нач. 90-х годов XX века в СССР наметились политические и экономические предпосылки для изменения политической системы. Вслед за республиками
    Балтии свой выход из состава СССР объявили Россия, Украина и др. республики. 27 июля
    1990 года Верховный Совет БССР провозгласил Декларацию «О государственном
    суверенитете Белорусской ССР», что означало верховенство Конституции и законов БССР на ее территории, хотя это и являлось еще только заявлением о намерениях. Следствием краха советской системы государственного управления оказался развал всей системы государственной власти, утрата властью способности эффективно решать актуальные проблемы внутренней и внешней жизни.
    В целом процесс становления белорусской государственности можно разделить на три этапа. Первый этап начинается с момента придания Верховным Советом БССР статуса конституционного закона Декларации «О государственном суверенитете БССР» 25 августа
    1991 года. Далее 19 сентября 1991 года были приняты постановление о переименовании
    БССР в Республику Беларусь и законы «О Государственном флаге Республики Беларусь» и
    «О Государственном гербе Республики Беларусь». Денонсация 8 декабря 1991 года в
    Вискулях договора 1922 года об образовании СССР и подписание договора о создании Со
    дружества Независимых Государств (СНГ), а также ратификация этих документов 10 декабря 1991 года, стали логическим завершением первого этапа становления белорусской государственности. Первыми странами, признавшими независимость Беларуси и установившими с ней дипломатические отношения, были Украина и США. В течение 1992 года произошло полное международное признание Республики Беларусь.
    С провозглашением независимости начался переходный период в истории страны, связанный с формированием новых общественных отношений многоукладной экономики.
    Старые механизмы управления разрушены, а новые находились в стадии становления. Это привело к снижению стабильности и ослаблению государственной власти.
    Второй
    этап становления белорусской государственности связан с принятием
    Конституции 15 марта 1994 года и избранием в том же году Президента Республики
    Беларусь. Согласно ст. 1., РБ – унитарное демократическое социальное правовое государство. Территория – 207, 6 тыс. кв. км.
    Третий
    период начался со второй половины 1994 года и продолжался до ноября
    1996 года. В этот период 14 мая 1995 года проводятся парламентские выборы и одновременно референдум по вопросам придания русскому языку равного статуса с бело- русским, установления нового Государственного флага и Государственного герба,
    экономической интеграции с Россией и расширения полномочий Президента. Для этого времени также характерно укрепление отношений с Российской Федерацией.
    Четвертый
    этап – с 1996 г. по настоящее время – является этапом окончательного оформления сильной и эффективной вертикали государственной власти и завершения формирования современной белорусской модели политического общества.
    Эта модель не является простым применением известных западных социально-
    политических технологий, в ней учтены особенности исторического, социального, экономического и культурного опыта Беларуси. В белорусской модели политического общества учтено, что Республика Беларусь имеет свои особые интересы и приоритеты и в состоянии выработать оригинальные механизмы разрешения проблемных ситуаций в различных сферах госуправления.
    5.
    Основные этапы интеграции, пройденные РБ и РФ:
    В 1992 г. были установлены дипломатические отношения между РБ и РФ.
    В феврале 1995 г. президенты двух стран подписали в Минске Договор о дружбе,
    добрососедстве и сотрудничестве сроком на 10 лет.
    Так, 26 мая 1995 года у белорусской деревни Речка была ликвидирована граница между Республикой Беларусь и Российской Федерацией (А.Г. Лукашенко и В.С.
    Черномырдин убрали пограничный столб).
    В феврале 1996 г. состоялся первый официальный визит нашего президента в
    Москву. А.Г. Лукашенко привез предложения, направленные на тесное сближение двух стран. Через месяц они обрели форму межгосударственного договора. Так был запущен механизм объединительного процесса.
    2 апреля 1996 года президенты двух стран подписали Договор об образовании
    Сообщества Беларуси и России, согласно которому оба государства сохраняли свой суверенитет, независимость и территориальную целостность, свои конституции и атрибуты государственной власти (герб, флаг, гимн). По договору, оба государства являлись полноправными субъектами международного права, сохраняли членство в ООН и других международных организациях.
    Но договор о создании сообщества не позволял задействовать весь имеющийся потенциал интеграции. Ровно через год, 2 апреля 1997 года был создан Союз Беларуси и
    России, а 23 мая этого же года был принят Устав Союза Беларуси и России.
    Интеграция шла не только сверху, но и снизу, через налаживание регионального сотрудничества. Если в начале 1996 г. РБ имела устойчивые связи только с 6 регионами
    (Москва и Московская область, Краснодарская, Тюменская, Мурманская, Волгоградская области), то благодаря различным визитам, переговорам, консультациям о развитии торгово- экономического сотрудничества в конце 90-х во взаимных поставках уже участвовали субъекты хозяйствования 79 регионов.
    На современном этапе происходит укрепление белорусской государственности, а также дальнейшее развитие интеграции с Россией. 25 декабря 1998 года президенты двух стран подписали Декларацию о дальнейшем единении Беларуси и России, выступили с совместным заявлением о решимости продолжить поэтапное движение к добровольному объединению при сохранении национального суверенитета.
    Подписание 8 декабря 1999 г. президентами двух стран Договора о создании
    Союзного государства и Программы действий РБ и РФ по реализации его положений ознаменовало выход двух стран на новый уровень союзных отношений определило основные направления и этапы дальнейшего развития интеграции Беларуси и России.
    Важной вехой дальнейшей интеграции стало подписание Договора о Таможенном союзе между РФ, Казахстаном и РБ в июле 2010 г.

    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта