|
Зарождение консерватизма. зарождение консерватизма в новое время. Зарождение консерватизма в новое время
ЗАРОЖДЕНИЕ КОНСЕРВАТИЗМА В НОВОЕ ВРЕМЯ КОНСЕРВАТИЗМ КАК ИДЕОЛОГИЯ ОФОРМИЛСЯ В ЭПОХУ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ОСНОВНОЙ ПРИЧИНОЙ ПОЯВЛЕНИЯ КОНСЕРВАТИЗМА СТАЛА ПРОШЕДШАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ.
Стремительно развивающиеся события привели к потребности формирования новой идеи. Не всем представителям французского общества понравились бурные новшества. Новая идеология возникла как противопоставление проходившим процессам. Она дала понять, что среди населения появились протестные настроения. - СУТЬ КОНСЕРВАТИЗМА (ОТ ЛАТ. CONSERVATIO – «ОХРАНЯТЬ, СОХРАНЯТЬ») СОСТОИТ В СОХРАНЕНИИ СЛОЖИВШЕГОСЯ ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА, ВСЕГО СТАРОГО И НАДЕЖНОГО, ПРОВЕРЕННОГО ОПЫТОМ ДЕСЯТИЛЕТИЙ И ВЕКОВ. ПОЭТОМУ ПРАКТИКА КОНСЕРВАТИЗМА СУЩЕСТВУЕТ ПРИМЕРНО СТОЛЬКО ЖЕ, СКОЛЬКО СУЩЕСТВУЮТ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИКА.
Но консерватизм как учение, претворяемое в политике продуманно и планомерно, а не просто из желания ничего не менять, начал сложиваться только ко второй половине XVIII в., когда в Англии уже примерно столетие существовала партия тори, консервативная по своей сущности. - ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНСЕРВАТИЗМА СФОРМУЛИРОВАЛ АНГЛИЙСКИЙ ПУБЛИЦИСТ И ФИЛОСОФ ЭДМУНТ БЕРК (1729–1797). ОН НАСТАИВАЛ НА НЕЗЫБЛЕМОСТИ ОСВЕЩЕННЫХ ОПЫТОМ ТРАДИЦИЙ, ИБО ТОЛЬКО ОПИРАЯСЬ НА НИХ, МОЖНО СОХРАНИТЬ СТАБИЛЬНОСТЬ И МИР В ОБЩЕСТВЕ. НИКАКИЕ РЕФОРМЫ, СЧИТАЛ БЕРК, НЕ ДОЛЖНЫ ПОСЯГАТЬ НА ВЕКОВЫЕ УСТОИ. ИДЕАЛЬНЫМ ПРИМЕРОМ РЕФОРМЫ ЕМУ ПРЕДСТАВЛЯЛАСЬ СЛАВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ПРАВ И ПРИНЦИПОВ, ЧТОБЫ СОХРАНИТЬ АНГЛИЙСКУЮ КОНСТИТУЦИЮ.
- ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КОНСЕРВАТИВНАЯ ТРАДИЦИЯ БЫЛА РАЗРАБОТАНА АНГЛИЧАНИНОМ Э. БЕРКОМ ФРАНЦУЗАМИ Ж. ДЕ МЕСТРОМ (1754-1821 ГГ.). Л. ДЕ БОНАЛЬДОМ (1754-1840 ГГ.). ОНИ СТАЛИ ОСНОВОПОЛОЖНИКАМИ ТРАДИЦИОННОГО КОНСЕРВАТИВНОГО НАПРАВЛЕНИЯ, КОТОРОЕ ОТЛИЧАЛОСЬ НЕПРИЯТИЕМ НИГИЛИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ XVIII ВЕКА, БУРЖУАЗНОЙ ДЕМОКРАТИИ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СВОБОДЫ. "ОТЦЫ-ОСНОВАТЕЛИ" ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ КОНСЕРВАТИЗМА ВЫРАЖАЛИ ИНТЕРЕСЫ АРИСТОКРАТИИ, ТЕХ СЛОЕВ, КОТОРЫХ КАПИТАЛИЗМ ЛИШАЛ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И СОСЛОВНЫХ ПРИВИЛЕГИЙ.
- СЧИТАЕТСЯ, ЧТО ОСНОВНОЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ИДЕОЛОГИИ ВНЕСЛИ ЭДМУНТ БЕРК, ЖОЗЕФ ДЕ МЕСТР, ТОМАС ГОББС, КЛЕМЕНТ МЕТТЕРНИХ.
- КОНСЕРВАТИЗМ КАК ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ТЕЧЕНИЕ ВОЗНИК КАК РЕАКЦИЯ НА ПРОСВЕЩЕНИЕ И ФРАНЦУЗСКУЮ РЕВОЛЮЦИЮ КОНЦА XVIII В.
- ПРОСВЕЩЕНИЕ И РЕВОЛЮЦИЯ ВОСПРИНИМАЛИСЬ СОВРЕМЕННИКАМИ КАК ЛОМКА ТРАДИЦИОННЫХ, УСТОЯВШИХСЯ ВОЗЗРЕНИЙ, ИНСТИТУТОВ И ЦЕННОСТЕЙ. ТО, ЧТО ПРИШЛО ИМ НА СМЕНУ, НРАВИЛОСЬ ДАЛЕКО НЕ ВСЕМ. ОТСЮДА И ВОЗНИКЛА ИДЕЯ, ЧТО ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ НЕОБХОДИМО СОХРАНЯТЬ И ЗАЩИЩАТЬ ОТ РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ.
- ТОЛЬКО СОБЛЮДЕНИЕ ТРАДИЦИИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МОЖЕТ ОБЕСПЕЧИТЬ В ОБЩЕСТВЕ СТАБИЛЬНОСТЬ. ЗАБЫВАЯ ТРАДИЦИИ И СВОЕ ПРОШЛОЕ, ЧЕЛОВЕК ТЕРЯЕТ СОБСТВЕННУЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ.
- ВОПЛОЩЕНИЕМ ТРАДИЦИИ, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БЕРКА, ЯВЛЯЕТСЯ АНГЛИЙСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ – НЕ КЕМ-ТО НАПИСАННАЯ БУМАГА, А СИСТЕМА ВЗАИМОУРАВНОВЕШИВАЮЩИХ ДРУГ ДРУГА ЭЛЕМЕНТОВ – КОРОЛЯ, ПАРЛАМЕНТА И НАРОДА, СЛОЖИВШАЯСЯ ИСТОРИЧЕСКИ.
- ТАКАЯ КОНСТИТУЦИЯ ОБЕСПЕЧИВАЕТ РАВНОВЕСИЕ И СТАБИЛЬНОСТЬ. И ЗАДАЧА ПОЛИТИКА – ЭТО РАВНОВЕСИЕ НЕ НАРУШИТЬ. ОТСЮДА ПОНЯТНО, ЧТО БРИТАНСКУЮ КОНСТИТУЦИОННУЮ МОНАРХИЮ БЕРК СЧИТАЛ ЛУЧШЕЙ ФОРМОЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА.
- ТРАДИЦИОННЫЕ НАЧАЛА – ЭТО, ПО МНЕНИЮ ТЕОРЕТИКОВ КОНСЕРВАТИЗМА, ФУНДАМЕНТ ЛЮБОГО ЗДОРОВОГО ОБЩЕСТВА.
- Общественные реформы должны опираться на созданные всеми прежними поколениями духовные традиции и ценности. Э.Берк считал, что в любом обществе складывается солидарность поколений. Каждый политический деятель, принимающий решения, должен делать это ответственно не только перед своими современниками, но и предками, и потомками. Консерватизм возвращал политической мысли чувство историчности, отстаивал в бурное революционное время непрерывность исторического развития и сохранение полезных частей "старого общественного здания", вместо изобретения абстрактных конструкций на "чистом листе" революционной истории.
- ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, НАПРОТИВ, ПРЕДСТАВЛЯЛАСЬ БЕРКУ ПРИМЕРОМ САМОГО УЖАСНОГО РАДИКАЛИЗМА, КАКОЙ ТОЛЬКО МОЖНО ВООБРАЗИТЬ, ИМЕННО ПОТОМУ, ЧТО ФРАНЦУЗСКИЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ СОЗНАТЕЛЬНО И РЕЗКО ОТКАЗАЛИСЬ ОТ ВСЕГО НАСЛЕДИЯ ПРОШЛОГО. СТОЛЬ ЖЕ ОТРИЦАТЕЛЬНО БЕРК ОТНОСИЛСЯ И К ИДЕЯМ СОБСТВЕННЫХ АНГЛИЙСКИХ РАДИКАЛОВ, ВЫСТУПАЯ, В ЧАСТНОСТИ, ПРОТИВ РЕФОРМЫ ПАРЛАМЕНТА.
- Кто же способен управлять обществом, не нарушая его равновесия и стабильности? По мнению Берка, управление должно находиться в руках «естественной аристократии». «Естественная аристократия» Берка – это не родовая аристократия, а скорее аристократия способностей. Берк включал в нее и землевладельцев, и предпринимателей, и юристов, и ученых. Только благородный, религиозный, образованный, обладающий значительной собственностью и чувством гражданской ответственности человек может управлять страной. Именно такая аристократия, по мысли Берка, и управляет Великобританией.
- Англия – родина консерватизма. Идеология выражала интересы класса собственников, главным интересом которых естественно являлась защита их собственности.
- Основатель консерватизма – англичанин Эдмунд Берк. В последующей истории Англии также было немало выдающихся консерваторов идеологов и политических деятелей: сэр Роберт Пиль, лорд Биконсфилд, маркиз Солсбери, сэр Уинстон Черчилль, Гарольд Макмиллан, леди Тэтчер, Роджер Скрутон. Представители других стран Запада также внесли свой вклад в разработку теории и практики консерватизма: француз Жозеф де Местр; американцы Лео Штраус, Фрэнк Мейер, Мильтон Фридман, Рональд Рейган, Рассел Кирк; австралийцы сэр Роберт Мензис и Джон Хоуард. Но и американский, и австралийский, и даже французский консерватизм – все равно производные от английской консервативной традиции.
|
|
|