Босх (Поклонение Волхвов)
Скачать 21.32 Kb.
|
Босх (Поклонение Волхвов) Новаторство живописной техники Босха приводило современников в восхищение не меньше, чем изобретаемые им образы. На фоне суховатой живописи большинства фламандских и голландских художников того времени его картины выглядели живыми и динамичными, краски — сочными, а мазок — быстрым и выразительным. Он умел писать нежными, прозрачными оттенками, создавая тончайшие колористические сочетания и блестяще используя удары ярких красок. Около 1490–1500 годов состоятельные бюргеры из Антверпена — суконщик Петер Схейве и его жена Агнес де Грамме — заказали Босху триптих с изображением трех волхвов, принесших дары младенцу Иисусу. Как тогда часто делалось, художник изобразил заказчиков по бокам от важнейшей сакральной сцены: за Петером стоит его святой патрон — апостол Петр, а за его женой — мученица Агнесса.У Босха впервые за тремя волхвами появляется непонятный и, очевидно, зловещий персонаж: старик в причудливом одеянии. За его спиной во тьме хижины толпятся какие-то люди. Судя по их темным или уродливым лицам, это враги новорожденного богочеловека, которые тоже принадлежат к миру зла. Так же странно выглядит часть даров и одеяния третьего мага и его слуги. Историки предполагают, что Босх в этой сцене обличал внешних и внутренних врагов Церкви — магометан и иудеев либо намекал зрителю на некий заговор, который силы тьмы составили против Божественного младенца. Cтарик в красном плаще, накинутом на голое тело, стоит в дверях хижины и из темноты глядит на младенца Иисуса. В нем видели первого человека Адама, прорицателя Валаама , еретика, Однако убедительнее две другие версии. Британский историк искусства Эрнст Гомбрих в 1969 году предположил, что старик в красном плаще — это царь Ирод Великий, стремившийся убить младенца Христа. По одной из средневековых легенд, он сам отправился вслед за волхвами в Вифлеем. Если это действительно он, то стоящие за ним мрачные персонажи — его жестокие слуги и иудеи, которые, в отличие от язычников-волхвов, не признали в Младенце Мессию.По другой популярной версии, перед нами еврейский мессия, то есть, с точки зрения христиан, лжемессия или сам Антихрист, а в глубине хижины прячутся его слуги, клевреты. Таким образом, изображая первое пришествие Христа, Босх перебросил мост к последним временам, когда, по многим средневековым преданиям, случится финальная битва между христианской Церковью и силами тьмы под предводительством Антихриста. В частности, Антихрист привлечет на свою сторону иудеев, которые признают в нем мессию, обещанного ветхозаветными пророками, и вместе с другими иноверцами развернут гонения против христиан. Такая эсхатологическая трактовка «Поклонения волхвов» подразумевала, что Босх заложил в этот радостно-триумфальный сюжет мощный антиеврейский посыл.Шлем.Вокруг похожего на чалму шлема старика обернуты тернии. Одна из сухих ветвей, пройдя сквозь стеклянную трубку, оживает и на ее конце распускается синий цветок. Если перед нами действительно Антихрист, эта веточка напоминает об одном из его пагубных чудес: чтобы соблазнить род человеческий, он заставил зацвести мертвое дерево . Сами тернии, возможно, пародия на терновый венец Христа. Но если Христу он был надет прямо на голову как орудие пытки, то у Антихриста колючие ветви безопасно обернуты вокруг тюрбана.Колокольчик, атланты и жаба. Из-под красного плаща старика свисает зеленоватая лента с колокольчиком на конце. На ней изображена вереница «атлантов» с шарами в руках — они очень похожи на жаб. Это сходство явно не случайно, так как на левой створке триптиха, над воротами двора, где одиноко сидит Иосиф, в той же позе с раздвинутыми передними и задними лапами изображена жаба — существо нечистое и олицетворявшее силы тьмы. Круглая рана. На правой ноге старика Босх изобразил круглую рану, которая заключена в стеклянный сосуд. В ней часто видят указание на проказу, сифилис, который как раз в 1490-х годах был занесен в Европу из Нового Света, или другие кожные болезни. Похожие раны появляются у Босха не раз. Тем не менее круглая белая рана, из которой стекает кровь, слишком похожа на гостию — Тело Христово.Не случайно на внешних створках «Поклонения волхвов» Босх изобразил самое известное в его время евхаристическое чудо — видение израненного Христа, восстающего из гробницы.. Стеклянная трубка в золотом обрамлении, которая надета на ногу старика, очень напоминает специальный реликварий (монстранцию), куда в позднее Средневековье помещали Святые Дары. Так что рана на ноге Антихриста, возможно, своего рода антигостия, антитело Христово. Третий, самый молодой волхв — как и у многих других художников — отделен от первых двух. Со своим подарком он стоит в отдалении, за Иродом или Антихристом, тогда как двое других преподносят дары Младенцу. Их одеяния и дары наполнены христианской символикой — его облик (золотое ожерелье на шее, жемчужные серьги в ушах)максимально экзотичен. У чернокожего волхва по нижнему краю белоснежного одеяния вышиты птицы. Они клюют зерна, вываливающиеся из плодов. Рядом изображена пара сирен: мужчина и женщина с телами птиц. Похожие плоды с птицами появляются у Босха и в других работах: в «Саде земных наслаждений» и «Иоанне Крестителе в пустыне». Историки предполагают, что сирены и плоды символизировали плотские искушения и мирские радости, отвлекавшие святых от помышлений о горнем. Еще более подозрительно выглядит вышивка на красном одеянии чернокожего слуги — там Босх изобразил раненых и пожирающих друг друга монстров, похожих на рыб. Эти украшения плохо совместимы с представлением о третьем волхве как о святом и скорее представляют его как язычника. А вот второй волхв одет в ортодоксально-христианском духе. На его тяжелом наплечнике Босх изобразил царицу Савскую, пришедшую с дарами к царю Соломону : этот сюжет считался одним из ветхозаветных типов, т. е. прообразов поклонения волхвов. Ниже, видимо, жертвоприношение, которое совершили Маной и его жена, когда ангел им возвестил, что у них родится долгожданный сын (Самсон). В этом эпизоде христианские богословы видели один из типов грядущего Рождества Христова. Старший волхв, стоя на коленях перед младенцем и Марией, преподносит золотую скульптуру. На ней изображен Авраам, готовящийся принести в жертву Исаака. Эта сцена в христианской традиции символизировала крестную смерть Христа и здесь указывает на муку, ожидающую новорожденного. Чернокожий волхв держит в левой руке белый шар со смирной. Снаружи на нем изображены два воина и человек, преподносящий дар государю, восседающему на престоле. Гораздо сложнее понять, что означает сидящая на шаре птица с красным плодом в клюве. Такие же маленькие плоды зажаты в клювах у птиц, украшающих шлем старшего волхва, и еще один более крупный фрукт — на голове у чернокожего слуги. Босх с помощью этих деталей хотел подчеркнуть экзотическую природу даров, принесенных младенцу Христу язычниками.Однако под диском, на котором закреплены фигуры, почему-то сидят три жабы. Босх стремился изобличить и дарителя. Но более вероятно, что он изобразил жаб, придавленных тяжелой скульптурой. Тогда перед нами символ грядущего искупления, победы Христа над грехом и дьяволом. у него скромная хижина обрастает зловещими деталями. Под крышей в черной дыре сидит сова, а рядом с ней внутрь заползает ящерица. Еще одна сова выглядывает из дыры в стене высоко над головой чернокожего волхва. Сова как ночная птица в средневековых бестиариях и других аллегорических сочинениях регулярно выступала как олицетворение различных сил тьмы (от еретиков до иудеев).На левой створке триптиха во дворе, примыкающем к яслям, у огня одиноко сидит Иосиф, которому не нашлось места в сцене поклонения. Престарелый кормилец Святого семейства (за его спиной висит топор — орудие его плотницкого ремесла) заботливо сушит над костром пеленки Младенца. Внизу по обе стороны от проема изображены жестикулирующие или танцующие фигуры, а сверху установлена небольшая статуя в длиннополой одежде и остроконечной (еврейской) шапке. Эти детали, которые встречаются только у Босха, судя по всему, маркируют пространство, где сидит приемный отец Спасителя, как иноверное и нечистое.У Босха в его мрачной хижине, откуда выглядывают слуги Ирода или Антихриста, в окне виден только осел, а вола почему-то нет. Дебра Стрикленд и Джозеф Кёрнер сочли это очередным доказательством того, что ветхая хижина олицетворяет еврейский мир, который противостоит Спасителю. Однако недавняя реставрация показала, что Босх все-таки изобразил и вола — просто со временем пигмент потемнел и его стало не видно. Задний план На центральной панели вдали возвышается город с башнями и храмами самых причудливых форм Иерусалим. Босх придал многим зданиям странные (похожие на перевернутые колокола или полусферические) формы эти дома очень похожи на изображения химической посуды, какие встречаются в рукописях XV–XVI веков. Однако, несмотря на явное сходство, более вероятно, что Босх, который мог видеть купола и округлые формы на гравюрах с видами Иерусалима и других городов Востока, решил придать своим зданиям максимально экзотический облик. Для этого он действительно мог скрестить архитектуру с формами химической посуды. В пустынном пространстве между яслями, где родился Иисус, и Иерусалимом сосуществуют христианские (придорожные кресты) и языческие символы. Посреди песчаной полосы стоит колонна, на которую водружен идол с шестом на голове, увенчанным полумесяцем. Полумесяц — это, конечно, символ ислама и прежде всего османской угрозы. Однако его значение было шире — во времена Босха он мог олицетворять все враждебное иноверие, включая иудаизм. Потому на панели «Се человек» на первом плане изображена толпа иудеев, которые требуют у Пилата распять Христа, а вдалеке над иерусалимской «ратушей» реет красное знамя с полумесяцем. С трех сторон в долину перед Иерусалимом наступают отряды вооруженных всадников. Слева воины одеты в разноцветные тюрбаны, а на флажке, висящем у трубача, тоже изображен полумесяц. Воины в армии, движущейся справа, носят остроконечные шляпы с широкими полями. В таких головных уборах европейские художники, современники Босха, часто изображали турок, так что эти армии, несомненно, ассоциировались с Востоком. На левой створке, за стенами двора, под звуки волынки пляшет пара крестьян эта сцена символизировала мирские удовольствия и греховную суетность. на правой створке, над изображением Агнес де Грамме со святой Агнессой, женщина спасается бегством от хищного волка, а другой волк пожирает путника, который, пытаясь спастись, втыкает ему в спину нож. Особенно хороши босховские фоны с изображением пейзажей и архитектурных сооружений. Чаще всего это реальные нидерландские ландшафты, которые художник писал в окрестностях своего земельного владения в Оиршоте. Созданные с большим мастерством и достоверностью, они являются такими же «действующими лицами» его композиций, как и персонажи. Мастерское изображение ландшафтов сделало Босха одним из основоположников европейской пейзажной живописи. |