Главная страница

Законы ману и хамурапи. Брачносемейные отношения в Древней Индии определялись существованием больших патриархальных семей


Скачать 25.41 Kb.
НазваниеБрачносемейные отношения в Древней Индии определялись существованием больших патриархальных семей
Дата01.04.2023
Размер25.41 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЗаконы ману и хамурапи.docx
ТипДокументы
#1029771













Ману

Брачно-семейные отношения в Древней Индии определялись существованием больших патриархальных семей. Они состояли из главы семьи — мужчины, в абсолютном подчинении у которого находились его жена, дети со своими семьями, ближайшие родственники, рабы. Положение в такой семейно-клановой группе зависело от пола и принадлежности к определенному поколению. Брачно-семейные отношения преимущественно регулирова­лись нормами обычного права и религиозными нормами. Законы Ману упоминают 8 форм брака. Правильными формами брака признавались те, что заключались между представителями одной варны по взаимному согласию. В таких браках отец выдавал дочь замуж и наделял ее приданым. Браки, связанные с покупкой или похищением невесты, с насилием над ней, а также браки без со­гласия родителей хотя и признавались законами, но порицались. Межварновые браки считались крайне нежелательными и приво­дили к социальной деградации. Законы Ману допускали женить­бу мужчины из высшей варны на низкорожденной женщине, но такие браки заслуживали осуждение и низводили семьи до поло­жения шудры. В частности, брахман, женившийся на шудрянке, лишался брахманства. Брак был моногамным, но мужчине дозволялось взять другую жену, если женщина была больна, расточительна, порочна, дурно­го нрава, не рожала детей или рожала одних девочек. В целом для мужчины не существовало понятия супружеской измены, что оп­ределялось различием представлений об обязанностях супругов в браке. Муж должен был обеспечивать средства для существования семьи, а жена — хранить верность, уважать семью мужа и рожать детей. Неверность жены наказывалась смертью. Брак считался нерасторжимым, Законы Ману запрещали раз­воды. Жена считалась продолжением своего мужа, собственностью мужа и его семьи. Муж сохранял на нее права как при жизни (даже если он оставлял или продавал жену), так и после смерти. Поэто­му даже для вдов повторные браки запрещались. Второй брак для женщины считался позорным, а дети от таких браков не признавались. Вдову могли взять в жены братья мужа или свекор. Поэто­му в Индии распространился обычай самосожжения вдов. Мужчи­на после смерти жены имел право заключить новый брак.

Наследственное право основывалось на представлении об об­щности семейного имущества. Допускалось только наследование по закону. Между сыновьями от «правильных» браков наследство делилось поровну, но старшему сыну выделялась дополнительная доля. Сын шудрянки и «дваждырожденного» прав на наследство не имел, он довольствовался тем имуществом, что ему выделил отец. Отец мог лишить наследства сына, неоднократно оказавшего не­повиновение. Из числа наследников исключались женщины, из­гои, слабоумные и калеки. Дочери получали приданое.

Правовое положение населения. Индийское общество делилось на 4 группы (варны): брахманов, кшатриев, вайшиев и шудр. Наилучшими среди людей считались брахманы. Они занимались изучением Веды (священных книг), приносили жертвоприношения; кшатрии — охраной подданных и управлением государства; вайшии — скотоводством, земледелием, ремеслом, торговлей; шудры служили высшим варнам. В Древней Индии существовало рабовладение. В некоторых случаях шудры отождествляются с рабами. Помимо варн общество дробилось на более мелкие группы — касты и подкасты. На низшей ступеньке социальной лестницы находились касты «неприкасаемых».

Такие понятия как варна и каста обычно подаются как синонимы. С нашей же точки зрения есть несколько ключевых различий в этих понятий, характеризующих принадлежность человека к определённому слою общества. Каста – это социально обусловленный слой, в котором родился и, чаще всего, проводит свою основную деятельность человек. Каст существует огромное множество – каста торговцев, каста ремесленников, каста земледельцев и др. Понятие варна связано с природной предрасположенностью (выбором души) к определённому виду деятельности. По индийским источникам существует четыре основные варны – Шудры, Вайшью, Кшатрии, Брахманы.

Преступления и наказания. Древнеиндийскому праву известны некоторые институты общей части уголовного права: необходимая оборона, как обстоятельство, исключающее преступность деяния; соучастие в преступлении; рецидив, как обстоятельство, отягчающее наказание. Преступникам из высших варн назначалось более мягкое наказание, чем представителям низших варн за те же преступления. Но из этого правила было исключение: наказание за кражу было более строгим для представителей высших варн. Кара, предусмотренная в дхрмашастрах за какое-либо деяние, зачастую отличалась от установленного в артх. наказания за то же преступление. Серьезные преступления против государственной власти и религии (посягательство на государственную власть, проникновение в царский дворец, мятеж, похищение «имущества богов» и др.) наказывались смертной казнью. За убийство также назначалась смертная казнь. Наказывалось нанесение ран оружием, прикосновение нечистыми руками к нижней части тела другого человека, обливание другого человека нечистотами и т. д. При этом если потерпевший и преступник принадлежали к одной касте или статус потерпевшего был ниже положения преступника, то виновный присуждался к уплате штрафа. Если же шудра посягал на личность человека из высшей касты, то действовало следующее правило: «та часть тела, которой человек низший ударит высшего, у него должна быть отрезана».

Хамурапи

Брак в Вавилоне, как и везде, считался законным при соблюдении определенных юридических формальностей: необходимо было заключить брачный контракт, причем при свидетелях (обычно устный), а иначе этот брак не имел законную силу (п. 128)

Неверность со стороны жены каралась смертью (129). Были установлены подробные правила для разбирания обвинений такого рода (130 - 136). При определенных обстоятельствах она могла быть и оправдана, например, в п. 134 говорится: «Если человек будет уведен в плен, а в его доме нет средств, для пропитания, то его жена может войти в дом другого; эта женщина не виновна». То есть, здесь Хаммурапи поступил мудро, включив в судебник такую статью, ибо в условиях частых войн того времени, пленение случалось достаточно часто, а так как большинство семей жило, скажем так, ниже среднего уровня, и мужчина был единственным кормильцем, то отсутствие подобной статьи могло бы привести просто к сильному сокращению населения и, соответственно, падению силы государства. При возвращении же воина из плена, его жена возвращалась к нему, что сказано в п. 135, но это правило не распространялось на ее детей, рожденных от другого. Если же жена в отсутствие мужа могла прокормить себя, но вошла в дом другого, то этот случай приравнивался к измене и, соответственно, карался смертью (п. 133).

Так как в браке большую роль играло имущество, то Законы Хаммурапи подробно рассматривают вопрос об имущественных отношениях между супругами: о приданом, брачном выкупе (159 - 164), о раздельной ответственности по долгам, возникшим до брака (151 - 152), об имуществе жены, о котором сказано в п. 150, который сам по своему содержанию очень оригинален: «Если человек подарит своей жене поле, сад, дом или движимое имущество и выдаст ей документ с печатью, то после смерти ее мужа ее дети не могут требовать от нее ничего по суду; мать может отдать то, что будет после нее своему сыну, которого любит, брату она не должна отдавать». Эта статья говорит, что женщина в Вавилоне могла иметь свое личное имущество, принадлежащее только ей и которым никто, кроме нее, не мог распоряжаться. Не случайно в статье упоминается, что муж должен выдать ей документ, который подтверждает право ее владения. Хотя в законах есть упоминание о выкупе за невесту, однако, вавилонский брак не был браком-куплей, так как размер приданого был больше чем размер выкупа.

Развод допускался по инициативе и мужа, и жены. В случае развода по вине мужа (что устанавливал соседский суд) бывшей жене полагалась имущественная компенсация, кроме того, она забирала приданое. Если же жена «станет поступать расточительно, станет разорять свой дом, позорить своего мужа», то никакой разводной платы не следовало. При особо злостном пренебрежении женщиной своим долгом предписывалось ее «бросить в воду». По общему правилу, брак был моногамным. Однако в случае злонамеренного поведения жены, длительного бесплодия разрешалось взять в дом вторую жену, рабыню или наложницу; при этом первая жена могла остаться жить в общей семье.


Основным принципом наказания был принцип талиона, по которому виновного постигает та же участь, что и потерпевшего. Таким образом, главной целью наказания являлось возмездие преступнику. Законы Хаммурапи дают наиболее яркое представление о видах талиона. Типичный (простой) талион определялся формулой «равное за равное»: за выбитый зуб следовало выбить зуб у виновного и т.д. (ст. 196,197,200)i. Символический талион предписывал отсечь ту часть тела, которой преступник действовал против людей: за неудачно сделанную операцию врачу отрезали пальцы и т.д. (ст. 192,195,218,226 2 глава) Наименее распространённой в законах Хаммурапи является зеркальная форма талиона. При зеркальном талионе дети несли ответственность за преступление, совершённое отцом, если в результате его погибали дети потерпевшего (ст. 210,230, 4 глава). Существование талионной системы назначения наказания, возможно, объясняется стремлением ограничить преимущество богатых над бедными. Законы Хаммурапи определяли виды наказаний: смертная казнь, осуществляемая различными способами (сожжение, утопление, посажение на кол, разрывание животными), членовредительские наказания, штрафы, обращение в рабство и изгнание.

Законник Хаммурапи дает возможность представить общественную структуру, классовый характер древневавилонского государства, правовое положение населения. Социальный состав здесь гораздо сложнее, чем предполагалось раньше, особенно трудно определить его внутри двух основных груп: авилум и мушкенум. Общество состояло из двух основных классов-сословий: рабовладельцев и рабов. Невольники - это обычно пленные, но закон знает и долговое рабство, оно ограничивалось тремя годами.

В состав господствующего класса-сословия входила верхушка знати: царь и его приближенные, жрецы, военачальники, тамкары и другие чиновники. В общинах - старосты, члены совета старейшин, в городах - начальники кварталов. Охране жизни, здоровья, защите его имущественных интересов посвящена значительная часть законника. Общинники-земледельцы являлись основной массой производителей материальных благ.

К угнетенному классу-сословию относились рабы, рядовые общинники, мушкенумы. Последние - это бедняки, состоящие на службе царя, государства, от которого они получали средства производства и жилье, изгои.

Мушкенум - свободный человек, он имел какие-то права, но только до тех пор, пока состоял на государственной службе и выполнял свои обязанности.














написать администратору сайта