ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ. Брак и семья в исламе
Скачать 49.32 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Кафедра истории Отечества, медицины и социальных наук Реферат На тему: «Брак и семья в исламе» Выполнила студентка 1 курса Лечебного факультета 105 группы П.В.Сазонова Научный руководитель к.и.н., доцент С. Ю. Заводюк САМАРА 2018 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава I.Брак в исламе §1.1 Особенности брака §1.2 Обязанности жены и мужа §.3 Развод Глава II. Семья в исламе. Основные традиции. §2.1 Современная семья как социальный институт §2.2 Традиции Заключение Список источников и литературы Введение. Актуальность выбранной темы: Семья занимает в жизни мусульман особое место. Забота о родственниках, супруге, детях рассматривается как часть поклонения. В основе сохранения родственных уз и продолжения рода лежит создание семьи. Всевышний вменил в обязанность мусульманам жениться и продолжать род. В одном из хадисов Посланник Всевышнего (с.г.в.) повелевал мусульманам жениться и строго настрого запрещал безбрачие: «Женитесь на любящих и рожающих, ибо поистине, я буду гордиться вашей многочисленностью перед другими пророками в день Суда!» (передал имам Ахмад). Цели выбранной темы:
Задачи выбранной темы:
Характеристика литературы: 1. И. М Галяутдинов « Ислам: история и культура» , в этом пособии представлены особенности брака, правила проведения бракосочетания и основы поведения в мусульманской семье. Поднимаются проблемы важности как мужчины, так и женщины в семье, проводится характеристика семьи и объясняется значение культурных ценностей. 2. Галиева Г., Карцева Л. Современная семья в исламе: теоретико-эмпирический анализ//Научно – культурологический журнал. 2007. №17 , в этом источнике рассматривается семья как социальный институт, сравниваются различные модели мусульманской семьи, также затронута проблема о роли религии в семье, проблема многоженства и к чему это приводит 3. Статья « Мусульманская семья – что может быть надежнее?». С помощью этой статьи можно понять основные традиции и обычаи мусульманской семьи, и найти ответ на риторический вопрос, который содержится в названии статьи. 4. Р.А. Абузяров, З.И Туаева «Истоки. Ислам: вероучение, мораль, культура.» По названию книги нетрудно догадаться о чем идет речь. В данной книге мы можем понять основы вероучения, нормы морали и культуры в Исламе. Глава 1. Брак в исламе
Согласно исламу, брак - один из важных способов регулирования интимных отношений между мужчиной и женщиной, необходимое условие для продолжения рода человеческого, умножения и укрепления мусульманской общины. Сообщается, что пророк Мухаммад сказал: «Женитесь на женщинах, которые сильно любят и много рожают, и я буду гордиться вашим числом перед другими пророками». При выборе спутника( спутницы) жизни ислам предпочитает общность духовных ценностей. Пророк Мухаммад сказал: «На женщинах женятся из-за четырех качеств: имущества, родословия, красоты и набожности». Ислам запрещает мусульманам вступать в брак с язычниками. Согласно законам шариата, мусульманин может жениться на христианке или иудейке, но мусульманка не имеет права выйти замуж за представителей других религий. Однако, в силу ряда объективных и субъективных обстоятельств, это требование в наше время не соблюдается, имеет место значительное число смешанных браков, особенно в Поволжско – Уральском регионе, что порой становится причиной семейных драм. Поэтому при бракосочетании, наряду с согласием самой девушки, необходимо согласие ее опекуна (отца, деда, брата и т. д.) Вступая в брак, супруги добровольно заключают между собой соглашение, регулирующее социальный, имущественный и нравственный статус мужа и жены и обязательно закрепляют свои отношения никахом( в переводе «договор») – обрядом бракосочетания, который проводится следующим образом. Мусульманская свадьба, так же как и христианская, начинается со сватовства. Ритуал включает в себя благословение родителями молодых и назначение даты свадьбы. Все организационные вопросы и финансовые затраты несет сторона жениха. По мусульманским законам жених и невеста не должны встречаться до свадьбы. В наше время разрешается, чтобы будущие супруги увидели друг друга накануне свадьбы один раз и в присутствии близких людей или знакомых. Естественно, запрещены любые физические контакты, даже рукопожатие. При этом девушка должна быть одета в закрытый наряд, позволяющий лицезреть жениху только ее лицо и кисти рук. По мнению мусульман, этого вполне достаточно, чтобы жених и его родственники смогли оценить красоту избранницы, а также ее здоровье, необходимое для продолжения рода. В большинстве мусульманских стран бытует довольно интересная традиция, предшествующая бракосочетанию. Она имеет очень поэтичное название – «Ночь хны». Эта традиция подразумевает церемонию проводов невесты и жениха. Во многом она напоминает принятый у христиан предсвадебный девичник. Традиционно перед мусульманской свадьбой проводится обряд никах, церемония которого аналогична христианскому венчанию. Приглашается мусульманский священник – мулла, который выбирается из среды верующих как самый мудрый и знающий все законы Корана. Молодые в сопровождении свидетелей и родителей отправляются в мечеть. Свидетелями должны быть двое мужчин, но допускается также представлять молодоженов двум женщинам и одному мужчине, так как по законам Шариата к одному мужчине приравнивается две представительницы слабого пола. В мечте запрещается находиться с непокрытой головой как мужчинам, так и женщинам. Поэтому все мужчины надевают головной убор, а женщины облачаются в наряды, закрывающие ноги, руки, шею, плечи и голову Длится никах около часа, на протяжении которого присутствующие, покорно склонив голову, слушают муллу и читают молитву Аллаху, дабы он благословил союз будущих супругов. Для того чтобы обряд совершился по всем правилам, необходимо, чтобы все присутствующие, включая гостей и свидетелей, были мусульманской веры. Невесту сопровождает представитель ее семейства - непременно мужского пола, это может быть отец, дядя или брат. Во время всего обряда жених должен вручить невесте подарок - махр, его размер иногда указывается в свидетельстве о браке, выдаваемом духовным лицом в мечети (на фото вы видите сам обряд никах, где мулла зачитывает свидетельство молодоженам с перечнем подарков жениха). Завершается церемония никах обменом кольцами, как правило, серебряными. После чего молодые для юридического закрепления своего союза отправляются в ЗАГС. После официальной церемонии заключения брака начиналось угощение – никах туй( свадьба бракосочетания) . При заключении брачного договора оговариваются размеры калыма ( родители жениха платят родителям невесты так называемый « выкуп»( махр) за невесту) и приданого ( бирнэ) (родители невесты обеспечивают свою дочь всем необходимым для семейной жизни, в том числе подарками для жениха, его родителей, близких родственников). В случае развода по инициативе мужа или возвращения после смерти мужа в отцовский дом женщине должны были вернуть ее приданое и невыплаченную половину махра.
Обязанности мусульманки перед мужем: Посланник Аллаха (саллялЛаху алейхи ва саллям) сказал: «Если женщина соблюдает пять намазов, постится в месяц Рамадан, хранит свое целомудрие и слушается мужа, то ей будет сказано: «Войди в Рай через те врата, которые пожелаешь!» 1.С того момента, как девушка выходит замуж, послушание мужу становится для нее основной обязанностью. Послушание жены и воспитание ее – это право мужа. Женщина не должна жаловаться на мужа своим родителям и выносить за двери их отношения. Исключение составляют лишь те случаи, когда муж заставляет делать что-то противоречащее шариату (например: запрещает носить хиджаб, поститься в Рамадан). Посланник Аллаха (саллялЛаху алейхи ва саллям) сказал: «Молитва двух людей едва ли поднимется выше их головы – это беглый раб и непокорная жена». 2.Жена должна в любое время быть готова удовлетворить потребности мужа, за исключением тех случаев, когда это не дозволено шариатом (состояние хайда или нифаса). В остальное время она не имеет права ему отказать. Посланник Аллаха (саллялЛаху алейхи ва саллям) сказал: «Если мужчина позвал свою жену для своей нужды, то пусть она явится к нему, даже если будет у печи». В другом хадисе сказано: «Если муж позвал жену в постель, а она отказалась, то ангелы будут проклинать ее до наступления утра». Поэтому женщине не дозволено соблюдать добровольный пост без позволения на то мужа, так как это может нарушить его права. Пророк (саллялЛаху алейхи ва саллям) сказал: «Женщина не может соблюдать пост-сунну в присутствии мужа без его разрешения» (Бухари). 3. Женщина не должна выходить из дому без разрешения мужа. В хадисе говорится: «Верующей в Аллаха женщине не позволяется выходить из дому против желания мужа». Она не должна общаться с теми женщинами, с которыми запрещает общаться ее муж. Можно выйти в том случае, если заранее знаешь, что муж не будет сердиться. В тоже время муж не должен ограничивать свободу жены без видимой на то причины, если она желает направиться в мечеть, либо навестить родителей, либо в места, где нет харама. 4. Жена должна сохранять и беречь имущество мужа в его отсутствие. Не дозволено давать что-либо, если знаешь, что муж будет против этого. Конечно, дозволено накормить пищей нуждающегося, за это получат вознаграждение жена и супруг. Также разрешается дать что-либо незначительное, если муж не будет против. Передается от Абу-Хурайры, что Посланника Аллаха (саллялЛаху алейхи ва саллям) спросили: «Какая жена является наилучшей?» Он ответил: «Та, которая радует его, когда он смотрит на нее, повинуется ему, если он что-нибудь велит ей, и не противоречит мужу, если ему не нравится что – то в ней самой или в том, как она расходует его имущество». 5.Нужно довольствоваться тем, что приносит муж и благодарить его. Не нужно пилить мужа и говорить о том, что не хватает. Вы можете таким образом спровоцировать его добывать деньги запретным путем. Напротив, вы должны позаботиться и просить мужа приносить в дом только те средства, которые заработаны дозволенным путем. Не сравнивайте его с мужьями ваших сестер или подруг. Помните, у каждого есть свои недостатки. Если же вы будете благодарить мужа даже за незначительные подарки, то ему будет приятно делать это чаще. Муж должен чувствовать свою значимость в семье. 6. Если муж не доволен женой или в чем-то провинилась перед мужем, то должна попросить прощения. В хадисе сказано: «Когда в этом мире жена обижает, печалит мужа, то гурии, предназначенные ему в Раю, говорят: «Да уничтожит тебя Аллах, он же с тобой живет временно, ведь скоро он простится с тобой и придет к нам». Даже если муж был не прав, а жена первой подойдет к нему, то она заработает за это савабы. Также сказано: "У жены, на которую гневается муж, не принимаются молитвы, и ее хорошие деяния не поднимаются на небеса. Однако если жена не соглашается выполнить какие-то недозволенные Шариатом желания мужа, то за это ей не будет греха". 7.Жена должна уважать и почитать родителей и родственников мужа. Почитайте их, как почитаете своих родителей. Будьте благодарны им за то, что они вырастили вашего мужа. Посланник Аллаха (саллялЛаху алейхи ва саллям) говорил: «Кто не уважает старших и не жалеет младших – тот не из нас». 8. Женщина должна выполнять работу по дому, стирать, убирать дом. Ведь муж занят добычей пропитания для семьи. Пророк (саллялЛаху алейхи ва саллям) сказал: «Женщина ответственна за дом своего мужа, и она будет спрошена об этом» (Бухари). 9.Не дозволено впускать в дом людей, которых муж не хотел бы видеть в его доме. Тем более не разрешается впускать в дом мужчин. 10.Жена должна скрывать свои аураты и избегать взглядов на нее посторонних мужчин. Вся красота жены принадлежит только мужу. Также запрещено раздеваться не в доме своего мужа. Однажды к Айше (радыяллЛаху анха) явились женщины из Шама, и Айша спросила: «Кто вы?» «Мы – жители Шама». Айша спросила: «Наверно, вы из тех мест, где женщины почсещают общественные бани?» Женщины ответили: «Да». Тогда Айша сказала: «Поистине, я слышала, как Посланник Аллаха (саллялЛаху алейхи ва саллям) сказал: «Любая женщина, снявшая одежду не в доме своего мужа, разрывает покрывало, которое между ней и Аллахом!» (Абу-Дауд2/170). 11. Нельзя раскрывать секреты мужа, говорить о его недостатках кому-либо. Также запрещается раскрывать интимную сторону жизни. Посланник Аллаха (саллялЛаху алейхи ва саллям) сказал: "Самыми низкими перед Аллахом в Судный день будут мужчина, уединяющийся со своей женой и женщина, уединяющаяся со своим мужем затем рассказывающие секреты друг друга" ( Муслим). 12. Жена должна заниматься воспитанием детей. Быть терпеливой к ним. Обучать их основам религии. Если у мужа остались дети от прежней жены, к ним следует также хорошо относиться. Обязанности мужа перед своей женой:
Разрыв супружеских отношений в исламе допускается, однако это действие считается одним из самых нежелательных, хотя и попадают под категорию «халяль» – дозволенных. В качестве подтверждения приведём слова Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.): «Создатель не любит превыше всего развод из того, что Он разрешил людям» (хадис приводят Ибн Маджа, Абу Дауд, аль-Хаким). Сама процедура развода у мусульман регламентируется нормами Шариата, которые были выведены из Священного Корана и Благородной сунны Пророка Мухаммада (с.г.в.). Этот процесс отличается гибкостью, что позволяет мужчине и женщине хорошо подумать о расставании и при желании всё переиграть, восстановив брачные отношения. Существует множество причин, почему супруги могут прийти к решению развестись. Но, что бы не случилось в жизни мусульманина, первое, что ему следует делать, –размышлять, исходя из Корана, и искать решение в соответствии со своей верой. 1. Аллах предписывает мужу и жене назначить судей с обоих сторон на первом шаге к примирению в процессе развода. 2. Если же примирение не состоялось, как мужчина, так и женщина, согласно Корану, имеют право развестись. 3. Развод, инициированный мужчиной, – талак. Произнесение талака мужчиной может быть устным и письменным, но, сделав его однажды, он должен соблюсти период ожидания идда (3 месяца), во время которого запрещены интимные отношения, даже при условии, что супруги живут в одном доме. Процесс развода Формальным началом процесса расторжения брака являются слова мужа – «талак», «ты разведена», «я развожусь с тобой». При этом перед окончательным разрывом отношений между супругами имеются несколько стадий, которые характеризуют в определённой мере нежелательность разрыва семейных уз: первый развод незавершённого типа, второй развод незавершённого типа и третий развод, завершающий окончательно брачные отношения пары. Инициатива разрыва брака, принадлежащая мужчине, не подразумевает возможность её использования в произвольном порядке. 4. Развод, инициированный женой, – хуль. Женщина может требовать развод или хуль, если есть на то причина. В этом случае женщина возвращает свой махр(свадебный подарок), так как расценивается как нарушитель брачного договора. 5. В случае талака, когда муж является нарушителем брачного соглашения, он должен заплатить махр в полном объеме, если он был отсрочен, или же оставляет его полностью женщине, если уже был вручен. 6. В случае, если провинился мужчина, и женщина хочет развода, она может обратиться к судье с такой просьбой. Она должна будет предоставить доказательство и доводы, свидетельствующие, что ее муж не выполнил свои супружеские обязанности. 9. Единственной оправданной и законной причиной для развода считается аморальное и противоречащее исламу поведение супруга. Например, если один из супругов занимается прелюбодейством. 10. Еще одной веской причиной для развода является отречение от ислама. Если мусульманин или мусульманка оставляет ислам, брак аннулируется. Вывод: Брак является настолько важной частью жизни мусульманина, что даже считается половиной его веры, она оберегает его от безнравственных действий Брак дает возможность человеку вести организованный и упорядоченный образ жизни, у человека появляется путь, которому нужно следовать и плечо, на которое можно опереться. Такому крепкому союзу, как брак в исламе можно позавидовать, потому что отношения между любящими людьми держатся на доверии и понимании, и такой брак не легко сломить. Глава 2. Семья в исламе. Основные традиции. 2.1. Современная семья как социальный институт. Мусульманская семья, прежде всего, - социальный институт, выполняющий своё особое предназначение в обществе. Его роль состоит в том, что люди, исповедующие ислам, получают возможность в частной, приватной жизни реализовать религиозные заповеди в той мере, в которой эти заповеди ими усвоены, интериоризованы. Для мусульманской семьи, следовательно, свойственны определённая структура, особые социальные функции. Её отличают специфические поведенческие нормы, социальные установки и ценностные ориентации её членов. Кроме того, мусульманская семья на микроуровне представляет собой малую группу, посредством которой индивид реализует свою репродуктивную потребность, а общество – потребность в биологическом воспроизводстве своих членов и их социализации. В качестве малой первичной группы мусульманская семья и семейные отношения отличаются глубокой интимностью, доверительностью, эмоциональной привязанностью членов друг к другу и верой в сверхъестественное. Учёные-исламоведы подчёркивают уникальность данной модели брачно-семейных отношений: «Мусульманская семья – это особый тип довольно замкнутой социальной системы, которая зиждется на исламе и шариате, где существует четкая сакрализованная иерархия, узаконенное Всевышним распределение обязанностей и ролей. Она выступает как форма религиозного служения, рождение и воспитание детей в духе ислама всегда было, есть и будет обязанностью каждого здорового члена общества» [1, с. 100-101]. При этом подчёркивается одно из главных условий необходимости семьи в исламе - фундаментальная идея Корана об одномоментном акте творения мужчины и женщины, об их изначальной парности, вне которой они теряют свою полноценность. Мусульманский автор Абдель Рахим Омрана (1992) пишет, что «семья – базовая социальная единица исламского общества, а брак – основной исламский институт» [2, с. 158]. Коран учит, что многоженство высоко вознаграждается в исламе, что целью замужества «является порождение детей, а дети – украшение жизни» [2, с. 159]. В целом о роли религии в мусульманской семье принято судить по степени религиозности не только супругов, но и их детей, а также по взаимоотношениям в семье, стилю воспитания детей, образу жизни семьи. В последнее время критикуются количественные подходы к описанию уровня религиозности. По мнению Ш. Акинер, «сила его (ислама) не в количестве его нынешних приверженцев, а в его живучести. Ислам силен не своим количеством, а качеством» [3, с. 12]. То есть мусульманская семья как социальная группа определяется не столько степенью выполнения религиозных обрядов, предписанных исламом, сколько эстетическими, духовными качествами самого человека. Идеальной моделью традиционной мусульманской семьи, с нашей точки зрения, является расширенная (многопоколенная), многодетная семья, которая строит своё функционирование вокруг обрядов и обычаев, предписанных в Коране. По сути своей, это традиционная структура, в которой женщина играет предписанную ей самой природой роль матери и домохозяйки, а мужчина направляет развитие семьи и обеспечивает её функционирование. Во взаимоотношениях между супругами мужчина выступает в качестве формального лидера. Женщина в мусульманской семье должна во всем подчиняться мужу и выполнять все его пожелания, по крайней мере, официально. В реальности же жена, супруга играет роль неформального лидера, к голосу которого прислушивается лидер формальный. Дети растут в такой семье в послушании и помогают в хозяйстве своим родителям, копируя их поведенческие модели. В целом особенности функционирования современной мусульманской семьи значительно отличают её от мусульманской семьи в её идеальном варианте. Можно сказать, что современная мусульманская семья остаётся мусульманской лишь в её внешнем, видимом выражении. По сути же её структурно-функциональные особенности всё заметнее нивелируют различия между семьями верующих и неверующих, сохраняя лишь ритуальный характер воплощения идеи Бога. Мусульманская семья - это семья традиционная, патриархальная, но чисто внешне. Внутри неё происходят те же «подвижки», что и в немусульманских семьях, однако сами респонденты не осознают данного противоречия. Они верят в Аллаха, чтят его предписания, по мере сил и возможностей, и выставляют свои семейные нормы в качестве жизненных принципов в общении с неверующими. Очевидно, что религиозная составляющая является для представителей мусульманских семей одним из средств противостояния российской бездуховности, аномии, падению нравов и деградации всех и всяческих авторитетов. Ислам становится той защитной силой, тем духовным орудием, благодаря которому наши современники сопротивляются уродующему личность воздействию западных норм и правил социального бытия. 2.2. Традиции. Семья обеспечивает такое окружение, в котором нравственные и духовные ценности передаются из поколения в поколение, наследуются и развиваются. Система семью и отношения между полами определяют характер и степень цивилизованности общества. Таких традиций и жизненных понятий придерживаются мусульманские семьи:
Вывод: Главной ценностью для мусульманина является его семья. Это основная ячейка нашего общества, выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворения духовных потребностей, обеспечении социализации. Семья является тем уникальным социальным институтом, посредником между человеком и государством. В ней заключен мощный потенциал воздействия на такие процессы как: воспитание и образование подрастающего поколения, развитие национальной культуры и языка, формирование целостной личности. Я считаю, что именно семья обеспечивает такое окружение, в котором нравственные и духовные ценности передаются из поколения в поколение, наследуются и развиваются. Заключение По проделанной мною работе можно сделать вывод о том, что мусульманская семья невероятно крепкая. Благодаря тому, что в ней так трепетно относятся ко всем традициям и культурным мероприятиям, она всегда будет оставаться надежной. В такой семье отношения будут выстраиваться на доверии и любви, и дети будут воспитанными и благодарными своим родителям. Анализируя источник Галиевой Г., Карцевой Л. О Современной семье в исламе: теоретико-эмпирический, я поняла, что наряду с основными функциями семьи, такими как репродуктивная, воспитательная и так далее, есть более важная функция, к которым именно мусульманская семья относится с трепетом. Это накопление и передача духовного наследия предков, сообщение каждому новому члену рода религиозных традиций и обычаев, направленных на трансляцию культуры ислама. Работая с учебным пособием И. М Галяутдинова « Ислам: история и культура», я познакомилась с правилами брака, нормами поведения в мусульманской семье. Список источников и литературы.
http://www.relga.ru/Environ/wa/Main?level1=main&level2=articles&textid=2105
https://islam-today.ru/zhenshhina_v_islame/osobennosti_musulmanskoj_semi_ochen_podrobno/
|