Аттестация. Буддизм по дисциплине Культурология
Скачать 25.52 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра регионоведения и экономики зарубежных стран Аттестация на тему: «Буддизм» по дисциплине: «Культурология» Выполнила: студентка 1 курса 6 группы Капранова Е.АПроверил: доц, кандидат наук Якушкина Е.ИВоронеж 2020 г.Предпосылки зарождения буддизмаБуддизм, основанный в конце VI века до н. э. является важной религией в большинстве стран Азии. Буддизм принял много различных форм, но в каждом случае была предпринята попытка извлечь из жизненного опыта Будды, его учений и "духа" или "сущности" исторических учений образцы для религиозной жизни. Для буддистов во всем мире жизнь и учение Сиддхартхи Гаутамы являются идеалами и ядром их веры и для их общины. Буддизм возник на северо-востоке Индии в областях добрахманистской культуры. Буддизм быстро распространился по всей Индии и достиг максимального расцвета в конце I тысячелетия до н.э - начале I тысячелетия н.э. Буддизм оказал большое влияние на возрождавшийся из брахманизма индуизм, однако был вытеснен индуизмом и к XII веку н.э. практически исчез из Индии. Основной причиной этого стало противопоставление идей буддизма освященному брахманизмом кастовому строю. Одновременно, начиная с III века до н.э., он охватил Юго-восточную и Центральную Азию и частично Среднюю Азию и Сибирь. Уже в первые столетия своего существования буддизм разделился на 18 сект, разногласия между которыми вызвали созыв соборов в Раджагрихе в 447 г до н.э., в Вайшави в 367 г до н.э., в Паталирутре в 3 веке до н.э. и привели в начале нашей эры к разделению буддизма на две ветви: Хинаяну и Махаяну. Хинаяна утвердилась в основном в юго-восточных странах и получила название южного буддизма, а Махаяна - в северных странах, получив название северного буддизма. Основные источники вероучения. Все буддисты сходятся в признании важнейшим источником раннего буддизма сочинений религиозного характера, которые были записаны в конце I в. до н.э. на языке пали на Цейлоне (Шри-Ланка) и известны под названием «Типитака» («Три корзины»). «Типитака» является палийским каноном буддизма и состоит из трех основных частей: «Виная-питака» («Корзина устава»), в которой изложены дисциплинарные правила поведения монахов и монахинь; «Сутта-питака» («Корзина сутт»), в которой представлены проповеди и изречения Будды в изложении его любимого ученика Ананды; «Абхндхамма-питака» («Корзина Учения» или «Знания о дхаммах»), состоящая из семи трактатов, в которых систематизированы все фундаментальные положения раннего буддизма. Палийский канон включает около 8 тысяч проповедей, поучений, историй, легенд, касающихся жизни Будды и его вероучения. В него также входят комментарии к тексту канона, поэтому в целом он составляет более 15 тысяч текстов, написанных в прозе и стихах. Примерно 500 лет учение Будды существовало лишь в устной традиции и передавалось из поколения в поколение монахами, которые время от времени собирались на соборы (сангнти) и по памяти восстанавливали тексты канона и комментарии к ним. Менее полно сохранилась версия канона на санскрите. Она известна в переводах на китайский и тибетский языки. Существует также неканоническая литература на пали. За рамками палийского канона оказывается также значительное количество буддийской литературы, отражающей более позднюю традицию буддизма – направление Махаяны. Ряд сочинений стал наиболее популярным в странах Дальнего Востока (Китае и Японии): «Сутра Лотоса Благого Закона» («Саддхармапундарика-сутра»), «Сутра о величии цветка» («Аватамсака-сутра»), «Алмазная сутра» («Ваджраччхедика-праджняпарамита-сутра») и др. Многие сутры сохранились в тибетском переводе. В Тибете существует собрание канонических буддийских текстов, переведенных с санскрита, а также комментариев к ним («Ганджур» – «Переводы сказанного Буддой» и «Данджур» – «Переводы пояснения к сказанному Буддой»). Буддийская литература включает также огромное количество оригинальных сочинений выдающихся буддийских философов, логиков, историков буддийской философии: Нагарджуны (II-III вв.), Асанги (IV в.), Васубандху (V в.), Дигнаги (V-VI вв.), Дхарма-кирти (VI-VII вв.), Шаитаракшиты (VIII в.), Будона (XIII-XIV вв.), Таранатхи (XVI-XVII вв.) и многих других. Кроме того, каждая вновь возникавшая буддийская школа могла иметь собственные сочинения, написанные основателями, которые ее последователи считали каноническими. В Японии, например, в школе Нитирэн наряду с «Сутрой Лотоса» почитаются и считаются каноническими труды основателя школы. "Четыре благородные истины". Буддийские учения о дхарме, карме, сансаре, нирване. Четыре Благородные Истины являются центральной доктриной буддизма; говорят, что они обеспечивают концептуальную основу для всей буддийской мысли. Истина дуккха (страдание, тревога, неудовлетворенность) Истина о происхождении дуккха Истина о прекращении дуккхи Истина о пути, ведущем к прекращению дуккхи Первая благородная истина объясняет природу дуккхи. Дуккха обычно переводится как” страдание“,” тревога“,” неудовлетворенность“,” беспокойство " и т. д., и он, как говорят, имеет следующие три аспекта: Очевидные физические и психические страдания, связанные с рождением , старением, болезнью и смертью . Беспокойство или стресс от попыток держаться за вещи, которые постоянно меняются. Основная неудовлетворенность, пронизывающая все формы существования, обусловлена тем, что все формы жизни изменчивы, непостоянны и лишены какой-либо внутренней основы или субстанции. На этом уровне термин указывает на отсутствие удовлетворения, ощущение того, что вещи никогда не соответствуют нашим ожиданиям или стандартам. Вторая благородная истина заключается в том, что происхождение дуккха может быть известно. В контексте Четырех Благородных Истин происхождение дуккха обычно объясняется как жажда или жажда, обусловленная невежеством. На более глубоком уровне первопричина определяется как незнание истинной природы вещей. Третья благородная истина заключается в том, что полное прекращение дуккхи возможно, и четвертая благородная истина указывает путь к этому прекращению. Две основные традиции буддизма, Тхеравада и махаяна, имеют различные подходы к изучению Четырех Благородных Истин и применению их на практике. Традиция Тхеравады сильно подчеркивает чтение и созерцание дискурса, который заставляет вращать колесо истины- первый дискурс Будды - как метод изучения и практики. В традиции Махаяны практикующие с большей вероятностью узнают о Четырех Благородных Истинах, изучая различные комментарии Махаяны, и с меньшей вероятностью изучат непосредственно первый дискурс. Комментарии Махаяны обычно представляют четыре благородные истины в контексте Махаянского пути Бодхисаттвы . Учение о карме и сансаре Учение о карме -- одна из основополагающих доктрин буддизма. Само по себе слово «карма» значит «действие», а совсем не как «судьба» либо «предопределенность», как привыкли у нас считать. Карма -- это конкретно действие, за которым следует итог. Совокупа всех дел, совершенных человеком в жизни -- и есть итог, который проявляется в последующем воплощении как отправная точка, с которой душа начинает собственный новый виток развития либо деградации. Таким макаром, карма может быть подходящей либо неблагоприятной. Собственно, карма определяет в новом рождении то, что философы-экзистенциалисты называют «заброшенностью»: страну, в которой родится человек (если обретается именно человеческая форма рождения), семью рождения, пол и прочие генетические характеристики (например, врожденные болезни), основные черты характера, психологические наклонности и тому подобное. В этой жизни человек снова совершает действия, ведущие его к новому рождению, и так далее, и так далее. Этот круговорот рождений-смертей называется в религиях Индии (не только в буддизме) сансарой (круговорот, коловращение), главной характеристикой которой является страдание, проистекающее из влечений и хотений. Поэтому все религии Индии (буддизм, индуизм, джайнизм и отчасти даже сикхизм) ставят своей целью освобождение, то есть выход из круговорота сансары и обретение свободы от страданий и страдательности, на которые обрекает сансарическое существование любое живое существо. Учение о карме как причинно-следственной связи находит свое углубленное развитие в теории, получившей название «пратитья самутпада» (причинно-зависимое происхождение). Эта теория чрезвычайно важна, поскольку позднее она, по существу, превратилась в основополагающий методологический принцип буддийской мысли. Сансара - это «колесо» перевоплощений людского духа из одной физической формы в другую, которое воспринимается как школа взросления духа. Итогом проживания сансары является достижение высшей точки духовного бытия -- просветления. При всем этом воплощения на пути к нирване могут быть самые различные. Сансара в целом не имеет начала, каждый отдельный мир возникает, развивается и гибнет во времени. Существование одного мира продолжается в течение одной махакалыты, которая разделяется на четыре неисчислимые кальпы, каждая из них приравнивается к миллионам лет. Этика буддизма. Моральные заповеди раннего Буддизма носили преимущественно отрицательный характер: это был перечень поступков, от которых должен воздерживаться последователь Будды. Элементарные, обязательные для всех заповеди сводились к пяти: не убивать ни одного живого существа, не брать чужой собственности, не касаться чужой жены, не говорить неправды, не пить вина. Но для тех, кто стремится достигнуть совершенства, эти пять запретов развиваются в целую систему гораздо более строгих предписаний. Запрещение убийства доводится до того, что нельзя умерщвлять даже едва заметных глазу насекомых: поэтому нельзя пить из чаши непроцеженную воду, ибо в ней могут оказаться маленькие живые существа, нельзя заниматься земледелием, так как пахарь своим плугом может невольно нанести вред земляным червякам, и т. д. Запрет нарушения супружеской верности расширяется до требования полного целомудрия. Запрет брать чужую собственность усовершенствуется требованием отказа от всякой собственности. Запрет употребления спиртных напитков расширяется до строгого воздержания в пище, хотя и не доходящего до крайностей брахманов-аскетов, нередко отказывавшихся от пищи вообще, а также уклонение от всяких удобств, наслаждений и роскоши земной жизни. Словом, выполнение моральных предписаний Буддизма означало требование монашеского образа жизни, ухода из мира, отшельничества. Одна из важных заповедей буддизма – любовь и милосердие ко всем живым существам. Буддизм предписывает при этом не делать различия между ними и относиться с равным доброжелательством к добрым и злым, к людям и животным. Особая, исключительная привязанность к какому-либо отдельному человеку решительно осуждается. С другой стороны, буддистская любовь к живым существам – это не активная и деятельная любовь, а скорее, пассивно-благожелательное настроение, непротивление злу, прощение обид. В основе буддистской этики лежит знание закона кармы, которое гласит, что не бывает случайного наказания или случайных даров судьбы. Любое событие является причинным следствием совершенного ранее поступка. Последователь Будды ни в каком случае не должен платить злом за зло, ибо этим не уничтожаются, и лишь возрастают вражда и страдание. Нельзя даже защищать других от насилия, мстить за несправедливость, наказывать за убийство. Последователь Будды должен спокойо но, терпеливо и бесстрастно относиться ко злу, уклоняясь только от участия в нем. Распространение и эволюция буддизма. Предание утверждает, что вскоре после нирваны Будды состоялся первый буддийский собор. Трое из учеников Будды по памяти воспроизвели всё, чему он учил — проповеди и поучения, философскую доктрину, а также нормы и правила монашеского общежития. Во II — I вв. до н.э. в буддизме выделились два направления — хинаяна и махаяна. Термин «хинаяна» дословно переводится как «малая колесница» или «узкий путь к спасению». Её приверженцы считают, что нирваны может достигнуть лишь отшельник, монах (архат), а у мирян надежды на спасение нет. «Махаяна» переводится как «большая колесница» или «широкий путь к спасению». Широким он называется потому, что спасение мыслится достижимым и для монаха, и для мирянина. Идеалом махаяны является не отшельник, а боддисатва — святой или праведник, который почти достиг спасения, но задерживается в сансаре из-за сострадания к живым существам и желания спасти как можно большее их количество. Правила, предъявляемые буддистским учением к рядовому верующему, сводятся к пяти наставлениям: Не причинять никакого вреда живым существам; Ничего не брать у других, если только этого не дают добровольно; Не нарушать супружескую верность; Не лгать; Не употреблять опьяняющие напитки и наркотики. Требования, предъявляемые к монахам, строже: они должны отказаться от чревоугодия, от музыки, пения и танцев, от употребления парфюмерии и украшений, а также от использования денег и жить только подаянием. В социальном плане буддизм характеризуется отрицательным отношением к кастовой системе; возможно, поэтому в конечном счете он так и не смог укорениться в Индии. Для его приверженцев характерна вера в возможность достижения просветления здесь и сейчас, минуя череду перерождений. Внешняя культовая атрибутика буддизма, равно как и священные тексты, отходят на второй план, а на первый план выходит личный духовный опыт, приобретаемый в процессе созерцания, медитации. Одними из первых европейских мыслителей, всерьёз интересовавшимися буддизмом, были А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. Во многом благодаря их авторитету буддизм был перенесен на европейскую почву. После мировой войны популярность буддизма в Западной Европе и США выросла, особенно среди молодежи и интеллигенции, что связано с критическим отношением к капитализму, к потребительскому обществу, поисками новой духовности. Буддистский принцип непричинения вреда живым существам оказался созвучен идеям, выдвинутым экологическими и миротворческими 2 движениями. Литература: Васильев Л. С. История религий Востока : учеб. пособие для вузов / Л. С. Васильев. – М., 2006. – С. 492–510. Лебедев В. Ю. Религиоведение : учебник : [для студ. вузов] / В.Ю. Лебедев, В.Ю. Викторов.— М. : Юрайт : ИД Юрайт, 2011 .— С. 221-239. Сергеева Т. В. Будда, или Легенда о Разбуженном принце /Т. В. Сергеева. – М., 2002. – С. 193–250. Эррикер К. Буддизм / К. Эррикер. – М., 2002. – С. 9–39, 64–106. Яблоков И. Н. История религии : учеб. пособие : в 2 т. / И. Н. Яблоков. – М., 2004. – Т. 2. – С. 5–70. |