Главная страница
Навигация по странице:

  • Анна Фрейд «ПСИХОЛОГИЯ «Я» И ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ» Отношение между Я и аналитическим методом

  • Защита против инстинкта, проявляющаяся в форме сопротивления

  • Защита против аффектов

  • ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ. Теория психоанализа и защитные механизмы

  • Джеймс Фейдимен, Роберт Фрейгер. Защитные механизмы СУБЛИМАЦИЯ

  • МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ

  • Репрессия (подавление)

  • Отрицание

  • Рационализация

  • Реактивные образования

  • Проекция

  • Изоляция

  • Регрессия

  • Механизмы защиты в целом

  • конспекты. Буллит У., Фрейд З. Представления о мотивах и личности в психоанализе


    Скачать 28.12 Kb.
    НазваниеБуллит У., Фрейд З. Представления о мотивах и личности в психоанализе
    Дата09.06.2020
    Размер28.12 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаконспекты.docx
    ТипДокументы
    #129152

    Буллит У., Фрейд З. Представления о мотивах и личности в психоанализе.

    1. В жизни каждого человека существует активная сила – либидо (энергия Эроса).

    Предполагаемые характеристики либидо: наполняет определённые области в части нашего аппарата психики, как электрический ток заполняет батарейку или аккумулятор; подвержено количественным изменениям; вызывает напряжение пропорциональному количеству заряда, ищет выход; питается.

    Изначально накапливается в нарциссизме, в удовлетворении потребностей в себе.

    Противопоставление нарциссизму – объективная любовь. В ходе жизни часть либидо направляется на внешний объект, часть остаётся в себе. То есть, изначально для либидо является пристанищем нарциссизм, который в какой-то мере остаётся до конца жизни, а говоря о пропорциях нарциссизма и объективно любви – у каждого человека это индивидуально, но всё присутствует в любом случае даже минимально.

    2.Абсолютно все человеческие существа бисексуальны, ведь каждый индивид состоит из элементов мужественности и женственности.

    При окончании первой фазы чистого нарциссизма и объектная любовь начинает играть свою роль, либо начинает наполнять три «аккумулятора»: нарциссизм, мужественность и женственность. Женственность понимается как все те желание, которые характеризуются пассивностью, основной потребностью быть любимым и склонностью подчиняться другим – выражается в мазохизме. Мужественность – все желания, которые служат проявлением активности характера, подобно желанию любить и желанию достичь власти над другими людьми, контролировать внешний мир и изменять его в соответствии со своими желаниями. Поэтому мужественность связана с активностью, а женственность — с пассивностью.

    Основной объект любви ребёнка – мать и отец, его ранние отношения с ними – пассивны. Либидо ребёнка зарождается через эти пассивные отношения, позже пытается стать активным по отношению к родителям. Вследствие этого для его либидо открыты четыре выхода: через пассивность к своему отцу и матери и через активность по отношению к ним. Из этой ситуации развивается Эдипов комплекс.

    Объяснение: в психической жизни человека два основных инстинкта являются активными: Эрос - любовь, чью энергию назвали либидо, и второй инстинкт смерти. Инстинкт смерти представляется как импульс к разрушению. Он является противником любви. Оба инстинкта с самого начала одновременно присутсвуют в психической жизни и редко когда-либо проявляются в чистом виде, а являются, как правило, перемешанными в различных пропорциях.

    Поэтому то, что представляется мужественностью или женственностью, никогда не состоит из чистого либидо, а всегда несет с собой добаночный элемент желания нападать и разрушать. Мы предполагаем, что этот дополнительный элемент является намного сильнее в случае мужественности, чем в случае женственности.

    Обсуждение Эдипового комплекса:
    Либидо ребенка заполняет 5 «аккумуляторов»: нарциссизм, пассивность по отношению к матери, пассивность по отношению к отцу, активность по отношению к матери и активность по отношению к отцу — и начинает разряжаться через эти желания. Конфликт между этими различными течениями либидо порождает Эдипов комплекс маленького мальчика. Вначале ребенок не ощущает никакого конфликта: он находит удовлетворение в разрядке всех своих желаний и не обеспокоен их несовместимостью. Но постепенно для маленького мальчика становится затруднительным примирять свою активность по отношению к отцу и матери со своей пассивностью по отношению к ним либо из-за возрастания интенсивности его желаний, либо из-за возникающей потребности объединить, или синтезировать, все эти расходящиеся потоки либидо.

    Для маленького мальчика особенно трудно примирить свою активность по отношению к матери с пассивностью по отношению к отцу. Когда он желает полностью выразить свою активность по отношению к матери, он встречает на своем пути отца. Тогда он желает избавиться от отца как от помехи, мешающей обладанию матерью; но, с другой стороны, заряд либидо, размещенный в пассивности по отношению к отцу, заставляет его желать подчиниться отцу, даже вплоть до желания стать женщиной, своей собственной матерью, чье место по отношению к отцу он желает занять. Из этого источника развивается впоследствии отождествление с матерью, которое становится постоянным ингредиентом в бессознательном поведении мальчика.

    Желание маленького мальчика избавиться от отца становится несовместимым с его желанием быть пассивным по отношению к отцу. Эти желания ребенка вступают в конфликт. Поэтому нарушается разрядка либидо изо всех этих «аккумуляторов», за исключением нарциссизма, и ребенок находится в состоянии конфликта, который мы называем Эдиповым комплексом.

    Все лица мужского пола используют один метод решения основной дилеммы Эдипова комплекса: отождествление с отцом из-за невозможности убрать его.


    Этот ранний шаг отождествления с отцом делает понятным более позднее честолюбивое стремление превзойти отца и стать более великим, чем отец. Тот отец, с которым маленький мальчик отождествляет себя, не является тем отцом, каков он есть в реальной жизни. Позднее по сравнению с этой идеальной фигурой действительный отец неизбежно будет казаться малой пешкой; и когда юноша желает превзойти отца, он просто поворачивает от реального отца к отцовской фигуре своего детства.

    Этот всемогущий, всемудрый, обладающий всеми добродетелями отец детства в результате его интроецирования ребенком становится внутренней психической силой, которую в психоанализе мы называем Идеал-Эго или Супер-Эго.

    Супер-Эго проявляет себя на протяжении всей последующей жизни мальчика через свои приказы и, запреты. Его негативная запрещающая функция - совесть. Его позитивная управляющая сторона находит выражение через все сознательные и бессознательные чаяния индивида.

    Супер-Эго становится источником новых трудностей, с которыми приходится иметь дело Эго. Супер-Эго предостерегает, запрещает, вытесняет и пытается изолировать и отвести от целей все те либидозные желания, которые не удовлетворяют его идеалам.

    Примирение себя с миром реальности является одной из важнейших задач каждого человека. Эта задача нелегка для ребенка. Ни одно из влечений его либидо не может найти полного удовлетворения в реальном мире. Каждому человеку приходится достигать такого примирения с миром реальности. Тот, кому абсолютно не удается выполнить эту задачу, впадает в психоз, слабоумие. Тот, кто может достичь только частичного и потому ненадежного решения конфликта, становится невротиком. И только тот человек, который достигает полного примирения, становится нормальным здоровым человеком.
    Каждое человеческое Эго является результатом попытки примирения всех этих конфликтов: конфликтов между противоречивыми влечениями либидо и влечениями либидо с требованиями Супер-Эго и с фактами реального мира человеческой жизни. Устанавливаемый тип примирения определяется относительной интенсивностью врожденной мужественности и женственности у данного индивида и зависит от тех переживаний, которым он подвергается в детстве. Конечным продуктом всех этих попыток примирения является характер.

    Все влечения должны быть удовлетворены тем или другим образом. Супер-Эго настаивает на своих требованиях, и нельзя избежать адаптации к реальности. Для выполнения этой задачи Эго применяет, когда непосредственное удовлетворение либидо невозможно, три механизма: вытеснение, отождествление и сублимацию.

    Вытеснение - отрицание существования инстинктивного желания, которое требует удовлетворения, отгоняется в бессознательное. Является наименне эффективным способом. В данном механизме Эго применяет следующий способ проведения индивидуальных актов вытеснения: реактивные образования (путем усиления влечений, которые противостоят тем влечениям, которые требуется вытеснить).

    Отождествление пытается удовлетворить инстинктивное влечение, трансформировать само Эго в желаемый объект, так что Эго представляет одновременно и желающего субъекта, и желаемый объект. Мальчик переносит часть своих активных и пассивных желаний по отношению к матери на других женщин, которые являются ее заместителями;

    Сублимация является способом дать инстинктивному влечению частичное удовлетворение путем замены недостижимого для него объекта родственным объектом, который не отвергается Супер-Эго или внешним миром. Неудовлетворенные сублимированные желания либидо породили искусство и литературу.

    Некоторые доп открытия:

    Каждое препятствие в разрядке либидо вызывает накопление психической энергии, и возрастание давления в затрагиваемом «аккумуляторе» может распространиться на другие «аккумуляторы». Либидо всегда ищет места для накопления и разрядки. Если оно не может найти места для накопления или разрядки путем использования одного «аккумулятора», оно размещает себя и разряжается посредством использования других «аккумуляторов».

    Интенсивность сильно варьирует у разных индивидов.


    Либидо всегда будет отказываться от иного выхода, если свободен выход, лежащий ближе к первоначальным инстинктивным влечениям, при условии, что сопротивление Супер-Эго и внешнего мира не является большим, чем в случае иного выхода.

    В ходе человеческой жизни психическое развитие вместо продолжения своей эволюции может внезапно останавливаться и заканчиваться. В таком случае некоторое травматическое переживание заполняется либидо, загоняя его в те «аккумуляторы», которых оно придерживается вплоть до самой смерти или душевного распада личности. Это фиксацией.

    Анна Фрейд «ПСИХОЛОГИЯ «Я» И ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ»
    Отношение между Я и аналитическим методом.

    Задача аналитика заключается во введении в сознание всего того, что является бессознательным независимо от того, какому психическому образованию оно принадлежит. Аналитик принимается за работу по разъяснению, он выбирает себе позицию, равноудаленную от Оно, Я и Сверх-Я.

    Препятсвия: Импульсы Оно не склонны оставаться неосознанными. Они естественным образом постоянно пытаются проложить себе путь в сознание и тем самым достичь удовлетворения или направить свои производные на поверхность сознания. Для подавленных элементов в Оно аналитик выступает как помощник и освободитель.

    В той мере, в какой образования Я стремятся ограничить импульсы Оно собственными способами, аналитик выступает как возмутитель спокойствия. Цель аналитика, заключающаяся во введении бессознательного в сознание, и усилия образований Я по овладению инстинктивной жизнью противоречат друг другу. Следовательно, образования Я рассматривают цель аналитика как угрозу. (в случае непонимания пациентом своей болезни).

    Реализуя способность к самонаблюдению, Я делает общее с аналитиком дело; эта его способность находится в распоряжении аналитика, и Я передает ему картину других образований, созданную на основе их производных, вторгшихся на его территорию. Я антагонистично аналитику - в своем самонаблюдении оно ненадежно и тенденциозно. Сознательно регистрируя и передавая одни факты, Я фальсифицирует и отбрасывает другие, препятствуя их освещению.

    Я само является объектом анализа в том отношении, что постоянно осуществляемые им защитные действия реализуются бессознательно и могут быть введены в сознание лишь ценой значительных усилий, подобно бессознательной активности любого из вытесняемых инстинктивных импульсов.

    Защита против инстинкта, проявляющаяся в форме сопротивления.

    Я выступает в форме сопротивления анализу Оно. Я в анализе становится активным, когда оно пытается при помощи противодействия воспрепятствовать вторжению Оно. Поскольку цель анализа заключается в том, чтобы облегчить доступ в сознание идеаторным представлениям подавленных инстинктов, т.е. способствовать вторжениям Оно, защитные действия Я против этих представлений автоматически приобретают характер активного сопротивления анализу. А поскольку для того, чтобы обеспечить соблюдение основного правила анализа, позволяющего этим представлениям всплывать в свободных ассоциациях пациента, аналитик использует свое личное влияние, то и защита, воздвигаемая Я против инстинктов, приобретает форму прямого сопротивления самому аналитику. Враждебность по отношению к аналитику и усиление мер, которые должны воспрепятствовать всплыванию импульсов Оно, совпадают друг с другом. Когда в определенные моменты анализа защита снимается и инстинктивные представления могут беспрепятственно проявиться в форме свободных ассоциаций, отношение Я к аналитику на это время освобождается от искажений.

    Нельзя сказать, что всякое сопротивление есть результат защитных действий со стороны Я. Но каждая такая защита против Оно, воздвигаемая в ходе анализа, может быть обнаружена лишь в форме сопротивления работе аналитика. Анализ сопротивлений Я дает хорошую возможность наблюдать и вводить в сознание бессознательные защитные действия Я.


    Защита против аффектов.

    Я не менее энергично и активно защищается также от аффектов, связанных с инстинктивными импульсами. Отвергая требования инстинктов, Я в первую очередь должно уладить дело с этими аффектами.

    Любовь, вожделение, ревность, разочарование, страдание и печаль сопутствуют сексуальным желаниям; ненависть, гнев и ярость сопутствуют импульсам агрессии; если инстинктивные импульсы, с которыми они связаны, должны быть отражены, то эти аффекты должны подвергнуться всем тем различным мерам, к которым прибегает Я в усилии овладеть ими, т. е. они должны претерпеть метаморфозу. Где бы ни происходила трансформация аффекта, она является результатом работы Я, и нам предоставляется возможность исследовать его действия. Мы знаем, что судьба аффекта, связанного с инстинктивным требованием, не тождественна судьбе его идеаторного представления. Очевидно, что одно и то же Я может иметь в своем распоряжении лишь ограниченное количество способов защиты. В отдельные периоды жизни и в соответствии со своей собственной конкретной структурой индивидуальное Я выбирает то один, то другой способ защиты—это может быть вытеснение, смещение, перестановка и т. д.— и может использовать его как в своем конфликте с инстинктами, так и в защите от высвобождения аффекта.

    ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ.

    Теория психоанализа и защитные механизмы.
    Термин «защита» является самым первым отражением динамической позиции в психоаналитической теории. Стал заменой термина «вытеснение». Отношения между двумя понятиями остались неопределенными.

    Фрейд всё же прибегает к термину «вытеснение», как к одному из способов защиты.

    Значение вытеснения сведено до «особого метода защиты».

    Это новое представление о роли вытеснения требует исследования других конкретных способов защиты и сопоставления таких способов, открытых и описанных исследователями, работающими в психоаналитической традиции.

    Регрессия и реактивное изменение Я (формирование реакции), изоляция и «уничтожение»—все они рассматриваются как защитные техники, используемые при неврозах навязчивости.

    В своей работе по теории инстинкта Фрейд описывает процессы борьбы Я с самим собой и обращения, обозначая их как «изменения инстинкта». С точки зрения Я эти два последних механизма также могут быть зачислены в рубрику защитных средств, поскольку истоки всех превращений, которым подвергаются инстинкты, лежат в определенной активности Я. Если бы не вмешательство Я или внешних сил, которые представляет Я, каждый инстинкт знал бы только одну участь — удовлетворение.

    К девяти способам защиты, которые очень хорошо знакомы на практике и исчерпывающе описаны в теоретических работах по психоанализу следует добавить сублимацию.
    Джеймс Фейдимен, Роберт Фрейгер. Защитные механизмы

    СУБЛИМАЦИЯ

    Сублимация — это процесс, посредством которого энергия, первоначально направленная на сексуальные или агрессивные цели, перенаправляется к другим целям, часто художественным, интеллектуальным или культурным. Сублимацию называют «успешной защитой».

    Сублимированная энергия создает то, что люди называем цивилизацией. Фрейд утверждает, что огромная энергия и значительная сложность цивилизации — это результат лежащего за ней стремления найти приемлемые и удовлетворяющие пути для подавляемой энергии.
    Сублимированная энергия уменьшает первоначальные побуждения.


    МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ

    Основные «патогенные» механизмы защиты — это репрессия (подавление), отрицание, рационализация, реактивное образование, изоляция, проекция и регрессия. Сублимация, которая описана ранее, — это успешная защита, она в действительности разрешает и элиминирует напряжение. Все остальные защиты блокируют прямое выражение потребностей.

    Репрессия (подавление).

    Репрессия удаляет из сознания потенциально вызывающее тревожность событие, идею или восприятие, препятствуя таким образом возможному разрешению. Репрессированный элемент остается частью души, хотя и бессознательной, и по-прежнему остается проблемой.

    Истерические симптомы часто оказываются вызванными ранним подавлением. Некоторые психосоматические заболевания, такие как астма, артрит и язва, могут быть связаны с подавлением. Преувеличенная вялость, фобии и импотенция или фригидность также могут быть производными подавляемых чувств.


    Отрицание.

    Отрицание — это попытка не принимать в качестве реальности событие, которое беспокоит Я. Это бегство в фантазию может принимать различные формы.

    Примечательная способность неправильно вспоминать события — форма отрицания, которая наиболее часто встречается в практике психотерапии. Пациент ясно припоминает версию события, а затем позже вспоминает это событие иначе и внезапно сознает, что первая версия была ложью, выдумкой.


    Рационализация.

    Рационализация — это нахождение приемлемых причин или оснований для неприемлемых мыслей или действий. Человек представляет объяснения, которые логически убедительны или этически приемлемы, для отношения, действия, идеи или чувства, которые возникают из других мотивационных источников. Рационализация как способ оправдания.


    Рационализация — это способ принять давление Сверх-Я; она скрывает наши мотивы, делает наши действия морально приемлемыми.


    Реактивные образования.

    Этот механизм подменяет поведение или чувствование таким, которое диаметрально противоположно действительному желанию; это явная и обычно бессознательная инверсия желания.

    Как и другие механизмы защиты, реактивные образования первоначально формируются в детстве в моменты сексуального влекчения.

    К сожалению, побочные эффекты реактивных образований уродуют социальные отношения. Главная характеристика, по которой можно узнать реактивные образования, — преувеличение, ригидность и экстравагантность. Отрицаемая потребность должна затемняться снова, и снова, и снова.


    Реактивные образования можно видеть в любом преувеличенном поведении. Реактивные образования маскируют части личности и ограничивают способность человека реагировать на события; личность становится менее гибкой.

    Проекция.

    Приписывание другому человеку, животному или объекту качеств, чувств или намерений, которые исходят от самого приписывающего, называется проекцией. Это механизм защиты, посредством которого аспекты личности перемещаются изнутри индивидуума на внешнее окружение. Человек может иметь дело с действительными чувствами, не принимая или не сознавая того факта, что пугающая его идея или поведение принадлежат ему самому.


    Критический момент в проецировании состоит в том, что мы не видим в себе того, что кажется ярким и очевидным в другом.

    Исследование динамики предрассудков показывает, что люди, которые имеют тенденцию стереотипизировать других, обнаруживают одновременно мало понимания собственных чувств. Люди, отрицающие у себя определенную специфическую черту, более критичны к этой черте, когда они видят или проецируют ее в других.

    Изоляция.

    Изоляция — это отделение вызывающей тревожность части ситуации от остальной сферы души. При таком отделении событие почти не вызывает эмоциональной реакции. В результате человек обсуждает проблемы, отделенные от остальной личности, таким образом, что события не связываются ни с какими чувствами, как будто они случились с кем-то другим. Этот сухой подход может стать преобладающим стилем. Человек может все больше и больше уходить в идеи, все менее и менее соприкасаясь с собственными чувствами.

    Нормальным прототипом изоляции по Фрейду является логическое мышление, которое тоже стремится отделить содержание от эмоциональной ситуации, в которой оно обнаружено. Изоляция становится механизмом защиты, только когда она используется для защиты Я от принятия вызывающих тревожность аспектов ситуации или отношений.

    Регрессия.

    Регрессия — это возвращение на более ранний уровень развития или к способу выражения, который более прост и более свойствен детям. Тревожность ослабляется здесь посредством ухода от реалистического мышления в поведение, которое в более ранние годы уменьшало тревожность.


    Механизмы защиты в целом.

    Описанные защиты — это способы, которыми душа защищает себя от внутренних и внешних напряжений. В каждом случае энергия либидо, необходимая для поддержания защиты, существенно ограничивает подвижность и силу Я.


    написать администратору сайта