Бюллетень международного центра "искусство и образование"
Скачать 247.99 Kb.
|
BULLETIN OF THE INTERNATIONAL CENTRE OF ART AND EDUCATION БЮЛЛЕТЕНЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ЦЕНТРА "ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ" Профессиональное образование №1 2016 год. 1 Грибкова Ольга Владимировна, доктор педагогических наук, профессор кафедры музыкального искусства института культуры и искусств ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» Найдина Мария Михайловна аспирант кафедры музыкального искусства института культуры и искусств ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» Gribkova Olga Vladimirovna Ph.D. in pedagogical sciences, Professor of the Department of Musical Art Institute of Culture and Arts of "Moscow City Pedagogical University" E-mail: Groli@mail.ru К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ THE QUESTION OF COMMUNICATIVE CULTURE DEVELOPMENT IN THE CONDITIONS OF MUSIC-PEDAGOGICAL EDUCATION Аннотация: В статье рассматриваются основы коммуникации, а также ее реализация в условиях музыкально-педагогической среды. На примере ра- боты с хоровым коллективом выявлены различные аспекты коммуникатив- ной культуры, используемые дирижером в процессе создания собственного коллектива. Сформулирована и аргументирована авторская позиция относи- тельно путей разрешения коммуникативного барьера между дирижером и ар- тистами хора. Особое внимание уделено преимуществу музыкально- педагогического образования, которое способствует «расширению» профес- сиональных возможностей будущего руководителя коллектива. Abstract: The article deals with the communicative basics, and its implemen- tation in the conditions of the musical and pedagogical environment. For example on work with a choir collective, various aspects of communicative culture, used by a conductor in the creating their own collective process, are revealed. The author's position on the ways to resolve the communicative barrier between the conductor and the choir artists is formulated and argued. Special attention is paid to the BULLETIN OF THE INTERNATIONAL CENTRE OF ART AND EDUCATION БЮЛЛЕТЕНЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ЦЕНТРА "ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ" Профессиональное образование №1 2016 год. 2 advantage of musical and pedagogical education, encouraged the "expansion" of the professional future team head capabilities. Ключевые слова: коммуникация, коммуникативная культура, субъ- ект и объект коммуникации, коммуникативный аспект, психологический ас- пект, музыкально-педагогический аспект, дирижер, руководитель коллекти- ва, дирижер и хор, коммуникативный барьер, атмосфера внутри коллектива, музыкально-педагогическое образование. Key-words: communication, communicative culture, subject and object of communication, communicative aspect, psychological aspect, musical and pedagogical aspect, conductor, team leader, conductor and choir, communication barrier, team atmosphere, musical and pedagogical education. Термин коммуникация в последнее время встречается довольно часто в самых различных областях и сферах человеческой жизни. В настоящее время общение, передача и восприятие большого количества информации является ключевым навыком. Современное образование также претерпевает измене- ния в соответствии с требованиями общества, направленными на возмож- ность быстро ориентироваться и отсеивать «ненужное» знание. Так что же такое коммуникация? И каким образом коммуникация находит отражение в сферах искусства? Коммуникация (лат.communicatio – от communico – делаю общим, свя- зываю, общаюсь) - общение, передача информации от человека к человеку – специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно- трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи других знаковых систем). [большой энциклопеди- ческий словарь]. «Понятие «коммуникация» используется многими гуманитарными, ес- тественными и техническими науками, подразумевая, как правило, элемен- тарную схему коммуникации, содержащую три основных компонента: • передающий субъект (коммуникатор); BULLETIN OF THE INTERNATIONAL CENTRE OF ART AND EDUCATION БЮЛЛЕТЕНЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ЦЕНТРА "ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ" Профессиональное образование №1 2016 год. 3 • передаваемый объект (сообщение: информация, предмет, идея); • принимающий субъект (реципиент). То есть, коммуникация — это разновидность взаимодействия между субъектами, опосредованного некоторым объектом. Отличительными при- знаками коммуникации являются: • обязательное наличие двух субъектов, в качестве которых могут выступать отдельный человек, группа людей или общество в це- лом, а также животные (зоокоммуникация). Этот признак исклю- чает из понятия коммуникации взаимодействие неодушевленных объектов; • обязательное наличие передаваемого объекта, который может иметь как материальную (речь, жест, предмет), так и нематери- альную (мысль, идея, чувство) форму; • целесообразность и функциональность коммуникации, ибо не происходит ничего случайного и бессмысленного, т. к. цель лю- бого коммуникационного акта заключается не в обмене матери- альными предметами, а, прежде всего, в сообщении друг другу смыслов, обладающих идеальной природой. В процессе любого коммуникационного акта коммуникатор и реципи- ент осознанно преследуют три цели: 1. Познавательную — распространение (коммуникатор) или приобре- тение (реципиент) знаний и умений; 2. Побудительную — стимулирование других людей к каким-либо дей- ствиям или получение нужных стимулов и формирование мотивации пред- стоящего действия; 3. Экспрессивную — выражение или получение определенных эмоций и переживаний». [1]. BULLETIN OF THE INTERNATIONAL CENTRE OF ART AND EDUCATION БЮЛЛЕТЕНЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ЦЕНТРА "ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ" Профессиональное образование №1 2016 год. 4 Отличительной чертой хоровой музыки является наличие сразу двух каналов коммуникации: вербального (поэтический текст) и невербального (музыка). Сочетание музыки и текста в разы увеличивает влияние хоровой музыки на эмоциональный фон человека, затрагивая самые различные «стру- ны души». «Хоровое исполнительство не может существовать вне коммуникаци- онного процесса. Музыкальная коммуникация в данном виде искусства осу- ществляется по своим особым законам, поскольку хоровое исполнительство имеет свою специфику: коллективный характер творчества; обязательное на- личие фигуры дирижера; работу артистов хора с собственными голосами, а не инструментами; сосуществование в произведениях для хора музыкального и вербального текстов; открытость, доступность хорового пения и другие особенности. Хоровое исполнительство, в свою очередь, благодаря своим свойствам и функциям, имеет ряд преимуществ в коммуникационном аспекте по сравнению с другими видами музыкальной деятельности». [1] Из вышесказанного определения мы можем сделать вывод, что комму- никативная культура и необходимость ее развития встречается в музыкаль- ной сфере в самых различных аспектах, как профессиональных, так и музы- кально-педагогических, психологических. Рассмотрим подробнее эти стороны музыкальной деятельности на примере работы с хоровым коллективом. Как говорил Павел Григорьевич Чесноков «дирижер должен прежде всего усвоить одну простую истину: нельзя учить других тому, чего сам не знаешь». [6] Профессиональный аспект (или «коммуникация времен») предполагает передачу информации по следующей схеме: композитор – дирижер – испол- нитель (хор) – слушатель. «Исполнительское искусство – искусство общения. Каждый вид искус- ства имеет свои особенности, касающиеся предметной реализации человече- BULLETIN OF THE INTERNATIONAL CENTRE OF ART AND EDUCATION БЮЛЛЕТЕНЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ЦЕНТРА "ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ" Профессиональное образование №1 2016 год. 5 ских переживаний окружающей действительности, адекватной потребности общества в эмоциональной компенсации дефицита общения. Наиболее пол- ная реализация потребности общения осуществляется в музыкальном искус- стве, так как его специфические особенности включают чувственно- выраженное отношение друг к другу в человеческом общении. Именно в процессе музыкального исполнения осуществляется особый акт общения между участниками исполнения со слушателями, рождающий сильный эмо- циональный заряд». [6] Для возможности владения данным видом коммуникации дирижеру (руководителю коллектива) необходимо обладать широким спектром про- фессиональных возможностей: 1. Умение правильно воспринять произведение, учитывая контекст времени его написания, личные биографические данные композитора и авто- ра текста; 2. Разбор соответствия музыкального и поэтического материалов; 3. Реализация собственных творческих идей посредством привнесения в данный музыкальный материал собственных идей, не нарушая при этом стилистические особенности музыкального произведения; (быть не ремес- ленником, а творцом). 4. Суметь заинтересовать свой коллектив музыкой таким образом, что- бы каждый из участников хора воспринял трактовку руководителя, как свою собственную (при этом дирижеру нужно очень постараться сделать так, что- бы его собственное мнение не было «навязанным», но при этом доказатель- ным и аргументированным). 5. При общем единении мнений между хором и дирижером, повышает- ся уровень восприятия исполнения музыки слушателями, тем самым комму- никация от композитора к публике становится возможной и максимально эффективной. Возникает необходимость в постановке вопроса о преодолении коммуникативного барьера между дирижером и артистами хора, имеющего BULLETIN OF THE INTERNATIONAL CENTRE OF ART AND EDUCATION БЮЛЛЕТЕНЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ЦЕНТРА "ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ" Профессиональное образование №1 2016 год. 6 прямое отношение к психологическому аспекту коммуникативной культуры, а именно – создании благоприятной атмосферы внутри коллектива. Итак, психологическая коммуникация — это обмен личностно- значимыми смыслами в рамках внутреннего психического пространства и времени, сформированными в процессе жизнедеятельности конкретного че- ловека (например, общение в соответствии с личными склонностями и инте- ресами; любовь и привязанность, доверие, симпатия и антипатия и т. д.);] Дирижеру при знакомстве с коллективом необходимо постепенно осознать и выявить индивидуальные особенности каждого из участника хора, не только профессиональные, но и психологические. Ведь именно от формы подачи определенных задач зависит их выполнение с различной эмоциональ- ной оценкой. Хормейстеру необходимо поддерживать благоприятную атмо- сферу в коллективе, избегая конфликтов как его самого с отдельными участ- никами хора, так и предотвращая ссоры между хористами. Для достижения лучшего результата кого-то придется постоянно стимулировать, к людям с тонкой психикой нужно будет обращаться деликатно, а кому-то будет проще осознать информацию через юмор. Также очень важно при всем этом не забывать про дисциплину непо- средственно на самих хоровых репетициях. В основе отношений между ру- ководителем хора и певцами должно быть взаимоуважение. Выдающийся русский композитор и дирижер Павел Григорьевич Чес- ноков считал, что «основным принципом взаимоотношений руководителя с коллективом хора, которому Чесноков следовал всю свою жизнь, были глу- бокая человечность и взаимное уважение певцов и дирижера. Указания на это мы находим и в книге «Хор и управление им». Производственная дисци- плина, по его мнению, должна иметь в своей основе полное уважение к руко- водителю коллектива. Случаи резкости в обращении Чеснокова с певцами были очень редки и вызывались только самыми серьезными, по его мнению, нарушениями творческой дисциплины. Дисциплина как внешняя, так и внут- BULLETIN OF THE INTERNATIONAL CENTRE OF ART AND EDUCATION БЮЛЛЕТЕНЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ЦЕНТРА "ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ" Профессиональное образование №1 2016 год. 7 ренняя на его занятиях была отличная. Каждый охотно стремился выполнить требования руководителя». [6] Для достижения данной цели руководителю необходимо понимать, в каком соотношении находятся «темпераментные группы» в коллективе. «Знание вооружает»: энергию слишком активных участников можно направ- лять в «доброе» русло, также, как и слишком закрепощенных людей ставить на «важные» организационные должности, при этом незримо контролируя любые негативные изменения во взаимоотношениях «хористов». Именно благоприятная атмосфера внутри коллектива позволяет дири- жеру уделять больше внимания выполнению своих профессиональных обя- занностей. Профессиональную сторону работы дирижера невозможно рассматри- вать вне педагогического аспекта. Хормейстер должен не только владеть своим «инструментом», но и научить других тому же. Николай Михайлович Ковин в своей статье писал, что «только немногие с понятием «регент» свя- зывают всю ту массу умений, знаний и прирожденного таланта, которые да- ют ему, стоящему во главе хора, возможность понять пьесу, осветить ее этим понимаем, сообщить его хору и, спаяв последний в одно органическое целое, привлечь к коллективной работе исполнения все отдельные понимания и умения поющей массы… В каждое мгновение хор должен чувствовать руку, которая властно ведет его, направляет его жизнь во время исполнения к пре- дугаданной цели…» [5] В этом особенность дирижерской профессии в отличии от других му- зыкальных направлений. Если работа пианистов, вокалистов, инструмента- листов в большинстве случаев заключается в работе над собой, то дирижер, прежде чем исполнить какое-либо произведение – должен настроить все кла- виши своего инструмента, каждая из которого – живой человек с совершенно различными индивидуальными особенностями. П. Г. Чесноков писал, что управлять хором, это значит «перед исполнением привлечь внимание хора, BULLETIN OF THE INTERNATIONAL CENTRE OF ART AND EDUCATION БЮЛЛЕТЕНЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ЦЕНТРА "ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ" Профессиональное образование №1 2016 год. 8 настроить его, установить с ним связь, обеспечивающее тонкое взаимное по- нимание; правильно сделать прием вступления; создавать, поддерживать и совершенствовать хоровую звучность; правильно толковать и освещать ис- полняемое сочинение; дирижировать так, чтобы все движения, жесты и ми- мика ясно выражали внутренние переживания дирижера; вызывать в себе не- обходимый подъем, регулируемый чувством художественной меры». [6] Именно поэтому особый акцент хочется сделать на образовательной модели высших учебных заведений по специальности «хоровое дирижирова- ние» и выделить преимущество музыкально-педагогического образования, которое нацелено на подготовку специалиста с широким спектром возмож- ностей. Литература: 1. Грибкова О.В. Творческое общение в исполнительской деятельности дирижера-хормейстера. Монография. М.: Издательство АС-Траст, 2008 – 187с. 2. Грибкова О.В. Модель формирования профессиональной культуры бу- дущих педагогов-музыкантов в процессе хормейстерской подготовки// Педагогическое образование и наука. 2009. № 11. С. 62-65. 3. Грибкова О.В. Развитие профессиональных качеств будущих педаго- гов-музыкантов в исторической ретроспективе //Педагогика искусства. 2010. № 1. С. 124-127. 4. Грибкова О.В. Интеграция профессиональной культуры педагога- музыканта в его системно-модельной интерпретации//Актуальные про- блемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 11-6. С. 42-45 5. Ковин Н. Управление хором //Хоровое и регентское дело. «Заметки ре- гента» - 1909, №3, С.34. 6. Чесноков П. Хор и управление им. Учеб. Пособие. – М.: Изд-во «Муз- гиз», 1952. – 146 с. BULLETIN OF THE INTERNATIONAL CENTRE OF ART AND EDUCATION БЮЛЛЕТЕНЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ЦЕНТРА "ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ" Профессиональное образование №1 2016 год. 9 7. Грибкова О.В., Ушакова О.Б. Формирование хормейстерских компе- тенций студентов // Искусство и образование. 2016. № 5 (103). С. 55-64. 8. Уколова Л.И., Цзян В. Сущность и формы проявления сотворчества в педагогике искусства // Искусство и образование. 2016. № 6. С. 38-45. 9. http://www.21israel-music.com/Choir_Communication.htm 10. http://www.molych.ru/raznoe/kommunikatsija-psihologicheskij-aspekt.html |