Главная страница

Архитектура фонтанов возрождения. презентация 1. Цель Изучить архитектуру фонтанов барокко. Задачи


Скачать 29.41 Kb.
НазваниеЦель Изучить архитектуру фонтанов барокко. Задачи
АнкорАрхитектура фонтанов возрождения
Дата20.01.2023
Размер29.41 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлапрезентация 1.docx
ТипДокументы
#896403

Введение


В эпоху барокко центром архитектурной мысли был Рим. Это явление преимущественно итальянской архитектуры. Итальянское барокко, особенно римское барокко, является первым этапом европейской архитектуры после Ренессанса.

Архитектура изменяет в барокко своей природе и пытается воздействовать средствами, свойственными другому роду искусства: она становится живописной и такова, в сущности, характеристика этого стиля.

Барочный фонтан – источник лишь по традиции. Ему отводится важная роль в формировании барочной архитектурной среды.

  • Цель: Изучить «архитектуру фонтанов» барокко.

  • Задачи:

1. Узнать какова роль фонтанов в архитектуре барокко;

2. Изучить наиболее знаковые фонтаны Рима;

3. Рассмотреть особенности архитектуры наиболее крупных фонтанов.

  • Структура работы

  • Роль фонтанов барокко

  • Фонтан Аква-Феличе

  • Фонтан Аква Паола

  • Римские Фонтаны Бернини:

  • Фонтан Тритон

  • Фонтан Пчел

  • Фонтан Четырех рек

  • Фонтан Треви

  • Фонтаны виллы д’Эсте

Барочный фонтан – источник лишь по традиции. Ему отводится важная роль в формировании барочной архитектурной среды. В целом барочная архитектура почти не знает свободно стоящих построек. Исключение – барочные фонтаны на площадях. Фонтан становится эффектным выразителем стиля в градостроительных проектах.

Направление улиц и узлы их пересечения закреплялись архитектурными ориентирами - зданиями, замыкающими перспективу, или обелисками, фонтанами (фонтаны Четырех рек на площади Навона и фонтан Тритона на площади Барберини, исполненные Бернини). Такие «вехи» помогали людям ориентироваться в пространстве города. Вместе с тем перспективы улиц направляли внимание на объекты особой значимости и художественной ценности, расширяя пределы их эстетического воздействия.

Градостроительные мероприятия в данную эпоху неизменно связаны с проблемой водоснабжения. Вода подводилась в таких объемах, что ее хватало не только для удовлетворения необходимых потребностей населения, но и для украшения города И в этом отношении Рим явился образцом.

Античные акведуки восстанавливались один за другим. Их линии продолжались и удлинялись, подключая новые источники. Окончания наиболее крупных акведуков были завершены общественными водоемами для стирки белья и фонтанами.

«В ряду форм архитектонического творчества…искусство водной архитектуры» следует выделить отдельно. «Его своеобразие состоит в том, что оно подводит архитектоническое творчество вплотную к творчеству хореографическому, представляя нашему взору своего рода “танец воды”.

Барокко не воспринимает фонтан исключительно как скульптуру. Даже если скульптура количественно явно преобладает нал архитектурными и декоративными формами (фонтан «Четырех рек» на площади Навона, фонтан « Баркачча» ма площди ди Спанья, «Тритон» на площади Барберини или фонтан «Треви» перед палацио Поли), она прежде сего служит инициированию барочного пространственного мироощущения (с архитектурным аккомпанементом»). По проекту Дж. делла Порта был сооружен «Фонтан черепах» в невыразительном (нейтральном) архитектурном окружении, и его барочная агрессивность распространилась на всё пространство.

Аква Феличе


фонтан Моисея (1587), отметивший ввод в город акведука Аква Феличе, благодаря восстановлению которого стало возможным заселение и озеленение римских холмов, интенсивно застроенных в эпоху античности, но пришедших в запустение в средние века, стал окончанием этого акведукаАква Александрина (Aqua Alexandrina), переименованный в честь папы Сикста V из рода Феличе в Acqua Felice.

Жители из районов на холмах Виминале и Квиринале были вынуждены идти за водой к единственному сохранившемуся источнику, который находился тогда неподалёку от известного сегодня фонтана Треви (Fontana Trevi).

Не исключено, что папа Сикст V преследовал цель подвести воду и к своей роскошной Вилле Перетти Монтальто (Villa Montalto Peretti), которая простиралась над холмами Виминале, Квиринале и Эсквилине и занимала по периметру около 6 км.

Проект обновления древнего акведука римский папа доверил архитектору Джованни Фонтана. А просект самого фонтана выполнил его брат Доменико

Фонтан Аква Феличе построен по типу древнеримской триумфальной арки. Прямоугольная конструкция, приближенная к форме квадрата, имеет три аркообразные ниши (статуи в них появились не сразу), обрамлённые четырьмя ионическими колоннами

Скульптуры и горельефы в нишах фонтана Аква Феличе появились в 1588 году, уже после его открытия. Фигура Моисея стала композиционным центром всего архитектурного ансамбля

Образ еврейского пророка Моисея был выбран не случайно для монументального фонтана. Из Библии известно об одном из чудес спасителя народа Израиля, когда он ударил посохом в скалу у подножия горы Синай, и оттуда брызнула чистейшая родниковая вода. Вероятно, папа Сикст V хотел, чтобы его заслуга по снабжению Рима водой отождествлялась с деяниями пророка, а фонтан напоминал об этом.

Аква Паола


Облик Аква-Паола навеян другим знаменитым римским фонтаном — Аква-Феличе, который был построен при Сиксте V в 1585—1588 годах. Павел V восстановил разрушенный в VI веке акведук Траяна (хотя сам Павел V считал, что восстанавливает другой античный акведук, Аква Альсиетина, поэтому в надписи на аттике фонтана упомянут именно он), чтобы обеспечить питьевой водой жителей близлежащих районов города.

Авторы фонтана — архитекторы Фламинио Понцио и Джованни Фонтана, чей брат Доменико Фонтана работал над фонтаном Аква-Феличе. Они использовали белый мрамор из руин античного храма Минервы с форума Нервы, оформив им массивный пятиарочный шлюз. Фонтан увенчан папской тиарой и ключами Петра, ниже изображён семейный герб Боргезе с орлом и драконом, поддерживаемый ангелами. Высеченная ниже монументальная надпись прославляет Павла V за то, что он даровал воду жителям Трастевере.

Считается, что архитектора вдохновляли античные триумфальные арки. Фонтан выполнен из белого мрамора и гранита и представляет собой три арки и две ниши. Первоначально у фонтана было 5 небольших бассейнов, но в 1690 г. К. Фонтана объединил их. Сегодня, несмотря на запреты, римляне любят купаться в этом фонтане.

Фонтан Тритона


Фонтан Тритон, площадь Барберини (Fontana del Tritone, piazza Barberini)

После того, как строительство дворца, предназначенного для семейства Барберини было завершено, папа Урбан VIII-й Барберини поручает Джованни Лоренцо Бернини спроектировать декоративный фонтан для площади, расположенной рядом с дворцом. Творческий потенциал Бернини позволил ему уйти от сложившихся тогда классических норм и стереотипов и, вместо стандартных чаш, он представил необычный проект фонтана со скульптурой морского божества Тритона. Этот проект был без сомнения принят, и в конце 1642 года началась его реализация.

А где-то в первой половине следующего года римлянам предстал впечатляющий и новый для их глаз фонтан, где сын морского бога Посейдона Тритон выдувал из раковины настолько мощную и высоко бьющую ввысь струю воды, что впоследствии фонтан из-за его шума прозвали "ревущий Тритон".
Без сомнения, в это можно поверить лишь взглянув на старинную гравюру, где фонтан функционирует во всю свою мощь. Нынче, такую впечатляющую работу фонтана вряд ли можно увидеть...

Зато можно предположить, что вдохновило Бернини на создание этого образа - "Метаморфозы" древнеримского поэта Овидия, чьё произведение, без сомнения, знал и читал каждый просвещённый житель тогдашнего Рима.

"Моря недолог был гнев; сложив о трех зубьях оружье,

Воды владыка морской усмиряет и вставшего поверх

Волн голубого зовет Тритона, чьи отроду плечи

В алых ракушках, и дуть велит в трубицу морскую:

Этим он знак подает отозвать и потоки и волны.

Выбрал из раковин тот пустую трубу завитую,

Что расширяется вверх от низа крученого; если

В море такую трубу на просторе наполнить дыханьем,

Голос достигнет брегов, где солнце встает и ложится.

И лишь коснулось трубы божество с брадой увлажненной,

Лишь громогласно она заиграла отбой по приказу,

Все услыхали ее потоки, - земные, морские, -

Грозный приказ услыхав, потоки ей все покорились."

Бернини представил Тритона сидящего на огромной раскрытой раковине, которую несут над волнами моря свирепого вида дельфины.

Фонтан Пчел


Это ещё один известный римский фонтан, спроектированный Д. Л. Бернини по заказу папы Урбана VIII-го Барберини.

Через несколько месяцев после реализации фонтана Тритона, 6 апреля 1644 года папа Урбан VIII-й Барберини поручает Джан Лоренцо Бернини спроектировать новый небольшой фонтан для публичного использования - фонтан-поилку. Работа была выполнена в том же году, и ещё один изящный фонтан, выполненный из каррарского мрамора, украсил площадь Барберини, прислонившись к углу палаццо Содерини. Воображение Бернини дало Риму очередной шедевр, не вписывающийся в классическое представление тогдашних фонтанов-поильников. Обычно для этого применяли сохранившиеся с прошлых времён маски и саркофаги. Бернини же представил фонтан в виде огромной раковины двухстворчатого моллюска, где нижняя его створка служила в качестве бассейна.

Источником воды стали три маленькие пчёлки, будто присевшие утолить свою жажду, однако, сами щедро раздающие воду всем жаждущим. Эти насекомые стали не просто декоративным украшением фонтана, а прямым напоминанием о спонсоре и заказчике фонтана - папе Урбане VIII-го Барберини, чью геральдику украшают три трудолюбивые пчелы.

Здесь немного отвлекусь от истории фонтана, ибо хочется восстановить историческую справедливость. На самом же деле, пчёлы на гербе Барберини возникли от подлинного имени этого семейства  - Тафани, что означает овод. С повышением статуса семьи слово "овод", видимо, звучало нереспектабельно, и как фамилия за этим родом закрепилось название родной деревушки - Барберино, расположенной рядом с Флоренцией. А изначальное изображение бесполезных и назойливых насекомых было заменено на трудолюбивых и приносящих пользу пчёл.

Теперь опять вернёмся к фонтану. На верхней раковине была выбита надпись, гласящая: "Папа Урбан VIII-й, инициатор создания общественных фонтанов, ставших украшением города, построил и этот, предназначенный для горожан фонтан в 1644 году, в XXII-ю годовщину своего понтификата".

Однако, фонтан был открыт несколько раньше, до XXII-й годовщины оставалось еще около двух месяцев и римляне, которые не имели особых симпатий к семье Барберини, иронизировали - мол, папа играет с судьбой. На статуе Пасквино, которая служила в то время подобием нынешних СМИ, появились памфлеты, высмеивающие Урбана VIII-го. Папа лишился покоя. Чтобы исправить эту ошибку и избавиться от ненужных злословий и пересуд, кардинал Франческо Барберини, племянник папы, распорядился удалить одну римскую единицу. В новом чтении надпись гласила, что фонтан установлен в XXI-ю годовщину правления папы. Однако, это только ухудшило ситуацию. Поползли новые слухи, что это, мол, плохое предзнаменование, и действительно, новая дата стала роковой для папы Урбана VIII-го - он умер за восемь дней до своей двадцатитрёхлетней годовщины пребывания на папском престоле.

Фонтан Четырех рек


Фонтан Четырёх рек (итал. Fontana dei Quattro Fiumi) — один из самых знаменитых фонтанов Рима. Находится на Пьяцца Навона. Сооружён в 1648—1651 годах по проекту архитектора Джованни Лоренцо Бернини.

Для того чтобы украсить площадь в районе дворца, папа решает установить обелиск, чтобы выразить идею торжества католической контрреформации после решений ТридЕнтского собора.. А чтобы придать ему большей помпезности, окружить обелиск фонтаном.

в центре фонтана «Четырех рек» был установлен обелиск, его окружали аллегорические фигуры четырех рек. В этой, как и во многих других работах, Бернини старается связать природные стихии с городской архитектурой. Бурно вытекающая вода из груды хаотично собранных камней, деревья гнутся под мощными порывами ветра и представляющие континенты четыре бога рек:

• Нила (Африка);

• Дуная (Европа),

• Ганга (Азия);

• Ла-Платы (Америка).

Как и фонтаны Треви и Баркачча, фонтан Четырёх рек питается водой из древнего акведука Аква Вирго.

Фонтан Треви


Фонтан Треви (итал. Fontana di Trevi) -- самый крупный фонтан Рима, высотой 25,9 м и шириной 19,8 м.

Этот фонтан в стиле барокко был построен в 1732--1762 годах архитектором Николой Сальви. Он примыкает к фасаду палаццо Поли (итал. Palazzo Poli), принадлежавшего, в частности, Зинаиде Волконской.

Величественный фасад дворца и фонтан воспринимаются как единое целое, и поэтому фонтан кажется ещё грандиознее. Из центральной ниши дворца как на колеснице выезжает Нептун, сидящий на морской раковине, которую тянут тритоны и морские коньки. В нишах по бокам от Нептуна помещены аллегорические фигуры, а над ними -- барельефы. На правом барельефе молодая девушка указывает римским солдатам, где находится источник. От этого источника проложили акведук, по которому вода поступала в Рим, и акведук, так же как и источник, получил название Acqua Vergine (Acqua -- вода, Vergine -- девушка).

Существует поверье, что человек, бросивший в него монетку, приедет в Рим ещё раз. Две монеты -- любовная встреча. Три -- свадьба (бракосочетание). Денежная сумма, которую ежегодно «вылавливают» коммунальные службы за год, достигает 700000 евро. Неофициальные приметы: четыре монеты -- богатство. Пять монет -- к разлуке.

Вилла д’Эсте (Villa d’Este) в городе Тиволи


Пирро Лигорио Художник итальянского барокко, антиквар, инженер Пирро Лигорио (Pirro Ligorio) был архитектором папского двора Пия IV (1559 − 1565). После критики проекта Микеланджело Буонарроти по сооружению собора Святого Петра, Пирро Лигорио теряет престижную должность и возвращается на службу к Ипполито II д’Эсте (Ippolito II d’Este). В 1567 году по заказу кардинала архитектор приступает к проектированию фонтанов и парка виллы в Тиволи. Мастер строит сад в соответствии с символикой династии д’Эсте, связанной с прародителем рода − Гераклом. Сорок два водоёма, окружающие виллу, создают «Кипящую лестницу». Грандиозное сооружение «Дорога ста фонтанов» построено в соответствии с сюжетом «Метаморфоз» Овидия. Знакомство с «Фонтаном Органа» вызвало восторг современников. При попадании воды в сводчатую ёмкость воздух проникал в органные трубочки и вызывал звуки музыки. После масштабной реставрации ландшафтной архитектуры, созданной Пирро Лигорио, объект назван самым красивым парком Европы (2007)

вывод


Излюбленной формой монумента, - предназначенного для установки на площадях и улицах, в эпоху барокко является не статуя, как в эпоху Возрождения, а обелиск и украшенный скульптурой фонтан. Динамичная форма обелиска, сложные по композиции масс и пластическому разнообразию форм фонтаны со стремительно низвергающимися каскадами тяжелых водяных струй вполне отвечали художественным задачам барокко. Фонтан организовывал пространство, фиксировал основные оси композиции ансамбля динамикой и разнообразием своих скульптурных форм, контрастирующих с ровной поверхностью площади и относительно спокойными фасадами окружающих зданий.

Многочисленные памятники, обелиски и фонтаны завершили площади, организуя пространства уходящими ввысь строгими вертикалями, динамикой падающей воды, разнообразием и богатством пластических форм, неистощимой выдумкой композиционных построений. 


написать администратору сайта