Главная страница
Навигация по странице:

  • Определение и история жанра

  • Сравнение программы Кузина и Неменского

  • Список литературы

  • Натюрморт. рефер. Цель написания данной работы натюрморт


    Скачать 116 Kb.
    НазваниеЦель написания данной работы натюрморт
    АнкорНатюрморт
    Дата29.03.2022
    Размер116 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файларефер.doc
    ТипДокументы
    #425355

    Введение

    В современных условиях перед педагогами стоят важные задачи гуманизации образования и воспитания подрастающего поколения, которые требуют осуществления научных исследований и поиска новых фундаментальных подходов к разработке проблемы формирования эстетической культуры детей. Возникает насущная необходимость четко определить роль и место живописи, изобразительного искусства и художественной подготовки в общей системе воспитания учащихся.

    Актуальность исследования: Натюрморт дает представление и показывает реалистические предметы обихода, труда, творчества, цветы, плоды, битую дичь, выловленную рыбу, размещенные в реальной бытовой среде человеку.

    Данный жанр позволяет с помощью простых предметов создавать определенное настроение, образ. Натюрморт на протяжении всей своей истории развития содержал в себе символику, то есть определенные предметы имели определенное значение. С помощью данного жанра художники передают свое отношение к окружающему миру.

    Цель написания данной работы: натюрморт.

    Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие вопросы:

    - основные понятия, отличительные характеристики натюрморта;

    - изучить историю развития данного жанра;

    - рассмотреть основные средства выразительности жанра.

    Структура работы: работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.

    Определение и история жанра

    «Натюрморт» - в переводе с французского означает «мертвая натура». По-голландски обозначение этого жанра звучит как stilleven т.е. «тихая жизнь», на взгляд многих художников и искусствоведов это наиболее точное выражение сути жанра, но такова уж сила традиции что именно «натюрморт» — это общеизвестное и укоренившееся название. Возник натюрморт во Фландрии и Голландии на рубеже XVI и XVII веков, выделился как жанр и достиг совершенства в передаче разнообразия предметов материального мира. Процесс его становления протекал одинаково успешно во всех странах Европы. В начале своего развития в Нидерландах натюрморт не существовал как самостоятельный жанр, он мог появляться лишь в виде аксессуаров на лицевой стороне картины, или быть написанным на ее оборотной стороне. Позднее в некоторых произведениях натюрморт и религиозная тема поменялись местами. Изображение неодушевленных предметов привело к глубокому художественному осмыслению. [1]

    Мощного расцвета он достиг во Фландрии, от этого его называли фламандский натюрморт. Следующая большая школа натюрморта называлась «голландский натюрморт». Это были известные «завтраки», возникшие в Харлеме. Большим достижением этих мастеров, было открытие роли световоздушной среды и единого колорита картины. Это стало главным средством передачи богатого разнообразия фактуры и тем же самым и объединяло все предметы в едином замысле

    Натюрморт отличается особыми принципами построения композиции при всем различии исторических и индивидуальных форм этого жанра на разных этапах его развития. Предметы здесь взяты обычно вблизи, так что взгляд может их как бы ощущать, оценить в первую очередь их собственно материальные качества - их тяжесть, пластику форм, рельеф и фактуру поверхности, детали, а также их взаимодействие со средой - их жизнь в среде. Масштаб композиции в натюрморте ориентирован обычно на размер комнатной малой вещи, откуда большая интимность натюрморта по сравнению с другими жанрами. При этом сама форма натюрморта глубока и многоярусна, многосложна и содержательна: структура натюрморта, постановка, выбор, точка зрения, состояние, характер трактовки, элементы традиции. В натюрморте художник не просто изображает предмет, но посредствам их выражает свое представление действительности, решает разнообразные эстетические задачи.

    Наряду с бытовым жанром натюрморт долгое время считался второстепенным видом живописи, в котором невозможно выразить высокие общественные идеи, гражданские добродетели. Действительно, многое из того, что свойственно произведениям исторического, батального и других жанров, натюрморту недоступно. Однако великие мастера доказали, что вещи могут характеризовать и социальное положение, и образ жизни их владельца, порождая таким образам, различные ассоциации и социальные аналогии.[2]

    Натюрморт как жанр живописи можно назвать творческой лабораторией живописи, поскольку он является и составной частью, и пробным камнем станкового искусства. В нем максимально раскрываются пластические и колористические возможности живописца, выявляются особенности его мышления.

    Этот жанр имеет много функциональных особенностей, иногда его называют камерной музыкой живописи. Его используют как учебную постановку, первичную стадию изучения натуры в период ученичества. Профессиональный художник нередко обращается к натюрморту как к живописному этюду с натуры. Натюрморт, как не один из жанров живописи представляет характеристику стольких возможностей для занятий формальными живописными исканиями. Он также может стать самостоятельной картиной, по-своему раскрывающей вечную тему искусства - тему бытия человека. Такая емкость функций натюрмортного жанра и делает живопись неодушевленных предметов сферой поиска не только форм и содержания, но и поиска личного взгляда художника на окружающее, его понимание и ощущение жизни, выработку своего стиля.

    Радость непосредственного общения с натурой, живой источник изобразительного искусства, в работе над натюрмортом приобретает особый смысл. «Натюрморт - одна из острых бесед живописца с натурой». В работе над натюрмортом никто не отвлекает художника, заставляя его сосредоточиться на собственной живописи, ибо от красоты, глубины и выразительности живописной речи зависит в натюрморте красота и глубина выразительного образа, острота тех ассоциаций, которые этот образ рождает у зрителя. Осмысление простых предметов как частица реальности делает таким этот замечательный жанр живописи.

    Мир вещей в натюрморте всегда призван раскрыть их объективное своеобразие, неповторимые качества, красоту. Вместе с тем, это всегда человеческий мир, выражающий строй мысль и чувств, отношение к жизни людей определенного общества.

    В чем же состоит отличие этого жанра от других? Что может дать живописцу изображение неодушевленных вещей?

    В отличие от портретной живописи, имеющей дело только с человеком, или пейзажем, воссоздающего природу и архитектуру, натюрморт может состоять из различных вещей домашнего и личного обихода человека, элементов растительного мира, произведений изобразительного искусства и многого другого.

    Натюрморт больше, чем какой-либо другой жанр ускользает от словесных описаний; натюрморт надо внимательно смотреть, разглядывать, погружаться в него, так как он учит постигать собственно живопись, любоваться его красотой, силой, глубиной - только так постигается истинное содержание любой картины, ее образ.

    В натюрморте живописец обращается к миру неодушевленных вещей, выделяя их из всего богатства окружающего мира.

    Натюрморт отличается особыми принципами построения композиции при всем различии исторических и индивидуальных форм этого жанра на разных этапах его развития. Предметы здесь взяты обычно вблизи, так что взгляд может их как бы ощущать, оценить в первую очередь их собственно материальные качества - их тяжесть, пластику форм, рельеф и фактуру поверхности, детали, а также их взаимодействие со средой - их жизнь в среде. Масштаб композиции в натюрморте ориентирован обычно на размер комнатной малой вещи, откуда большая интимность натюрморта по сравнению с другими жанрами. При этом сама форма натюрморта глубоко и многоярусна, многосложна, содержательна: структура натюрморта, постановка, выбор, точка зрения, состояние, характер трактовки, элементы традиции и др.

    В натюрморте художник не просто изображает предмет, но посредствам их выражает свое представление действительности, решает разнообразные эстетические задачи.

    Сущность «содержания» натюрморта (по Б. Випперу) - в отношении человека и предмета в чувстве предметности жизни, естества материи... Это «в определенном смысле целое мировоззрение, определенное понимание видимости, ощущение реальности».

    К этим словам можно лишь добавить, что предметы — это язык, на котором говорит художник, и он должен владеть этим языком в совершенстве.

    Сравнение программы Кузина и Неменского

    Владимир Сергеевич Кузин

    Борис Михайлович Неменский

    Задачи обучения

    • овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка

    • формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению;

    • ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

    • развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного;

    • воспитание интереса и любви к искусству;

    • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства;

    • нравственных и эстетических чувств любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.




    • постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

    • Восприятие произведений искусств, предполагает развитие специальных навыков, чувств, а также овладение образным языком искусств. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления.

    Результаты изучения учебного материала

    • формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

    • воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

    • развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

    • овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

    • воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

    • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.

    • Раскрытие творческого потенциала школьников.

    • Умение воплощать в живописных работах свои собственные впечатления.

    • Создавать прекрасное своими руками.

    • Ценить свой труд, уважать чужой.

    • Уметь применять теоретические знания на практике.

    • Уметь пользоваться художественным материалом




    Метапредметные результаты

    • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

    • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;

    • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

    • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

    • проговаривать последовательность действий на уроке;

    • учиться высказывать своё предположение (версию);

    • с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

    • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

    • выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

    • Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.


    В программе В.С. Кузина, ведущий вид деятельности — это рисование с натуры. В программе Б.М. Неменский считает, что восприятие искусства и действительности должно быть одним целым с практической деятельностью.

    Хотелось бы отметить, что в программе В.С.Кузина «Изобразительное искусство» предлагает виды занятий, это рисование с натуры, на темы, декоративное рисование, беседы, размышления, объяснение, анализ, поэтапное выполнения рисунка. Понятно, что каждому из этих видов занятий соответствует определенный тип урока. Наиболее широко используется урок смешанного типа. Для каждого типа урока характерна определенная структура, план, метод, наглядное пособие, индивидуальный подход к ученику и т.д.
    Заключение

    Данный жанр позволяет с помощью простых предметов создавать определенное настроение, образ. Натюрморт на протяжении всей своей истории развития содержал в себе символику, то есть определенные предметы имели определенное значение. С помощью данного жанра художники передают свое отношение к окружающему миру.

    В натюрморте выражается отношение человека к окружающему миру. В нем раскрывается то понимание прекрасного, которое присуще художнику как человеку своего времени.

    Натюрмортом - изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. Натюрморт может иметь как самостоятельное значение, так и быть составной частью композиции жанровой картины.

    Как самостоятельный жанр искусства натюрморт сильно воздействует на зрителя, поскольку вызывает ассоциативные представления и мысли во время восприятия неодушевленных предметов, за которыми видятся люди определенных характеров, мировоззрений, различных эпох и т.д.

    Влияние натюрморта зависит прежде всего от верно выбранной и правильно раскрытой темы, а также от особенностей творческой индивидуальности того или иного художника.

    Натюрморт, как никакой другой жанр непосредственно связан с соотношением к изображению, к решению определенной изобразительной задачи.

    При всем разнообразии, огромном количестве формы разновидности натюрморт остается «малым жанром», но именно этим и ценен, потому что обращает живопись, прежде всего к самой себе и ее вечным ценностям, и проблемам.

    Список литературы

    1. Абелин, А.С. Отечественная школа натюрморта / А.С. Абелин. – М.: 2008. – 290 с

    2. Барвинок И. Определение уровня развития эстетической культуры у школьников // Услуга шк. - 1999. - №5. - С.59-61.

    3. Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты / Г.В. Беда - М.: Просвещение, 1981.

    4. Берн, Э. Современный натюрморт / Э. Берн. – М.: Наука, 2007. – 612с

    5. Бубин, Р.Г. Искусство натюрморта / Р.Г. Бубин. – М.: Мысль, 2008. 398с.

    6. Васильева О., Поклад И. Развитие творческой личности ребенка в изобразительной деятельности // Искусство и образование. - 2002. - №2. - С.42-43.

    7. Васильковская К.М. Формирование художественного мировоззрения будущего учителя изобразительного искусства. - К.: НПУ, 2006. - 234 с.

    8. Куревина, О.А. Изобразительное искусство. 2 кл.: учеб. для организаций, осуществляющих образовательную деятельность / О.А. Куревина. – М. : Баласс, 2015. – 64 с. : ил.

    9. Ли Н.Г. Рисунок. «Основы учебного академического рисунка»: Учебник. – М.:Изд-во Эксмо, 2005. – 480 с., ил

    10. Поляков, В.В. История мирового искусства. Изобразительное искусство и архитектура XX в. / В.В. Полякова. - М., 1993.

    11. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом - Просвещение, 1982.

    12. Садохин, А.П. Культурология: теория и история культуры: Учебное пособие/ А.П. Садохин - М.: Эксмо, 2007



    написать администратору сайта