Главная страница
Навигация по странице:

  • Какова этимология понятия «культура»

  • Каковы социокультурные последствия христианизации Руси Как соотносятся мир ценностей индивида и общества

  • Цель освоения дисциплины сформировать следующие компетенции


    Скачать 82.5 Kb.
    НазваниеЦель освоения дисциплины сформировать следующие компетенции
    Дата24.04.2022
    Размер82.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаkulturologiya-1.doc
    ТипДокументы
    #493937



    ВВЕДЕНИЕ



    Целью преподавания дисциплины является формирование позитивной системы духовных ценностей; ознакомление с тем, что традиционно считается основами духовных ценностей интеллигентности современного человека, воспитание и развитие созидательного, нравственно-эстетического отношения к действительности. Занятия по курсу «Культурология» призваны способствовать формированию в среде специалистов с высшим техническим образованием российской интеллигентности.

    Цель освоения дисциплины сформировать следующие компетенции:

    • способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде;

    • способность воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

    Задачи изучения дисциплины: дать представление об историческом развитии мировой и отечественной культуры; о религии, искусства и науки в развитии культуры; развивать эрудицию, культуру поведения; воспитывать нравственное отношение к жизни; развивать чувство прекрасного; формировать уважение к интеллектуальной духовной деятельности, к историческим ценностям русской культуры.

    При изучении дисциплины необходимо ориентироваться на максимальное развитие эрудиции, чему, в частности, способствует самостоятельная работа студента с рекомендованной литературой.


    7. Культура XIX в.
    1-я часть
    XIX век – это век господства капитализма. Он открывается промышленным переворотом в Англии и Французской буржуазной революцией 1789-1794 гг. Апогей свободной конкуренции, достигнутый в 70 г. XIX века, становится исходным пунктом концентрации производства и капитала, возникновения монополий и финансовой олигархии. Эпоха резких социальных сдвигов, быстрого научно-технического прогресса, стремительной урбанизации жизни, переворачивавшей быт и сознание миллионов людей, потребовала от науки, философии и искусства нового взгляда на общество, мир и человека. В науке этого времени окончательно складывается упрошенная механическая (позднее электромагнитная) картина мира. Успешно развиваются философия и политэкономия. Немецкий философ И. Кант разрабатывает учение об активной преобразующей роли человеческого сознания. Ф. Гегель создает учение о диалектических закономерностях развития природы, общества и мышления. Экономист А. Смит впервые проводит деление общества на классы, различаемые характером отношений к средствам и способу производства, разрабатывает теорию трудовой прибавочной стоимости, прибыли. Д. Рикардо, разрабатывая теорию прибавочной стоимости, изучает проблему эксплуатации наемных рабочих. С этими концепциями тесно связаны социально-политические доктрины и движения. Движения либерально-демократического и республиканского толка в основном были направлены на постепенное реформирование буржуазного общества, движения анархистского и марксистского толка – на уничтожение буржуазного государства и частной собственности.

    По мере развития капитализма одной из главных тем в творчестве большинства художников становится раскрытие трагических противоречий между личностью и уродливыми социальными отношениями. Романтизм в литературе, музыке, живописи, академизм, господствовавший на театральных подмостках Европы, даже критический реализм, в его классической бальзаковской разновидности – все эти художественные системы к концу XIX века приобретают существенные качественные изменения или исчерпывают себя. Возникают новые течения и школы, объединяемые названием «декаданса». Они возникают на основе кризиса буржуазных идеалов, всем им присущи неудовлетворенность духом вульгарного практицизма и протест против буржуазных понятий и норм. Натурализм и критический реализм присущи творчеству Э. Золя, Г. Мопассана, Дж. Голсуорси, Г. Ибсена, Г. Манна, Б. Шоу, А. Франса, М. Твена, Т. Драйзера, Т. Гарди. В век рыночных отношений обесценивается такой «товар» как идеалы, убеждения, принципы, идеи, порядочность, честь, любовь. Эта тема стала основой творчества режиссеров-новаторов А. Антуана, М. Рейнгарта, Г. Крюгера и др. Художественной культуре все в большей степени становятся присущи философизм и символизм, заметно влияние концепций О. Конта, А. Шопенгауэра, Г. Спенсера. Идеями символизма проникнуто творчество Матерлинка и Уайльда, Дебюсси и Равеля. Подлинную революцию в искусстве совершили импрессионисты Моне, Ренуар, Дега, Писсаро, Сислей и постимпрессионисты Сезан, Ван-Гог, Гоген. Углубляется разрыв между элитарной и массовой культурой.

    План




    1. Основные принципы буржуазной культуры: реальные и иллюзорные.

    2. Научные и философские взгляды на развитие природы, общества и человека.

    3. Соотношение личности и общества в романтической и реалистической традиции. Символизм.

    4. Социально-политические идеалы XIX в.: либерализм, марксизм, анархизм.



    2-я часть






    1. Какова этимология понятия «культура»?

    2. Раскройте сущность древнего мифа как образа жизни и энциклопедии.


    3. Какие формы устной культуры средневековья вы знаете?


    4. Какие влиятельные политические доктрины появляются во второй половине ХIХ в.?


    5. Каковы социокультурные последствия христианизации Руси?


    6. Как соотносятся мир ценностей индивида и общества?


    7. Каковы формы и пределы воздействия техники на человеческое бытие?

    Список литературы




    Основная

    1. Белый А. На рубеже двух столетий. Начало века. Между двух революций. – М.: Директ-Медиа, 2007.

    2. Бердяев Н. Самопознание. – М.: Директ-Медиа, 2008.

    3. Бычков В. В. Эстетика серебряного века: пролегомены к систематическому изучению // Вопросы философии. – 2007. – № 8. – С. 47-57.

    4. Культурология: Учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич – 4-е изд., стереотипное. – М.: Гардарики, 2009.

    5. Культурология: Учебное пособие / Под ред. А. Н. Марковой. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

    6. Родригес А. М. и др. Новая история стран Европы и Америки ХVI-ХIХ вв. В 3 ч. – М.: Владос, 2010.

    7. Сидорова И. М. Мировая культура в таблицах и схемах: Учебное пособие. – Рыбинск: РГАТА, 2004.

    8. Сидорова И. М. История и теория культуры: Учебное пособие. – Рыбинск: РГАТУ, 2019.

    9. Соловьев В. М. Культурология: учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Директ-Медиа, 2019.


    Дополнительная

    1. Белый А. Символизм как миропонимание / Сост. Л. А. Сугай. – М.: Республика, 1994.

    2. Гусейнов А. А., Ирлитц Г. Краткая история этики. – М.: Мысль, 1987.

    3. Ильина Т. В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней. – М.: Юрайт, 2011.

    4. Лунгина Д. А. Учение о культуре у Канта и Гегеля // Вопросы философии. – 2010. – № 1. – С. 153-165.

    5. Мережковский Д. С. Грядущий Хам / Мережковский Д. С. В тихом омуте. – М.: Сов. писатель, 1991.

    6. Модернизм. Анализ и критика основных направлений / Под ред. В. В. Ванолова, Ю. Д. Колгошского. – М.: Искусство, 1980.

    7. Овсянников М. Ф. История эстетической мысли. – М.: Высшая школа, 1984.

    8. Хрестоматия по истории мировой и отечественной культуры / Сост. Л. Н. Голубева, И. М. Сидорова. – Рыбинск, 1997. – Раздел ХII-ХIII.

    9. Чаадаев П. Я. Статьи и письма. – М.: Современник, 1989.







    написать администратору сайта