Главная страница
Навигация по странице:

  • Объект исследования

  • Актуальность

  • Классификация архетипов и их применение в рекламе

  • Самость Архетип “Самости ”

  • Анимус/Анима

  • Шут (Трикстер)

  • Архетипы в рекламе. Работа. Цель работы определить роль и место архетипа в современной рекламе. Задачи


    Скачать 48.5 Kb.
    НазваниеЦель работы определить роль и место архетипа в современной рекламе. Задачи
    АнкорАрхетипы в рекламе
    Дата25.10.2022
    Размер48.5 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРабота.docx
    ТипДокументы
    #754502

    Аннотация


    Цель работы определить роль и место архетипа в современной рекламе.
    Задачи:

    1. Изучить теорию архетипов К.Г. Юнга.

    2. Определить классификацию архетипов.

    3. Изучить применение архетипов в рекламе.

    4. Определить влияние архетипов на выбор потребителей.

    Объект исследования: архетипы и символы в телевизионной рекламе.

    Предмет исследования:.

    Гипотеза: потребители делают свой выбор под влиянием личного или коллективного бессознательного, выраженного в архетипах.

    Актуальность исследования связана с тем, что человек сталкивается с большими сложностями в выборе тех или иных предпочтений, так как на него обрушился совершенно немыслимый по своим объемам поток информаци­онной, в том числе рекламной, стимуляции. Современный человек обнаруживает себя во­влеченным в рекламную среду и должен постоянно вступать с ней во взаимодействие. Необходимо отметить, что реклама как фено­мен массовой культуры направлена на формирова­ние определенных установок и стереотипов массо­вого сознания. Основной мифологический прием, пользую­щийся успехом у создателей рекламы, - использо­вание архетипов, специальных символов, которые обращаются к бессознательному. Поэтому перед современным потребителем встает проблема действительно разумного выбора, а не совершенного под влиянием глубинных, скрытых переживаний и эмоций.

    Методы:

    1. Теоретические методы (анализ, синтез, индукция)

    2. Эмпирический метод (сравнение, социологический опрос)

    3. Изучение источников (литература, Интернет-ресурсы)


    Введение

    Реклама - это форма коммерческой коммуникации, использующая современные информационные технологии воздействия на общественное и индивидуальное сознание, которые связаны с открытиями К.Г. Юнга. Введение таких понятий, как «личное и коллективное бессознательное», «архетип», создали предпосылки для нового понимания сюжетной линии рекламного продукта1. В рекламной коммуникации используются психологические и культурные архетипы, на базе которых функционируют приемы создания рекламных персонажей, воплощающих культурные и социальные типажи.

    Реклама как продукт массовой культуры проникает во все сферы жизни общества и является, с одной стороны, отражением духовной жизни социальных групп и индивидов, с другой - средством ее проектирования. Создание рекламного продукта - это творческий процесс, в котором объективная реальность воспроизводится с помощью различных образов и символов, воздействуя одновременно и на сознание - рациональную сферу человека, и на его бессознательное - эмоциональную составляющую личности2.

    В образной структуре современных средств массовой культуры, к которым в полной мере относится реклама, широко представлены архетипы, топосы, сюжеты, рассчитанные на то, чтобы вызывать у адресата эмоции и чувства, глубоко укоренившиеся в человеческой психике3. Таким образом, все многообразие современных образов-знаков условно можно разделить на три основные группы: архетипы, сакральные образы, современные художественные графические образы- имиджи4. В нашей работе мы более подробно остановимся на архетипах.
    Теория архетипов Карла Густава Юнга
    Появление теории архетипов связано с именем выдающегося швейцарского психиатра  Карла Густава Юнга. Поначалу он был одним из выдающихся учеников З. Фрейда, но в процессе своей исследовательской деятельности отошел от классического психоанализа и разработал собственную аналитическую психологию, образованную на использовании аналогий из мифологии при рассмотрении и интерпретации сновидений. Юнг в конце первой четверти XX века сделал вывод вследствие проведённого им ряда клинических исследований, что в психике человека значительную роль играет не только индивидуальное, но также и коллективное бессознательное, выраженное в архетипах, унаследованных от предков.    Многое в осмыслении бессознательного К.Юнг перенял у своего учителя З.Фрейда, но многое также и трансформировал. Главным его выводом стало следующее: наравне с бессознательным, формирующимся в индивидуальном опыте, Юнг открыл еще «коллективное бессознательное», составляющие которого являются общими для всех людей. Рассмотрение его структур – так называемых архетипов составляет ядро теории Юнга.    Проанализировав сновидения и фантазии своих пациентов, Юнг выявил в них образы и идеи, которые никак не вписывались в личностный опыт человека, они были гораздо шире его возможностей. Впоследствии оказалось, что этот слой бессознательного напрямую связан с мифологическими и религиозными мотивами, наличествующими в культурах древнейших цивилизаций, разделенных между собой во времени и пространстве.    Так были открыты архетипы - протообразы и протоформы, сокрытые в глубинах бессознательного, врожденные универсальные основы, являющиеся изначальными поведенческими стереотипами переживания, мышления и восприятия, истоками  мифологических, фольклорных, религиозных образований5. В переводе с греческого архетип означает прообраз, первоначало, образец. Архетипы представляют собой своего рода первичные представления об окружающем мире и не зависят от личности человека и уровня его развития.    К.Г. Юнг выявил, что существует немалое количество символов (образов), присущих всем древним культурам. Характе­ризуя архетипические символы, К. Г. Юнг описывал их как «возможность какого-то еще более широкого, более высокого смысла за пределами нашей сиюминутной способно­сти восприятия и намек на такой смысл» .Согласно Юнгу символ — «это имя или изображения, которые могут быть известны в повседневной жизни, но обладают специ­фическим добавочным значением к своему обычному смыслу»6.

      Он также обнаружил в сновидениях пациентов психотерапии что-то такое, что он посчитал отпечатками аналогичных символов. Всё это еще более убедило его в правильности собственной теории             коллективного бессознательного. Ближе всего к самому архетипу эти образы стоят в снах и видениях, когда сознательная часть психики не подвергает их обработке. Это неясные, малопонятные образы, воспринимаемые как нечто ужасное, но вместе с тем ощущаемые как что-то  безгранично превосходящее человеческую личность, сакральное. Архетипы существенно отличаются от исторически ставших или переработанных человеком символов, значения которых не являются психически наследуемыми, а пере­даются из поколения в поколение.  Идея архетипа предполагает внутренний образ, через который человеческое сознание преломляется, отклоняется от своего осознанного пути и обращается к изначальным формам сознания. Юнг отмечает, что архетипы обусловливают способы восприятия действительности, предопределяют бессознательные установки, служащие призмами, через которые человек интерпретирует окружающий мир. Интерпретация архетипов не требует умственных усилий, поскольку они воспринимаются на бессознательном уровне и имеют единый смысл для всего человечест­ва. Основными характеристиками символа являются знаковость, образность, обобщен­ность и многозначность7. В него заложено множество значений, которые могут по-раз­ному трактоваться, утрачиваться и появ­ляться вновь.   Выражаясь в человеке, архетип активизирует определенные поведенческие схемы, делает психику чувствительной к информации определенного типа. Архетипы являются бессознательными, но могут существовать в сознании в форме архетипических образов -  как положительных, так и отрицательных.    К.Г. Юнгом выделены следующие виды восприятия архетипичной информации в предметном мире: рациональное и эмоциональное, сенсорное и интуитивное. Помимо этого, он вводит две агрегата человеческой психики: экстраверсия (внимание главным образом устремлено на объект) и интроверсия (внимание главным образом устремлено на субъект). Это означает, что агрегаты психики показывают образ нашего взаимодействия с окружающим нас миром и предмет концентрации энергии.   


    Классификация архетипов и их применение в рекламе
    Особая притягательность символа для рекламы выражается в многозначности и многоуровневости сконцентрированных в нем культурных смыслов, в его способ­ности объединить в целостной структуре идею и образ. Выделяются две группы рекламных симво­лов (в зависимости от глубины и сложно­сти символических отношений): 1) конвен­циональные символы (эмблемы, логотипы, торговые марки); 2) символы, в которые за­ложены пласты культурного бытия и опре­деленная интеллектуальная игра смыслов8.

    Если при восприятии рекламы подключается архетипичский уровень, у воспринимающего автомати­чески усиливаются все соответствующие данному архетипу эмоциональные реакции и бессознательные ожидания. Важно только, чтобы они соответствовали цели сообщения.

    Реклама, основанная на этнокультурных архетипах, является необходимым услови­ем сохранения национальной идентичности и самобытности культуры. Рекламные обра­зы, созданные с учетом ментальных особен­ностей, ближе и понятней потребительской аудитории. Такая реклама вызывает пози­тивные эмоции (чувства сопричастности, па­триотизма), а ее смысловое содержание лег­ко декодируется и правильно интерпретиру­ется любым представителем этноса. Кроме того, использование в рекламе культурных символов и архетипов является необходи­мым условием возрождения и сохранения как общекультурного опыта всего человече­ства, так и самобытности и идентичности на­циональных культур9.

    Ориен­тируя психику потребителя на культурные и общечеловеческие ценности (такие, как патриотизм, любовь, дружба, крепкая семья, забота о престарелых родителях и т. п.), рек­лама отвлекает его сознание от собствен­ной прагматической сущности. Формируя у человека определенные мировоззренче­ские и поведенческие стереотипы, она ис­подволь подводит потребителя к покупке рекламируемого товара, который предстает в его сознании как неотъемлемая часть об­щечеловеческой культуры. При этом рекла­ма, привлекающая внимание к культурным и эстетическим ценностям, более эффектив­на, так как всегда позитивно воспринимает­ся потребителем.

    В рекламе сегодня эксплуатируются в равной степени как архетипические образы, так и целые сценарии. И если среди первых традиционно выделяют не более 30, то вторых существует бесконечное множество. Попробуем рассмотреть самые важные и основные на конкретных примерах. В зависимости от концепции рекламы перед нами может предстать либо сам одушевленный товар, либо тот, кто его предлагают. В любом случае каждый из них будет наделен отдельными чертами, которые моментально восстановят в нашей памяти те чувства и эмоции, которые необходимо испытывать к такому герою.

    Рассмотрим важнейшие архетипические мифологемы Юнга применительно к рекламе.

    Самость

    Архетип “Самости в варианте рекламы – это та внешность, которую адресат хотел бы иметь. Это красивые волосы, ресницы (“Все без ума от тебя…А ты от Maybelline»). Если судить по фразам из рекламы, косметический препарат – способ стать другим человеком. Архетип «Самости» проявляется в рекламе косметики и различных средств по уходу за своим внешним видом, связанных с восприятием самого себя с точки зрения общественного мнения. То есть человек оценивает себя так, как его оценивают окружающие. Но в зависимости от пола, выражаться архетип будет по-разному. Женский вариант – слоган L’Oreal - «Ведь вы этого достойны». Слоган компании L’Oreal играет на подсознательном желании женщин нравиться и иметь только самое лучшее.

    Мужской вариант – многочисленные рекламы автомобилей, мужского парфюма, например, реклама Hugo Boss или Dior. Образ мужчины выражает свободу, власть, мужество.

    Архетип «Самости» использует и телереклама соков «Я» (во-первых, само название сока, во-вторых, слоган «Жизнь в твоем вкусе»).

     

    Маска

    Персона - маска, которую человек носит, чтобы удовлетворить нормы, нравы общества. Цель Персоны - производить впечатление и иногда скрывать сущность своей личности. Каждому знакома потребность социального комфорта, желания чувствовать себя в своей тарелке. Иначе говоря, потребность обладать маской, персоной, которая устраивает себя и всех вокруг. На применении архетипа Персоны построено множество рекламных роликов, в которых потребителю предлагается тот или иной товар как максимально лёгкий и быстрый способ преобразить свой имидж.

    По Юнгу, «персона», или «маска» – это «более или менее произвольно выбранный фрагмент коллективной психики». Они являются «личностными» и принадлежат определенному лицу. Но в своей основе они не индивидуальны и не являются «самостью». Реклама средств и красок для волос удивительно однообразна по содержанию, однако удачно использует демонстрацию волос как символ красоты, привлекательности, здоровья для женщин.

     Тень

    Архетип “Тень” – это оставшаяся за порогом сознания бессознательная часть личности, которая может выглядеть и как демонический двойник. «Тень» (средоточие теневых свойств реальности) состоит из животных инстинктов, которые человек наследует от предков. Тень ответственна за появление в сознании социально неприемлемых чувств и действий. Включает всё тёмное, гнетущее, неприятное, всё, от чего хочется избавиться. Тень мы чаще видим не внутри себя (так спокойнее), а ищем врагов на стороне. Создатели рекламы производят во враги человечества кариес, перхоть, лишний вес, мокрые детские пеленки и микробов на кухонной плите. Реже Тень материализуется конкретно, в виде «гнусной личности». Борьба с Тенью, по сюжету рекламного ролика, удивительно легка и приятна: именно рекламируемый товар станет самым надежным оружием против врага. В рекламе "Sunsilk" Тень воплощена в виде отвратительных существ, копошащихся в волосах и делающих их слипшимися, непышными. Кажется немыслимым не избавиться от них. В рекламе к архетипу Тени также можно отнести “кариозных монстров” или бактерий, вызывающих неприятный запах, из телерекламы дезодорантов “Rexona”.

    Обратите внимание, что в заключительной фразе типичной «анти-теневой» рекламы обычно используется штамп–только с помощью этого продукта можно избавиться от «Тени»

     Мать

    Архетип “Мать” выражает вечную и бессмертную бессознательную стихию. Этот архетип имеет множество аспектов, но нас интересует его смысл как “богиня, особенно, мать бога, дева (как помолодевшая мать, например, Деметра и Кора)”.

    В качестве богини природы Деметра также символизирует женское начало, замужество, гармонию и здоровье. От нее зависят смена времен года, смерть земли в зимнее время и весеннее возрождение.

    Во многие секретные стороны ее культа были посвящены лишь женщины, так как они имели власть приносить на землю жизнь.

    Тип Коры (Персефоны) как мифологической “дочери” Юнг анализирует вместе с образом Деметры как своеобразную пару мать-дочь, играющую особую роль в женских культах. Мать и дочь здесь мыслятся как выражение смены поколений. Вариант использования архетипа матери – реклама кофе “Ruscafe” («Сделано с любовью»), в которой сын радуется приходу матери и они вместе пьют кофе. Итак, архетип «Мать» особенно популярен в отечественной рекламе. В рекламных роликах стиральных порошков, средств для мытья посуды, дезинфицирующих средств всегда есть мать или дочь, невестка и свекровь, обеспокоенные порядком в доме. Это символ переходящего опыта, омоложения, культивирования вечных ценностей.

     Анимус/Анима

    Архетип «Анимус» для женщин и «Анима» для мужчин, олицетворяющий женское и мужское начало в каждом из нас. Эти архетипы воплощают бессознательное начало личности, выраженное в образе противоположного пола. Анима – архетип, суммирующий все высказывания бессознательного. Он связывает человеческое “Я” с его внутренним миром; Юнг также увязывает Анима с “двуполостью” в первобытных мифах, с китайскими янь и инь и т. д.

    Его воплощение находиться в прямой зависимости от менталитета нации и ее традиций. Это, своего рода, гендерные стереотипы. Это те же женщины-домохозяйки, заботящиеся о чистоте плитки в ванной или борющиеся с известковым налетом на кранах. Мужчина же в рекламе выступает гордым, властным, наделенным интеллектом и тонной сексуальности. Хотя в последнее время гендерные стереотипы приходят к равновесию. У женщин появился еще один образ в рекламе – что-то среднее между раскрепощенной и уверенной в себе дамой, и дамой, сосредоточенной на служении мужчине.

    По Юнгу, персона – “идеальный образ мужчины, каким он должен быть”. Но внутри его анима противостоит персоне и проецируется на женщин. Мужчина выбирает именно ту женщину, которая бы соответствовала бессознательной части его души. И наоборот. Именно поэтому, на мой взгляд, в рекламе наиболее ярко проявляются гендерные стереотипы. Мужской образ в рекламе – это набор черт, связанных с социально-неограничивающим стилем поведения, рациональными способностями, авторитетностью и активностью. Типично женский образ в рекламе, напротив, включает ряд черт, связанных с пассивностью, излишней эмоциональностью; женщины занимают дополнительные и зависимые роли. В рекламе автомобиля мужчину интересует объем двигателя, расход бензина; женщину – дизайн, эмоциональные ассоциации. Еще один пример – реклама дезодорантов: женский дезодорант «Nivea Deo» («эффективность плюс мягкий уход») и мужской «Mennen Speed Steek» («заряжен энергией стихии»). Реклама транслирует узнаваемую модель патриархальных семейных отношений: доминирующее поведение мужчины; женщины и дети милы и беспомощны и подчиняются ему. Пример – реклама продуктов быстрого приготовления “Дарья”, в которой женщина готовит царю пельмени (“Я услужить вам рада”) по старинному рецепту. Если на Западе ситуация изменяется и женщина показана такой же независимой, активной, как и мужчина, то в России ситуация остается традиционной, и к этому апеллирует реклама. В рекламных сообщениях часто используется фигура женщины, она привлекает внимание мужчин к рекламе и товару; женщины ассоциируют себя с ней и также обращают внимание на рекламируемый товар.

     Герой

    Архетип «Герой» проявляется в образе человека, который легко справляется со сложным делом, требующим профессионализма. Его естественная среда - это поле битвы, спортивное состязание, работа, т.е. там, где трудности требуют мужественных и энергичных действий10. Он с готовностью принимает вызов судьбы. Он ловок и предприимчив. Мотивация: агрессивность, соревнование, завоевание, мастерство, предприимчивость, деньги. Юнг писал, что универсальный миф о герое всегда относится к человеку-богатырю, который побеждает зло в виде драконов, змеев, монстров и т.д. и освобождает мир от смерти и разрушения. Повествование или ритуальное повторение священных текстов и церемоний и почитание этого образа с помощью танцев, музыки, гимнов, молитв возбуждали и возбуждают людей, охватывали раньше и охватывают в наше время аудиторию эмоциями и возвышают индивида до идентификации с героем. Цель архетипа Героя - использовать власть, чтобы усовершенствовать мир, доказать свою ценность путём мужественных и сложных действий. Герой воодушевляется сложностью и объёмом поставленных задач, он легко приходит в состояние боевой готовности и быстро и решительно реагирует на сложности. Герой использует свой опыт, мужество и силы для того, чтобы изменить не только что-либо в себе, но и в окружающем мире. Классический архетип Героя присутствует в образе ковбоя в рекламе "Мальборо". Частый призыв рекламы "быть первым" также эксплуатирует героический архетип потребителей, страшащихся остаться позади.

    Серия рекламных роликов компании “J7” («быть героем может каждый»), в которых «зрители» смотрят на приключения участников проекта «Последний герой» и пытаются их повторить, а помогает им в этом «энергия» сока “J7”

     Шут (Трикстер)

    Воплощение архетипа Шута-Трикстера как архетипа анти-Героя, представляется нам в образе конфет «M&M’s», пытающихся разоблачить Санта-Клауса. Шут - рассматривает жизнь как повод повеселиться, стремится играть, быть забавным. Архетип включает в себя клоуна, любого, кому нравиться подрывать основы, быть не скучным. Примером является герой рекламы «Old Spice».

     Целостность

    Архетип целостности выражается в форме круга. Данный архетипический мотив Юнг раскрывает на примере мандалы. «Санскритское слово “мандала” означает “круг” в самом общем смысле… В тибетском буддизме этой фигуре надлежит значение культового инструмента…, который должен поддерживать медитацию и концентрацию…благодаря тому, что при этом конструируется некая центральная точка…». Таким образом, круг — это архетип центра мира. Архетип круга используется, например, в фирменной эмблеме автомобилей «Мерседес». Здесь это символ поступательного движения вперед, к центру мира (имеет место сходство с колесом). Кроме того, эмблему можно рассмотреть и как трехконечную звезду — символ трех стихий (вода, земля, небо), в которых работают товары компании

     Дитя

    Младенец (Дитя) символизирует пробуждение индивидуального сознания, а также психологическую ситуацию родства, смены поколений, спасения и возрождения. Проявление архетипа: человек, который считает, что жизнь прекрасна и удивительна11. Для него жизнь – это веселая игра, праздник и развлечение. Оптимист, фантазер и выдумщик, он открыт всему новому, готов постоянно экспериментировать. Мотивация: новизна, игра, перспективы, обновление.

    Покупательское поведение: внимательно относится к появлению новых товаров / услуг, старается первым их использовать. Посещение магазина для него праздник, быстро переключается на очередную новинку, стремится к новым впечатлениям, развлечениям. Восприимчив к игровым формам промоакций, нестандартным видам рекламы, приключенческому и сказочному жанру. Архетип младенца в социальной рекламе очень часто появляется в виде ребенка, которого держат материнские руки.

    Маркетинг, ориентированный на детей, — не новое явление, однако сегодня оно имеет более широкий размах, чем когда-либо. Дети, без сомнения, являются очень выгодным соседством для рекламируемого товара. Глядя на их улыбающиеся личики, на то, как они поглощают йогурты, шоколадки, мороженое и соки, возникает стойкое убеждение, что данный продукт очень хорош и требует немедленного приобретения и употребления. Разнообразные шампуни, кремы и косметические масла так и хочется купить, чтобы сделать юных потребителей всегда такими же счастливыми как дети на экранах телевизоров. Детские образы и детская тематика эксплуатируются повсеместно. Они начинают распространяться даже на, казалось бы, недетские сферы жизнедеятельности - банки (слоган «это мой банк»), инвестиционные услуги (малыш со свиньей-копилкой). Фотографии и изображения детей чаще всего рассчитаны на женщин, но также используются и в мужской рекламе. Использованием образа ребенка несложно побудить потенциального потребителя к покупке. Одними из лучших работ являются принты McDonald’s с изображениями детей. Здесь мы видим, что у малышей, у которых только-только прорезались зубки, моментально появляется тяга к пище из сети рекламируемых ресторанов.

    Итак, рекламные смыслы обычно тракту­ются прагматически, как направленные на достижение сугубо утилитарных целей, од­нако посредством символизации реклама вовлекает человека в поле продуцирования культурных смыслов12. Рекламные символы предстают как неразрывное единство, сов­мещающее в себе образ (форму воплощения) и идею (смысл). Идеальными для рекламы считаются образы, созданные на основе уни­версальных и этнокультурных архетипов, которые являются не только залогом ее эф­фективности, но и гарантией психологи­ческой безопасности для потенциального потребителя. Культурологический подход к рекламе позволяет выявить заключенные в ее образах и символах культурные и ми­ровоззренческие смыслы: преемственность и единство общекультурного развития, кол­лективный опыт и ментальные особенности отдельных этносов.
    Влияние архетипов на выбор потребителей

    Для определения влияния архетипов мы провели собственное исследование. Нами были выбраны продукты питания, наиболее употребляемые подростками, поэтому влияние некоторых архетипов не могло быть изучено, например, целостности. Респонденты составили две возрастных группы: 11-14 лет и 15-18 лет.

    В рекламе данных продуктов были выявлены следующие архетипы: дитя, самость, маска, герой, анима. Для продовольственных товаров данные архетипы являются наиболее подходящими, так как они потребляются человеком непосредственно и он подсознательно ожидает изменений, обещанных рекламой. Респонденты младшей возрастной группы в 4 из 5 представленных позиций сделали выбор в пользу товара с архетипом «герой», в одной позиции выбор разделился между двумя товарами с архетипом «дитя». Несколько иная картина
    Источники

    Юнг К. Архетип и символ. М. : Ренессанс, 1991.

    Юнг Карл Густав, фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж. Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. М.: Медков С.Б., «Серебряные нити», 2006. 138 с.

    Юнг К. Г. Психология бессознательного/ пер. с нем. М.: ООО «Издательство ACT»: «Канон+». 2001. 400 с.

    Литература

    Пендикова И.Г. Архетип и символ в рекламе: учеб пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Реклама», «Маркетинг», «Коммерция (торговое дело)». М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 303 с.

    Марк М., Пирсон К. Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов. СПб.: Питер, 2005. 336 с.

    Елина Е. Семиотика рекламы. М.: Дашков и Ко, 2009. — 136 с.

    Даниил Райгородский: Реклама: Внушение и манипуляция. Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики. Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М». 2001


    Федотова В. Г. Социальные инновации: макро- и мик­ротенденции // Вопросы философии. 2010. №10. С. 82-95.

    Запесоцкий Ю. А. Современная реклама как институт социально-культурной динамики // Вопросы философии. 2013 №3. С. 33-38.

    Причин А. Н.. Теременко Б. С. Миф и реклама Н Об­щественные науки и современность. 2002. №3. С. 149-163.

    Калиниченко С. С.. Квеско Р. Б. Мифодизайн как со­циокультурный феномен // Известия Томского политехническо­го университета. 2009. №6. С. 85-89.

    Гримак JI. П. Гипноз рекламы (анатомия идеальной формы психической агрессии). Прикладная психология. 1999. № 3. С. 61-65

    Интернет-ресурсы

    Архетипы и коллективное бессознательное [Электронный ресурс]. URL: http://www.pseudology.org/information/Archetips.htm.

    Мифологемы в рекламе [Электронный ресурс]. URL: http://reklamif.nawd. ги/

    Попова Ж. Г. Психологические аспекты вос­приятия рекламы потребителем [Электронный ре­сурс]. URL: Режим доступа: http://www.cfin.nt/press/marketing/2001-5/08.shtml.


    1 Юнг К. Архетип и символ. М. : Ренессанс, 1991. с. 45

    2 Пендикова И.Г. Архетип и символ в рекламе – с. 56

    3 Юнг К. Г. Психология бессознательного/ пер. с нем. М.: ООО «Издательство ACT»: «Канон+». 2001. с. 248

    4 Пендикова И.Г. Архетип и символ в рекламе – с. 60

    5 Елина Е. Семиотика рекламы. М.: Дашков и Ко, 2009. — 36 с.


    6 Юнг Карл Густав, фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж. Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. М.: Медков С.Б., «Серебряные нити», 2006. 120 с..


    7 Запесоцкий Ю. А. Современная реклама как институт социально-культурной динамики // Вопросы философии. 2013 №3. С. 33-38.


    8 Елина Е. Семиотика рекламы. М.: Дашков и Ко, 2009. — 55 с.

    9 Даниил Райгородский: Реклама: Внушение и манипуляция. – 134 с.

    10 Гримак JI. П. Гипноз рекламы (анатомия идеальной формы психической агрессии). Прикладная психология. 1999. № 3. С. 64


    11 Федотова В. Г. Социальные инновации: макро- и мик­ротенденции // Вопросы философии. 2010. №10. С. 90


    12 Федотова В. Г. Социальные инновации: макро- и мик­ротенденции // Вопросы философии. 2010. №10. С. 84



    написать администратору сайта