Главная страница

Цельности и единства мира. Лишь интуитивно открывается нам истина непостижимость и чудесность бытия (реальности), заранее превышающее все мыслимое


Скачать 23.48 Kb.
НазваниеЦельности и единства мира. Лишь интуитивно открывается нам истина непостижимость и чудесность бытия (реальности), заранее превышающее все мыслимое
Дата09.10.2022
Размер23.48 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла000.docx
ТипДокументы
#724057

, цельности и единства мира. Лишь интуитивно открывается нам истина: непостижимость и чудесность бытия (реальности), заранее превышающее все мыслимое. Основные труды Франка: "Предмет знания", "Душа человека", "Непостижимое", "Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия". П.А. Флоренский идею всеединства воплотил в универсальности своих научных, философских и религиозных исканий. Но из множества трудов и сочинений мыслителя следует указать на основной - "Столп и утверждение истины", где осмысливается путь в мир христианского умозрения. По Флоренскому, обрести Истину - значит обрести абсолютные, безусловно достоверные начала бытия и познания, чего достичь одними лишь логически-рациональными средствами нельзя. Для этого нужен еще живой опыт - прежде всего опыт религии. Для полноты человеческого соприкосновения с миром одного разума мало. Нужен "подвиг веры", преодоление границ между верой и знанием. Жизнь Флоренского трагически оборвалась в 1937 г. в северных лагерях ГУЛАГа. Такая же участь выпала и на долю другого оригинального и глубокого русского мыслителя, философа и историка Л.П. Карсавина. Вслед за Вл. Соловьевым он считал, что принцип всеединства характеризует реальность в динамике, движении. В основе всеединства лежит триединый процесс: первоединство - разъединение - воссоединение. Диалектика истории, по Карсавину, осуществляется в личности, хотя человек является личностью лишь в возможности. (Актуальная личность - Бог). С позиций идей всеединства Карсавин отвергает провиденциализм. Для него история всегда есть открытый процесс бесконечного приближения к всеединству Бога, мира и человека.

3. Русская религиозная философия конца XIX - начала XX вв. Рубеж XIX-XX вв. нередко называют Серебряным веком русской культуры, ее религиозно-философским Ренессансом. Творческий подъем охватил философию, религию, искусство (особенно музыку и поэзию). Интерес к религии был пробуждением интереса общества к высшим, вечным истинам и ценностям, к тайне человека. Свое духовное начало русская религиозно-философская мысль видела в идеях Вл. Соловьева, в мировоззренческих построениях славянофилов. Одним из самых загадочных и противоречивых мыслителей этого времени был В.В. Розанов (1856-1919) - замечательный мастер слова, оставивший после себя богатейшее литературное наследие. (Сам философ планировал издание 50-томного собрания своих сочинений). Многие его произведения написаны в жанре эссе: "Уединенное", "Около церковных стен", "Религия и культура", но у него есть и монографии: "О понимании", "Метафизика христианства", "Легенда о великом инквизиторе Достоевского" и др. Лейтмотив творчества Розанова - глубокое беспокойство, тревога, вызванные переживанием кризиса культуры и религии, прежде всего религии христианской, которой приходится довольствоваться "уголком" в современной цивилизации. Кризис христианства мыслитель видел в том, что оно не находит общего языка с жизнью, так как зовет не в земной, а в потусторонний мир. Христианский аскетизм чужд древнейшему светлому чувству плотской любви, радостям материнства. Розанов - один из идеологов религиозного обновления, которое он рассматривал как условие и начало обновления социального. В этом вселенском процессе ведущая, творческая роль отводится им славянским народам, как не утратившим, не израсходовавшим исторической энергии жизни. Вот почему этим народам придется на себя взять бремя европейской цивилизации.

Особое место в русской религиозной философии занимает Л.И. Шестов (1866-1938), творчество, которого не вписывалось в классические традиции академической философской мысли, а питалось, вдохновлялось скорее искусством и Ветхим Заветом. Эти источники, эстетические и религиозные переживания он воспринимал как бесценный экзистенциальный опыт, или опыт пограничных ситуаций, не поддающийся рациональному, рефлексивному выражению. Суть своего мировоззрения Шестов выразил двумя словами (они же стали названием одной из его работ): "Только верою". С этих позиций он критически рассматривает всю классическую западноевропейскую философию и теологию, дав им обобщающее обозначение "Афины" (т.е. эллинский стиль, склад мышления). "Афинам" противостоит "Иерусалим" (библейское откровение). Сам Шестов - на стороне последнего, считая классический европейский разум опасным змеем-искусителем, несущим главную вину за бездушие технической цивилизации, за обманчивые призывы рациональной переделки мира, что в действительности оборачивается путем к тирании.

К общему направлению русской религиозно-философской мысли относится многогранное творчество А.И. Ильина (1883-1954) - философа, правоведа, литературного критика. Самым известным его философским сочинением является "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека". Свои социальные взгляды Ильин наиболее ярко изложил в полемике с толстовцами в книге "О сопротивлении злу силой". В последнем крупном сочинении ("Путь к очевидности") философ обобщил свои взгляды на природу духовности, на сущность творческого акта, создающего культуру.

4. Русский марксизм (1883-1924) - в этот хронологический этап входит философская деятельность Г.В. Плеханова и В.И. Ленина, а также недолгое, но заметное духовное явление в истории российской культуры, известное как "легальный марксизм". Марксизм, в его ленинском варианте (ленинизм), долгие годы и десятилетия был идеологией, монопольно господствовавшей не только в нашей стране, но и во всем так называемом "социалистическом лагере". Но первым выдающимся марксистом в России был не Ленин, а Плеханов. (В молодые годы Ленин признавал себя его учеником в философии). Как теоретик марксизма, Плеханов основополагающее значение придавал материалистическому пониманию истории, справедливо связывая с ним научный характер марксистской социологии. Социализм, он был твердо убежден, невозможен без солидных экономических и общекультурных предпосылок. Таких предпосылок в России еще нет, поэтому "социалистический эксперимент" 1917 г. Плеханов осудил как авантюру.

В.И. Ленин, создатель большевистской партии, вождь социалистической революции в России, стал марксистом по своим убеждениям еще в гимназические годы. Но собственно философскими темами он занялся после поражения первой русской революции, т.е. в 1908-1909 гг., работая над книгой "Материализм и эмпириокритицизм". Ленин настаивал на том, что философия марксизма - диалектический материализм - есть единственно научная, единственно правильная философия, что любые попытки "дополнить" марксизм другими философскими построениями теоретически несостоятельны и практически вредны. Несомненной философской заслугой Ленина был глубокий гносеологический и методологический анализ научной революции и кризиса в естествознании (физике) и вывод о том, что современная наука не может успешно развиваться без опоры на материалистическую диалектику. В отличие от Плеханова Ленин не удовлетворялся объективно-научным осмыслением действительности. Сознание, подчеркивал он, не только отражает мир, но и творит его. Высшим актом социального творчества, по Ленину, является социально-политическая революция, классовая диктатура, с помощью которой не только можно, но и нужно "взнуздать" историю, ускорить ее ход. Экономические и культурные факторы не обязательно должны быть условием социалистической революции, они могут быть и следствием, результатом ее. Нравственно все, что служит делу социализма и коммунизма. Во имя великой цели годятся все средства, и насилие - основное из них. Но именно с этим выводом не согласились "легальные марксисты" - молодые либеральные интеллигенты, сочувствующие капитализации России, в чем они видели основное русло общественного прогресса своего времени. С этих позиций они тоже критиковали народников за их утопическую веру в особый, небуржуазный путь развития России. Но если для революционеров-марксистов капитализм был лишь вехой на пути к социализму - через классовую борьбу и классовое противостояние, то для "легальных марксистов" буржуазная цивилизованность была самоценна и самодостаточна: общественный прогресс они связывали не с классовой борьбой, а с развитием капиталистической промышленности, с успехами техники, с подъемом сельского хозяйства. Однако уже опыт первой русской революции, кровопролитный и братоубийственный, заставил "легальных марксистов" (А.Н. Бердяева, С.И. Булгакова, П.Б. Струве и др.) отказаться от марксистского материализма и атеизма. "От марксизма к идеализму" - так охарактеризовали сами эти мыслители эволюцию своего мировоззрения. В то же время все они (в особенности Бердяев) до конца жизни продолжали ценить Маркса как гениального, великого мыслителя и ученого-экономиста, глубоко проникшего в сложную диалектику своего времени, но безосновательно абсолютизировавшего свои выводы. В 1909 г. бывшие "легальные марксисты" опубликовали сборник статей "Вехи", в котором достаточно ясно и определенно заявили о том, что идеология зла и классового насилия для общества гибельна. Убедить в этом народные массы, уберечь их от соблазна строить свое счастье на несчастье других - в этом мыслители-гуманисты видели свой долг и призвание.

5. Философия в советской и постсоветской России (после 1917 г.). 80-летний этап новейшей российской истории превосходит по масштабам, глубине и противоречивости все, что было пережито страной со времен монгольского ига. Революция, война с фашизмом, грандиозный, жесточайший социалистический эксперимент, идеологическая монополия тоталитарной власти, крушение ее и распад СССР - все это произошло на глазах одного поколения. Официальной идеологией был провозглашен марксизм-ленинизм (в действительности - сталинизм, так как только Сталин считался непогрешимым пророком этого учения). Популярная брошюра Сталина (извлечение из "Краткого курса истории ВКП(б) "О. диалектическом и историческом материализме") признавалась вершиной философского знания. философский антиутопия гуманист западничество

Основные представители: (К.Р. Мегрелидзе, П.В. Копнин, Б.М. Кедров, Э.В. Ильенков, А.М. Минасян, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, - авторы выдающихся работ по диалектике, логике, теории познания, психологии и социологии мышления), и мыслители других мировоззренческих ориентаций. К глубочайшим научно-философским обобщениям в эти годы пришел создатель учения о биосфере и ноосфере В.И. Вернадский (1863-1945). Оригинальные идеи о природе языка и сознания развивали феноменолог Г.Г. Шпет (1879-1940), культуролог и литературовед М.М. Бахтин (1895-1975), философ и физик В.В. Налимов (1910-1997). Несмотря на репрессии и преследования творил великий русский философ А.Ф. Лосев (1893-1988), автор классических трудов в различных областях философского знания. Бессмертным научным подвигом мыслителя стал его грандиозный труд: 8-томная "История античной эстетики".

овь с кислородом и питательными веществами для клеток называется пусто .

9. Кровь с углекислым газом и продуктами обмена клеток называется пусто .

сердцеартериисистоладиастолавенознаявеныартериальнаямалыйбольшой

Отзыв

Ваш ответ верный.

Вопрос 2

Верно

Баллов: 4,00 из 4,00

Не отмеченоОтметить вопрос

Текст вопроса

Впишите название органов дыхательной системы согласно их основным функциям.

1. пусто в норме выполняет дыхательную, обонятельную, защитную и резонаторную функции, через нее проходит весь вдыхаемый и выдыхаемый воздух, воздух очищается от частиц пыли и микроорганизмов, согревается и увлажняется.

2. пусто предназначена для откусывания, перемещения, размягчения, пропитывания, начального ферментативного переваривания и последующего заглатывания пищи.

3. пусто позволяет продвигать пищевой комок из полости рта в пищевод, проведение воздуха из полости носа (или рта) в гортань, поэтому происходит перекрест дыхательных и пищеварительных путей.

4. пусто выполняет три жизненно важные функции: защитную (заключается в защите от попадания пищи в трахею), дыхательную и голосообразующую, строение аналогично двигательному органу: это скелет в виде хрящей с суставами и связками в местах соединения и мышцы, управляющие хрящами.

5. пусто — ветви дыхательного горла человека, составляют воздухоносные пути, в них не идёт газообмен, их функция заключается в проведении воздушного потока в респираторные отделы, его согревании, увлажнении и очищении.

6. пусто являются основным органом, осуществляющим воздухообмен, неодинаковые по размеру и форме парные образования расположены в грудной полости, ограниченной рёберными дугами и диафрагмой.

7. пусто является важным органом брюшного пресса, при одновременном сокращении с мышцами живота способствует увеличению внутрибрюшного давления, при вдохе она сокращается, растягиваясь активным действием в сторону нижних внутренних органов.

ГлоткаГортаньБронхиЛегкиеНосоваяполостьРотоваяполостьДиафрагма

Отзыв

Ваш ответ верный.

Вопрос 3

Верно

Баллов: 3,00 из 3,00

Не отмеченоОтметить вопрос

Текст вопроса

Соотнесите изображение органов и понятий кровеносной системы с их названием. Обратите внимание, что задание содержит фальш-ответы (неправильные названия понятий).

Изображение

Название понятий кровеносной системы

Сердце

Сосуды

Частота сердечных сокращений

Вены и артерии

Большой круг кровообращения

Малый круг кровообращения

Отзыв

Ваш ответ верный.

Вопрос 4

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Не отмеченоОтметить вопрос

Текст вопроса

Установите соответствие фазы сердечного цикла с его продолжительностью.

Фазы сердечного цикла

Длительность фазы, сек.

Сокращение (систола) предсердий

0,1 сек

Сокращение (систола) желудочков

0,3 сек

Расслабление (диастола) предсердий и желудочков

0,4 сек

Полный цикл сердечной деятельности

0,8 сек

Отзыв

Ваш ответ верный.

Вопрос 5

Верно

Баллов: 3,00 из 3,00

Не отмеченоОтметить вопрос

Текст вопроса

Рассмотрите топографию дыхательной системы и установите соответствие органов дыхания, которые относятся к верхним дыхательным путям и нижним дыхательным путям.

Дыхательные пути

Состав дыхательных путей

Верхние дыхательные пути

Носовая полость

Нижние дыхательные пути

Диафрагма

Верхние дыхательные пути

Ротовая полость

Нижние дыхательные пути

Бронхи

Нижние дыхательные пути

Гортань

Верхние дыхательные пути

Глотка

Нижние дыхательные пути

Трахея

Нижние дыхательные пути

Плевра

Верхние дыхательные пути

Ноздри

Отзыв

Ваш ответ верный.

Вопрос 6

Частично правильный

Баллов: 1,88 из 3,00

Не отмеченоОтметить вопрос

Текст вопроса

Изучите топографию органов дыхательной системы и соотнесите их название с местом расположения.

Номер на рисунке

Название органа дыхания

1

носовая полость

2

ротовая полость

3

подгортанник

4

гортань

5

трахея

6

бронхиальная трахея

7

бронхиальное дерево

8

диафрагма

Отзыв

Ваш ответ частично правильный.

Вы выбрали правильных вариантов: 5.

Вопрос 7

Верно

Баллов: 2,00 из 2,00

Не отмеченоОтметить вопрос

Текст вопроса

Механизм транспорта газов при каждом этапе дыхания выполняется последовательно. Установите последовательность, в соответств


написать администратору сайта