практическая работа 1. Ценностносмысловая сфера личности
Скачать 29.74 Kb.
|
Практическая работа к разделу 2.1 «Ценности и их роль для человека и общества» конспект главы монографии А.В. Серого, М.С. Яницкого «ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ» Выполнила: преподаватель ТФ ФГБОУ ВО Омский ГАУ Лукина Татьяна Сергеевна Ноябрь 2022 1. Конспект главы 1. Ценностные ориентации в контексте различных психологических теорий монографии А.В. Серого, М.С. Яницкого«ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ» Существует множество определений понятия "ценность", как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих это понятие до одного из явлений мотивационного процесса. Так, например, Э. Толмен определяет ценность как привлекательность целевого объекта, т.е. она наряду с потребностью определяет нужность цели. В более общих определениях понятию "ценность" может придаваться несколько значений, в зависимости от рассматриваемого аспекта: а) Ценность - как общественный идеал, выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Это общечеловеческие и конкретно-исторические ценности. б) Ценности, предстающие в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков. в) Социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей. З. Фрейд не касался прямо проблемы ценностей, но соотнесенность с ними все-таки подразумевалась. Прегенитальная ориентация у З. Фрейда характеризуется такими чертами личности, как жадность, зависимость, стремление к скупости, тогда как генитальная ориентация характеризуется продуктивным, зрелым характером, более высоким в этическом отношении. Анализ связей между ценностями личности и общества осуществлялся также при исследованиях социальной установки. У. Томас и Ф. Знанецкий понимали под социальной установкой состояние сознания индивида относительно некоторой ценности. На этой основе У. Томас и Ф. Знанецкий выделили три типа личности: мещанский (ориентирующийся на традиционные ценности), богемный (характеризующийся нестойкими и несвязанными ценностями, высокой степенью приспособляемости), и творческий (единственный, определяющий развитие общества и культуры). По Шпрангеру, ценностная ориентация личности - продукт общей ценностной ориентации человечества. Это чисто духовное начало, определяющее у каждого человека понятие мира и являющееся производной частью общего человеческого духа. Исходя из этого, Шпрангер выделяет шесть типов личности: 1) теоретический человек - основная ценность - это поиск истины; 2) экономический человек - основной акцент делается на полезных и практических ценностях; 3) эстетический человек - наивысшей ценностью считаются стиль и гармония, окружающая действительность оценивается и воспринимается с точки зрения изящества или соответствия ситуации. 4) социальный человек - главная ценность это любовь, стремление к всеобщей любви, любви ко всему человечеству; 5) политический человек - основная ценностная направленность - личная власть, влияние, известность, не ограниченные сферой политики. 6) религиозный человек - ценностная ориентация состоит в поиске смысла жизни, высшей духовной силы . Маслоу выделяет две группы ценностей: а) Б-ценности (ценности бытия) - высшие ценности, присущие самоактуализирующимся людям (истина, добро, красота, целостность, преодоление дихотомии, жизненность, уникальность, совершенство, необходимость, полнота, справедливость, порядок, простота, богатство, легкость без усилия, игра, самодостаточность); б) Д-ценности (дефициентные ценности) - низшие ценности, поскольку, они ориентированы на удовлетворение какой-то потребности, которая неудовлетворена или фрустрирована. Маслоу не обращается эксплицитно к Д-ценностям. Согласно Франклу, смысл жизни можно обнаружить тремя путями: 1) совершая дело (подвиг); 2) переживая ценности; 3) путем страдания. Выделяются три группы ценностей: Первую группу составляют ценности творчества - наиболее естественные и важные, но не необходимые. Основным путем их реализации является труд. Смысл труда заключается в том, что человек привносит в свою работу как личность. Вторая группа - это ценности переживания. По Франклу, богатым ценностным потенциалом обладает любовь. Однако любовь не есть необходимое условие для осмысленности жизни. Третья группа - это ценности отношения. Эта группа ценностей заключается в отношении человека к факторам, ограничивающим его жизнь. По мнению Рокича, ценности характеризуются следующими признаками: 1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико; 2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени; 3) ценности организованы в системы; 4) истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности; 5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения. М. Рокич выделяет два класса ценностей: а) терминальные ценности - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; б) инструментальные ценности - убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. В отечественной психологии сложился целый ряд школ и направлений: Связи с анализом ее деятельности (А.Н. Леонтьев, C.Л. Рубинштейн), Изучение психологических отношений личности (В.Н. Мясищев), Личность исследуется в связи с общением (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов) Связи с установками (Д.Н. Узнадзе, А.С. Прангишвили). Понятие личность не может рассматриваться в отрыве от социальной среды, общества. В.Ф. Сержантов делит ценности на две категории - материальные и духовные. Материальные ценности - орудия и средства труда, вещи непосредственного потребления, компоненты значений которых могут быть представлены следующими основными свойствами: 1. Физический статус; 2. Техническое устройство; 3. Праксеологические функции; 4. Социально-экономическая форма. Духовные ценности есть идеи (политические, правовые, моральные, эстетические, философские и религиозные). Они в силу своей природы характеризуются следующими основными свойствами: 1. Информационное содержание и истинностная характеристика; 2. Материальное воплощение; 3. Аксиологическая функция; 4. Социально-экономическая форма. Венгерский исследователь Ф. Патаки предлагает следующую классификацию ценностей: 1. Общественно-политические ценности (общественная и личная жизнь, оценочное отношение к общественным перспективам, патриотизм, интернационализм); 2. Коллективистские ценности (солидарность, совместное действие, способность согласования и подчинения личных интересов, дисциплина и т.п.); 3. Интерперсональные ценности, или ценности-отношения (дружба, секс, отношение к взрослым и ровесникам, а также оценка их поведения); 4. Объективированные ценности (наука, искусство, интеллигентность, мораль); 5. Ценности "Я" (личные перспективы, карьера, выбор профессии, самоосуществление); 6. Предметные ценности (предпочтительное поведение и оценка прежде всего предметов потребления). И.Н. Истомин рассматривает ценностные ориентации как определенную категорию установок. На решающую роль ценностных ориентаций в волевых процессах указывает Ш.А. Надирашвили. В.Б. Ольшанский дает следующее определение ценностей: "Ценности своеобразные маятники, помогающие заметить в потоке информации то, что наиболее важно для жизнедеятельности человека, для его поведения. Н.Ф. Наумова выделяет ценностные ориентации как один из механизмов целеполагания. Вывод: Проблема целостности ценностно-смысловой сферы рассматривается в различных научных школах психологии как одна их ключевых в изучении детерминации становления и развития личности.В целом подавляющее большинство авторов рассматривают ценности и смыслы как взаимообусловленные личностные динамические образования, психологическая природа которых связана с содержанием целевых ориентиров личности, определяющих внутриличностную согласованность, вариабельность и стабильность личностного функционирования. Мне как классному руководителю и педагогу данная монография принесла много нового, в частности, учебная деятельность играет значительную роль в образовании ценностных ориентиров личности. Понятие личность не может рассматриваться в отрыве от социальной среды, общества. Формирование ценностей человека является важной задачей образования. В процессе обучения происходит знакомство человека с мировой культурой, историей, формируются представления об обществе и общечеловеческих ценностях. Важным фактором развития системы ценностей является личностное влияние взрослых, например учитель, наставник. Инструментом развития такой системы выступает общение с учителем, которому важно уметь вести диалог с обучающимся, создавать атмосферу доверия, творческую среду. Общение со сверстниками также выступает важным средством принятия ценностей. Таким образом, на каждой стадии личностного развития человек сталкивается с рядом факторов, влияющих на формирование и развитие системы ценностных ориентаций, а областью пересечения и взаимодействия этих факторов выступает деятельность, в которой в свою очередь и проявляется степень развитости системы ценностных ориентаций и личности в целом. 2. Знакомство с порталом «Единое содержание образования» (https://razgovor.edsoo.ru/) Нравственное становление подрастающего поколения есть важнейшая составляющая развития современного общества. Социально необходимые требования общества должны превратиться во внутренние стимулы личности каждого ребенка - долг, честь, совесть, достоинство. Обозначенные ценности в свете современных негативных тенденций информационного общества становятся трудноформируемыми у подрастающего поколения. Для решения этих вопросов Министерство образования Российской Федерации внедрила предстоящий или скажем, уже начавшийся большой проект «Разговоры о важном». Эта тема так актуальна и важна для нашей страны, тем более в нынешнее время. Все классные руководители, уже провели свои запланированные 9 занятий. Проанализируем прошедшие и которые еще будут занятия в этом учебном году.
Вывод: Развитие системы ценностей происходит на протяжении всей жизни человека. Степень развитости ценностных ориентаций, качественная характеристика ценностных отношений позволяют судить об уровне развития личности, ее цельности, устойчивости и перспективах ее совершенствования. «День пожилого человека», «День матери», «День отца» . При проведении данных мероприятия очень важно поговорить с детьми об уважительном отношении к людям любого поколения в особенности старшего поколения. Основная ценность этого урокав рамках «Разговоры о важном»— это доброта, забота и милосердие. На данных мероприятиях стоит поговорить о таких мелочах как: как вести себя со взрослыми, правила поведений в общественном транспорте (необходимо уступать место пожилым людям), чем мы обязаны родителям. Вопросы патриотизма будем раскрывать на уроках «Россия- мировой лидер атомной отросли», «День народного единства», «Что мы Родиной зовем?», «Символы России». Любовь к родине у нас заложена в генах. Каждый русский человек в любые времена будет защищать свою родину. Можно с обучающимися посетить музеи, памятникиСлавы с помощью современных интерактивных игр, организовать онлайн-экскурсии, что способствует формированию системы ценностей личности, пригласить ветеранов войны. Ребенок подросткового возраста очень восприимчив ко всем формам воспитания. Известно, что пережитое и усвоенное в детстве надолго закрепляется в памяти. Чтобы достигнуть этих целей разработчики очень постарались, материал по циклу «Разговоры о важном» очень обширный, темы актуальные. Я думаю, все эти цели мы достигнем и задачи будут решены. |