Церковь
Скачать 17.99 Kb.
|
1 СЛАЙД В 16 веке в России существовало около 500 монастырей. Некоторым из них принадлежали обширные земли.Объединяя русские земли князья ограничивали налоговые льготы церкви и подчиняли настоятелей монастырей по своему суду по светским делам. Русская православная церковь являлась поддержкой и опорой единого российского государства. Светская власть нуждалась в церкви, так как аппарат управления в стране был ещё довольно слабым. Российские государи в XVI в. выступали покровителями православия; за помощью («милостыней») в Москву приезжали монахи греческих и сербских монастырей, посланцы находившихся под турецкой властью православных иерархов Ближнего Востока. Церковные соборы 1547 и 1549 гг. во главе с митрополитом Макарием причислили к лику святых 39 новых чудотворцев, что поднимало престиж Русской православной церкви. 1551 г. продажа вотчин монастырям разрешалась только с дозволения царя; тогда же начался пересмотр жалованных грамот духовным землевладельцам — их лишили привилегии не платить основных налогов и таможенных пошлин. 2 СЛАИД Митрополит Макарий Митрополит Макарий В 1547 году Макарий стал одним из сторонником и организаторов венчания Ивана IV на царство. Он же и возложил на Ивана шапку Мономаха. Был ярым сторонником сильной воинствующей церкви, на Стоглавом соборе 1551 года он выступил против попыток правительства ограничить права церкви. При участии Макария составлены "Степенная книга", "Минеи Четьи", Лицевой летописный свод Макарий содействовал открытию первой русской типографии в Москве. 3 СЛАИД Митрополит Филипп Митрополит Филипп На смену Макарию митрополитом стал Филипп,. Он был противником опричнины, за что с него был низложен сан, после отправили в Соловецкий монастырь, где он был задушен Малютой Скуратовым в 1569 году. Следующие митрополиты уже были покорны светской власти и благословляли действия царя. Монастыри лишили привилегии не платить основных налогов и таможенных пошлин Москва – Третий Рим» Православные страны Европы и Византия были покорены османами. Русские земли объединились в единое государство. Москва – Третий Рим» Церковники пришли к выводу о главенствующей роли России в православном мире. О ее преемственности Византии. Теория получила название «Москва – Третий Рим». Москва – Третий Рим» В 1490 году митрополит Зосима приравнял Ивана lll к императору Константинополя. Москву – к Константинополю. Москва – Третий Рим Теория «Москва – Третий Рим» делала Москву религиозным и политического центром. Теория стала основой представлений о роли России, как центра истиной веры. Москва – Третий Рим Церковные деятели утверждали, что Рюриковичи происходят от императора Августа. Что Богом дана и власть московских монархов Идея была сформулирована в духе «два Рима пали по грехам своим, третий стоит, а четвертому не бывать». Теория «Москва — Третий Рим» способствовала усилению самодержавия в царстве Русском, а также сформировала идею о преемственности от Византии. Концепция нашла отображение в литературе XVI века. 12 СЛАИД Стоглавый собор Реформу проводил Стоглавый собор, который действовал в Москве с февраля по май 1551 года. Местом ее проведения стал Успенский собор. Стоглавый собор представлял собой сочетание церковного и земского соборов. 13 СЛАИД В нем принимали участие: 1)Иван IV. 2)Представители Боярской Думы. 3)Высшее духовенство. Митрополит Макарий (председатель), протопоп Сильвестр (составлял текст повестки), архиепископы всех епархий (Тверская, Смоленская, Рязанская, Пермская, Ростовская, Крутицкая, Суздальская, Новгородская, Коломенская). 14 СЛАИД Решение Решения собора были оформлены в 100 главах, поэтому и название он получил “Стоглав”. Собор отверг планы Ивана IV по секуляризации церковных земель, но, с другой стороны, было ограничено приращение церковных владений в городах. С проведением собора связана полемика двух движений в православной церкви – иосифлян и нестяжателей. Вторые выступали против церковного землевладения и отчасти напоминали протестантов в Европе XVI века 15 Процесс установление патриархата С 1448 года митрополит в Москве считался автокефальным. Однако, утверждение патриаршества относится к маю 1589 года, когда Вселенский патриарх Иеремия II, который занимал должность Константинопольского патриарха с перерывами с 1572 по 1595 год. Во время переговоров патриарх Иеремия II находился под домашним арестом. Переговоры шли с июля 1588 года. Решение о создании патриархата было подтверждено двумя соборами в Константинополе, они были проведены в 1590 и в 1593 годах. 16 СЛАИД Процесс установление патриархата Царский престол в те годы занимал Федор Иоаннович, сын Ивана IV Грозного, последний царь из династии Рюриковичей. Важную роль в создании патриаршества играл Борис Годунов. 17 СЛАИД Первый патриарх – Иов В годы его патриаршество шел процесс распространения православия в Поволжье и на Западную Сибирь, увеличилась печать церковных книг, были канонизированы Василий Блаженный и Иосиф Волоцкий 18 СЛАИД Итог патриаршества Учреждение патриаршества в России стало одной из важнейших вех в истории православной церкви. Значение этого события в том, что царство русское заявило о себе как об одном из пяти центров восточного христианства 19 СЛАИД Итог 1) Русская Православная Церковь вышла из подчинения Византии; 2) Внутри церкви появились разногласия; 3) Церковь попала в зависимость от великих князей. 20 СЛАИД При поддержке церкви проходило: 1) Объединение земель вокруг Москвы; 2) Укрепление великокняжеской власти; 3) Создание Российского государства. 21 СЛАИД 1)В 16 веке Россия стала единственной православной державой в Европе 2) Интересы государства и церкви не всегда совпадали; во внутренней и внешней политике государство нуждалось в поддержке церкви, но требовало от ее иерархов повиновения 3) Русская православная церковь сохранила свои владения и обрела статус патриархии. |