Христианство. Принятие Христианства на Руси. 1. Духовная жизнь дохристианской Руси и предпосылки выбора православия
Скачать 46.02 Kb.
|
Содержание Введение………………………………………………………………….…3 1.Духовная жизнь дохристианской Руси и предпосылки выбора православия……………………………………………………………………..…5 2. Князь Владимир Святославович. Превращение православия в государственную религию…………………………………………………...…...8 3. Христианизация Руси. Феномен «двоеверия» …………….…………10 4. Значение принятия христианства…………………………….………..12 Заключение …………………………………………………………...…...13 Список используемой литературы……………………………………….15 Введение Крещение Руси - историческое событие не только отечественного, но и общеевропейского значения. Оно - итог долгих и сложных экономических, социально-политических и культурных процессов, в которых Древняя Русь выступает в ее широких международных связях. Христианство возникло как мировая религия, поскольку обращалась ко всем людям безотносительно к их принадлежности, к каждому отдельному человеку, не спрашивая какого он «рода и племени», во что верует, свободный он или подневольный, то есть, к человеку, как таковому, на равных основаниях. Христианство предложило новую систему духовных ценностей и ориентаций, потеснившую идолов ради идеалов, утверждающую связь между Богом и человеком, вверявшую духовному миру человека свободу - прогресс, который был внесен христианством в духовную историю человечества. До Х столетия наши предки исповедовали ведическую веру. В божественном пантеоне славян насчитывалось 14 богов, главным из которых был Род – создатель всего сущего. Великий князь киевский также был язычником, однако вопреки сложившимся устоям учредил на место главного божества Перуна и даже возвел несколько памятников, которым велел поклоняться. Люди, почитающие иных идолов, оказались несогласными с Владимиром Великим, что привело к разобщению. Чтобы воссоединить расколовшееся государство, киевский князь решил учредить новую религию. В 980 году было принято решение разослать послов по нескольким странам с различными вероисповеданиями. После долгих переговоров княжеский выбор пал на византийское христианство, которое поразило правителя Руси своим пышным церемониалом. Еще одной причиной стало желание сохранить партнерские отношения с Византией. Женившись на дочери императора, Владимир Великий отринул ведическую веру, став первым христианином. Крещение Руси - одно из важнейших культурных событий в истории Древней Руси. Оно положило конец языческой и начало христианской истории России. Крещение Руси - историческое событие не только отечественного, но и общеевропейского значения. Большой интерес во всем мире к принятию христианства Киевской Русью обусловлен тем бесспорным историческим значением, которое оказало православие на развитие русского государства и его международные связи, тем авторитетом, который приобрела русская православная церковь, борясь за упрочнение мира, за предотвращение использования бесчеловечных средств массового уничтожения людей. Актуальность данной темы состоит также в том, что христианизация Древней Руси не только проливает свет на далекое прошлое, но и высвечивает немало современных проблем, непосредственно соотносимых с оценкой религии в целом, ее роли в общественной жизни для каждой конкретной исторической эпохи. Объектом работы является история Древней Руси в период ее Крещения, православие, крещение, христианство. Предметом работы является принятие христианства на Руси. Цели данной работы - раскрыть значение Крещения Руси в истории России, изучить исторические предпосылки, предшествующие этому событию и последствия, а именно, возникшее двоеверие. Задачи работы – описать историческую обстановку на Руси до принятия христианства, описать процесс выбора веры князем Владимиром Святославовичем, раскрыть влияние православия на развитие культуры Руси. 1.Духовная жизнь дохристианской Руси и предпосылки выбора православия. Экономическое и политическое развитие Древней Руси дохристианской поры породило множество форм и проявлений достаточно высокой для своего времени духовной культуры. К сожалению, многое из этого достояния древнерусского общества безвозвратно утрачено. В том повинны и безжалостное время, и всесокрушающие стихийные бедствия (прежде всего пожары), и многочисленные вражеские нашествия, перемежавшиеся княжескими междоусобицами, и пренебрежительное отношение господствующих классов к народному культурному наследию. Есть в том вина (притом немалая!) и русской православной церкви: по её повелению истреблялись (как «порождения языческого суеверия») или предавались забвению многие творения культуры дохристианского времени. Но и то сравнительно немногое, что удалось сохранить: совершенные для своего времени формы предметов труда и быта, высокий художественный уровень оформления оружия и воинских доспехов, изящество украшений, – убедительно свидетельствует о наличии у наших предков тонкого понимания красоты. Изучив народную вышивку, Б. А. Рыбаков пришел к выводу, что её сюжеты и композиционные решения, поражающие эстетическим совершенством, возникли тысячелетия назад. С большим вкусом оформлялись древнейшие орудия женского труда – прялки: нанесенные на них орнаменты и узоры отличаются высокой художественностью.1 По найденным украшениям можно судить о том, что древние ювелиры не только владели технологией изготовления сложнейших поделок из золота, серебра, бронзы, но и обладали высоким художественным вкусом. Во всех книгах по истории культуры Древней Руси непременно упоминаются турьи рога из Чёрной Могилы в Чернигове, датируемые X веком. Их серебряная оправа, на которой вычеканен, по предположению Б. А. Рыбакова, сюжет черниговской былины об Иване Годиновиче, относится к шедеврам древнерусского искусства. Были в Древней Руси и зачатки скульптуры – творчество резчиков по дереву и камню. Изготовляли уничтоженные впоследствии статуи языческих богов: Перуна, Хорса, Велеса и других. Имелись статуэтки божков – покровителей домашнего очага. Одну из весьма сложных скульптурных композиций нашли на берегу одного из притоков Днестра. На камне пещеры – барельефное изображение мужчины, молящегося перед священным деревом с сидящим на нём петухом. Многие бытовые обряды включали в себя театрализованные действа. В Древней Руси тех далеких времен закладывались основы скоморошества – искусства бродячих актёров, пользовавшихся любовью широких народных масс. Раньше считалось, что скоморохи, впервые упомянутые в «Повести временных лет» под 1068 годом, вышли на историческую арену уже после «крещения Руси». Однако современные исследователи пришли к выводу, что скоморошество появилось «не после принятия христианства, а до него; что скоморохи существовали и при язычестве». Подлинным духовным богатством Древней Руси было устное народное творчество во всем разнообразии его проявлений: песни, пословицы и поговорки, сказания, былины. Гусляры-сказители, чья слава нашла своё воплощение в образе легендарного Бояна, воспетого автором «Слова о полку Игореве», создавали и исполняли песни на героические темы, воспевали народных богатырей, защитников родной земли.2 Историками Древней Руси отмечено, что в «Повести временных лет» и других летописных сводах использованы народные песни и былины, сложенные в более раннее время. В их числе сказания о братьях Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди. О мести Ольги древлянам, убившим её мужа князя Игоря. О пирах киевского князя Владимира и о его женитьбе на полоцкой княжне Рогнеде. Крупнейший русский историк В. О. Ключевский называл эти сказания «народной киевской сагой». На основе тщательнейшего анализа Б. А. Рыбаков отнёс сказание о Кие к VI–VII векам. Песни играли в жизни наших далёких предков большую роль. Песнями сопровождались многие обряды и праздники, их пели на пирах и на тризнах. В далёкие дохристианские времена уходит своими корнями былинное творчество, хотя значительная часть былинных сюжетов более позднего происхождения. По заключению академика Б. А. Рыбакова, основа былины об Иване Годиновиче была заложена в IX–X веках. А былины о Вольге Святославиче и Микуле Селяниновиче учёный относит к кануну «крещения Руси». Многое из устного народного творчества Древней Руси не сохранилось по ряду причин, а первый сборник былин издали лишь в XVIII веке. Учёные располагают достаточным фактическим материалом, доказывающим, что у восточных славян письменность была до «крещения Руси». Что же подвигло Русь к принятию христианства? Владимир понял, что удерживать под своей властью все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя. Нужна была другая сила. И эту силу Владимир увидел в христианстве. Ещё в 980 году, едва заняв киевский престол, Владимир попытался приспособить язычество к потребностям государства. На высоком холме князь приказал поставить деревянных идолов шести богов, над которыми возвышался грозный Перун с серебряной бородой и золотыми усами. Тем самым жителям Руси давали понять, что Перун является главным среди богов, так же как киевский князь — среди славян. Но это нововведение не достигло поставленной цели. Многие племена были недовольны приниженным состоянием своих главных божеств и возвышением Перуна, которому поклонялись киевские дружинники. Тогда киевский князь обратился к опыту соседних стран. Ведя широкую торговлю, Русь общалась с представителями всех религий, признававших лишь одного единого Бога: с иудеями — хазарами, мусульманами — булгарами, христианами из европейских стран. Владимир решил принять христианство по византийскому (греческому) образцу. Ведь византийские христиане, в отличие от хазар и булгар, не посягали на восточнославянские территории. К тому же Русь поддерживала тесные торговые связи с Византией. Со времён Аскольда и Дира христианами становились некоторые княжеские дружинники и купцы, посещавшие Византийскую империю. При Игоре киевские христиане возвели для себя храм Святого Ильи. Христианкой была и бабка Владимира княгиня Ольга.3 Но самое главное состояло в том, что киевский князь нуждался в религии, способной не только сплотить все племена, но и укрепить княжескую власть. Примером была Византия, самая могущественная держава в Европе. Власть императора была здесь почти неограниченной, и церковь способствовала её укреплению. К тому же византийская церковь, в отличие от римской, полностью зависела от императора.4 К принятию христианства Владимира подталкивало и стремление укрепить международный авторитет Руси. Многие страны посматривали на Русь свысока, воспринимая русских как варваров. Русские купцы подвергались различным притеснениям в христианских странах. 2. Князь Владимир Святославович. Превращение православия в государственную религию Князь Владимир решил остановиться на православной вере. Но к принятию христианства Владимир шел обходным путем. В 988 году был им предпринят поход на Херсонес (Корсунь). После длительной осады город был взят войском Владимира. Византийским императорам Василию и Константину был поставлен ультиматум: или они выдают свою сестру Анну замуж за него, или Владимир идет войной на Византию.5 Императоры поставили Владимиру свое условие: чтобы жениться на византийской царевне, он должен принять христианство. Летописи рассказывают, что «болевший в то время глазами князь во время крещения прозрел». После крещения состоялся брак Владимира с царевной Анной. По возвращении на родину Владимир крестил своих детей и весь киевский народ. Прежде всего, Владимир крестил 12 своих сыновей и многих бояр. Владимир приказал уничтожить всех идолов, главного идола — Перуна — сбросить в Днепр. И в назначенный день произошло массовое крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны. «На следующий же день, — сказано в летописи, — вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ… Люди же, крестившись, расходились по домам.»6 Предполагаемая дата принятия христианства на Руси — 1 августа 988 года. С этого момента летописцы говорят о Владимире как о человеке святом и благочестивом. На месте языческих капищ стали строиться православные храмы. Принятие христианства оказало огромное влияние на политику и культуру Древней Руси. В Киеве были построены церковь Святого Василия и церковь Богородицы («Десятинная»). Книги с текстами богослужений стали переводить с греческого языка на славянский. Княжение Владимира Святославича считается периодом подъема Руси. К началу XI века в состав государства вошли все крупные союзы восточных славян. Владимир строил города и церкви, а при церквах, для обучения грамоте, школы. При нем же и началось монастырское строение на Руси. Владимир Святой умер 15 июля 1015 года во время подготовки к походу против своего сына Ярослава, который княжил в Новгороде. Как сообщает летопись «Повесть временных лет», узнав о смерти князя Владимира, «сошлись люди без числа и плакали по нем: бояре как по заступнике страны, бедные же как о своем заступнике и кормителе».7 Впоследствии великий князь Владимир при царе Иване Грозном был причислен Русской православной церковью к лику Святых как Равноапостольный. 3. Христианизация Руси. Феномен «двоеверия» Христианизация Древней Руси протекала противоречиво. Если киевская община, подчинялась авторитету княжеской власти, приняла новую веру безропотно, то другие регионы, например Новгород, приходилось крестить «огнем и мечом». Язычество еще долго сохраняло свои позиции, особенно в сознании людей. Православная церковь, приспосабливаясь к местной среде, соединила, культы языческих богов с культами святых. Так праздник Купалы слился с днем Иоанна Крестителя, Перуна – с днем Ильи Пророка. Сохранился и чисто языческий по происхождению праздник Масленицы. После крещения Руси шел процесс срастания традиционных языческих и православных ценностей. К Христу долгое время относились не как к единому Богу, указывающему своей жизнью путь к спасению, а как к местному божеству, к которому обращались с просьбой о практической помощи в земных делах. Широкое распространение получил культ Богородицы как покровительницы всего живого, близкий и более понятный языческому миросозерцанию. В итоге происходил синтез православных и языческих верований, приведший к складыванию так называемого двоеверия. Постепенно языческие элементы из него вытеснялись, но многие из них сохранялись длительное время. Так, было принято давать новорожденному два имени — христианское, имеющееся в святцах, и языческое.8 Считалось, что таким образом человеку будет обеспечено покровительство христианского Бога и, в то же время, его защитят языческие божества. Этот обычай существовал не только в низах общества, но и среди знати, а также князей. Достаточно вспомнить, что Владимир I вошел в историю (и в святцы) под своим языческим именем, хотя после крещения получил христианское имя Василий. Так же было и с Ярославом Мудрым, крещенным Юрием. Владимир Мономах по христиански звался Василием Андреевичем, первые русские святые Борис и Глеб были крещены как Роман и Давид. Даже в XVI в. Известны подобного рода случаи: например, знаменитый Малюта сын Скураты из рода Бельских по- христиански звался Григорием Лукьяновичем. Феномен двоеверия на Руси не мог оставить равнодушной общественность и выдающиеся умы разных поколений. В частности, Н. М. Гальковский, российский филолог, указывал на то, что народ принял православное христианство, но не глубоко знал это вероучение и, хоть и не преднамеренно, не отказывался от языческих убеждений. Общественный деятель Д. Оболенский также отмечал, что между христианством и народным верованием не было вражды и выделил 4 уровня взаимодействия между ними, которые отражали разную степень взаимосвязи христианских идей и языческих верований. Ученые марксисты в Советском Союзе опротестовывали невежество простого народа и доказывали, что большая часть из них осознанно противилась христианской вере. Советский археолог Б. А. Рыбаков открыто говорил о враждебности между православием и народными верованиями. 1 Как отмечает в своих исследованиях Фроянов И. Я., древнерусская православная церковь была скорее ведомым звеном. Институт церкви был озабочен государственными функциями и втянут в общественную жизнь, что не давало священнослужителям возможности заниматься распространением христианства среди простых людей, поэтому не стоит удивляться силе языческих верований во времена домонгольской Руси. Проявлениями двоеверия, помимо Масленицы, на сегодняшний день являются поминки на кладбище, когда люди сами едят и «угощают» усопших. Еще один известный праздник - День Ивана Купала, совпадающий с рождением Иоана Крестителя. Очень интересно проявление языческих и христианских верований представлено в святцах, где к имени святого прибавляют какое-либо наименование, например, Василий Капельник, Екатерина Санница. Таким образом, следует признать, что двоеверие на Руси, сформировавшееся не без участия древнерусских традиций, придало православию на нашей Земле самобытные черты. 4. Значение принятия христианства Переход Руси к христианству имел огромное историческое значение и сказался на всех сферах жизни древнерусского общества. Христианство помогало объединить восточных славян в единое древнерусское общество, создало духовную основу русской государственности. Став христианином, человек переставал ощущать себя только частью какого – либо местного коллектива (семьи, общины, племени, в дальнейшем- сословия), он все более осознавал себя русским православным, что стало полными синонимами. Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества так и чрезмерн6ую тягу к богатству, насилие со стороны его верхов. При этом она формировала терпимость к ближнему и уважение к власти, так как «несть власти не от Бога». В целом христианство, резко противопоставляя идеальное материальному, способствовало духовному развитию человека. Принятие христианства повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Зарождается каменное зодчество возникает иконопись, фресковая живопись, в монастырях велось летописание. Крупные церковные храмы типа Софийского собора в Киеве становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси. Православная церковь не только образовывала но и воспитывала Древнерусское общество. Она смягчала нравы упорно боролась против множества и других языческих пережитков. Церковь выступала против рабства. Заключение Христианство явилось духовной основой всей Европейской цивилизации принятия христианства определило цивилизационный выбор Руси, при этом православие во многом обусловило становление собственно Русской цивилизации ставшей разновидностью христианской Европейской цивилизации. Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии оказало большое влияние на разные сферы общественной и духовной жизни страны. Ускорилось изживание местных, племенных различий в отдельных областях Руси и формирование древнерусской народности с единым языком, культурой, этническим самосознанием. Ликвидация местных языческих культов также способствовала дальнейшей этнической консолидации, хотя различия в этой сфере продолжали сохраняться и обнаружили себя позже, когда в период феодальной раздробленности, усугубленной татаро-монгольским нашествием, отдельные части Руси обособились друг от друга или попали под власть иноземных завоевателей. В процессе выполнения контрольной работы мы познакомились с Дохристианской Русью, предпосылками выбора веры, принятие христианства, феноменом двоеверия и значением принятия христианства на Руси. Крещение Руси было важным этапом в развитии ее культуры. Во многих отношениях древнерусская культура обрела принципиально-новые черты и особенности. Подобно тому, как христианизация Руси явилась фактором, заметно ускорившим складывание единой древнерусской народности из восточнославянских племен с их различными культами, христианство способствовало и консолидации древнерусского сознания -как этнического, так и государственного. Заметим также, что христианство, принеся на Русь славянскую письменность, не могла не усилить и сознание единства происхождения славян и славянской общности. Церковь оказывала влияние на развитие социальных отношений. Утвердившийся идеологический стереотип о том, что принятие христианства способствовало усилению эксплуатации и упрочению власти феодалов, исторически неверен. Христианская мораль, не признающая неравенство между людьми, осуждала рабство (на Руси - холопство). Церковь осуждала грубое отношение к холопам, убийство холопа. Холопы, становясь церковными людьми, получали свободу. С крещением Руси в жизни людей утверждались морально-этические нормы христианской религии. Церковь провозглашала благотворительность и милосердие среди верующих, заботу о нищих и беззащитных. При монастырях устраивались приюты для бездомных и престарелых (богадельни), оказывалась помощь больным. Под влиянием христианства постепенно была отменена кровная месть, смягчены жесткие нравы, присущие язычеству. Принятие христианства стало крупнейшим поворотом в жизни всего древнерусского общества и каждого человека. Таким образом, поставленные в работе задачи полностью выполнены, основные цели - раскрыть значение Крещения Руси в истории России, изучить исторические предпосылки, предшествующие этому событию и последствия, а именно, возникшее двоеверие- достигнуты. Список используемой литературы 1. Власов, В.Г. Двухтысячелетие христианства и его распространение на Руси / В.Г. Власов. – М. : Знание, 1992. 2. Рыбаков, Б.А. Язычество Древней Руси. / Б.А. Рыбаков. – М.: Наука, 1997. 3. Щапов, Я.Н. Государство и церковь Древней Руси Х–ХIII вв. / Я.Н. Щапов. – М.: Мысль, 1990. 4. О.М.Рапов «Русская церковь в IX - первой трети XII в. Принятие христианства» / - М. 1998 г. 5. Кузьмин А.Г. Падение Перуна: становление христианства на Руси. /Кузьмин А.Г. – М., 1988 6. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. / М., 1990 7. Литаврин Г. Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (IX — начало XII в.). — СПб. Алетейя, 2000. 8. Тысячелетие введения христианства на Руси / Громова Е., Куренная Н., Ритчик Ю. — М., 1993 1 Рыбаков, Б.А. Язычество Древней Руси. / Б.А. Рыбаков. – М.: Наука, 1997. 2 Власов, В.Г. Двухтысячелетие христианства и его распространение на Руси/ В.Г. Власов. – М.: Знание, 1992. 3 Щапов, Я.Н. Государство и церковь Древней Руси Х–ХIII вв. / Я.Н. Щапов. – М.: Мысль, 1990. 4 О.М.Рапов «Русская церковь в IX - первой трети XII в. Принятие христианства» / - М. 1998 г. 5 Кузьмин А.Г. Падение Перуна: становление христианства на Руси. /Кузьмин А.Г. – М., 1988 6 Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. / М., 1990 7 Литаврин Г. Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (IX — начало XII в.). — СПб. Алетейя, 2000. 8 Тысячелетие введения христианства на Руси / Громова Е., Куренная Н., Ритчик Ю. — М., 1993 11 Рыбаков, Б.А. Язычество Древней Руси. / Б.А. Рыбаков. – М.: Наука, 1997. |