Реферат Крещение Руси. Крещение Руси. Итоговый контроль по дисциплине История
Скачать 51.62 Kb.
|
Итоговый контроль по дисциплине «История» Принятие христианства на Руси (тема практического задания)
Клин 2021 СОДЕРЖАНИЕ Введение ………………………………………………………………….. 3 1. Причины принятия христианства ……………………………………. 4 2. Выбор веры ……………………………………………………………. 6 3. Крещение Руси ………………………………………………………... 7 3.1. Крещение Владимира …………………………..……..……... 7 3.2. Распространение христианства на Руси …..…………..……. 8 4. Государство и церковь ……………………………………………….. 10 Заключение ……………………………………………………………… 13 Список использованной литературы ………………………………….. 15 Введение Крещение Руси - историческое событие не только отечественного, но и общеевропейского значения. Христианство, издавна двуединое – западное и восточное, представленное после церковного раскола 1054 г. двумя церквями - католической и православной, утвержденные в качестве господствующих религий на Западе и Востоке. Особый интерес вызывает судьба христианства восточного, его влияние на социокультурное развитие Руси. Христианство возникло как мировая религия, поскольку обращалась ко всем людям безотносительно к их принадлежности, к каждому отдельному человеку, не спрашивая какого он «рода и племени», во что верует, свободный он или подневольный. Становление древнерусской духовной культуры сформировалось в результате синтеза славянской языческой культуры с культурой, доступ к которой открылся Руси с принятием христианства. Причем восприятие этой культуры шло через письменность на славянском языке, понятном населению. Церковная служба в православных славянских государствах совершалась на славянском языке и литература была славяноязычной. Благодаря этому после принятия христианства на Русь поступило большое количество славяноязычной, главным образом церковной литературы. Через нее и через переводимые на Руси греческие книги, страна приобщалась к культурам: античной, ближневосточной, раннехристианской, византийской, славянской христианской. Актуальность данной темы состоит в том, что христианизация Руси не только открывает нам далекое прошлое, но и показывает немало современных проблем, связанных с оценкой религии в целом и ее роли в общественной жизни. Цель моей работы состоит в том, чтобы выяснить: что способствовало принятию христианства; была ли в этом необходимость; почему именно это религиозное течение прижилось на Руси; и насколько важным было это историческое событие. 1. Причины принятия христианства Знаменитое “крещение Руси”, положившее начало становлению российской православной цивилизации, было вызвано целым комплексом факторов. Со временем древние славянские племена по мере классового расслоения стали переходить к государственным формам жизни, возникли и условия превращения племенных культов в государственные. Физическое и географическое объединение восточных славян вызвало более тесное межплеменное взаимодействие, а также перемешивание различных культурных, материальных и религиозных ценностей. В связи с этим естественно возникали трения между различными племенами, вызванные различными ценностными воззрениями. Таким образом вставала объективная необходимость религиозного объединения народов Киевской Руси. Как всегда, следуя русскому менталитету, эта попытка объединения была произведена силовым путем. Так киевский князь Владимир попытался создать общегосударственный пантеон и государственный культ: по рассказу летописи «он в 980 г. собрал на одном из холмов Киева целый сонм кумиров различных богов и велел молиться им и приносить жертвы. Некоторые исследователи считали, что эти "Владимировы боги" были с самого начала княжескими или дружинными богами и культ их не имел корней в народе. Но это маловероятно. Солнечные божества Хорс, Даждьбог и другие, женская богиня Макошь, видимо, были и народными божествами, Владимир лишь пытался сделать из них как бы официальных богов своего княжества. Однако, эта попытка не удовлетворила Владимира. Причинами его неудачи стало попытка частного изменения язычества, принуждение людям верить в того, в кого они не верят. Однако сама суть – политеизм так и оставался нетронутым. Язычество к моменту образования сильного централизованного и сплоченного Киевского государства уже изжило себя и нужна была совершенно другая религия, способная придать княжеству идеологическое единство, объединить людей в служении единому Богу. Именно такая религия как христианство наиболее подходила для решения задачи становления религиозного единства государства, а также соответствовала формировавшимся феодальным отношениям. К этому надо добавить, что гуманное христианство легко сливалось с внутренним духовным содержанием русского человека. Т.е. Владимир стремится укрепить государство и его территориальное единство. Попытка достичь этих целей с помощью создания единого пантеона языческих богов во главе с Перуном не привела к преодолению племенного сепаратизма и усилению княжеской власти. Только единобожие могло сплотить страну и осветить авторитет единоличной княжеской власти. К 10 веку нашей эры Русь представляла собой очень молодое, но быстро развивающееся государство. С чем же было связано это быстрое развитие? Дело в том, что развитие практически любого государства зависит от развития ремесла. Русское же ремесло развивалось в основном вследствие активной торговли. В то время Русь граничила на юге с Византией – государством, имевшим двухтысячелетнюю историю, и являющимся обширным кладезем знаний. Конечно же Византия намного обгоняла Русь в развитие и с этим связан распределение потока товаров – из Руси шло в основном сырье – мех, зерно, а из Византии – предметы ремесла – различные приспособления, оружие, книги, картины. Но вместе с материальными товарами Русь получала от Византии технологии, научные открытия, знания и культуру. Русские люди «всегда питали благоговейное уважение к Империи, к блестящим формам ее жизни, которые так поражали их воображение; таковы бывают постоянно отношения народов необразованных к образованным.» Они, приезжавшие в Константинополь неизмеримо удивлялись культурным достижениям византийцев, величию христианских храмов. «Не одна надежда корысти могла привлекать нашу Русь в Константинополь, но также и любопытство посмотреть чудеса образованного мира. Как следствие этого возвышался тот, кто был в Константинополе, и как у других разгоралось желание побывать там!» Таким образом процветающая Византия демонстрировала пример тому, что может сделать монотеистическая религия для развития государства. Как важно идеологическое единство народа, живущего в нем. 2. Выбор веры Важной представляется и проблема “выбора веры”, от решения которой во многом зависел весь ход русской истории. Согласно летописной легенде к Владимиру, в Киев, явились представители трех монотеистических религий: ислама, иудаизма и христианства. Князь отверг ислам. Описание Магометова рая и цветущих гурий пленило воображение сластолюбивого князя; но обрезание казалось ему ненавистным обрядом и запрещение пить вино уставом безрассудным. «Вино, - сказал он, - есть введение для русских; не можем быть без него». «Веселие Руси есть питие, без пития Руси не быти», - так, якобы, ответил он на соблазны мусульман. Иудаизм он не принял по причине отсутствия у евреев собственного государства, в результате чего они были рассеяны по всей земле. Выслушав иудеев, он спросил, где их отечество. «В Иерусалиме» - ответили проповедники, - но Бог во гневе своем расточил нас по землям чуждым». «И вы, наказываемые Богом, дерзаете учить других?» - сказал Владимир. «Мы не хотим подобно вам лишиться своего отечества». Не принял он и предложение, сделанное посланцами Папы Римского, сославшись на то, что и его бабка отвергла католичество. Послы немецких католиков говорили ему о величии невидимого Вседержителя и ничтожности идолов. Князь ответствовал им: «Идите обратно». Отцы наши не принимали веры от папы. Только проповедь представителя православной византийской церкви произвела на него благоприятное впечатление. Безымянный философ, присланный греками, опровергнув не во многих словах другие веры, рассказал Владимиру все содержание Библии, Ветхого и Нового завета: историю творения, рая, греха, потопа, первых людей, избранного народа, искупление христианства, семи соборов, и в заключении показал ему картину Страшного Суда, с изображением праведных, идущих в рай и грешных - осужденных на вечную муку. Пораженный сим зрелищем, Владимир вздохнул и сказал: «Благо добродетельным и горе злым!». «Крестися, - ответствовал философ, - и будешь в раю с первыми». Но Владимир не спешил с решением и отправил своих послов в разные страны. Вернувшись в Киев, послы говорили князю с презрением о богослужении магометан, с неуважением о католическом и с восторгом о византийском, заключив словами: «Всякой человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького; так и мы, узнав веру греков, не хотим иной». Владимир желал ещё слышать мнение бояр и старцев. «Когда бы закон греческий, - сказали они, - не был лучше других, то бабка твоя, Ольга, мудрейшая всех людей, не вздумала бы принять его». Великий князь решил быть христианином. Вероятно, за этой легендой скрываются реальные факты, остановившие выбор Руси на православной форме христианства. Это, в первую очередь, прочные культурные и экономические связи с Византией, наличие собственной влиятельной православной общины, сложившейся задолго до княжения Владимира. 3. Крещение Руси 3.1. Крещение Владимира Владимир мог бы креститься и в своей собственной столице, где уже давно находились христианские церкви и священники, но князь хотел блеска и величия при этом важном действии: одни цари греческие и патриарх казались ему достойными сообщить целому его народу уставы нового богослужения. Собрав многочисленное войско, Великий князь пошел на судах к греческому Херсону. Владимир высадил на берег войско и со всех сторон окружил город. Великий князь грозил им стоять три года под их стенами, ежели они не сдадутся, но граждане отвергали его предложения, в надежде иметь скорую помощь от греков. К счастью, нашелся в городе доброжелатель Владимиру, Анастас, который пустил к россиянам стрелу, с надписью: за вами, к востоку, находятся колодези, дающие воду херсонцам чрез подземные трубы, вы можете отнять её. Великий князь спешил воспользоваться советом и велел перекопать водоводы. Тогда граждане, изнуряемые жаждой, сдались войску Владимира. Завоевав славный и богатый город, который в течение многих веков умел отражать приступы варварских народов, российский князь ещё более возгордился своим величием и чрез послов объявил императорам Василию и Константину, что он желает быть супругом их сестры, юной царевны Анны, а в случае отказа, захватит Константинополь. Империя была жертвой мятежей и беспорядка: военачальники Склир и Фока не хотели повиноваться законным государям и спорили с ними о державе. Василий и Константин, надеясь с помощью сильного князя российского спасти трон, ответили ему, что от него зависит быть их зятем, что, приняв веру христианскую, он получит и руку царевны, и царство небесное. Владимир, уже готовый к тому, с радостью изъявил согласие креститься, но хотел прежде, чтобы императоры прислали к нему сестру свою. Анна ужаснулась: супружество с князем народа, по мнению греков, дикого и свирепого казалось ей жестоким пленом и ненавистнее смерти. Горестная царевна отправилась в Херсон на корабле, сопровождаемая знаменитыми духовными и гражданскими чиновниками, где народ встретил её как свою избавительницу со всеми знаками усердия и радости. В летописи сказано, что Великий князь тогда разболелся глазами и не мог ничего видеть, что Анна убедила его немедленно креститься и, что он прозрел в ту самую минуту, когда святитель возложил на него руку. Бояре российские, удивленные чудом, вместе с государем приняли истинную веру. Херсонский митрополит и византийские пресвитеры совершили торжественный обряд, за которым следовало обручение и сам брак царевны с Владимиром, благословенный для России во многих отношениях и весьма счастливый для Константинополя, ибо Великий князь, как верный союзник императоров, немедленно отправил к ним часть дружины, которая помогла Василию разбить мятежника Фоку и восстановить порядок в Империи. Наставленный херсонским митрополитом о тайнах и нравственном учении христианства, Владимир спешил в столицу свою озарить народ светом крещения. 3.2. Распространение христианства на Руси Истребление кумиров служило приготовлением к этому торжеству: одни были изрублены, другие сожжены. Перуна, главного из них, свергли с горы в Днепр. Изумленный народ не смел защитить своих мнимых богов, ибо Владимир на другой день велел объявить в городе, чтобы все люди русские, бедные и богатые шли креститься, и народ, уже лишенный предметов древнего обожания, устремился толпами на берег Днепра, рассуждая, что новая вера должна быть мудрою и святою, когда Великий князь и бояре предпочли её старой вере отцов своих. Там явился Владимир, провожаемый собором греческих священников, и, по данному знаку, бесчисленное множество людей вступило в реку: иереи читали молитвы крещения и пели славу Вседержателя. Когда же обряд торжественный совершился, когда священный собор нарек всех граждан киевских христианами, тогда Владимир, в радости и восторге сердца устремив взор на небо, громко произнес молитву: «Творец земли и неба! Благослови сих новых чад твоих, дай им познать тебя, Бога истинного, утверди в них веру правую. Будь мне помощью в искушениях зла, да восхвалю достойно святое имя твое!» Что касается крещения киевлян, то источники дают противоречивые указания на его время. Наряду с традиционной датой 988 г. исследователи обосновывают и более ранние, и более поздние даты, в частности 990 г. По повести временных лет, крещение киевлян происходило в Днепре, по Житию Владимира - в притоке Днепра речке Почайне. В самом Киеве в 989 г. был заложен Владимиром первый на Руси каменный храм во имя Пресвятой Богородицы, воздвигнутый византийским зодчим, так как русские в то время, да и гораздо позже, не умели еще строить больших каменных зданий. Эту церковь назвали Десятинной, так как князь Владимир поднес ей в дар десятую часть своих доходов. Многие люди крестились, как и граждане киевские, другие, привязанные к закону древнему, отвергали новый: ибо язычество господствовало в некоторых частях Руси до самого XII века. Владимир старался просветить россиян. Чтобы утвердить веру, Великий князь завел для отроков училища, бывшие первым основанием народного просвещения в России. Распространение христианства проводилось княжеской властью и формирующейся церковной организацией насильно. Митрополит Илларион киевский признавал, что крещение в Киеве происходило по принуждению: «никто не сопротивлялся княжескому приказу, угодному богу, и крестились если не по собственной воле, то из страха перед приказавшим, ибо его религия была связана с властью». В других же городах замена традиционного культа новым встречала открытое сопротивление. В Новгороде сохранилась легенда о введении там христианства епископом Иоакимом Корсунянином и княжескими воеводами Добрыней и Путятой, когда «Путята крести мечем, а Добрыня огнем». Таким образом христианизация Древней Руси протекала противоречиво. Если киевская община, подчиняясь авторитету княжеской власти, приняла новую веру безропотно, то другие регионы, например, Новгород, приходилось крестить «огнем и мечем». Язычество еще долго сохраняло свои позиции, особенно в сознании людей. Православная церковь, приспосабливаясь к местной среде, соединила праздники поклонения языческим богам с культами святых. Так, праздник Купалы слился с днем Иоанна Крестителя, Перуна - с днем Ильи Пророка. Сохранился и чисто языческий по происхождению праздник масленицы. В итоге, происходил синтез православия и язычества. 4. Государство и церковь Среди вопросов истории древней Руси проблема места и роли церкви и взаимоотношений государства и церкви всегда привлекали к себе большое внимание. Долгое время церковь существовала за счет десятины - десятой части от всех налогов, отчисляемой с эпохи Владимира в ее пользу. Постепенно у нее появляются, в основном за счет дарений, собственные села и земли. Опираясь на материальные богатства, церковь приобрела большое влияние на экономическую и политическую жизнь, на быт населения. Церковь использовала различные способы для проповеди православного вероучения и утверждения своего авторитета. Не последнюю роль играло в этом отношении возведение храмов, архитектурные формы и внутренняя роспись которых должны были символизировать «земной» и «небесный» миры. С той же целью религиозного воздействия на сознание людей совершались богослужения и обряды в честь христианских праздников и «святых», по случаю крестин, бракосочетаний и похорон. В церквах служили молебны о выздоровлении, о спасении от стихийных бедствий, о победе над врагами, произносили проповеди и поучения. Торжественная обстановка в храме резко контрастировала с тяжестью повседневной жизни и быта народных масс и этим привлекала верующих. При помощи обязательной исповеди церковники проникали во внутренний мир людей, воздействовали на их психику и поступки и в то же время выведывали сведения о всяких замыслах, направленных против церкви, господствующего класса и существующего общественного строя. Несмотря на то, что христианство в период феодальной раздробленности охватило уже значительную часть населения, даже среди феодальной знати проявлялись открытое пренебрежение новой религией и неуважение к ее служителям. Тем более сопротивлялись христианству в народе. Церковные руководители активно старались упрочнить позиции церкви. Киевский митрополит Иоанн II (1080—) в своих посланиях и поучениях обрушивался на языческие верования. Не в меньшей степени его беспокоили и отступления в сторону «латинства», грозившее ослаблением византийского влияния на Русь. Сильной опорой византийского влияния стал киевский Печерский монастырь. Среди монахов этого монастыря бал знаменитый Нестор, автор «Повести временных лет. Летописи, составлявшиеся в Печерском монастыре, проводили идею о том, что христианство пришло на Русь из Византии благодаря греческим церковникам. Князь Владимир Святославович изображался теперь уже не как инициатор крещения Руси, равный по заслугам Константину, а как князь-язычник, крестившийся под воздействием греческих миссионеров. Церковь успешно использовала феодальную раздробленность Древней Руси для укрепления своих позиций, сама превратилась в источник распространения христианства среди других народов. Будучи равноправным членом мировой феодальной системы, чувствуя свои силы, древнерусское государство не вмешивалось в религиозные распри между христианскими центрами и даже после разделения церквей поддерживало контакты со странами распространения католицизма, что трактовалось православным духовенством, как попытки перехода в другую веру. Таким образом, церковь занимала в древнерусском государстве неоднозначное место в социально-экономической сфере, это крупный собственник, где имущество принадлежит не роду и лицу, как у князей, а организации. Церковь является политической структурой, помогавшая тем или иным силам в борьбе за власть использовать авторитет иерархов в своих интересах. Церковь, выступая составной частью государственной организации, сделала большие сферы общественной жизни сферами церковного права. Заключение Утверждение монотеистической религии способствовало укреплению великокняжеской власти, ликвидации «дофеодальной раздробленности», присущей Руси вплоть до конца Х в. Христианство сыграло исключительно крупную роль в идеологическом обосновании власти киевских князей. «С момента крещения на князя взирает всемилостивое око благого Бога. Князя сажает на престол сам Бог». Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии оказало большое влияние на разные сферы общественной и духовной жизни страны. Ускорилось изживание местных племенных различий в отдельных областях Руси и формирование древнерусской народности с единым языком, культурой, этническим самосознанием. Также, христианство, принеся на Русь славянскую письменность, не могла не усилить и сознание единства происхождения славян и славянской общности. В то же время в области культуры с принятием христианства связаны и отдельные негативные моменты. Устная словесность, литература Древней Руси дохристианского времени была богатой и разнообразной. И в том, что значительная ее часть утрачена, не попала на пергамент и бумагу, определенная вина церковных кругов, которые, естественно, отрицали языческую культуру и боролись с ее проявлениями. Не менее крупные последствия имело крещение и в области просвещения. Еще лет за сто до крещения Киевской Руси христианство было принято в Болгарии и греческие миссионеры способствовали выработке славянского алфавита и переводу христианских культовых книг на славянский язык. Таким образом. Киевская Русь получила по крещении письменность на славянском языке. Уже при Владимире была сделана попытка организации школы. Ученики были принудительно избраны из детей «народной чади», т.е. из верхних слоев дворни. Еще очевиднее влияние византийского христианства в области строительной техники. С каменной стройкой в Киеве познакомились на примере церквей, которые строились по заказу князей греческими архитекторами. От них узнали технические приемы кладки стен, выведения сводов и купольных покрытий, использования колонн или каменных столбов для их поддержания и т.д. Способ кладки древнейших киевских и новгородских церквей - греческий. Не случайно названия строительных материалов в древнерусском языке все заимствованы от греков. Такое же влияние оказало принятие христианства на развитие ремесел. Техника резьбы по камню была заимствована из Византии для церковных целей. Греческая мозаика стала употребляться для украшения церковных зданий и дворцов. Крещение Руси ввело ее тесным образом не только в семью христианских славянских государств, но и в целом в систему христианских стран Европы с их культурными достижениями. Русь выиграла от союза с Византией, но вместе с тем Руси и в дальнейшем приходилось оказывать постоянное сопротивление политическим и церковным притязаниям Византийской империи, стремившейся подчинить Русь своему верховенству. Тем не менее Владимир, креститель Руси, чувствовал свою державу полноправной среди других христианских народов мира. Список использованной литературы: 1. «Введение христианства на Руси» Институт философии АН СССР; отв. Ред. А.Д. Сухов.-М.: Мысль, 1987 2. Соловьев С.М. «Об истории древней России» (сост., авт., предисл., примеч., А.И. Самсонов.) – 2е изд. – М.: Просвещение, 1993. 3. Платонов С.Ф. «Лекции по Русской истории»- М.: Высш. шк. 1993. 4. «История России» Учебник- 2е изд., перераб. И доп./А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Т.А. Сивохина- М.:ТК ВЕЛБИ, изд-во Проспект,2003г. 5. «История России» Учебник/ Р.А. Асланов, В.В. Керров, М.Н. Мосейкина, Т.М. Смирнова; под ред. В.В. Керова,-М.:2003г. |