Главная страница

Храмы Москвы. Храмы Москвы 2020. " Храмы Москвы. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, Храм Христа Спасителя, храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках и Успенский собор."


Скачать 27.47 Kb.
Название" Храмы Москвы. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, Храм Христа Спасителя, храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках и Успенский собор."
АнкорХрамы Москвы
Дата24.01.2021
Размер27.47 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаХрамы Москвы 2020.docx
ТипДоклад
#170969


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

(МГОУ)

Доклад
на тему:
“ Храмы Москвы. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, Храм Христа Спасителя, храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках и Успенский собор.”


Выполнил: Ярошевская К. В.

Факультет ИЗО и НР

Живопись

Группа 10.ЖОС.18.Х(СЖ).1

Мытищи, 2020

Таинственные небольшие церквушки и огромные храмовые комплексы, соборы с взмывающими ввысь горящими золотом куполами, исторически ценные скромные монастыри – все религиозные сооружения Москвы считаются уникальным богатством страны. Они входят в перечень основных достопримечательностей столицы и привлекают внимание туристов. Красивые храмы Москвы имеют неоценимее значение для людей, которые с почтением относятся к древности и проявляют интерес к истории русского православия.

Любой, кто входит на Красную Площадь, сразу же замечает яркие купола и изящные очертания храма Василия Блаженного.

Строительство храма длилось 9 лет. Архитекторами были, по одной версии, мастера Постник и Барма, а по другой – неизвестный зодчий. Легенда сходится лишь в одном – строители храма были ослеплены по приказу Ивана Грозного. Сначала это был мемориальный комплекс из шатровой церкви в окружении 9 небольших церквей – символов крупных побед над Казанью. Знаменитые фигурные главы появились в конце 16 века, а чуть позже там была построена колокольня. За свою историю храм пострадал от многих напастей – сначала пожар 1737 года уничтожил его почти полностью, затем собор был поврежден во время осады города войсками Наполеона. В советское время его даже хотели снести.

Сейчас храм используется для богослужений и в качестве мемориально-исторического комплекса. В его церквях располагаются религиозные реликвии – мощи святого чудотворца Иоанна, старинные иконы и предметы культа. Официальное название этого величественного храма – Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Но для большинства туристов всего мира он известен как Собор Василия Блаженного. Он благополучно пережил смену эпох и правящих элит, многочисленные войны и революции, и даже советскую борьбу с религией. Сегодня Собор Василия Блаженного в Москве остается его главной достопримечательностью, визитной карточкой столицы. Православный храм расположен на Красной площади, рядом с памятником Минину и Пожарскому, напротив Исторического музея. Архитектурный комплекс образуют девять церквей на одном основании. Достигая 65 метров в высоту, собор увенчивается 11-ю колоколами: из них девять – куполы церков, один – над колокольней и еще один – над приделом.

Церкви являются символами религиозных праздников на время взятия Казанского ханства. Такое решение было принято не случайно, поскольку Собор Василия Блаженного был построен в честь этого знаменательного в истории страны события, по приказу царя Ивана Грозного.

Все купола выполнены в ярких красках, ни один из них не повторяется своей фактурой или цветовым оформлением. Церкви соединены между собой арочными переходами и галереями.

Хотя официальное название храма – Собор Покрова Пресвятой Богородицы, во всем мире он известен, прежде всего, как храм Василия Блаженного. Блаженными называли юродивых, к которым в Москве относились с должной мерой почтения. Василий был самым известным юродивым города и отличался глубокой набожностью и даром предсказания, поэтому его имя и дало собору другое, более известное широкому кругу название. Общий вид Покровского собора настолько известен, что не все туристы знают, что внутри здесь находятся музейные экспозиции и проводятся экскурсии. Чтобы лучше узнать значение и историю Собора Василия Блаженного на Красной площади, следует отправиться внутрь.

Первое, что завораживает туриста, живописные галереи-переходы между церквями, напоминающие красочные изображения из русских народных сказок. Стены и купола расписаны ликами святых и изображениями из их жизни. В храме много старинных икон и фресок, изготовленных в 16-17 веках. Росписи несколько раз обновлялись в середине и конце 19 века.

Внутри Собора Василия Блаженного можно делать фото при отключенной вспышке.

Сегодня в Соборе действует филиал Государственного исторического музея, где, помимо икон, предметов церковной утвари, можно ознакомиться с образцами старинных оружий и колоколов, отлитых несколько веков назад.
Храм Христа Спасителя — один из главных храмов России, с непростой трагической историей. Храм Христа Спасителя — это самый большой собор Русской Православной Церкви. Он может вместить до 10 тысяч прихожан. В горизонтальном сечении храм похож на крест, ширина которого составляет более 85 метров. Общая высота храма — 103 метра.

Храм Христа Спасителя: трагическая история

История Храма Христа Спасителя связана с нелегким временем в истории России. Он был построен в знак мужества русского народа в борьбе с нашествием Наполеона. Его архитектором стал Константин Тон. Истории о доблестных героях через которых Господь явил милость русскому народу расположены на мраморных досках в нижней галерее храма.

В богоборческие времена храм был взорван и в 1931 году превратился в руины. От решения возродить собор до воплощения его в жизнь прошло более пяти лет. Собор был полностью открылся На рубеже двух веков, в декабре 1999 года двери Храма Христа Спасителя вновь стали открыты для прихожан.Сегодня в храме проводятся Таинства Крещения, Венчания, люди приходят на исповедь и для того, чтобы проводить почившего в последний путь. Храм стал символом духовного возрождения России и излюбленным местом для туристов и паломников.

Архитектура Храма Христа СпасителяПервоначальным архитектором собора стал Константин Андреевич Тон, придерживающийся «русско-византийского стиля» храмового зодчества. Николай I благоволил известному архитектору и, кроме Храма Христа Спасителя, одним из его знаменитых творений стал Большой Кремлевский дворец. Именно поэтому при воссоздании храма было принято решение в точности воспроизвести труд Константина Тона. В воссоздании живописи храма приняли участие более 400 величайших художников современности. Общая площадь росписей составила более 22 тысяч квадратных метров. Трапезные Храма Христа Спасителя устроены таким образом, что могут использоваться, как по отдельности, так и вместе, соединяясь в одну большую трапезную в особые дни. Зал Церковных соборов Храма Христа Спасителя изначально был предназначен для поместных и архиерейских Соборов, здесь проводятся и значимые светские мероприятия. Интересные факты о Храме Христа Спасителя

В храме есть мраморные таблички с именами тех, кто вложил силы в возрождение Храма Христа Спасителя;

В храме расположен уникальный музей церковного искусства, где хранятся произведения, написанные, начиная с XV в. до наших дней. Именно там хранится известный триптих В. Васнецова;

Основание храма заложено на существовавшем в прошлом веке холме;

Росписи всех залов церковных палат выполнены в древнерусском стиле с использованием лепных и резных элементов.

Зрительный зал в зале Церковных Соборов рассчитан на 1300 мест.

В Храме Христа Спасителя хранится множество святынь Русской Православной Церкви: Частица Ризы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, гвоздь Креста Господня, Риза Пресвятой Богородицы, Мощи Блгв. вел. кн. Александра Невского, Св. мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова) и многие другие.

В храме действуют воскресные школы для детей и взрослых, отдел социального служения и клуб православной молодежи.
Гуляя по Малой Дмитровке в центре Москвы, можно увидеть очень красивый, торжественный и обильно украшенный храм, расположенный в самом начале улицы.Это храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках.

Здание обладает достаточно сложной структурой: его основной объём имеет форму вытянутого четверика с тремя шатровыми завершениями и небольшими главками, к которому пристроены придел "Неопаплимой Купины", изящная звонница, трапезная и массивное крыльцо. Храм построен в стиле русского узорочья, и его фасады могут похвастаться очень насыщенным декоративным оформлением: тут и кокошники, и сложные резные наличники, и аркатурные пояса - сложно найти участок фасада, на котором нет никаких декоративных элементов. Особенно эффектно выглядят кокошники, опоясывающие основания всех барабанов и поставленных на них шатров.Привлекает внимание и название храма - "в Путинках".Существует как минимум две распространённые версии его происхождения: первая связывает его с располагавшимся неподалёку Путевым посольским двором, где останавливались прибывшие в Москву иностранные послы, вторая же говорит, что оно произошло от расположения церкви "на пути" в Дмитров и другие города к северу от Москвы, то есть буквально - на дороге. Здание храма было построено в 1649-1652 годах взамен существовавшего прежде деревянного, которое сгорело при пожаре. Для его постройки местные жители и прихожане заручились поддержкой Иерусалимского патриарха Паисия, который в то время как раз находился в Москве. Через него они передали царю просьбу выделить необходимые для строительства кирпичи и деньги. Сначала из казны выделили 300 рублей, но их не хватило, и тогда на строительство выделили ещё 400 рублей. Однако, их тоже не хватило, и пришлось выделить ещё 100 рублей; итого казна выделила 800 рублей - немыслимую сумму! Какую-то часть необходимых средств собрали и сами прихожане. Любопытно, что спустя год после завершения строительства, в 1653 году, патриарх Никон запретил строить в России каменные шатровые церкви, так что церковь Рождества Богородицы в Путинках стала одной из последних подобных церквей в Москве - может, даже и последней.Впоследствии здание неоднократно достраивалось и реставрировалось. Свой современный вид оно приобрело в 1957 году, когда храм был отреставрирован (при этом было изменено крыльцо).В советские годы храм, как и многие другие, был закрыт. Сначала в нём разместили конторы, а затем - репетиционную базу московской дирекции "Цирк на сцене", где вплоть до 1990 года дрессировали собак и обезьян.В 1990 году здание передали Русской православной церкви, после чего началось его восстановление. Кстати, большую роль в восстановлении храма сыграл актёр Александр Абдулов, по инициативе которого во дворах Ленкома проводился фестиваль "Задворки", а собранные на нём средства направлялись на восстановление церкви. В 1991 году в храме возобновились богослужения.
Успенский собор. Строгий, монументальный силуэт златоглавого белокаменного Успенского собора царит над окружающими его дворцами и храмами на Соборной площади Кремля – древней цитадели Москвы.

Собор был возведен в 1479 году по указу великого князя московского Ивана III специально приглашенным итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. Посвящение московского кафедрального храма Успению Богородицы – главному богородичному празднику, отмечаемому по старому стилю 15 августа, имеет древнюю традицию, обусловленную особым почитанием на Руси Богоматери.

На протяжении шести столетий храм был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед. В XIV – XVII веках Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов. Здесь в драгоценных раках покоится прах московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа II и Гермогена.

Первенствующее положение Успенского собора предопределило повышенное внимание государей и владык к устроению и украшению храма. Для росписей стен собора и написания икон привлекались выдающиеся мастера-живописцы из столицы и со всех концов России. Так постепенно в нем сложилось богатейшее и поистине уникальное собрание памятников русского средневекового искусства, которое бережно сохранялось и приумножалось в течение веков. После революции 1917 года Успенский собор был превращен в музей. Создавая экспозицию храма, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. С 1990 года в соборе возобновилось богослужение.



написать администратору сайта