Главная страница
Навигация по странице:

  • Руководитель

  • КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

  • ЧТО В ИТОГЕ

  • Эссе_История_Ахметзадина (1). Церковный раскол 17 века


    Скачать 27.4 Kb.
    НазваниеЦерковный раскол 17 века
    Дата12.11.2022
    Размер27.4 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭссе_История_Ахметзадина (1).docx
    ТипДокументы
    #784814


    ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ»

    Институт гуманитарных и социальных наук

    Кафедра лингвистики и переводоведения

    ЭССЕ

    по дисциплине «История»

    на тему «Церковный раскол 17 века»

    Выполнила студентка: 1 курса, ЗэГСНб-Л01-22-1

    Ахметзадина К.А

    Руководитель: Профессор, доцент, доктор филологических наук

    Нетужилов К.Е

    Санкт-Петербург
    2022

    ВВЕДЕНИЕ

    В 17 веке Россия становится крупнейшим православным государством, Москва всерьез претендует на звание «Третьего Рима». Согласно концепции первой половины 16 века, которую выдвинул старец Филофей, возникла идея того, что Москва является Третьим Римом и данная идея использовалась для легитимизации притязаний монархии на преемственность по отношению к Византии. Москва выдвигала эти претензии и хотела объединить все православные народы под свою власть. Но в середине 17 века некоторые обряды уже давно отличались от греческих. Именно поэтому патриархом Никоном будет проведена церковная реформа, которая станет причиной раскола Церкви, а также раскола русского общества и повлияет на дальнейшие исторические события.


    КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ?

    В 1640-х сложился знаменитый кружок «Ревнителей древнего благочестия» членами которого стали:
    1. Царь Алексей Михайлович
    2. Архимандрит Никон
    3. Протопоп Иван Неронов
    4. Протопоп Аввакум

    Кружок ставил 2 важные задачи:
    - Унификация всех церковных обрядов и богослужений;
    - Навести порядок и строгую дисциплину среди приходского духовенства

    Алексей Михайлович поддерживал идеи и членов кружка. Некоторые историки утверждают, что возможно идея провести церковную реформу принадлежала самому государю. Но прежде чем проводить реформу следовало определить источник по которому унифицированы обряды. И тут мнения ревнителей разошлись. Архимандрит Никон и его сторонники настаивали на том, что образцом для исправления должны стать греческие оригиналы библейских книг, а также византийские церковные традиции. Протопоп Аввакум и его единомышленники выступили за древнерусский «богослужебный чин».
    В апреле 1652г. скончался патриарх Иосиф. Алексей Михайлович дал понять Никону, что именно он станет следующим патриархом. После этого начало церковной реформы более не откладывалось.
    Причины проведения реформы: разночтения в богослужебных книгах из-за ошибок переписчиков; обряды и богослужебные книги следовало унифицировать для централизации Русского государства; распространение книгопечатания позволяло привести все к единообразию; влияние теории «Москва – Третий Рим».
    В июле 1652 года во все концы страны были отправлены специальные наставления - Память Патриарха Никона. В данных документах было четко прописано, какие изменения следует внести: двуперстие заменить троеперстием; земные поклоны заменить поясными; движение верующих в церкви не по солнцу, а против него; иное написание Христа «Иисус» вместо «Исус»; все книги и иконы, написанные по старым образцам подлежали уничтожению.
    Изменения богослужения ввели в замешательство многих церковнослужителей. Для верующих эти изменения были также огромным отступлением от традиционного канона. Вскоре многие стали выражать открытый протест и писать государю. Но Алексей Михайлович и его приближенные не реагировали на эти обвинения, так как они полностью были на стороне Патриарха. В 1654 году по инициативе Никона в Москве созвали церковный собор. На нем все изменения были подтверждены. Реформа состоялась. Со временем отношения государя и Никона обострилось до предела. Царя раздражало, что патриарх постоянно вмешивался в государственные дела. Никон придерживался позиции что священство выше царства, поскольку оно представляет Бога, а власть государя от Бога.
    Открытый конфликт произошел летом 1658 года. Никон демонстративно отрекся от патриаршества и отбыл в Иерусалим. На церковном соборе в 1660 году Никон был отрешен от патриаршества, а в 1666-1667 годах Никон обвинен в теократизме и отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь.
    Самым ярым противником реформы был протопоп Аввакум. Он был талантливым публицистом и проповедником. Написал «Житие Аввакума», которое стало главным произведением старообрядческой литературы.

    Старообрядцы на церковном соборе 1666-1667 годах были прокляты, и это стало началом их жесткого преследования. Скрываясь, раскольники уходили в леса и молились по старому обряду. Они включали в себя представителей разных групп населений, это было и белое/черное духовенство, бояре, посадские люди, крестьяне. По разным оценкам в раскол ушло от одной четверти до одной трети населения. Самым ярким актом непринятия реформы стало Соловецкое сидение 1668-1676 г. В 1667 году монахи Соловецкого монастыря послали царю челобитную. Они не хотели оставлять истинную православную веру, и были готовы открыто сражаться за нее с властью. Стрелецкие войска в течение восьми лет пытались прорвать оборону монастыря. Решающую роль в победе царских войск сыграло предательство монарха Феоктиста. В январе 1676 года он сообщил как проникнуть как проникнуть в монастырь. За этим последовала жестокая расправа над осажденными. По старообрядческим источникам погибло от 300-500 человек.


    ЧТО В ИТОГЕ?

    Церковная реформа заложила предпосылкой к верховенству светской власти над духовной. Это несомненно. В годы Петровских реформ русская православная церковь станет одним из институтом гражданской власти, а российский император станет ее юридическим главой. В целом реформа позволила внести единообразие в богослужение, что было необходимо. Однако в последствии привела к церковному расколу и возникновению сложного социального явления как «старообрядчество».

    Список использованной литературы:


    1.Андреев В.В. Раскол и его значение в народной русской истории. СПб., 2000.


    2.Андреев B.B. Исторические судьбы раскола // Всемирный труд. СПб, 2000. - №2-4.

    3. Щапов А.П. Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII веке и в первой половине XVIII века. Казань, 2009.



    написать администратору сайта