Главная страница
Навигация по странице:

  • Музыкально-теоретический анализ

  • Вокально-хоровой анализ

  • Вокально-хоровые трудности

  • Аннотация на произведение Заря лениво догорает... Ц. Заря. Цезарь Антонович Кюи


    Скачать 353.85 Kb.
    НазваниеЦезарь Антонович Кюи
    АнкорАннотация на произведение Заря лениво догорает... Ц. Кюи
    Дата15.05.2023
    Размер353.85 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЗаря.docx
    ТипДокументы
    #1133504

    Цезарь Антонович Кюи (1835 — 1918 гг.) — русский композитор, специалист в области фортификации. С 14 лет обучался музыкально — теоретическим дисциплинам, игре на фортепиано и сочинительству у известного композитора и педагога Станислава Манюшко — основоположника польской национальной оперной школы. Немаловажную роль в становлении Кюи как композитора имело творческое общение с композиторами — членами «Могучей кучки». Под впечатлением от общения были написаны первые романсы и оперы («Кавказский пленник» и «Сын мандарина»). С 1864 г. Кюи сотрудничает с газетой «Петербургские ведомости», где проявляются его способности к музыкальной критике. Музыкальное творчество Ц. А. Кюи достигло рассвета в 60 — 70 годы ХIХ века. В это время он создает множество опер, в том числе по сюжетам Мопассана, Мериме, Пушкина; оркестровые сюиты, З детские оперы, большое количество камерно — инструментальных и вокальных произведений.

    Хоровое творчество Кюи объединяет множество жанров: хоры a cappella смешанные, мужские, женские, детские, 7 смешанных квартетов; духовные хоры; мужские квартеты; различные хоры с сопровождением фортепиано; женский хор с оркестром – всего более 70 названий; также хоры из опер.
    Большинство хоров Кюи – лирические миниатюры, в жанре романса или песни («Засветилась вдали», Ноктюрн, «Небо и звезды», «Васильки на полях» и другие); имеются хоры философского содержания, иногда с элементами трагизма («Неразгаданный сон», «Две розы», «Чайльд-Гарольд» и другие), восточные хоры («Дарует небо человеку», «Молитва бедуина»). У композитора есть несколько монументальных хоров («Жизнь», «Две розы», «Грозовые тучи»), а также произведения для женского (детского) хора а capella и с сопровождением фортепиано («Заря лениво догорает», «Птицы», «Пусть смятенья и грома полны небеса» и другие).

    Также творческое наследие композитора включает:

    • 14 опер («Капитанская дочка», «Кот в сапогах», «Иванушка-дурачок», «Снежный богатырь»

    • Более 250 романсов («Ave Maria», «Вечерняя заря»)

    • Камерно-инструментальные ансамбли

    • Произведения для оркестра

    Семен Яковлевич Надсон (1862 – 1887) – русский поэт. Воспитывался он в военной гимназии, по окончании Павловского военного училища в Петербурге находился на военной службе (по 1884, затем, выйдя в отставку, служил секретарем редакции журнала «Неделя». Семен Яковлевич начал писать стихи с девяти лег. В 1878 появилось первое стихотворение — «На заре» в журнале «Свет». Затем он стал часто печататься в «толстых» журналах «Мысль», «Слово», «Устои», «Дело» и других. В 1882 самым важным событием в его жизни и литературной судьбе было знакомство с известным поэтом-петрашевцем А. И. Плещеевым, который ввел его в журнал «Отечественные записки».

    У современников Надсон пользовался необыкновенной популярностью как поэт, отразивший настроения русской интеллигенции 1880-х годов. Поэзия Надсона привлекала внимание многих композиторов. В те годы критикой высказывалось мнение, преувеличенное, но характерное, что «со времени Лермонтова русская поэзия не знала такого красивого музыкального стиха». В 1885 вышла первая книга его стихотворений. За нее поэту была присуждена Академией наук Пушкинская премия. На музыку положено более 50 стихотворений Надсона, некоторые неоднократно: «Заря лениво догорает...» (Ц. Кюи, Э. Направник, Н. Спендиаров, Терещенко и др.,

    «Мне снилось вечернее небо...» (А. Аренский, В. Золотарев, С. Ляпунов, П. Чесноков и др., «Над свежей могилой» (С. Блуменфельд, В. Золотарев, С. Рахманинов и др.).

    На тексты Надсона, кроме названных композиторов, писали романсы Ф. Акименко, М. Анцев, К. Бах, Ф. Блуменфельд, А. Гедике, С. Василенко, Р. Глиэр, А. Гречанинов, Ф. Кенеман, Г. Конюс, В. Ребиков (большой цикл, А. Рубинштейн и многие другие.

    Музыкально-теоретический анализ

    • Лад: мажорный

    • Основная тональность: As – dur. Есть отклонения в Es– dur и Des– dur.

    • Размер: 4/4

    • Метр: = 80, простой, 4-х дольный

    • Темп: Andantino,

    • Жанр: хоровая миниатюра

    • Форма: 2-частная

    • Характер исполнения: legato

    Вокально-хоровой анализ:

    Произведение написано для женского (детского) 2-голосного хора в сопровождении фортепиано. Присутствует divisi.

    Диапазон хоровых партий:

    Сопрано Альт

    Общий диапазон



    Тесситура удобна для исполнения.

    Общий характер произведения неторопливый.

    Вокально-хоровые трудности:

    • Хор вступает после вступления фортепиано из затакта:





    • Исполнение кантилены

    • Исполнение ум. 5 и отклонений в другие тональности:



    • Дыхание поочередное и цепное, также одновременное в начале новых фраз.

    • П ереход мелодии из голоса в голос:

    Ритмические трудности:

    • Восьмые паузы и быстрые, точные снятия перед ними:





    • Пунктирный ритм (четверть с точкой и восьмая):



    Тесситурные трудности:

    У сопрано встречаются скачки на ум. 5, ч. 4:



    У альтов на ч.4:



    Динамические трудности:

    В произведении много динамических изменений (cres. и dim.) и оттенков (p до mf), которые помогают передать смысл текста и создать нужную атмосферу:



    Дикционные трудности:

    Поскольку произведение имеет характер романса, произносимый текст должен быть понятен слушателю. Все гласные требуется пропевать, одновременно замыкать согласные в окончаниях предложений.

    Исполнительский план:

    С самого начала начинается проведение мелодической линии, которая проходит через все произведение. Главная задача исполнительского состава – передать характер текста. Исполнение этой задачи должно осуществляться по средствам указанной динамики и правильным жестам и эмоциям дирижера. Произведение начинается с небольшого вступления, которое создает внутреннее движение к началу вокальных партий. Хор вступает на piano. Поочередное вступление сопрано и альтов внутри фраз также создают внутреннее движение, которое вырастает в красивую мелодию. Произведение заканчивается на diminuendo. Звук должен «раствориться» как в партиях хора, так и в партии аккомпанемента.

    Дирижерские задачи:

    • Плавный жест (legato)

    • Точные ауфтакты к снятию перед паузами

    • Ауфтакты к поочередному вступлению партий

    • Передача эмоций и характера по средствам жеста


    написать администратору сайта