Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема туберкулеза в живописи.

  • туберкулез в искусстве. Чахотка не считалась постыдным заболеванием, следствием нищеты или обездоленности. Напротив, в xix столетии существовало убеждение, что ею болеют те, кто обладает особо тонкой душевной организацией


    Скачать 15.23 Kb.
    НазваниеЧахотка не считалась постыдным заболеванием, следствием нищеты или обездоленности. Напротив, в xix столетии существовало убеждение, что ею болеют те, кто обладает особо тонкой душевной организацией
    Дата18.04.2023
    Размер15.23 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлатуберкулез в искусстве.docx
    ТипДокументы
    #1071887

    Задолго до этого люди назвали болезнь легких, существовавшую с древнейших времён, чахоткой, а литературные классики романтизировали её образ и превратили в метафору декаданса – болезненной утончённости, чувствительности, фатализма и бессилия.

    Чахотка не считалась постыдным заболеванием, следствием нищеты или обездоленности. Напротив, в XIX столетии существовало убеждение, что ею болеют те, кто обладает особо тонкой душевной организацией. Это глубоко мыслящие, развитые и чувствительные люди. Полагали также, что болезнь легких вызывают моральные потрясения, ипохондрия, несчастная любовь.

    В какой-то момент болеть чахоткой стало модно. Быть может, причиной этому стала романтизация недуга в литературе. Ни одна болезнь не получила столь широкого отражения в художественной прозе, как туберкулез – особенно в XIX веке, в период «расцвета» заболевания. Главные герои многих произведений того периода страдают и погибают от чахотки. Абсурдно, но больная туберкулёзом барышня в те времена – желанная невеста: тонка и изящна, бледна и задумчива, у неё очаровательный чахоточный румянец и аристократический блеск глаз.

    По произведениям писателей, герои которых страдали этим недугом, можно изучать течение болезни. Авторы зачастую «заражали» своих персонажей именно этим заболеванием, чтобы подчеркнуть трагичность их судьбы.

    Туберкулёзом страдают и от туберкулёза умирают герои романов М. Ю. Лермонтова («Герой нашего времени») , И. С. Тургенева («Накануне»), Бальзака («Шагреневая кожа»), Виктора Гюго («Отверженные»), А. Мюрже («Сцены из жизни богемы»), Чарльза Диккенса, Дюма («Дама с камелиями»), Ремарка («Три товарища», «Жизнь взаймы», "Ночь в Лиссабоне"), трагедии Эдмона Ростана «Орлёнок», повести В. Г. Короленко «Дети подземелья», повести А. И. Куприна «Яма», его рассказа «Сентиментальный роман», оперы Джузеппе Верди «Травиата» и др.

    Переживаниям больных туберкулёзом, в том числе последней стадии, много внимания под впечатлением личных переживаний или семейной трагедии уделяли такие писатели, как Достоевский («Идиот», «Преступление и наказание»), Толстой («Анна Каренина», «Воскресение»), Чехов. Действие романов «Волшебная гора» Томаса Манна и «Санаторий» Сомерсета Моэма разворачиваются в стенах туберкулёзных санаториев.

    Тема туберкулеза в живописи.

    Тему туберкулеза не обошли своим вниманием и известные художники. Так, художник Василий Дмитриевич Поленов написал картину «Больная» (1866)

    Картина была задумана художником под впечатлением знакомства в Риме с Елизаветой Богуславской, русской студенткой, приехавшей за границу учиться, заболевшей и умершей от туберкулеза легких. Лиза стала первой моделью для этой картины. Смерть девушки, осуществленной позже в картине под названием «Больная», глубоко поразила художника.

    Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825)-русский художник, выдающийся мастер-портретист. Его знаменитый портрет М.И. Лопухиной - эталон портретной живописи русского романтизма.

    М.И. Лопухина была больна туберкулезом и вскоре после написания портрета скончалась. Но художник использовал внешние признаки тяжелой болезни на благо образа своей героини. В близкой смерти обретается чарующая непознаваемая красота, а прозрачность её тела кажется вот-вот обнажит саму душу.

    Например, картина Боттичелли «Рождение Венеры». Симонетта Веспуччи, с которой писалось это полотно и множество других картин художника, болела туберкулезом и умерла от него в возрасте 23 лет. Об этом говорят многие факты, включая сохранившиеся переписки, а также сами изображения Симонетты.

    Бледность, припухшие веки и деформированные пальцы ног — признаки туберкулезного артрита в начальной стадии. Все это мы видим на картине «Рождение Венеры». 

    Вот еще несколько примеров картин, герои которых больны туберкулезом. 

    Картина Алексея Наумова «Белинский перед смертью» 1881 года. Автор изобразил литературного критика сидящим в постели в запахнутом халате. Чахотка прогрессировала у него быстро — можно увидеть мокрое одеяло и болезненно бледное, удивленное лицо Белинского.

    А вот картины «Дама в голубом» Константина Сомова и «Болезнь» Филиппа Малявина. На них художница Елизавета Мартынова. Мы видим все ту же болезненную бледность. Героиня умерла в 30 лет от легочного туберкулеза.


    написать администратору сайта