Главная страница
Навигация по странице:

  • Биккулова Мунира Маликовна Контрольная точка №3

  • План Введение 31 Формирование творческой среды на музыкальных занятиях 4Заключение 9Список литературы 10Введение

  • 1 Формирование творческой среды на музыкальных занятиях

  • Список литературы

  • Творчс.сред.. Частное образовательное учреждение высшего образования


    Скачать 69 Kb.
    НазваниеЧастное образовательное учреждение высшего образования
    Дата03.11.2018
    Размер69 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТворчс.сред..doc
    ТипДокументы
    #55287


    ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» (Академия ВЭГУ)

    Направление подготовки: 050100.62 «Педагогическое образование»
    Направленность (профиль) – Дошкольное образование

    Биккулова Мунира Маликовна

    Контрольная точка №3

    Формирование творческой среды на музыкальных занятиях

    Научный руководитель

    УФА 2018

    План
    Введение 3

    1 Формирование творческой среды на музыкальных занятиях 4

    Заключение 9

    Список литературы 10

    Введение

    Все знают, что задача музыкального руководителя в детском саду – это развитие музыкальных способностей детей. Что же для этого нужно? Необходим чуткий и творческий педагог, замечающий ростки музыкальности на самом раннем этапе развития ребенка и помогающий им расти, и, безусловно, современная музыкальная развивающая предметно-пространственная среда, творческая среда, которая дает малышу возможность проявлять себя, реализовываться в различных видах музыкальной деятельности и является «плодородной почвой», на которой и произрастают ростки музыкальных и творческих проявлений детей.

    В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами целью формирования музыкальной развивающей среды является развитие творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами. Ее задачи:

     развитие творческих способностей, музыкальности, любознательности, стремления к экспериментированию;

     получение и закрепление знаний о музыке;

     обеспечение самостоятельной (индивидуальной и совместной) деятельности детей, возникающей по их желанию и интересам;

     обеспечение совместной музыкальной деятельности детей и взрослых (от компетентности, доброжелательности и заинтересованности взрослого зависит, станет ли эта среда развивающей);

     учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
    1 Формирование творческой среды на музыкальных занятиях
    "Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,

    когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.

    Без этого он - засушенный цветок". В. А. Сухомлинский
    Для взрослых не секрет, что ребенок-дошкольник любит петь и танцевать, что счастливые мгновения его жизни всегда сопровождает музыка. Дети стремятся к общению с искусством, которое невозможно увидеть и потрогать, но которое при этом оказывает на них самое сильное влияние, расширяя границы детского сознания до бесконечности.

    Музыка близка каждому ребенку, ведь это и самовыражение, и общение, структурное мышление, воспитание характера, а самое важное, что именно музыка расширяет представление о чувствах человека, существующих в жизни.

    Отсутствие полноценных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Очень важно, чтобы уже в раннем возрасте рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки.

    Пройдет немного времени, и ребенок научится быть отзывчивыми, сопереживать и радоваться, грустить и веселиться, чувствовать эмоциональное состояние близкого человека.

    Современная социокультурная ситуация развития ребенка значительно изменилась. Как отмечает Д.И. Фельдштейн, 20-30 лет назад ребенок развивался в условиях малого социума, ближайшего окружения семьи, родственников, друзей. Сегодня ребенок с дошкольного возраста поставлен в иную систему взаимодействия с социумом на микро и макроуровнях. Он находится в «огромном развернутом социальном», культурном пространстве.

    Важнейшим условием социокультурного развития дошкольника является организация различных видов деятельности дошкольников.

    Социокультурное развитие ребенка в театральной деятельности  характеризуется развитием эмоциональной сферы, выразительностью движений и создаваемых образов, самостоятельностью (И.Г. Андреева). Театрализованная деятельность, по мнению И.Е. Киселевой, обеспечивает развернутость речевой коммуникации дошкольника, нравственную основу совершаемых действий, расширение представлений о ценностях жизни, как составляющих социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста. Вовлечение в активную музыкально - творческую деятельность способствует созданию благодатных условий для овладения культурными общечеловеческими ценностями и вхождения в социум; в социокультурном развитии детей.

    Среда организованной музыкально-творческой деятельности в ДОУ

    Среда музыкально-творческой деятельности создается на музыкальных занятиях (НОД), которые проводит музыкальный руководитель. Требование к среде – ее проблемность и развивающий характер: оно через свое содержание должна создавать условия для музыкально – творческой деятельности каждого ребенка, стимулирующие развитие его креативности.

    Например: Слушание это не просто звучание музыкального произведения. На первом слушании с детьми в соответствии с характером музыкального произведения определяется, как лучше понять, о чем оно. Так слушая «Сладкую грезу» П.И.Чайковского дети могут фотографироваться под музыку в разных образах, а на завершающем занятии смотрят показ фотографий под музыку (презентацию). Следующим этапом может быть музыкально-дидактичесая игра, «Настроение», по фотографиям людей необходимо выбрать ту, которая соответствовала содержанию произведения «Сладкая греза».

    Предметно - развивающий компонент среды это музыкальные инструменты, музыкальное оборудование, пособия и дидактические материалы, костюмы и т.д.

    Произведение «Вальс цветов» П.И.Чайковского во всей красе может быть представлен детьми в костюмах цветов, движения «цветов» придумывают сами дети.

    Музыкальный репертуар это особенная тема в деятельности музыкального руководителя, безусловно, музыка программная, но если речь идет о креативности, то здесь конечно педагогу необходимо придумать что-то принципиально новое, и с помощью детей перевернуть все с «ног на голову».

    Дети – цветы жизни, главная мысль праздника, посвященного 8 марта, а дальше взрослые и дети фантазировали, находили необычные решения по проведению блоков праздника.

    Например: Дети – цветы жизни – дарите женщинам цветы! На слайде презентации живые цветы в каждом цветке и бутоне фотография ребенка. Поздравление мам: танец пап и дочек в подарок мамам.

    Дети – цветы жизни – собрал букет: подари бабушке. На слайде фотографии детей с бабушками. «Бабушка внуков не балует, она их радует!»

    Поздравление бабушек внуками.

    Сегодня все мечты о добром и о главном, сегодня все мечты распустятся для мамы!!!

    Исполнение песни «Мамочка, ты лучшая на свете!» музыка и слова Т.Петровой. Во время исполнения песни презентация фотографий мамочек и детей со строками из песни.

    Создание нового из того, что есть – это информация, познавая которую ребенок конструирует свой необычный, нестандартный музыкальный мир.

    Социальный фактор данной среды включает психологический комфорт, настрой на активную познавательную деятельность.

    Большую часть времени ребенок проводит в группе детского сада, поэтому она имеет – должна иметь – потенциал для музыкального воспитания и становления его креативности.

    Информационный фактор обеспечивает преемственность с организованной музыкальной деятельностью. Музыкальное оборудование, инструменты, дидактические музыкальные игры и пособия практически те же, что и для музыкальных занятий, однако эти компоненты отличаются большим разнообразием, так как времени на регламентированную деятельность у воспитателя больше. Нерегламентированная музыкальная деятельность детей осуществляется совместно с воспитателем в группе.

    Социальный фактор состоит в том, что воспитатель продолжает педагогическую линию музыкального руководителя и является для детей образцом музыкального восприятия и музыкального творчества. Сверстники как часть социальной среды также имеют значение: они могут быть и образцами музыкально - творческой деятельности, и стимулом для занятий ею, и критерием оценки результатов деятельности. Воспитателю важно опираться на детей, которые увлечены музыкально - творческой деятельностью.

    Осуществляется самостоятельная музыкальная творческая деятельность детей, обладающая наибольшим потенциалом развития креативности дошкольников.

    Среда семьи - как место музыкальной деятельности ребенка

    Родители могут, способствует музыкальному развитию ребенка, а могут затормозить его.

    Информационный фактор представлен в виде музыкального репертуара, выбор которого определяется особенностями культуры каждой семьи.

    От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Работа музыкального руководителя с семьей включает приобщение их к совместной музыкальной деятельности.

    Приобщение родителей к совместной музыкальной деятельности включает музыкальные занятия, праздники и развлечения родителей с детьми. Но все, же самой привычной формой взаимодействий остаются родительские собрания, но и их можно проводит в форме дискуссий и круглых столов, где монолог педагога звучит реже, чем диалог с родителями, происходит обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения проблем.

    Необходимо убедить родителей в том, насколько важен благоприятный музыкальный домашний климат.

    Социум как среда музыкального просвещения ребенка

    Увы, но наша социальная среда отличается от среды ДОУ и семьи. В музыкальном воспитании, да и в воспитании в целом важно соблюдать принцип целостности при организации этой среды.

    Информационный фактор предусматривает согласование музыкальным руководителем и воспитателями, с одной стороны, и родителями – с другой, возможностей использования социума в музыкальном воспитании детей.

    Это дает детям возможность получит удовольствие от встречи со знакомым произведением и более активно и совершенно осознанно стремиться к посещению концертных залов (большой социум) и музыкальной школы (малый социум).

    Роль музыкального руководителя при организации музыкальной среды

    Бесспорно, что при организации музыкальной среды ведущая роль принадлежит музыкальному руководителю.

    Тогда тем, кто мечтает, стремится и создает условия для музыкально – творческой деятельности каждого ребенка, стимулирующие развитие его креативности хочется пожелать счастья.

    Чтобы дети были успешны во всех видах музыкальной деятельности, просто необходима еще и разнообразная музыкальная развивающая предметно-пространственная среда в каждой группе детского сада. Она ориентирована на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложнятся по возрастам и всегда носить проблемный характер. Все это позволяет детям размышлять, думать, сравнивать, моделировать и творить. В детском саду среда всегда ориентирована на пройденный материал и индивидуальные особенности детей. Ребята с удовольствием применяют полученные на музыкальных занятиях знания и навыки в своей самостоятельной деятельности в группе.
    Заключение

    Таким образом, формирование творческой среды на музыкальный занятиях в детском саду дает возможность каждому ребенку наиболее эффективно развивать свою индивидуальность, активность, инициативность. Это основа для организации разностороннего развития каждого ребенка, создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей, позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

    Само по себе творчество детей скромно по своим результатам. Но педагогическая эффективность применения его в воспитании детей значительна. Жизнь ребенка обогащается переживаниями, которыми сопровождается процесс творчества. Деятельность эта требует от ребенка волевых усилий при осуществлении преднамеренных действий, активности, инициативы. Она доставляет ему эстетическое удовольствие, радость, будит творческое воображение. 

    А педагог, работая в этом направлении, проявляет свой художественный вкус, реализует собственный творческий потенциал, учится ориентироваться в стилях и направлениях музыкального искусства, соотносить свои музыкальные предпочтения с педагогическими задачами. Работая над собой и развивая у себя вкус к профессиональному творчеству, педагог обретает главное – способность понимать детей, видеть мир их глазами и видеть их счастливые глаза, обращенные к нему с радостью и любовью.

    Список литературы

    1. Вераксы Н.Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.

    2. Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО «ТУТТИ». – 2-е изд. – СПб.: Музыкальная палитра, 2017. – 236 с.

    3. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего возраста. Учебно-методическое пособие. ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016 г. - 656 с.

    4. Андреева И.Г. Развитие творческой активности старших дошкольников в театрализованной деятельности: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Андреева Ирина Геннадьевна. – Саратов, 2014. – 199 с.

    5. Чижова К.И. Социокультурное развитие детей в процессе музыкального воспитания – Москва, 2015. – 147 с.




    написать администратору сайта