Главная страница
Навигация по странице:

  • Человеческое достоинство в аспекте экологической этики»

  • Признание прав природы имеет следующее значение

  • За живыми существами признаются следующие права

  • Природные экосистемы имеют следующие права

  • Философия техники. Человеческое достоинство в аспекте экологической этики


    Скачать 34.99 Kb.
    НазваниеЧеловеческое достоинство в аспекте экологической этики
    Дата24.01.2021
    Размер34.99 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия техники .docx
    ТипДокументы
    #170961

    Содержание

    Понятие экологической этики 2

    История экологической этики 4

    Ценности природы 6

    Права природы 7

    Этические принципы и правила обращения с природой 9

    Проблематика 12

    Экологическое воспитание и экологическое образование в РФ 15

    Пути и методы экологического образования, воспитания 17

    Список литературы 20



    Тема: «Человеческое достоинство в аспекте экологической этики»

    Понятие экологической этики


    Экологическая этика - учение о моральных отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как морального партнера, равноправии и равноценности всего живого, а также ограничении прав и потребностей человека.

    Экологическая этика образовалась на границе классической этики и экологии. Экологическая этика - междисциплинарная комплексная область исследования, сформировавшаяся на стыке естественнонаучных и общественных наук. Экологическая этика является прикладной дисциплиной, поэтому она - оценка конкретных действий, в связи с чем её предметом является моральное отношение человека как к природе в целом, так и к отдельным её представителям.

    Методами экологической этики являются: диалектический метод, системный метод, экволюционный метод, экстраполяция, наблюдение, эксперимент и другие методы в зависимости от конкретных ситуаций.

    Экологическая этика мотивирует необходимость природоохранных действий по двум направлениям:

    1) люди действуют или избегают действий ради блага самой природы, охраняя природу ради её самой;

    2) природоохранные действия совершаются из морального принципа, без учета экономических интересов человека.

    Задачи экологической этики:

    1) разрушение старого, потребительски-негуманного отношения к природе, основанного на антропоцентрическом мифе, что человек - центр и царь природы;

    2) выработка нового экологического мировоззрения, основанное на предположении, что не всё делается во имя и на благо человека.

    Экологическая этика сегодня охватывает разнообразные, не обязательно связанные области, антология ее включает:

    1. Права животных.

    2. Этика Земли.

    3. Экофеминизм.

    4. Глубокая экология.

    5. Поверхностная экология.

    6. Права геообъектов (скал, долин) и так далее.

    7. Биоэтика.

    История экологической этики


    Как научное направление Экологическая этика сформировалась в 80-х гг.20 в. Этические мысли по отношению к живой природе высказывались основоположниками всех мировых религий. Основателями Экологической этики как науки являются О. Леопольд и А. Швейцер. В своих классических трудах они сформулировали идею о том, что к живым существам и экосистемам нужно относиться не как к вещам, а как к себе подобным.

    С 1970-х гг. экологическая этика стала преподаваться в США. Затем аналогичные курсы были введены в вузах Англии, Австралии, Канаде, Норвегии, Финляндии, а в середине 80-х гг. - в других развитых странах.

    В 1982 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всемирную хартию природы - первый международный документ, утвердивший этический принцип, что всем формам жизни должна быть обеспечена возможность существования.

    В России впервые о гуманном отношении к животным сказано в Уставе благочиния, изданном в 1782. Одним из первых экоэтические взгляды стал выражать в сер. 19 в.Н. Щербина. Об этическом отношении к природе писали Тургенев, Достоевский, Хлебников и особенно Л. Толстой. Друг последнего В. Чертков впервые в России выступил против любительской охоты ("Злая забава"). В 1899 вышла книга Фишера, впервые заявившая о правах животных. Позднее его идеи были развиты Семеновым-Тянь-Шаньским и Кожевниковым.

    В советские времена этические отношения к природе практически не разрабатывались. Исключение составляет книга Д. Андреева "Роза мира". В 60-х гг. 20 в. появились статьи Леонова, Рябинина о морали любительской охоты, благодаря которым в России на длительный срок была запрещена весенняя охота, а при некоторых городских обществах охраны природы созданы секции по защите животных от жестокого обращения.

    Однако существенного влияния на государственную политику это не оказало. В СССР лишь в 1988 (одновременно с Китаем и Турцией) было создано Всесоюзное общество покровительства животным.

    Экологическая этика стала развиваться в России и странах СНГ уже в конце 1990-х гг. В Москве была издана книга Павловой "Биоэтика в высшей школе". С 1999 в Киеве выходит "Гуманитарный экологический журнал", а с 2001 регулярно проходят ежегодные семинары по Экологической этике. С того же времени вышло несколько учебных пособий Борейко.

    Ценности природы


    Ценности природы бывают внутренними и внешними. "Полезности" для других называются внешними ценностями, "полезности" для себя - внутренней ценностью или самоценностью. Например, рябина обладает внутренней самостоятельной ценностью (самоценностью) полезной только для себя, а также целой группой внешних ценностей - эстетической, экономической, хозяйственной, научной, ресурсной и т.п. - полезных для человека, которому дает свои ягоды, для снегирей, которых подкармливает зимой, для различных насекомых, которым служит домом, а также для соседнего ручья, которого знойным летом защищает от высыхания. В Новой Зеландии, в принятом в 1991 г. законе "Об управлении природными ресурсами", защита внутренней ценности экосистем впервые в мире получила законодательную основу.

    Тот, кто имеет внутреннюю ценность, обладает моральным статусом, собственным благом, моральными правами, достоинством и должен считаться моральным партнером. Внутренняя ценность всех живых существ одинакова, в то время как внешние ценности могут различаться.

    Внешние ценности природы подразделяются на экономические и неэкономические. Экономические ценности можно рассчитать. Это хозяйственная и рекреационная ценности. Неэкономические ценности расчетам не поддаются. К ним относятся 18 видов ценностей: историко-культурная, существования, патриотическая, религиозная, эстетическая, наследия, этическая, символическая, духовная, эталонная, научная, свободы, музейная, воспитательная, образовательная, экологическая, вдохновения, оздоровительная. Возможны и дополнительные ценности.

    Могут возникать конфликты между экономическими и неэкономическими ценностями. Неэкономические ценности признаются более важными. Затруднение вызывают оценка неэкономических ценностей.

    Права природы


    Все живое имеет моральные права в силу наличия внутренней ценности, а также ввиду факта своего существования. Права природы - это конкретизированные нормы справедливых отношений человека к природе, рассматриваемой как моральный партнер.

    Уважать и защищать права природы означает защищать её интересы вне зависимости от человеческих чувств или соображений экономической выгоды. Человек, признавая права природы, одновременно обязуется их защищать.

    Права природы, так же как и права человека, не являются абстрактным понятием. Их приходится нарушать, но для этого требуется серьезная моральная мотивация. Так, пропитание человека является значимым моральным аргументом, позволяющим нарушить право свиньи. Однако любительская охота не является серьезным моральным аргументом, чтобы нарушить право на жизнь животных.

    Следует отметить, что в самой природе понятия прав не существует. Лиса, поедая зайца, не нарушает его права, так как права природы - это понятие экологической этики, рассматривающей моральное отношение людей к природе, а не между частями дикой природы: зайцами и лисами.

    Признание прав природы имеет следующее значение:

    1) позволяет сформулировать новые весомые аргументы для создания особо охраняемых природных территорий (ООПТ);

    2) будет способствовать применять практику подачи исков в суд для защиты интересов природы;

    3) способствует повышению эффективности экологического воспитания и образования;

    4) создает особый моральный, а затем и правовой фон охраны природы.

    За живыми существами признаются следующие права:

    1. Право на жизнь;

    2. Право на естественную свободу и благополучие в естественной среде обитания;

    3. Право на необходимую для жизни долю земных благ;

    4. Право на защиту законом.

    Природные экосистемы имеют следующие права:

    1. Право на существование;

    2. Право на свободу от человеческого контроля и управления;

    3. Право на защиту законом.

    Этические принципы и правила обращения с природой


    В экологической этике разработаны специальные принципы и правила, регламентирующие наши отношения с природой. Они довольно просты, удобны и могут с успехом применяться в повседневной практике.

    Принципы экологической этики, в отличие от правил, имеют более общий характер и говорят, какие действия мы обязаны осуществлять или воздержаться от них.

    Пять экоэтических принципов:

    1. Не навреди. Этот принцип обязывает человека не причинять вред живым существам, видам живых существ или экосистемам.

    2. Не вмешивайся. Этот принцип требует воздерживаться от ограничений свободы живых существ, видов живых существ или экосистем. Ибо для любого существа или экосистемы свобода - это отсутствие человеческого вмешательства в их дела.

    3. Будь порядочным. Этот принцип требует от человека не обманывать диких, так и не предавать домашних животных. Согласно этому принципу любительская охота, во время которой часто обманывают животных с целью нанести им вред, является аморальной.

    4. Соблюдай права природы. Этот принцип основан на признании и уважении прав природы.

    5. Компенсируй ущерб. Если человек нарушает какой-либо из вышеперечисленных принципов, он причиняет природе ущерб. Поэтому, по справедливости, он должен его компенсировать. Это может быть создание охраняемых природных территорий, защита редких видов, восстановление нарушенного качества окружающей среды, помощь животным и растениям и т.п.

    Правила экологической этики имеют более узкую сферу применения. О них приходится вспоминать тогда, когда возникает конфликт между интересами человека и природы.

    Пять экоэтических правил:

    1. Правило самообороны. Можно нарушить права природы, если мотивацией является необходимость обеспечения пропитанием, а также защита жизни, здоровья или имущества.

    2. Правило справедливого распределения. В случае столкновения жизненно важных интересов людей и природы обоим конфликтующим сторонам должна быть предоставлена равная доля благ.

    3. Правило пропорциональности. В случае конфликтов жизненно важных интересов природы и нежизненноважных интересов человека приоритет отдается природе.

    4. Правило минимального вреда. В случае конфликтов жизненно важных интересов природы и нежизненноважных, но существенных интересов человека, возможно нанесения вреда природе, но этот вред должен быть минимальным.

    5. Правило справедливого возмещения. Если в случае удовлетворения интересов человека нанесен вред природе, то этот вред должен быть компенсирован.

    Однако не во всех ситуациях правила и принципы экологической этики могут показать выход из сложной ситуации конфликтов интересов природы и человека. В таком случае нужно ориентироваться на особый экоэтический идеал.

    Под экоэтическим идеалом понимается такое сообщество или мир, где благо живых существ и экосистем может быть достигнуто только одновременно с (частично контролируемым) удовлетворением человеческих потребностей. К этому нужно стремиться. Люди не могут жить без идеалов. Стремление к идеалам делает людей лучше, чище и справедливей.

    Экологическое и антропоцентрическое сознание.

    Современное антропоцентрическое сознание носит абсолютно прагматический характер. Для него характерны следующие особенности:

    1. Высшую ценность представляет человек. Все остальное в природе ценно лишь постольку, поскольку может быть полезно человеку.

    2. Целью взаимодействия человека с природой является ее использование.

    3. Правильно и разрешено то, что полезно человеку.

    4. Этические нормы и правила действуют только в мире людей и не распространяются на взаимодействие с миром природы.

    5. Дальнейшее развитие природы мыслится как процесс, подчиненный развитию человека.

    6. Природа охраняется ради ее рационального использования человеком.

    На смену антропоцентрическому сознанию должно прийти экоэтическое сознание, которое характеризуется такими особенностями:

    1. Одинаковуюсамоценность представляют все живые существа (в том числе и человек) и экосистемы.

    2. Целью взаимодействия с природой является удовлетворение, как минимальных потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества.

    3. Правильно и разрешено то, что полезно и природе, и человеку и не нарушает экологическое равновесие.

    4. Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие людей между собой, так и на их взаимодействие с миром природы.

    5. Дальнейшее развитие природы и человека видится как процесс коэволюции (мирного, равноправного развития).

    6. Природа охраняется человеком в первую очередь ради нее самой

    Проблематика


    Современное положение экологии – это результат воздействия антропогенных факторов, особенность этих факторов в том, что они могут довольно негативно воздействовать на организмы, доводя их иногда до уничтожения, а так же до различных катаклизмов и бедствий. Человеческие воздействия могут быть целенаправленными, либо же неосознанными или свершенные по неосторожности, небрежности. Всем известная пустыня Сахара тысячи лет назад была богатой растительностью саванной с крупными реками. Иссушение же, которое так же происходило под воздействием человека, изменило естественную среду этого региона навсегда.

    Особенность же современного кризиса – это его глобальность. Усугубляясь, ситуация угрожает всей планете. Остается задуматься над изменением способов производства, а так же сократить объем потребления природных ресурсов.

    Что сказать о потреблении, то человек потребляет все больше и больше и в наше время это достигает катастрофических масштабов. Человек потребляет больше своих биологических потребностей в десятки раз.

    Подсчитано, что ежедневно человечеству требуется около двух миллионов тонн пищи и десять миллионов тонн чистой питьевой воды. Расход же ресурсов и энергии в промышленных целях гораздо больше. Каждый день добывается и перерабатывается примерно 300 млн. т. вещества и материалов, ежедневно около 2 млрд. кубометров воды изымается из рек и других источников воды, около 30 млн т топлива сжигается, потребляется боле 65 млрд кубических метров кислорода. Некоторые природные ландшафты в пределах природных зон почти полностью уничтожены людьми.

    Например, девственных лесов осталось очень мало: две трети их площади уничтожены, на оставшихся частях часто есть следы человеческой деятельности. В настоящее время территория, занятая лесами, убавилась с 75 до 25%. Сложность экологической ситуации также обусловлена тем, что человечество не может отказаться от достижений технического прогресса и использования природных ресурсов.

    При быстро растущем уровне технического вооружения и стремительном росте мирового населения возрастает воздействие человека на окружающую среду. В наше время рассматриваются отвергнутые ранее планы переброски вод в южные районы бывшего Советского Союза из северных рек.

     

    Тогда планировалось переместить около 150 кубических километров воды. Также есть проекты наводнения Сахары. Для этого ученые предлагают соорудить дамбу в низовьях реки Конго и повернуть ее течение вспять.

    Для крупных городов и мегаполисов катастрофы экологического масштаба несут наибольшую угрозу. Плотная заселенность порождает большую смертность в случае катаклизмов (землетрясения, ураганы, наводнения).

    Да что там говорить. Крупные города – самые главные источники экологических загрязнений и разрушители всей экосистемы. Они как магниты притягивают к себе «экологический бумеранг»

    От различных природных бедствий ежегодно погибает более двухсот тысяч человек, плюс ущерб, нанесенный катаклизмами, оборачивается для человека огромными денежными суммами, подрывая экономику различных стран. Учитывая различные проекты, защищающие крупные города от экологических катастроф, ущерб от стихийных бедствий не уменьшается. Одна из причин этого явления – увеличение техногенных катастроф, связанных с крупными городами. Известно, что рост крупных городов неизбежен, но он же провоцирует известные всем последствия. Человек как то пытается снизить это чрезмерное давление на окружающую среду и занимается экологизацией городской среды. Отсюда появляются проекты парков и других экозон, так же существуют проекты городов, где здания и архитектура будет сочетаться с природными ландшафтами. Здесь имеет место понятие «экологическая архитектура».

    В наше время, время распространения этого глобального экологического кризиса создается большое число прикладных этик, целью которых становится снижение давления человека на природу и гуманизация отношений природы и человека. Основные вопросы, которые рассматриваются: этические проблемы в науке и технике, вопросы демилитаризации, экологические императивы. Так же разрабатываются утилитаристские концепции.

    Экологическое воспитание и экологическое образование в РФ


    Экологическое образование - это непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей.

    Экологическое воспитание - это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде.

    Основанием для регулирования правоотношений в сфере экологического образования является федеральный закон "Об охране окружающей среды". Закон устанавливает организацию и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры в качестве обязательного принципа, реализуемого органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами при осуществлении деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду. Таким образом, законодатель установил не только обязательность экологического образования и воспитания, но и его связь с деятельностью, которая может оказать влияние на окружающую среду. Статья 73 закона "Об охране окружающей среды" прямо указывает на то, что руководители организаций, ответственные за принятие решений, которые могут повлиять на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

    Принимая во внимание сложность современных экологических проблем, масштаб влияния человеческой деятельности, неоднозначности при оценке рисков, отдаленных и косвенных последствий деятельности, становится очевидным, что возможность выполнения гражданином своей конституционной обязанности находится в прямой связи с полученным образованием. Таким образом, можно констатировать, что из обязанности сохранения окружающей среды вытекает право граждан на получение необходимого для этого экологического образования. Государство же обязано обеспечивать качество и доступность соответствующих образовательных услуг, в том числе, путем, установления образовательных стандартов, материальной, организационной и информационной поддержки программ экологического образования.

    Экологический образовательный минимум - обязательный минимум содержания образовательных программ, устанавливаемый с учетом уровня образовательной программы и обеспечивающий получение учащимся базового набора знаний и навыков, необходимых ему для выполнения обязанностей по сохранению окружающей среды и осознанного формирования экологически ориентированного поведения.

    Экологическое образование включает в себя приобретение учащимися практических навыков экологически ориентированного поведения.

    В целях обеспечения гарантий получения обучающимися экологического образовательного минимума органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях разрабатываются и поддерживаются соответствующие компоненты образовательных стандартов в сфере экологии и охраны окружающей среды.

    Государственные образовательные стандарты являются основой для разработки образовательных программ и учебных пособий, таким образом, ответственность за их соблюдение лежит на учебном заведении. Поэтому очень важно законодательно закрепить процедуры, которые позволят родителям и общественности контролировать соблюдение этих стандартов, качество оказания образовательных услуг.

    Пути и методы экологического образования, воспитания


    Развитие человеческого общества невозможно без взаимоотношения с окружающей средой, без использования природных ресурсов, а, следовательно, без влияния на природу.

    Стремительное развитие научно-технической революции, бурный рост промышленности, автотранспорта, химизация сельского хозяйства, увеличение численности и урбанизация населения - все эти факторы оказывают влияние на окружающую среду. Чем выше уровень развития производственных сил, чем глубже познание законов природы, тем больше природные ресурсы могут служить интересам человечества, однако довольно часто изменения в природе носят негативный характер, вызывают необходимость ее охраны.

    Конец 20 века характеризуется ростом социальных противоречий, резким демографическим взрывом, ухудшением состояния окружающей человека природной среды. Наша планета никогда ранее не подвергалась таким физическим и политическим перегрузкам, какие она испытывает на рубеже 20 и 21 вв.

    Современная экологическая ситуация в нашей стране определяет острую необходимость формирования нового экологического мышления "эколонизация" всех наук, всех сфер человеческой деятельности.

    Развитие системы экологического образования в России сдерживает ряд объективных и субъективных причин:

    укоренившиеся тенденции потребительского отношения к природе в сознании значительной массы различных слоев населения, разрушение позитивных народных традиций различного природопользования;

    бедственное и кризисное состояние экономики и природной Среды;

    отсутствие действенного природоохранного законодательства.

    В этих условиях необходимо обеспечить экологическую грамотность педагогических кадров, создать учебно-методическую базу развития системы непрерывного экологического образования, ставшая актуальной проблемой педагогической теории и практики образовательных учреждений.

    Оценка ситуации в области экологического воспитания и образования в последние годы наметились прогрессивные сдвиги в экологическом образовании, а именно:

    все больше людей подключается к проблеме экологического воспитания и образования;

    наряду с эколонизацией учебных дисциплин вводятся специализированные экологические предметы;

    идет качественное изменение содержания методической базы и процесса повышения квалификации специалистов в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей Среды.

    Основные цели экологического воспитания и образования - это развитие и становление экологической культуры личности и общества, экологического сознания и мышления, духовного опыта взаимодействия человека к природе, обеспечивающего его выживание и развитие. Все это будет способствовать здоровому образу жизни людей, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности России и, в конечном счете - выживание всего человечества.

    Основные принципы экологического воспитания и образования:

    всеобщность и непрерывность;

    интеграция (вертикальная и горизонтальная) формальных и неформальных воспитательных и образовательных культур;

    гуманизация, ориентация на развитие социально-активной личности, экологического сознания мышления и культуры.

    Структура системы всеобщего комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования может быть представлена следующими основными взаимосвязанными звеньями:

    дошкольное экологическое воспитание в семье и в специализированных воспитательных учреждениях;

    экологическое образование специалистов среднего звена (подготовка в техникумах, высших профессиональных и педагогических училищах);

    экологическое образование в высшей школе, а также экологическая подготовка педагогических и научных кадров;

    неформальное экологическое воспитание и образование, самообразование детей и взрослых.

    Ключевую роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности. Экологическая ответственность проявляется в:

    ответственность за состояние естественного природного окружения, определяющего условия жизни человека, на которые он оказывает то или иное воздействие в процессе своей жизнедеятельности,

    ответственность за свое здоровье и здоровье других людей как личную и общественную ценность.

    Становление и развитие ответственного отношения к окружающей среде связано с семейными, общественными, производственными и межличностными отношениями людей.

    Воспитанием людей в духе любви к природе заняты средства массовой информации, художественная литература, кино, театры, музеи, заповедники, зоопарки. Человек практически на протяжении всей своей жизни оказывается включенным в процесс непрерывного воспитания и образования. Экологическая информация сопутствует ему на работе и дома, в часы занятий и досуга. Каково состояние природной среды, воздуха, которым мы дышим, воды и пищи - все это волнует людей. Им надо знать, что их ждет впереди, как изменяется среда обитания.

    Большое место в этом вопросе отводится внешкольным учреждениям, которые оказывают огромное значение в экологическом воспитании и образовании школьников.

    Завершающим, этапом экообразования является понимание того, что мы зависим от окружающего нас мира. Каждый житель должен рассматриваться с двух сторон: как работник предприятия, создавших антропогенный процесс для природной Среды, и как человек, попадающий под этот процесс. Отсюда должны строиться взаимоотношения человека и природы.

    Список литературы


    1. Леопольд О. Альманах песчаного графства. — М., 1983.

    2. Методологические аспекты исследования биосферы. — М.,1975.

    3. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. — М., 1992.

    4. Борейко В.Е., Прорыв в экологическую этику Киевский эколого-культурный центр, 2005

    5. Алтфилд Р. Этика экологической ответственности // Глобальные и общечеловеческие ценности. – М.: Прогресс, 1990.

    6. Нэш Р. Права природы: История экологической этики. Киев: Киевский эколого-культурный центр, 2001

    7. Дерябо С. Д. Экологическое сознание // Гуманитарный экологический журнал. – Т. 6. – В. 2. – С. 7.

    8. Безобразов П.В. Права животных. – М., 1903

    9. Пол Тейлор Уважение к природе: теория экологической этики. - PrincetonUniversityPress., 2011


    написать администратору сайта