Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 1. Экзистенциализм К. Ясперс

  • ГЛАВА 2. Философская вера

  • Философия. философия — копия. Человек это всегда конкретная личность, по своей сущности это совокупность общественных отношений


    Скачать 25.13 Kb.
    НазваниеЧеловек это всегда конкретная личность, по своей сущности это совокупность общественных отношений
    АнкорФилософия
    Дата14.06.2021
    Размер25.13 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия — копия.docx
    ТипДокументы
    #217265


    ВВЕДЕНИЕ

    Человек – это всегда конкретная личность, по своей сущности это совокупность общественных отношений.
    Мы не найдем ответа на вопрос о причинах возникновения идеи о бессмысленности бытия, об абсурдности и трагичности человеческого существования без анализа социальных условий на том или ином этапе исторического развития.

    Экзистенциализм определяется как обширная область истории пессимистических и нигилистических течений в философии.

    Это составная часть истории бунтов человеческой мысли против существующей действительности.

    «Но это – бунт на коленях».

    «Система иллюзий и ложных решений, которые несет с собой экзистенциализм – типичное проявление упадка в философии. Всевозможные формы отчаяния, бегства от общественной жизни, поиски условий самоудовлетворенности отдельной личности, поиски понимания лишь самого себя в мире, который рассматривается как расколотый, враждебный и непонятный, - вот мотивы, объединяющие современный экзистенциализм с философскими течениями.

    Экзистенциализм, пытаясь ответить на вопросы о смысле жизни человека, о его позиции в мире, предлагает, по сути дела, иллюзорное решение этих вопросов, поскольку делает своим предметом внутренний мир личности, изолированной от общества.

    Двойственность идейной позиции и общественной роли того течения, которое бунтует против существующего общества и в то же время прочно держится на нем, клеймит существующие отношения и одновременно затупляет оружие, способное их уничтожить

    То, что подразумевается под данным понятием экзистенциализма, состоит из множества близкий друг к другу мировоззренческих мотивов. Эту общность трудно уловить ,если искать в сфере чистой мысли ,она обнаруживается лишь при рассмотрении таких конструкций на фоне той жизненной обстановки, из которой они вырастают. Получается эти мотивы являются составными элементами идеологий ,возникших на основе критического отношения к правящим классам ,их морали , идеалам и жизненной практике ,но не ведущих к реальной оппозиции и даже ослабляющих ее . Такие идеологии проявляются в различных формах . Иногда это тоска по старому общественному порядку , характер которого идеализируют и приукрашивают , или это утопически-реформистские надежды на изменение морального облика людей без социальной революции. Это и религиозная эсхатология с верой в то, что за бедствия земной жизни воздается на том свете , и может это индивидуалистически-нигилистический анархизм, отрицающий любую культуру, или субъективно-волюнтаристский протест смятенного, бегущего от мира индивида.

    Вместе с тем оказывается, что все эти идейно-философские мотивы и все формы мнимого протеста являются продуктами эпох культурного упадка. Выражая настроение пассивности, неверия и отчаяния, они свидетельствуют и о драматическом пути людей, изверившихся в истории и прогресс и ищущих решения вне этого мира: охваченные тоской или испуганные уродством внешнего мира, люди обращаются к мысли о трагичности всеобщей судьбы.

    Таким образом, эти мотивы образуют единую, хотя и малокомпактную, периодически повторяющуюся в ходе истории мировоззренческую структуру. Современный экзистенциализм тоже является таким повторением, своеобразным продолжением прежних формул пессимизма и полного отчаяния, продолжением различных форм религиозного мистики прошлого, чуждой конструктивно-теологическим системам, а также пессимистических, нигилистических концепций, проповедующих теорию абсурда. Как и те формы, он возник в обстановке, когда пошатнулся признававшийся до сих пор смысл жизни, а новые, прочные, связанные с прогрессом ценности еще не появилась.
    Глава 1. Экзистенциализм К. Ясперс
    Нет в современной философии другого направления, в котором саморазрушительные тенденции его основных зачинателей проявились бы так сильно, как в экзистенциализме. Философы, чьи имена прочно связаны с этим течением философской мысли, отошли далеко от своих исходных позиций. Хайдеггер от попыток создать большую философскую систему, ведущую к изображению переживаний человека через показ сути человеческого бытия, а в итоге — к выявлению и утверждению смысла жизни, перешел к литературно-поэтическим размышлениям о тайне бытия человека. Сартр не только отошел от тезисов, изложенных в работе «Бытие и ничто», но и дал убедительный анализ драматического пути мышления молодых интеллигентов. Критически настроенные по отношению к господствующим направлениям буржуазной философии и морали, они искали в экзистенциализме истину о человеке, но убедились, что описания индивидуальных ситуаций, состояний и поведений, мотивов выбора и самого выбора, оторванные от исторической обстановки и реалий социальной борьбы, не только не ведут к истине, но и создают новые мистификации. Когда Альбера Камю спросили, является ли экзистенциалистом герой его повести «Падение», он ответил, что от экзистенциализма у этого персонажа только «мания самообвинений», благодаря которым легче обвинять других. «Я всегда считал это, — заявил Камю, — исключительно мерзкой штукой. Такая страсть к обвинениям всегда кончается защитой рабства, которая и является прямым результатом экзистенциализма».

    Брошенный многими своими зачинателями, экзистенциализм не теряет, однако, притягательной силы. Он возрождается все снова и снова, особенно в литературе, как определенная конструкция человеческой судьбы и смысла человеческой жизни. Эта конструкция связана со своеобразным пониманием задач самой философии. Их ведь можно понимать по-разному. Можно считать философию наукой, которая делает основные обобщения, рассказывая нам, почему то или иное происходит и как оно происходит в природе и в обществе, каков мир и как его познавать.

    Философия может говорить нам также и о том, что нам следует делать в обществе, какова цель его развития, каково обоснование общественного порядка или же почему необходимо изменить существующий общественный порядок. Есть системы, которые ставят эти проблемы во главу угла, пренебрегая проблемами отдельной личности. Есть и такие, в которых вопросы индивидуальной этики слиты воедино с основными вопросами, касающимися природы бытия. Однако некоторые философы сделали предметом и целью философских исследований внутренний мир личности, изолированной от общества. Здесь речь идет уже не о человеке в обществе, не об индивидуальных конфликтах человеческой жизни, обусловленных конкретной социально-исторической обстановкой, но о человеке вне истории и общества. При этом вопрос о смысле жизни содержит в себе ответ, констатирующий бессмысленность жизни, абсурдность бытия, нищету жизни и невозможность вырваться из ее заколдованного круга. Экзистенциализм развился именно как этот последний тип философии. Но первой и основной трудностью в его характеристике является то, что он так никогда и не оформился как цельная доктрина.

    Мысль его заключалась в том, что у жизни нет цели вообще, что она – бездумное движение, лишенное цели. Подлинной человеческой силой, по Шопенгауэру, является воля, но она представляет собой слепой импульс.

    И поскольку импульс действует без всякого обоснования, то никогда невозможно будет найти успокоение. Человека мучает постоянное чувство недовольства, беспокойства. Жизнь – сумма мелких забот погоня за удовлетворением насущных потребностей. Само же счастье – недостижимо.

    Человек сгибается под тяжестью жизненных нужд, он постоянно живет под угрозой смерти и страшится ее.

    Философия и религия создают видимость решений, иллюзию жизненной цели, смысла жизни, принося временное облегчение людям, поверившим в эти миражи. Философия и религия дают лишь иллюзию нахождения ценностей, которых нет, которых вообще не существует. Человек, избавившийся от этих миражей, получает некоторое познавательно-этическое удовлетворение, но тем сильнее чувствует и сознает мучительность жизни.

    Что может облегчить ему эти страдания? По мнению Шопенгауэра, существуют две вещи, приносящие облегчение. Прежде всего, созерцание чужих страданий. Не какая-нибудь оценка их, которая бы давала возможность помочь страждущим, а просто сочувствие, временно отвлекающее от собственных страданий. Созерцание несчастной судьбы других людей помогает нам легче переносить собственную судьбу, утверждает Шопенгауэр.

    Временное облегчение может принести созерцание произведений искусства. Созерцание приостанавливает действие воли. Погружение в красоту на какое-то время утешает нас.
    ГЛАВА 2. Философская вера

    Экзистенциализм Ясперса исходит из пограничных ситуаций человека, в которых раскрывается безусловное, неминуемое, например болезнь, вина, смерть. Основные категории этой философии - свобода, историчность, коммуникация с другими людьми. философствование по Ясперсу - это "деятельность, которую производит внутреннее содержание человека и не может знать своего конечного смысла" Карл Ясперс (1883–1969) – немецкий философ-экзистенциалист. Ясперс выступал против субстанциализма в понимании человека и истории. Он отказывался признать наличие в человеке некоторой неизменной природы. Выступал и против понимания мировой истории как хаотического скопления случайных событий. Он настаивал на единстве всемирно-исторического процесса. Задача философии истории, по Ясперсу, решается в поисках этого единства, смысла, структуры мировой истории.

    Ясперс утверждал, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития. Основой этого единства может стать лишь «философская вера», черпающая свои истины из библейской религии. Только библейская религия является всеобъемлющим историческим пространством, из которого каждое вероисповедание извлекает нужное ему содержание.

    «Философская вера», по Ясперсу, есть вера в «коммуникацию». Истину, которую человек теряет в одиночестве и своеволии, можно найти, установив связь между людьми, осуществив «подлинные отношения», или «экзистенциальную коммуникацию». Вступление в подлинную коммуникацию возможно только в том случае, когда человек как бы разрывает свои социальные связи и отношения, мешающие установлению коммуникации, основанной на взаимной любви и безграничном доверии.

    Таким образом, экзистенциальная коммуникация служит своеобразным заменителем религиозного общения.

    Философская вера, как ее мыслит Ясперс, находится на границе между верой религиозной и научным знанием. Философская вера «хочет знать то, что познаваемо, и понять самое себя». Она есть продукт размышлений, а не откровения. Философствование любого человека имеет целью достижение истинной «коммуникации», то есть реальной возможности быть услышанным и высказаться самому (в процессе общения «в» и «по поводу» истины). Философская вера дает ответы на все «экзистенциальные вопросы». Вопросы о бытии в целом, человеке, вопросы о мире, о душе, Боге, являясь недоступными науке, могут быть разрешены с помощью веры.




    Он был выходцем из крупнобуржуазной банкирской семьи. Тяжелобольной юноша не интересовался другим людьми, не говоря уже о политике. Ясперс, даже будучи женатым, продолжал жить в уединении, которое он позже в своей философии назовет «коммуникацией». И только в возрасте 31 года, в 1914 году, в нем пробуждается интерес к политике. В 1931-м Ясперс говорит об исключительности европейского, западного типа человека. Этот оттенок присущ всему его политическому философствованию. Свобода, демократия, философия в собственном смысле слова имеют европейское происхождение. Они родились и сформировались исключительно в западных странах.

    Бытие, действительное непостижимо; оно дается нам в виде шифра, который можно лишь толковать. Ясперс также отвергает целостность мира, как и Хайдеггер. Влияние религии сказывается значительно сильнее на Ясперсе, чем на Хайдеггер. Человеческое существование для Ясперса в религиозном смысле – трансцендентно. То есть человек выше действительности. Он относится к божественному абсолюту, находящемуся в потустороннем мире.

    Ясперс пытался сблизить мистику с кажущейся близостью к жизни, поставив человеческую экзистенцию во главу своей философии. Порою он подчеркивает первенство духа, даже разума, и одновременно толкует последний совершенно иррационалистически. Он выдавал себя за сторонника диалектики. Критиковал и идеализм, и материализм, претендуя на философию, которая якобы преодолевает оба направления. Это мистический идеализм, который объединяет субъективизм с пессимизмом и антигуманизмом, и сделал его одним из наиболее модных философов немецкой буржуазии.

    Для философии Ясперса характерна резкая критика определенного вида мировоззрения, о котором он пишет так: "Это мировоззрение, которое отождествляет бытие с тем, что доступно естественнонаучному познанию. С его точки зрения, действительно только то, что можно воспринять в пространстве и времени... Все, что существует, существует в качестве объекта. Объектное бытие и бытие тождественны. Сам субъект есть объект среди объектов..."

    Такое мировоззрение Ясперс называет "Позитивизмом".

    Но по Ясперсу, мир вообще нельзя мыслить как предмет, как объект познания или место приложения практического действия. Человека же нельзя рассматривать объективно, как это делала предшествующая философия. Но как можно понять человека?

    Человека, по Ясперсу, надо понять как Экзистенцию. Это центральное понятие экзистенциализма.

    Экзистенция - это в отличие от эмпирического бытия человека, "сознания вообще" и "духа" есть такой "уровень" человеческого бытия, который уже не может стать предметом рассмотрения науки. "Экзистенция,- пишет Ясперс, - есть то, что никогда не становится объектом, есть источник моего мышления действия, о котором я говорю в таком ходе мысли, где ничего не познается".

    С точки зрения Ясперса, экзистенция неразрывно связана с «трансценденцией», с богом. "Экзистенция, - пишет Ясперс, - нуждается в другом, а именно в трансценденции, благодаря которой она, не создающая сомою себя, впервые выступает как независимый источник в мире; без трансценденции экзистенция становится бесплодным и лишенным любви демоническим упрямством".

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Таким образом, важным понятием философии Ясперса является свобода.

    Ясперс пишет о свободе так:

    "Нет свободы вне бытия самости. В предметном мире нет ни места, ни отверстия, где бы она могла поместиться".

    "Или человек как предмет исследования - или человек как свобода".

    "Свобода не может быть познана, она никоим образом не может мыслиться объективно".

    По Ясперсу, экзистенция - это и есть свобода. В результате своих размышлений Ясперс формулирует вывод: познание - дело науки, свобода - дело философии.

    Человеческое бытие у Ясперса, так же как и у Хайдеггера, есть всегда "бытие с другими". Ясперс пишет об этом так: "Мы представляем себе этот изначальный феномен нашего человеческого бытия следующим образом: мы суть то, что мы суть, только благодаря общности взаимного сознательного понимания. Не может существовать человек, который был бы человеком сам по себе, просто как отдельный индивид".

    Список использованной литературы:

    1. Камю А. Бунтующий человек.Философия. Политика. Искусство .- М.: Политиздат, 1990. -415с.

    2. Фаркаш Л. Экзистенциализм, структурализм и фальсификация марксизма. – М.: Прогресс, 1977.

    3. Габитова Р.М. Человек и общество в немецком экзистценциализме.- М.: Наука, 1972.

    4. Шварц Т. От Шопенгауэра к Хейдеггеру. – М.: Прогресс, 1964.

    5. Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе. – М.: Издательство политической литературы, 1980.
    6. Карл Ясперс – смысл и назначение истории
    7. Карл Ясперс – Стриндберг и Ван Гог
    8. Карл Ясперс – призрак толпы
    9. Википе́дия — общедоступная многоязычная универсальная интернет-энциклопедия со свободным контентом, реализованная на принципах вики.


    написать администратору сайта