Епанчинцева КМ чтения. Человек и природа как духовные истоки творчества таежного художника П. С. Бахлыкова
Скачать 2.08 Mb.
|
ХIII городские Кирилло-Мефодиевские чтения Направление: «Духовные истоки русской живописи, музыки, литературы» «Человек и природа как духовные истоки творчества таежного художника П.С. Бахлыкова» Автор: Епанчинцева Елена Юрьевна, ученица 6к класса МБОУ «СОКШ№4» Руководитель: Вишнякова Е.Г., учитель изобразительного искусства МБОУ «СОКШ№4» Нефтеюганск 2022 Содержание
«Человек и природа как духовные истоки творчества таежного художника П.С. Бахлыкова» Епанчинцева Елена Юрьевна ХМАО-Югра, город Нефтеюганск, МБОУ «СОКШ №4, 6к класс Введение Готовясь к классному часу, я делала обзор картин художников нашего края. И увидела картины одного художника, которые меня поразили. Как так один и тот же человек на одной картине показывает радость, любовь и бережное отношение, а на другой скудный мир и тревогу. И здесь я задумалась, как получилось, что человек и природа влияет на духовный мир художника. Поэтому тема моего исследования выбрана не случайно «Человек и природа как духовные истоки творчества таежного художника П.С. Бахлыкова». Так как я занимаюсь в художественной школе и учусь передавать красками в определенной манере сюжет картин природы нашего края, а также создавать красивые визуальные образы. То считаю, что процесс создания картин для художника не маловажен, мы можем почувствовать переданное им настроение, понять, что испытывал автор, создавая картину, что хотел рассказать зрителям. Есть картины, которые читаются как книги, рассказывают о простой размеренной жизни народа ханты, их культуре, проблемах о чарующей красоте суровой северной природы. Я видела работы многих художников, ведь Югра-родина многих талантливых людей. Работая над проектом, узнала еще об одном таежном художнике Бахлыкове Петре Семеновиче. Выбирая тему для исследования и проводя анализ по теме исследования, поняла, что мы не имеем никаких сведений, что же является источником его вдохновением для творчества. Мне захотелось узнать об этом. В связи с этим я выдвинула гипотезу: Гипотеза: Если проанализировать работы П.С.Бахлыкова, то мы поймем, что является источником его вдохновения. Почему же меня взволновало творчество этого художника? Две картины. На одной -радость, любовь, природа, на другой – печальный пейзаж и тревога. Один художник, но взгляд на мир неодинаков. Какие события повлияли на художника? Что явилось источником вдохновения? Цель исследования: найти что является источником вдохновения для творчества таежного художника. Задачи: 1.Изучить литературу и интернет источники о жизни П.С. Бахлыкова. 2.Рассмотреть основные этапы жизни и становления художника 3. Проанализировать приемы и методы мастерства художника, передающие настроение и чувства изображаемых сюжетов. 4. Создать буклет о творческой биографии Петра Семеновича Бахлыкова. Объект исследования: источник вдохновения. Предмет: особенности его работ, передающих красоту и простоту Югорской природы во взаимосвязи с человеком. «Человек и природа как духовные истоки творчества таежного художника П.С. Бахлыкова» Епанчинцева Елена Юрьевна ХМАО-Югра, город Нефтеюганск, МБОУ «СОКШ №4, 6к класс План исследования Свое исследование я разделила на три этапы: Начальный (аналитико-организационный) этап. Проведению исследования предшествовал анализ источников, посвященной жизни П.С. Бахлыкова. Мне удалось выяснить, что специальной литературы нет. Поэтому нами была найдена и использована в исследовании следующая литература: Интервью.«Урок родиноведения» - рассказ об известном таежном художнике и мировой величине художественного творчества. Анатолий Омельчук — о таежном художнике Петре Бахлыкове. Тобольская районная централизованная библиотечная система (https://тоб-библиотека.рф/без-рубрики/анатолий-омелбчук-о-таежном-художник/) Петр Бахлыков (https://www.yaneuch.ru/cat_07/petr-bahlykov/547635.3420694.page2.html) Электронный ресурс. Сургутский Художественный музей. (Коллекция наивной живописи - Сургутский Художественный Музей (https://shm-surgut.ru/14-kollektsii/15-zhivopis/53-naivnaya-zhivopis) Электронная антология. Культурное наследие Югры. (Культурное наследие Югры (http://hmao.kaisa.ru/object/1808998638?lc=ru) Бахлыков П.С. - Угутский краеведческий музей (http://ugutmuseum.ru/bws-gallery/bahlykov-p-s/) «Вестник»-газета Сургутского района. Статья. (https://www.vestniksr.ru/news/14368-pevec-i-hranitel-yuganskoi-zemli.html) Основной метод разработки проекта- теоретический анализ историографии по теме исследования. Окончательно сформулирована цель проекта: найти что является источником вдохновения для творчества таежного художника. Определена первоначальна гипотеза исследования. Второй этап – практический (сбор материала) На этом этапе мной было проведен поиск и анализ исторических источников, а также изучение материалов. Теоретической основой стала статья о взаимоотношения человека с природой в живописи художника «(Культурное наследие Югры (http://hmao.kaisa.ru/object/1808998638?lc=ru) https://www.vestniksr.ru/news/14368-pevec-i-hranitel-yuganskoi-zemli.html Третий этап - обобщающий На данном этапе был обобщен весь материал, сделаны основные выводы работы. Практической основой стала систематизация изученного материала. Разработала буклет по творчеству П.С. Бахлыкова, который представлен в электронной версии нашей школьной газеты «Кадетский вестник» МБОУ «СОКШ№4». Методы исследования: поисковый, творческий, сравнительный. Новизна исследования заключается в изучении наивной грани живописи П.С. Бахлыкова, отображающей взаимосвязь человека и природы, в привитии югорчанам любви к своему краю, в ориентации их на ценностное восприятие природы и человека. «Человек и природа как духовные истоки творчества таежного художника П.С. Бахлыкова» Епанчинцева Елена Юрьевна ХМАО-Югра, город Нефтеюганск, МБОУ «СОКШ №4, 6 класс Основная часть «Человек - часть природы, органично вписывающаяся в ее систему. Всякое грубое вмешательство в вечные, тысячелетиями отрегулированные законы жизнедеятельности всего сущего – недопустимо. И исключений здесь нет!» /П. Бахлыков/ 1.1. Путь в искусство На первом этапе своего проекта я изучила литературу и выяснила следующее: 1. Бахлыков Петр Семенович (1932-1999) –самородок, краевед, художник, создатель этнографического музея в пос. Угут, заслуженный деятель литературы и искусства Ханты-Мансийского округа, заслуженный работник культуры России, почетный гражданин Сургутского района. Родился 10 октября 1932 года в деревне Вахлово Сургутского района. Человек, не получивший базового образования, этому помешала война, оставил после себя целое наследие. Это живопись, графика, скульптура, книги и музей. Его по праву называют Просветителем. 2. Его философия жизни основана на принципе: «Человек – часть природы, органично вписывающаяся в ее систему. Всякое вмешательство в вечные, тысячелетиями отрегулированные законы жизнедеятельности всего сущего – недопустимо. И исключений здесь нет!» Эта позиция в полной мере отражает представление художника Бахлыкова об истинном назначении человека. 3. В конце 1960-х — начале 1970-х годов П. С. Бахлыков увлекся краеведением. Один из первых в Сургутском районе он постарался собрать и сохранить исчезающие элементы хантыйской культуры. Многочисленные экспедиции и дружеские поездки по юртам, в которых у Петра Семёновича было много знакомых, позволили ему собрать богатейшую коллекцию предметов быта и музыкальных инструментов юганских ханты. Собранная им коллекция предметов культуры и быта ханты легла в основу открытого 23 июня 1979 года Угутского краеведческого музея. 4. Из каталога «Живопись и графика», я узнала, что Петр Семенович Бахлыков одолевала еще одна мечта. «Еще в детстве потянулся к рисованию и музыке. На чем только не рисовал! На песке, на снегу, на старых книгах. И вот когда я стал лесоводом, а затем егерем, появилось свободное время, а мне уже было за сорок, и часто мучило сознание того, что годы идут, а я все не осмеливаюсь заняться живописью, боялся – вдруг не получится маслом. В 1973 году, уже сорокалетним, Пётр Семёнович рискнул скопировать маслом картину В. Васнецова «Богатыри». Упоение от цвета, от запаха краски, от сознания того, что «это мои руки творят такое» позволило ему два года «художничать на досуге», для себя, что называется «для души». Всё свободное время он отдавал любимому занятию. Упорно и настойчиво искал свою манеру письма, своё понимание мира и человеческого характера. В 1975 году прошла первая выставка П. С. Бахлыкова — в Угутском клубе, затем были выставки в Сургуте, Ханты-Мансийске, Тюмени и Москве. В 1995 году прошла выставка в Лиссабоне (Португалия). 5. Пётр Семёнович часто публиковал статьи по истории края. Прежде всего его интересовали проблемы культуры и быта коренного населения. В 1996 году выходит его первая книга «Юганские ханты», где автор знакомит читателей с историей родного края, даёт описание культуры и хозяйства ханты. В 1997 году вышел роман «Медвежья падь». Это художественное произведение о родной деревне Вахлово в период бурных событий конца XIX — первой половины XX веков. За 26 лет своей художественной деятельности П. С. Бахлыков создал более ста тридцати картин, которые еще при его жизни увидели посетители 19 выставок. 6. Петр Бахлыков обладал особым даром – чувством глубокого единства с духовной, творческой энергией окружавших его людей. На этом этапе своего исследования я сделала вывод: Живопись и увлечение историей родного края настолько тесно переплелись в жизни и творчестве Петра Семёновича, что отдать предпочтение чему-то одному он не мог. Увиденное и пережитое старался передать всеми возможными способами. На следуюшем этапе своего проекта я обратилась к интернет-рессурсам и выяснила, что Петр Семенович Бахлыков изображает на своих картинах естественное состояние взаимодействия природы и человека, где раскрывают многоликую красоту родного края. 1.2. Творчество П.С. Бахлыкова Я перечитала и пересмотрела о художниках все, что попадалось под руку. Рассматривая картины понимаю, что П.С.Бахлыков рисовал о простой размеренной жизни народа ханты, их культуре, проблемах, о чарующей красоте суровой северной природы. Так, например, на одной из картин «Дитя природы», которая вышла 1976году изображён старик-хант, плывущий на лодочке-долблёнке. В этой фигуре много света, мудрого, лукавого спокойствия и одухотворённости. Глядя на эту картину, мы проникаемся уважением к изображенному на нем человеку и окружающей его природы. Бахлыков умело, через картину, передает нам свое отношение к тому, что он изображает. Так же своих работах художник с любованием изображает взаимоотношениях человека с природой, о судьбе исчезающей культуры коренного населения Сибири – ханты. Картина «В Урмане» 1996 год, этому пример. Увидев эту картину, она меня просто поразила, необычайным теплым отношением человека к животным, которые рядом с ним и преданы друг другу. Здесь присуща атмосфера духовного мира, бережного отношения к природе животным, которые пришли к человеку и сидят рядом с ним. Эти картины просты и естественны, они отображают духовный мир через призму творческого взгляда, передавая связь потомков хантыйского мировоззрения со всем окружающим миром: животными, растениями, водой, землёй, сторонами горизонта, небесными светилами. Работы П.С. Бахлыкова отличаются искренностью, непосредственностью восприятия, где все изображенное идет от самого сердца. Самобытная культуры коренного народа и природной красоты юганской тайги пронизывает картина «Мадонна» 1994г. Интересна его портретная галерея. В неё вошли и герои народных эпических сказаний «Богатырь Тонья», и образы земляков «Рукодельница», и хранители древнего культа «Шаман». Сделав анализ картин разделила их на 3 группы.
1.3. Взаимоотношение человека и природы в пейзажах П.С.Бахлыкова Работы на полотна он выплескивает размышления о взаимоотношениях человека с природой, о судьбе исчезающей культуры коренного населения Сибири – ханты. Увиденное и пережитое он старался передать всеми возможными способами «Идол и одуванчики» 1988. Всё свободное время отдавал он любимому занятию. Упорно и настойчиво искал свою манеру письма, своё понимание мира и человеческого характера. Большая работа по созданию музея и художественное творчество получили признание. В 1994 г. Петру Семёновичу было присвоено звание заслуженного работника культуры России. В 1995 г. вышел альбом живописных полотен П. Бахлыкова. «Угутяночка», «В Урмане», «Осенние шорохи». Интересна его портретная галерея. В неё вошли и герои народных эпических сказаний «Богатырь Тонья», и образы земляков «Рукодельница» , и хранители древнего культа «Шаман». По сути дела, эта небольшая серия стала своеобразным концентратом национальной культуры ханты. Лейтмотив творческих исканий – история соразвития и взаимодействия двух различных цивилизаций: хантыйской и русской. Прожив долгие годы на земле коренных обитателей Югры – ханты и манси, – художник глубоко познал культуру этих народов и относился к ней как к неотъемлемой части общечеловеческой культуры. Серию картин, посвященных ханты дополнила и выразительная в своей художественной, живописной наивности серия «Культура и история ханты». «Соло-Томра», 1995 г., «В урмане», 1996 г. Аборигенка», 1996 г. «Данила», 1996 г., «Ледоход на Югане», 1996 г «Прости нас хозяин», 1996 г. Как правило, сюжеты картин Петра Бахлыкова основаны на реальных событиях, имевших место как несколько столетий назад, так и в наши дни. Картины подкупают своей простотой и искренностью, а более всего безграничной добротой, которая пронизывает все полотна художника. «Новый облас», 1981 г. В 1990 году Петру Семеновичу Бахлыкову было присвоено звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации», в 1995 – «Заслуженный деятель литературы и искусства Ханты-Мансийского округа». 1 января 1999 года он был удостоен звания «Почетный гражданин Сургутского района», а в мае того же года его не стало... 1.4. Отношение земляков к творчеству П.С.Бахлыкова Меняется время, меняются взгляды, но истинные ценности остаются неизменными. К их числу относится и творчество Петра Семеновича Бахлыкова. Критики теперь определяют его искусство как «особое философско-символистское и провиденциальное, мифологическое направление в искусстве перехода к XX веку, знаменующее экокультурное возвращение лучшей части человечества к своему первородному космосу, обогащенному информационными технологиями, той техногенной начинкой, которая не вызывает «ни слезинки ребенка, ни гибели животно-растительного мира». Не назад в природу, а вперед, в гармонии с ней и взаимоотношением с человеком. Анатолий Омельчук почетный гражданин Тюменской области, писатель- о таежном художнике Петре Семеновиче Бахлыкове «Он был человек скромный. Это удивительнейший человек. Совершенно обыкновенно сибирский мужик, классический сибирский мужик и в тоже время, но такое исключительное явление. Он отец семи детей, дед семнадцати внуков. Он собирался жить долго, тем более, что сибирский род Бахлыковых-род долгожителей. Он знал, что не исчерпал себя. Понимал, чтобы достичь новых вершин, нужно постигнуть собственные глубины. Он был полон жизни, полон жизни, значит полон замыслов, намерений и дерзаний. Пётр Семенович для меня гений. Сейчас Угут - это жемчужина на туристической карте Сибири, туда едет посмотреть, что собрал Петр Семенович –весь мир.» В своё время Ольга Зырянова, будучи председателем комитета по культуре, называла Петра Бахлыкова «солью земли», «русским Ломоносовым». И, может, кому-то эти слова и покажутся слишком громкими, но доля истины в них есть. Ведь такие люди становятся своеобразным флагманом для всех остальных. На таких хочется равняться. Потому что вся жизнь Петра Семёновича показывает и доказывает, что надо оставаться всегда человеком. И самим собою, заниматься любимым делом – делом, которое приносило бы пользу и радость окружающим тебя людям. – Я счастлива, что у меня был такой отец, – подытоживает наш разговор Евгения Петровна. –Он всем помогал. Уже много лет прошло, как его не стало, но ни от кого я не услышала о нём ничего плохого. Село – это же целый маленький мир – все на виду, и чтобы кто-то вспомнил его дурным словом, что он где-то кого-то обидел, кого-то обманул или предал? Нет, о нём говорят только хорошее. Спасибо ему за то, что он в меня вложил своё понимание мира. Я тоже стремлюсь помогать людям, учусь добру и всепрощению, чтобы быть такой, как отец. В конце девяностых в музее уже насчитывалось более тысячи единиц хранения – от капкана на медведя длиной в один метр до «чешуек», копеечных монет времён царствования Ивана III и Ивана Грозного. Музей стал принимать почти по шесть тысяч человек в год, в нём проводили десятки экскурсий. Бахлыкова начали посещать гости из западноевропейских стран, из Канады и США, даже из далёкой Австралии. Так музей стал делом всей жизни скромного угутского художника. Подобного учреждения, представляющего прародину финно-угорских народов, больше в мире нет. В 1999 году Угутскому музею было присвоено его имя. Несколько лет спустя в Угуте было возведено новое современное здание музея, куда вошли большая часть из двух тысяч экспонатов, собранных деревенским энтузиастом, и постоянно действующая выставка его картин. Музею было присвоено имя юганского подвижника, по велению сердца создававшего духовное пространство не только любимых им просторов Югана, но и без преувеличения – всей Сибири. И, значит, всей страны. «Человек и природа как духовные истоки творчества таежного художника П.С. Бахлыкова» Епанчинцева Елена Юрьевна ХМАО-Югра, город Нефтеюганск, МБОУ «СОКШ №4, 6 класс Выводы Источником вдохновения для творчества таежного художника Петра Семеновича Бахлыкова является на мой взгляд неразрывная связь человека со всем окружающим миром, где мы можем проникнуть в удивительный духовный мир, размышления о взаимоотношениях человека и с природой, о судьбе исчезающей культуры коренного населения Сибири-ханты. Его искренне интересовали проблемы и в целом жизнь коренного населения, где он оставался верным родному Югорскому краю. Сюжеты картин Петра Бахлыкова основаны на реальных событиях, имевших место как несколько столетий назад, так и в наши дни. «Человек и природа как духовные истоки творчества таежного художника П.С. Бахлыкова» Епанчинцева Елена Юрьевна ХМАО-Югра, город Нефтеюганск, МБОУ «СОКШ №4, 6 класс Заключение У меня получилось проанализировать приемы и методы мастерства художника, передающие настроение и чувства изображаемых сюжетов. В то же время по –новому открыла для себя красоту родного северного края, умение ценить искусство, видеть в нем гармонию человеческой души и природы. Мною уже были проведены классные часы по творчеству художника для детей начальной школы, что вызвало у них необычайный интерес. Создала буклет о творческой биографии П.С. Бахлыкова, который представлен в электронной версии нашей школьной газеты «Кадетский вестник» МБОУ «СОКШ№4». Это может помочь не только на уроках изобразительного искусства, но и на уроках истории, МХК. Я старюсь подражать манере Петра Семеновича и рисовать небольшие пока картины на занятиях в художественной школе так же просто, с любовью к природе, к людям, которые меня окружают. Приложение I
Приложение II Проба пера Закат в лесу На рыбалке Приложение III Список использованной литературы и источников Электронный ресурс. Интервью. Анатолий Омельчук — о таежном художнике Петре Бахлыкове. Тобольская районная централизованная библиотечная система (https://тоб-библиотека.рф/без-рубрики/анатолий-омелбчук-о-таежном-художник/) Информационный портал Петр Бахлыков (https://www.yaneuch.ru/cat_07/petr-bahlykov/) Коллекция наивной живописи - Сургутский Художественный Музей (https://shm-surgut.ru/14-kollektsii/15-zhivopis/53-naivnaya-zhivopisЭлектронная антология. Культурное наследие Югры. Культурное наследие Югры (kaisa.ru) Бахлыков П. С. Юганские ханты: история, быт и культура: краткое историческое повествование о ханты Сургутского района / послесл. С. Г. Пархимовича. – Тюмень: «СофтДизайн», 1996. – 208 с.( Бахлыков П.С. Юганские ханты: история, быт и культура () Электронный ресурс. Сургутский Художественный музей. (Коллекция наивной живописи. Бахлыков П.С. - Угутский краеведческий музей (http://ugutmuseum.ru/bws-gallery/bahlykov-p-s/) Югория: энциклопедия ХМАО: Т.1: А-И. – Ханты-Мансийск: Сократ, 2000. – 400 с.: ил. |