Главная страница

Документ Microsoft Word. Человек и война в повести В. Распутина Живи и помни


Скачать 17.28 Kb.
НазваниеЧеловек и война в повести В. Распутина Живи и помни
Дата08.08.2022
Размер17.28 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДокумент Microsoft Word.docx
ТипДокументы
#642632

Человек и война в повести В. Распутина «Живи и помни»

Русская военная проза конца 1950-х -1970-х годов связана с именами писателей-фронтовиков В. Астафьева, Г. Бакланова, Ю. Бондарева, В. Быкова, Е. Носова. В. Распутин - представитель нового литературного поколения - обращается к военной теме в повести «Живи и помни» (1973-1974). Валентин Григорьевич Распутин (1937 - 2015) своим творчеством занял достойное место в современной русской литературе и стал неотъемлемой частью целостного историко-литературного ряда от классиков XIX века до писателей наших дней. Виктор Астафьев, отметив «потрясающую, глубокую трагичность» повести, назвал ее одной из лучших книг о минувшей войне. Но только лишь о войне повесть Распутина?

"Для большинства наших современников, - пишет Л. Лазарев, - война уже находится за пределами их личного опыта. Но интерес к ней отнюдь не только исторический. Чтобы понять, чем мы сильны и где кроются наши слабости, нужна правда о трагическом свинцовом времени: и о том, какого врага мы одолели, и на каком краю стояли, и какой ценой заплатили за победу, и какими тогда были" [2, 219].

В.Г. Распутин является одним из тех писателей, который рассказал о войне, показав ее негероическую сторону. Писатель в своей повести обнажил неприглядную сторону войны - дезертирство. Это тема не нова: многие писали о дезертирстве, но В.Г. Распутиным она раскрыта по-новому.

Интерпретируя повесть как философскую притчу, А. Мартазанов пишет, что «соответственно дезертирство главного героя, Андрея Гуськова, трактуется в иносказательном ключе - как уклонение индивида от предназначенной ему свыше судьбы. Распутин подчеркивает, что выпавшую на твою долю судьбу необходимо принимать даже и в том случае, когда она беспросветно тяжела, невыносимо трагична и кажется вопиюще несправедливой, незаслуженной - собственный жизненный путь не может быть предметом выбора, ибо он твой, и больше ничей» [3, 10]. Гуськов оказался не способен донести свой крест до конца, он не выдержал и выбрал себе более легкий путь.

Интересен подход автора к изображению войны. В повести не затронут фронтовой быт, также отсутствует описание боев. В данном произведении война изображена «с изнанки», со стороны тыла, и, все же автор дает почувствовать читателю, о том, что рядом гибнут люди и война совсем рядом. «Живи и помни» - жизненная драма главных героев повести, которая разыгрывается на фоне этой общенародной исторической трагедии. По словам И.А. Панкеева: «Она заключается в том, что, во-первых, это именно путешествие вглубь человеческой души, до того уровня, где добро и зло еще не столь явно разделены, чтобы бороться между собой. Во-вторых. И еще: эта новаторская смелая повесть - не только о судьбах героя и героини, но и о соотношении их судьб с судьбою народной в один из драматичнейших моментов истории» [4, 60].

«Если б не война, если б не она, проклятая, - горько сетует Андрей Гуськов, - так бы и жил я, так бы и работал...». Война в «Живи и помни» - не только фон происходящего: сам сюжет повести обусловлен той катастрофической реальностью, когда «все идет вверх тормашками». Она выступает причиной не только физической смерти людей, но и, что самое страшное, - духовной их гибели, потому что если в сильных она воспитывала стойкость, несгибаемость, героизм, то в сердцах слабых прорастали и начинали давать свои горькие плоды трусость, жестокость, эгоизм, неверие, отчаяние. Человек, погруженный в это хаотическое, неведомое и опасное пространство, находится в состоянии крайней неуверенности и тревоги: главное, что чувствует Андрей Гуськов по дороге на фронт, - «оглушенность, неспособность соображать, что будет дальше», «ненадежность всего, что с ним сталось», «холодный, угрюмый и неотвязный страх». Война соотносится с хаосом и во временном плане: «страшное время, когда никто не знал, что будет завтра», «когда любой день угрожал быть последним» поэтому Андрей Гуськов тоже «слабинку дал», внутренне надломился, именно в таком страшном, последнем для него, бою: «в его ушах стоял грохот этой недолгой и ужасной схватки железа с железом, где люди вроде были и ни к чему». По сути, именно после этого боя чудом выживший Андрей Гуськов, несмотря на свое выздоровление, оказался «по ту сторону жизни»: «в сущности, с того, что произошло тогда, и перевернулась его жизнь».

В его образе В.Г. Распутин раскрывает душу слабого человека, искалеченную суровыми событиями войны, в результате чего он стал дезертиром. Как же этот человек, честно защищавший от врагов свою Родину в течение нескольких лет и даже заслуживший уважение друзей по оружию, решился на поступок, презираемый всеми, всегда и везде, независимо от века и национальности?

Конечно, поначалу Андрей Гуськов и не думал о предательстве. По словам Л. Г. Дорофеевой, «в повести “Живи и помни” Распутин, может быть, первым в советской литературе так подробно и психологически точно раскрывает психологию предательства» [1,111]. Распутин не пытается оправдать героя, но стремится объяснить позицию Андрея Гуськова. Хочет показать дезертира поневоле, трагедию его одиночества, тягу к дому, но преодолеть свое гражданское отношение к такой трагедии людей не может. Действительно, дезертирство Андрея - дело случая, эмоциональная реакция с примесью сибирской «лютости» на равнодушие, несправедливость. Андрей честно воевал наравне со всеми, даже не был из числа слабых. Но постепенно растущий в душе страх за свою жизнь, заставляет его все больше задумываться о собственном спасении. И как о спасении он молится о тяжелом ранении, которое могло бы позволить ему отлежаться в госпитале и вернуться домой. И Гуськова действительно ранят, он попадает в госпиталь. И с этого момента он неотступно лелеет лишь одну мысль, готовит себя к встрече с родными - с отцом, матерью, Настеной. Непреодолимое желание взглянуть на родной дом, на деревню поначалу толкало его на дезертирство; он думал, что с опазданием, но явится в свою часть. Однако поощрение, выданное самому себе, потянуло за собой другое желание - исчезнуть. Но неожиданно его оглушает приказ возвращаться на фронт. Обида и злость, что надо возвращаться обратно на войну, не дав побывать дома, когда он совсем рядом принуждает Гуськова решиться на самовольную отлучку. Всего лишь отлучку. Он еще надеется успеть: «Ему бы только один-единственный денек побывать дома, унять душу-тогда он опять готов на что угодно».

Но дорога заняла больше времени, чем предполагал Андрей, и он, опасаясь, что после возвращения его посчитают предателем, действительно становится дезертиром. Андрей Гуськов вступает на путь, который неизбежно должен привести к гибели: нравственной или физической. Он выбирает первый путь. Андрей осознает, что отныне ему отрезаны все пути, он обрекает себя на трагическое поражение - «человек, хотя бы раз, ступивший на дорожку предательства, проходит по ней до конца».

Понимание необратимости этого пути и осознание собственной отверженности приводит Гуськова к духовной деградации: он мстит людям, обвиняя в своем дезертирстве кого угодно, только не себя.

Но Гуськов губит не только себя: он неизбежно предает и самого близкого и понимающего его человека - свою жену Настёну. Она вынуждена скрывать от всех не только дезертирство мужа, но и свою беременность. Не найдя в себе силы открыться людям, он жестоко обрекает Настену на трагическую гибель. И Андрей и Настена - фигуры трагичные. Но Настена, в отличие от Андрея - жертва безвинная, которой отданы лучшие страницы повести. Ее образ исполнен истинно трагическим началом и, можно сказать, вносит в повествование истинный катарсис: не выдав властям мужа-беглеца, потому что она не может отступиться от близкого человека, хотя на нем действительно лежит грех, и немалый. Как человек нравственный она оказалась в ситуации невозможности выбора между долгом перед народом и человеком, с которым связала свою жизнь. Принципы, которые были заложены в ней еще с детства, оказались сильны и единственным выходом в сложившейся ситуации молодая женщина видит смерть. Но нравственная гибель Андрея еще страшнее, чем физическая гибель Настены. Андрей сам себя наказал, обрекши себя на вечное одиночество и отчужденность от людей.

Таким образом, если относить повесть В.Г. Распутина «Живи и помни» к военной прозе, есть вероятность того, что основная задача всего творчества Распутина, - «нравственное очищение человека и оздоровление его духовного сознания» - будет сужена и упрощена.


написать администратору сайта