Человек как философская проблема
Скачать 216 Kb.
|
Человек как философская проблема1. Проблема человека в истории философии. 2. Природное, социальное и духовное в человеке. 3. Различные ипостаси бытия человека: индивид, индивидуальность, личность. 4. Проблема жизни и смерти. Проблема бытия человека принадлежит к разряду «вечных» философских проблем. Это вопросы о сущности человека, его происхождении, предназначении и месте в мире, о его ценностях, смерти и бессмертии, о смысле человеческой жизни… Проблемы эти вечные, но и вечно новые, поскольку изменяются условия жизни, ее содержание,научные знания, сам человек. Проблема человека концентрирует вокруг себя все другие философские вопросы, поскольку любой из них предполагает решение проблемы человека, его природы, положения в мире и обществе. Вопрос 1. Проблема человека в истории философии.Древнеиндийская и древнекитайская философия: человек – микрокосм, частица Макрокосмоса (космоцентризм). Антропологический подход к человеку – в древнегреческой философии Сократ: «Познай самого себя», Протагор: «Человек –мера всех вещей» Аристотель: человек – живое существо, наделенное духом, разумом и способностью к общественной жизни («общественное животное»). В Средневековой философии проблема человека носила теоцентрический характер. В эпоху Возрождения - антропологические идеи античности, гуманизм. Д.Бруно, Н.Кузанский, Л. да Винчи рассматривали человека как единство природной и духовной субстанции, как целостную индивидуальность, находящуюся в тесной связи со Вселенной. Ф. Рабле: человек – животное, которое смеется. Р. Декарт: специфическая особенность человека – в его разуме: «мыслю, следовательно, существую». Б. Франклин: человек – животное, производящее орудия. Французские философы эпохи Просвещения подчёркивали связь человека с природой. Дидро и Ламетри писали, что человек – высшее творение природы, зависимое от её законов. Гольбах считал, что человек зависит от общества и воспитания, поэтому не должен считать себя привилегированным существом природы. Немецкая классическая философия: человек – субъект духовной деятельности, созидающий мир культуры, он - носитель общечеловеческого сознания. Кант: человек принадлежит двум мирам: природной необходимости (т.е. что делает из человека природа) и нравственной свободы (т.е.что человек делает из себя сам). Гегель: человек – родовое существо. Являясь воплощением Абсолютного духа, обладает относительной самостоятельностью и свободой потому, что наделён разумом и способностью к трудовой деятельности. Фейербах: человек - «высшее существо природы», поэтому философия должна исходить из биологической сущности человека. Вторым элементом сущности человека является отношения между людьми, третьим – мышление, чувства. А. Шопенгауэр: человек — это трагическое животное, наделенное разумным познанием и инстинктом, правда, недостаточным для уверенных и безошибочных действий. Ф. Ницше: человек — это не его сознание и разум, а игра жизненных сил и влечений. Марксистская философия: человек есть продукт и субъект общественно-трудовой деятельности. Становление человека происходит через механизмы биологической и социальной наследственности, через приобщение к культурным, историческим традициям. С середины XIX века распространение получил социоцентризм – «каково общество, таков и человек», на основе которого возникает наука социология. В философии XX века: человек это целый мир, он индивидуален и субъективен по отношении к миру. Человеческую реальность надо объяснять из неё самой, а не как подчиненную объективному бытию. Теории ХХ века (экзистенциализм, персонализм, психоанализ и т.д.) всесторонне исследуют природу человека, уделяя внимание не только рациональному, но и подсознанию. Человек – единственное в мире существо, объединяющее в себе природное, социальное и духовное начала. Поэтому принято говорить, что он является результатом развития природы, общества и культуры. Наука на современном этапе развития не может однозначно ответить на вопрос о происхождении человека. Какие гипотезы знаете? Человек, общество и культура возникли одновременно. Становление человека (антропогенез) и становление общества (социогенез) – две стороны единого процесса – антропосоциогенеза, длящегося в течение 3 – 3,5 млн. лет. Антропосоциогенез (от греч.: человек – общество – происхождение) – учение о происхождении и становлении человека и общества в процессе их социокультурного взаимодействия. Существует несколько теорий в решении данной проблемы: креационистская, эволюционная, трудовая, игровая и др. Креационистская модель происхождения мира и человека: (от лат. сreatio – творение, создание) -религиозное учение о сотворении человека Богом (иудаизм, христианство, ислам). Творение человека – особый акт, в результате которого Бог непосредственно сообщает человеку «дыхание жизни». «Научный» креационизм возникает в рамках неопротестантизма в США в 60-80 г.г. ХХ в. в связи с усилением борьбы против эволюционного учения. Характерно обоснование версии творения с помощью интерпретации новейших данных естествознания. Эволюционная теория: человек – естественный продукт эволюции природы (Ч.Дарвин) Трудовая теория: человек и общество формируются под влиянием трудовой деятельности (Ф,Энгельс) Игровая теория: возникновение человека всвязано с игрой как формой активности для выживания (Й,Хейзинга) Основные философские интерпретации человекаБиологизаторская концепция. Человек – элемент природы, подобный животным и подчиненный единым с нею законам функционирования. Законы общества и культуры объясняются посредством аналогии с организацией природных сообществ. При этом человек может рассматриваться как «венец природы», как «несостоявшееся животное», как «тупик природного развития». Социологизаторская концепция. Человек – продукт не столько биологической, сколько социальной эволюции, «совокупность всех общественных отношений» (марксизм). Он предстает как элемент различных социальных структур и политических факторов и обретает себя только в обществе, где в процессе социализации реализуются его генетически унаследованные качества. Для современного этапа характерен синтетический подход, при котором Человек выступает как своеобразная точка пересечения различных проекций человеческого бытия, включающего в себя природные, социальные, культурологические и личностно-уникальные измерения. Вопрос 3. Разные ипостаси человеческого бытия: индивид, индивидуальность, личностьВ понятии “индивид” (от лат. individuum – неделимый) воплощается родовая принадлежность человека, предполагающая наличие генетических предпосылок для развития собственно человеческих признаков и качеств. Индивид представляет собой самостоятельную конкретную сущность, отличную от других индивидов. Через воспитание и обучение индивид включается в исторически сложившуюся систему социокультурных отношений, усваивает функционирующие в обществе программы деятельности, общения и поведения, и благодаря этому становится личностью. Личность – это особое, социальное качество индивида, Личность (от лат. рersona – маска, роль) – человек, не похожий на других, по-особому действующий, мыслящий, любящий, включенный в систему социальных отношений как субъект и участник исторического процесса. Основные характеристики личности:наличие разума, сознания и самосознания, самостоятельность, чувство и сознание собственного достоинства, внутренняя свобода, уникальность, неповторимость, своеобразие… ИндивидуальностьЧерты и характеристики, присущие личности конкретного человека и только ей, образуют ее индивидуальность, составляющую своеобразие человека, его предназначение, судьбу, характер, отличие от других представителей человеческого рода. Индивидуальность проявляется в специфических характеристиках и чертах темперамента и характера, особенностях воображения, мышления, памяти, способностей, личностных интересов и привычек, стиле общения, поведения и деятельности и т.д. В своей индивидуальности личность абсолютно неповторима, уникальна. Соотношение понятий индивид, личность и индивидуальностьИндивидом рождаются (поскольку он продукт антропогенеза). Личностью становятся (в процессе освоения индивидом общественно-исторического опыта и предъявления себя в определенном виде деятельности). Индивидуальность отстаивают (преобразуя мир и себя на основе только ему присущих качеств и индивидуального стиля жизни и деятельности). 4. Проблема жизни и смерти в философииРанее считалось, что индивид смертен, а человечество бессмертно. А вы как считаете? Право на жизнь – высшее право, высшая ценность. Христианская мораль однозначно решает этот вопрос – осуждаются аборты и самоубийства. Ваше отношение к эвтаназии? Эта проблема тесно связана со смыслом жизни. Смысл жизни человечества принято связывать с совершенствованием общества, с созданием духовных и материальных ценностей. Триединая модель человека: тело, душа, духЕдинство тело, души и духа проявляет себя в неразделимом единстве телесного, психического и духовного начал, каждое из которых дополняет и конкретизирует друг друга. Понятие тела подчеркивает прирожденные основы человека, жизненно необходимую связь человека и природы, его особенности как биологического вида. Одновременно тело человека представляет собой продукт и социокультурной эволюции,в процессе которой осуществлялось изменение телесной организации человека как вида (общее). Иными словами Тело человека выступает одновременно и как элемент природы, и как собственно человеческое тело, рассматриваемое через призму исключительно человеческих чувств и состояний (стыд, смех, плач, страдание и т.п.). Понятие души отражает внутренний мир и психику человека В философии тема души имеет глубинные корни: в школе Пифагора формируется учение о бессмертии и переселении души; Платон доказывает бессмертие души тем, что душа есть принцип жизни и потому не может быть подвержена смерти; Аристотель считает, что душа есть источник жизни. В религии душа – это особая нематериальная основа, независимая от тела. Христианская традиция исходит из того, что человек создан по образу и подобию Бога и именно его бессмертная душа есть дыхание и свет Божий. И в философских, и в религиозных учениях душа является субъектом свободы воли, той основой, которая индивидуализирует человека. Бессмертная в религиозной традиции душа очерчивает сроки земного существования человека. Понятие духа связано не столько с индивидуальностью, сколько с наличием всеобщего в человеке. Дух – это идеальная, правящая миром (человеческим сообществом) сила, к которой причастен человек. Царство духа – это система высших ценностей, сфера человеческой культуры с ее нормами, идеалами, смыслами. В отличие от “души”, “дух” относительно независим от эмоциональных переживаний, в нем акцентируется разумность, социальность, общезначимость и надъиндивидуальность. Это своего рода “Сверх-Я” в структуре человеческого опыта. Эволюционная концепция:Становление человека (антропогенез) и становление общества (социогенез) – две тесно связанные стороны единого процесса – антропосоциогенеза, длившегося более 3 млн. лет. Современный тип человека – homo sapiens – человек разумный – появился 50-40 тыс. лет назад. Выделение человека из животного мира было обусловлено рядом природно-биологических и социальных факторов. Наряду с изменением природно-климатических условий (изменение климата, исчезновение тропических лесов) вступают в силу социальные факторы, прежде всего – трудовая деятельность (изготовление орудий труда), в ходе которой человек изменяет природу в соответствии со своими потребностями, совершенствуясь одновременно сам. Что происходит?Изменяется физиология людей, развивается мозг, гортань, органы чувств, видоизменяется форма черепа. Трудовая деятельность способствовала развитию общения между людьми, что вызвало потребности обмена информацией и обусловило появление языка и речи – речевого общения. Труд и членораздельная речь вели к совершенствованию головного мозга человека. Завершающей стадией антропосоциогенеза стала так называемая "неолитическая революция", ознаменовавшая переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, от присваивающей экономики к производящей. Альтернативные концепции и модели антропогенезаКультурогенез: именно культура формирует человеческий разум и человеческое тело, порождает отдельные формы культуротворчества – морали, искусства, философии и др., которые не вписывается в модель практической (трудовой) целесообразности. Игровая модель:основа происхождения религии, искусства, права, философии и др. форм свободной творческой активности, где человек может реализовать свою свободу, отвлечься от практической целесообразности и выгоды – игра. Всякая форма культуры есть игра, потому что она развертывается как свободный выбор и есть «действие, протекающее… по добровольно принятым правилам вне сферы материальной пользы и необходимости» (И. Хейзинга) Психоаналитическая модель (З. Фрейд):возникновение культуры и человека обусловлено появлением культа тотема и табу в результате «Эдиповой» драмы, разыгравшейся в первобытном обществе и связанной с восстанием сыновей против отца. Разрыв целостности общины, вызванный убийством ее предводителя, стал предпосылкой для обожествления предка в форме тотема как прародителя и защитника рода. В то же время табуируются сексуальные отношения, послужившие причиной сыновьего бунта. В результате религия и мораль, стыд и страх начинают определять развитие человека и культуры. Человек и человечество, с точки зрения Фрейда, проходит в своем развитии длительный период детства и зависит от него на протяжении еще более долгого срока. Семиотическая концепция:рассматривает культуру как специфическую знаково-символическую реальность, основой и универсальным посредником между человеком и миром в которой является язык. Человек становится субъектом той или иной культуры, лишь овладев ее языком, причем в качестве языка могут выступать различные феномены, начиная от систем родства и кончая властными структурами, т.е. язык становится подлинным создателем культуры и самого человека. |