Главная страница
Навигация по странице:

  • Социальные статусы и роли. Социализация как освоение социальных ролей. Виды социальных статусов. Соотношение социальных статусов и социальных ролей.

  • Социальные ценности и нормы. Соцализация как усвоение социальных цен-ностей и норм. Социальные ценности

  • Признаки социальных норм

  • Способы регулирования поведения людей социальными нормами

  • Обычаи

  • Правовые нормы

  • Политические нормы

  • Нормы этикета

  • Социализация как процесс. Первичная и вторичная социализация. Этапы и агенты социализации. Десоциализация и ресоциализация.

  • Агенты социализации

  • Агенты первичной социализации

  • Агенты вторичной социализации

  • Первичные институты социализации

  • Ресоциализа́ция

  • Девиантное поведение. Виды и причины девиаций. Э.Дюркгейм о социаль-ной аномии. Р.Мертон о типах поведения в условиях аномии. Девиантное

  • поведение

  • социология семинар 15.10. Человек как субъект и продукт общественных отношений. Понятие личности в социологии. Человек


    Скачать 33.71 Kb.
    НазваниеЧеловек как субъект и продукт общественных отношений. Понятие личности в социологии. Человек
    Дата27.10.2020
    Размер33.71 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласоциология семинар 15.10.docx
    ТипДокументы
    #146125

    1. Человек как субъект и продукт общественных отношений. Понятие лично-сти в социологии.

    Человек— биосоциальное существо, высшая ступень животного типа.

    Индивид- отдельно взятый человек.

    Индивидуальность- особое сочетание в человеке природного и социального, присущее конкретному, отдельно взятому индивиду, отличающее его от других.

    1.Социально-биологическая школа (З. Фрейди др.), связана с борьбой в нашем сознании бессознательных инстинктов и моральных запретов, диктуемых обществом.

    2.Отметим, что теория “зеркального Я” (Ч. Кули, Дж. Мид), в кᴏᴛᴏᴩой “Я” — часть личности, кᴏᴛᴏᴩая складывается из самосознания и образа “Я”. В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ϶ᴛᴏй концепцией личность формируется в процессе ее социального взаимодействия и демонстрирует представления человека о том, как его воспринимают и оценивают другие люди. В ходе межличностного общения человек создает ϲʙᴏе зеркальное Я, кᴏᴛᴏᴩое состоит из трех элементов:

    1) представления о том, как его воспринимают другие люди;

    2) представления о том, как они его оценивают;

    3) как человек отвечает на воспринятую им реакцию других людей.

    1.Отметим, что теория ролей (Я. Морено, Т. Парсонс), по кᴏᴛᴏᴩой личность есть функция от той совокупности социальных ролей, кᴏᴛᴏᴩые индивид исполняет в обществе.

    2.Антропологическая школа (М. Лундман), не разделяющая понятия “человек” и “личность”.

    3.Марксистская социология в понятии “личность” демонстрирует социальную сущность человека как совокупность общественных отношений, кᴏᴛᴏᴩые определяют социальные, психологические и духовные качества людей, социализуют их природно-биологические ϲʙᴏйства.

    4.Социологический подход, кᴏᴛᴏᴩым руководствуются многие современные социологи, заключается в представлении каждого человека личностью, в меру оϲʙᴏения, приобретения им социально значимых черт и качеств. К ним ᴏᴛʜᴏϲᴙтся уровень образования и профессиональной подготовки, совокупность знаний и умений, позволяющих реализовать занимающие в обществе различные позиции и роли.

    Исходя из вышеприведенных теоретических положений, можно определить личность как индивидуальное проявление совокупности общественных отношений, социальную характеристику человека.

    Как целостная социальная система личность имеет ϲʙᴏю внутреннюю структуру, состоящую из уровней.

    Биологический уровень содержит в себе природные, общие по происхождению качества личности (строение тела, половозрастные особенности, темперамент и т. д.).

    Психологический уровень личности объединяет ее психологические особенности (чувства, воля, память, мышление).Психологические особенности находятся в тесной взаимосвязи с наследственностью личности.

    Наконец, социальный уровень личности разделяется на триподуровня:

    1.собственно социологический (мотивы поведения, интересы личности, жизненный опыт, цели), ϶ᴛᴏт подуровень теснее связан с общественным сознанием, кᴏᴛᴏᴩое объективно по отношению к каждому человеку, выступая как часть социальной среды, как материал для индивидуального сознания;

    2.специфически-культурный (ценностные и иные установки,нормы поведения);

    3.нравственный.

    Потребности— ϶ᴛᴏ те формы взаимодействия с миром (материальные и духовные), необходимость кᴏᴛᴏᴩых обусловлена особенностями воспроизводства и развития его биологической, психологической, социальной определенности, кᴏᴛᴏᴩые осознаются, ощущаются человеком в какой-либо форме.

    Интересы— ϶ᴛᴏ осознанные потребности личности.

    "Личность" - устойчивый комплекс качеств, свойств, приобретенных под воздействием соответствующей культуры общества и конкретных социальных групп, к которым человек принадлежит.

    Индивид становится личностью, когда он, взаимодействуя с обществом через конкретные социальные общности, группы, институты, реализует социально значимые свойства, социальные связи.

    1. Социальные статусы и роли. Социализация как освоение социальных ролей. Виды социальных статусов. Соотношение социальных статусов и социальных ролей.

    Социальный статус — социальное положение, занимаемое социальным индивидом или социальной группой в обществе или отдельной социальной подсистеме общества.

    Виды статусов:

    Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими социальными статусами. Социологи различают:

    А) прирождённый статус — статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность, биологическая страта). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи — с рождения и до тех пор, пока существует монархия.

    Б) приобретенный (достигаемый) статус — статус, который человек достигает благодаря своим умственным и физическим усилиям (работа, связи, должность, пост).

    В) предписанный (приписываемый) статус — статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.

    Статусная несовместимость:

    Несовместимость статусов возникает при двух обстоятельствах:

    1) когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй— низкий;

    2) огда права и обязанности одного статуса человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого его статуса.

    Социальная роль— это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе.

    Виды социальных ролей:

    Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

    Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина— это тоже социальные роли, биологически предопределённые и предполагающие специфические способы поведения, закреплённые общественными нормами, обычаями.

    Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый ит.д.).

    Характеристики социальной роли:

    Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкоттом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли:

    А) По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая— размыта.

    Б) По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).

    В) По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.

    Г) По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо.

    1. Социальные ценности и нормы. Соцализация как усвоение социальных цен-ностей и норм.

    Социальные ценности - это жизненные идеалы и цели, которых, по мнению большинства в данном обществе следует достигнуть. В систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности:

    • смысложизненные ценности - представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни;

    • универсальные ценности - жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование, квалификация, правопорядок;

    • ценности межличностного общения - честность, бескорыстие, доброжелательность;

    • ценности общественного признания - трудолюбие, социальное положение;

    • демократические ценности - свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет.

    На основе социальных ценностей формируются социальные нормы.

     

    Социальные нормы

    Социальные нормы - установленные в обществе правила поведения, регулирующие отношения между людьми, социальными группами, общественными организациями 1.

    Признаки социальных норм:

    • Являются общими правилами для членов общества.

    • Не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени.

    • Направлены на регулирование общественных отношений.

    • Возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.

    • Возникают в процессе исторического развития.

    • Их содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества.

    Способы регулирования поведения людей социальными нормами:

    • Дозволение - указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны.

    • Предписание - указание на требуемое действие.

    • Запрет - указание на действия, которые не следует совершать.

     

    Виды социальных норм

    Социальные нормы многообразны по форме и содержанию, как и социальные отношения, которые они регулируют. Основные разновидности социальных норм:

    Обычаи - Одобренные обществом массовые образцы действий, возникшие в результате их многократного повторения.

    Традиции (по сути своей являются разновидностью обычая) - ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки и т. п., унаследованные от предшественников. Традиции относятся к культурному наследию; они, как правило, почитаются большинством членов общества.

    Нормы морали - правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т. д. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает осуждение в обществе 2.

    Правовые нормы - установленные или санкционированные государством правила поведения, выраженные в официальной форме и обязательные для исполнения.

    Корпоративные нормы - правила поведения, установленные общественными организациями.

    Политические нормы - правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданами, государством, социальными группами.

    Религиозные нормы - правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями.

    Нормы этикета - формальные правила поведения в заранее определенных ситуациях, нормы общения, сотрудничества.

    Эстетические нормы - представления о прекрасном и безобразном в художественном творчестве, а также в поведении людей, повседневной социальной практике.

    Выполнение норм, в зависимости от их вида, контролируется общественным мнением, соответствующими социальными институтами и официальными организациями, внутренними психологическими установками индивида.

    По степени обязательности исполнения выделяют следующие виды норм:

    • побуждающие (стимулируют желательную для общества деятельность индивида);

    • запрещающие (указывают на действия, которые нельзя совершать, определяют границы дозволенного);

    • обязывающие (указывают на обязательные правила поведения и способы деятельности);

    • рекомендательные (указывают на желательные, но не обязательные варианты поведения).

     

    По критерию формальности различают такие социальные нормы, как:

    • писаные

    • неписаные.

    Писаные нормы формально зафиксированы в правовых актах (конституции, уголовном праве и др.), их соблюдение контролируется государством. Неписаные нормы представляют собой правила поведения, соблюдение которых не гарантируется правовыми актами

    Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит, называется социализацией.

    Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения.

    1. Социализация как процесс. Первичная и вторичная социализация. Этапы и агенты социализации. Десоциализация и ресоциализация.

    Типы социализации


    В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:

    1. первичная — усвоение норм и ценностей ребенком;

    2. вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

    Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека.

    Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям.

    Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

    В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.

    Агенты первичной социализации — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.

    Агенты вторичной социализации — представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.

    Первичные институты социализации — это семья, школа, группа сверстников и т. д.

    Вторичные институты — это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.

    Этапы социализации

    Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий

    1. Стадия адаптации (рождение — подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.

    2. Появление желания выделить себя среди других — стадия идентификации.

    3. Стадия интеграции, внедрения в жизнь общества, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.

    4. Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.

    5. Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.

     утрата индивидом по каким-либо причинам социального опыта, отражающаяся на его жизнедеятельности и возможности самореализации в социальной среде.

    Десоциализация может достигать различных уровней: от лёгкой дезориентации в социальных ситуациях до полной потери связи с социальной средой. В случае сильной десоциализации, личность, зачастую, уже не может восстановить утраченные ценности, нормы и роли в полном объёме. Сильная десоциализация имеет место при попадании индивида в экстремальные условия. Именно с такими условиями сталкиваются те, кто попадает в концентрационные лагерятюрьмы и колонии, психиатрические больницыпсихоневрологические интернаты, а в некоторых случаях, и проходящие службу в вооружённых силах

    Ресоциализа́ция — это приспособление человека к жизни в новом сообществе. Примерами могут служить эмиграция, обретение нового вероисповедания, уход в монастырь, вхождение в более высокий социальный класс (восходящая вертикальная мобильность), длительная госпитализация. 

    1. Девиантное поведение. Виды и причины девиаций. Э.Дюркгейм о социаль-ной аномии. Р.Мертон о типах поведения в условиях аномии.

    Девиантное поведение (также социальная девиация, отклоняющееся поведение) (лат. deviation — отклонение) — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм.

    Виды девиации:

    • деликвентная (преступления);

    • асоциальная (игнорирование правил и традиций);

    • саморазрушительная (вредные привычки, самоубийство);

    • психопатологическая (заболевания психики);

    • диссоциальная (ненормальное поведение);

    • парахарактерологическая (отклонения из-за неправильного воспитания).

    Девиация может быть позитивной или негативной. Если индивид стремится преобразить жизнь, а его поступки продиктованы желанием качественно изменить социальную систему, то в этом стремлении нет ничего предосудительного. Однако если действия человека приводят к дезорганизации социальной среды, а для достижения своих целей он использует противозаконные способы, то это свидетельствует о неспособности индивидуума к социализации и нежелании адаптироваться к требованиям социума. Поступки, выходящие за рамки закона, являются примерами негативной правовой девиации.

    Некоторые причины девиаций:

    1. Уровень развития общества (экономический кризис).

    2. Среда, в которой живёт, растёт и воспитывается индивид.Если ребёнок воспитывается в неблагополучной семье, то он перенимает опыт родителей и проявляет девиацию в поведении. Дети, выросшие в полных и нормальных семьях, имеют правильные жизненные ориентиры, они живут, действуют в рамках культурных и общественных норм.

    3. Биологическая наследственность. Врождённая предрасположенность индивида к отклоняющемуся от нормы стилю поведения.

    4. Влияние неправильного воспитания, обучения, направления саморазвития. Индивид совершает неправильные поступки под влиянием негативного примера.

    5. Негативное влияние окружения, давление группы. Человек, желая вести себя так же как и его друзья, начинает употреблять наркотики или пить алкогольные напитки.

    6. Игнорирование морально-этических норм. Женщины занимаются сексом за деньги, стремясь улучшить своё материальное положение. При этом они не обращают никакого внимания на нравственность.

    7. Психические заболевания. Умственные дефекты могут стать причинами самоубийств.

    8. Материальное неблагополучие. Бедный человек, не имеющий законных средств достижения своей цели, например, богатства, может отважиться на преступление.

    9. Пропаганда сексуальной свободы «плюс» психические отклонения. Вследствие сексуальной девиации индивиду нравится сексуальная извращённость.

    10. Круговая порука и безнаказанность. Бездействие правоохранительных органов и кумовство приводит к коррупции и хищению государственной собственности.

    Аноми́я (от франц. anomie — беззаконие, безнормность; др.-греч. ἀ- — отрицательная приставка, νόμος — закон) — состояние общества при дезорганизации социальных норм и институтов, неопределённости и нестабильности условий человеческого действия, расхождении между провозглашаемыми обществом целями и доступностью для массы людей законных средств их достижения.

    Аномия проявляется в виде следующих нарушений.

    1. Расплывчатость, неустойчивость и противоречивость ценностно-нормативных предписаний и ориентаций, в частности, расхождение между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства их достижения.

    2. Низкая степень воздействия социальных норм на индивидов и их слабая эффективность в качестве средства нормативной регуляции поведения.

    3. Частичное или полное отсутствие нормативного регулирования в кризисных, переходных ситуациях, когда прежняя система ценностей разрушена, а новая не сложилась или не утвердилась как общепринятая.

    Аномия проявляется в различных сферах жизни общества. В настоящее время проводятся исследования проявлений аномии в экономике, политике, семейных отношениях, религии

    Эмиль Дюркгейм считал аномию атрибутом переходного состояния индустриального социоэкономического порядка, когда рухнули традиционные «механические» формы морального авторитета, при которых каждый человек «знал своё место» в иерархии социальных позиций и ценностей, а новый свободный самоуправляемый порядок дисциплинированного морального индивидуализма, порождающий «органическую солидарность» между людьми, ещё не установился окончательно

    Понятие аномии выражает собой политико-экономический обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. При достаточно резкой замене одних общественных идеалов и морали другими, определённые социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит естественное их отчуждение, новые социальные нормы и ценности (в том числе социально декларируемые образцы поведения) не успевают усваиваться членами этих групп и позиционируются уже вместо некогда конвенциональных и равных средств для достижения прежних индивидуальных или общественных целей как собственные (уже являющиеся не одобряемыми, в частности, противоправными). Явления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют в отношении молодёжи.

    По определению российских исследователей, аномия — «отсутствие чёткой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестаёт соответствовать идеальным общественным нормам.

    Р. Мертон о девиантном поведении

    Р. Мертон изучал различные проявления девиантности, рассматривая их в качестве закономерных условий социальной жизни. По его мнению, девиантное поведение – это нормальная реакция нормальных людей на ненормальные условия. То есть данная реакция является ожидаемой. Он пытался применить понятие девиантного поведения, анализируя социальную действительность США.

    Например, все общество с США разделено на богатых и бедных. Однако основной целью любого американцы является идея национального, всеобщего счастья, жизненный успех, в особенности выраженный в материальных благах.

    Однако только некоторые способы получения такого богатства одобрены обществом, например, занятия престижной должности с высоко оплачиваемым доходом. В то же время, далеко не все люди имеют равный доступ к высокооплачиваемой работе, вследствие чего возникает социальный конфликт. Некоторые личности пытаются добиться высокого уровня дохода любыми способами, в том числе и преступными.

    Таким образом, согласно Р. Мертону, девиантное поведение возникает тогда, когда члены общества не способны легитимно достичь провозглашенные обществом цели. Тогда остаются только незаконные способы, которые они избирают. По его мнению, девиация является следствие того, что возникает разрыв между культурой и социально одобряемыми средствами достижения социального благополучия.

    Согласно Р. Мертону, выделяют несколько типов индивидуальной адаптации к аномии:

    Конформизм. Для того чтобы достичь цели, необходим материальный успех, который можно достичь только законными способами. Подобное поведение составляет основу общества, в том числе законопослушного. Инновация. Индивиды твёрдо придерживается одобряемых обществом целей, однако используют новые средства их достижения, которые отвергаются общества. Например, такие люди торгуют наркотиками, подделывают чеки, мошенничают, присваивают имущество другого лица, воруют, занимаются блоггерством, так как им тоже необходимо покупать символы успеха (машины, телефоны, отдых в популярных местах).

    Ритуализм. Членами общества отвергают все культурные цели, а также принижается их значение, однако используются средства, одобряемые общественностью. Например, руководители организаций могут игнорировать цели деятельности организации, однако использовать те же бумажные процедуры, которые используют и в иных стандартных организациях.

    Ретритизм. Отвергается не только цели, но и способы их достижения. Конфликт разрешается совершенно иным путём. Например, люди, употребляющие наркотики и алкоголь, становится изгоями в данном обществе. Они не принадлежат к нему. Но при этом данная категория лиц может не разделять общую ориентацию, относится к обществу чисто фиктивно, в силу принадлежности к биологическому виду «Человек разумный». Например, такими лицами являются люди без определенного места жительства (бомжи).

    Мятежники. Они отвергают как культуру, так и средства достижения целей общества, заменяя их на новые нормы. Несмотря на то, что это отклоняющееся поведение, нередко именно оно способно внести позитивную ноту в общий контекст развития общества. Например, Джордано Бруно длительное время доказывал особое строение Вселенной. Галилео Галилей доказал вопреки мнению церкви, что наша планета вертится вокруг своей оси. Все перечисленные открытия сыграли важную роль в развитии физики, астрономии, иных наук, расширении человеческого кругозора, хотя категорически длительное время не воспринимались обществом.


    написать администратору сайта