Главная страница

реферат по культурологии. Реферат по Культурологии.. Человек существует не только в природе или обществе, но и в культуре. Понимание этого факта зародилось еще в мифологические времена, однако его глубокое осознание произошло не так уж давно


Скачать 44.66 Kb.
НазваниеЧеловек существует не только в природе или обществе, но и в культуре. Понимание этого факта зародилось еще в мифологические времена, однако его глубокое осознание произошло не так уж давно
Анкорреферат по культурологии
Дата07.04.2022
Размер44.66 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРеферат по Культурологии..docx
ТипДокументы
#450849


ВВЕДЕНИЕ

Человек существует не только в природе или обществе, но и в культуре. Понимание этого факта зародилось еще в мифологические времена, однако его глубокое осознание произошло не так уж давно. Только во второй половине XVII столетия в европейской мысли утвердилась идея английского философа Т. Гоббса и немецкого правоведа С. Пуффендорфа о двух основных состояниях, в которых способен пребывать человек: естественном, или природном, состоянии (status naturalis) и культурном состоянии (status culturalis). Таким образом, закрепилось представление о культуре как об особом способе и форме человеческого существования. Природное бытие человека стало мыслиться низшей ступенью его развития, поскольку оно было пассивным, непродуктивным. Культурное же состояние начало оцениваться как более высокая ступень человеческой эволюции, на которой он представал творчески продуктивным существом. Так, уже в момент возникновения идеи о культуре как об особой сфере человеческой жизни она была охарактеризована эргалически и креативно, т.е. связана с активистскими представлениями. Собственно, с этого времени мы можем говорить о начале постепенного изучения культуры, о культуре в качестве предмета научного познания.
Слово «antiqus» по латыни означают «древний». В культурологии под термином «античность» понимают определенный уровень и характер культуры Средиземноморья. Обычно в рамках античной культуры рассматривают Древнюю Грецию и Древний Рим.
По утверждению немецкого историка, Лауреата Нобелевской премии по литературе, Т.Моммзена, лингвистические исследования свидетельствуют, что когда-то в глубочайшей древности от общей массы арийцев отделилось одно племя, впоследствии распавшееся на две группы – эллинов (греков) и латинов (италийцев, римлян). Но еще до разделения ими были выработаны общие важнейшие приемы земледелия, почитание божества домашнего очага, единственного общего для греков и италийцев, не существовавшего в мифологии индоевропейцев.
Однако сходство эллинов и италийцев в быту не означало сходства в их духовной жизни. Эллины всегда приносили общее в жертву частному, нацией жертвовали для общин, а общинами – для отдельных лиц. Их идеалом была созерцательная жизнь без труда, зачастую переходившая в праздность.
Принципом патриотизма проникнута такая черта античной культуры как состязательность: она характеризует все сферы жизни. Главную роль играли состязания художественные – поэтические и музыкальные, спортивные , конные. Наиболее ярким выражением античного агона (борьба, состязание) стали знаменитые Олимпийские игры. В религии греки не особенно возвышали богов над людьми, приписывая им всего лишь бессмертие и совершенство, которых человек мог достичь , упражняя свой гений.
А римляне воспитывали детей в почтении к отцу, граждан – в почтении государству, и всех в почтении к богам. Они ничего не спрашивали и ничего не уважали, кроме полезной деятельности, и требовали , чтобы каждый миг своей короткой жизни человек отдал труду. Однако некоторые черты семейного и общественного быта были общими у этих двух народов. Так, например, супружеский союз у тех и других предполагал единоженство и единомужие, одинаково ценился нравственный и благопристойный характер, на начальном этапе развития двух народов одинаковыми были формы суда и наказания. Общие черты греческой и римской культур позволили объединить их общим понятием - единая античная цивилизация. Существенные различия привели к тому, что позднейшими мыслителями они были поделены на две различные культуры – греческую и римскую.

1.ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В развитии древнегреческой культуры выделяют следующие этапы:
1. Крито – микенский (2 тысячелетие до н.э.)
2. Гомеровский (11 – 8 вв до н.э.)
3. Архаический (7 – 6 вв до н.э.)
4. Классический (5 – 4 вв до н.э.)
5. Эллинистический (2-я половина 4в – 2в до н.э.)


Критская культура
Критское государство было сильной державой с могущественным флотом. Географическое положение острова отводило ему значительную роль в международных торговых сношениях того времени, что давало возможность критской культуре развиваться в благоприятном соприкосновении с древними культурами мира.
Центрами критской цивилизации были дворцы, которые почему-то напоминали хитроумно запутанные лабиринты. Они состояли из множества различных по отделке и назначению помещений, внутренняя планировка отличалась беспорядочностью, но несмотря на это, дворцы все же воспринимаются как единый архитектурный ансамбль.
Особого внимания заслуживает настенная живопись, украшавшая внутренние помещения, коридоры и портики. На фресках изображались животные, цветы, сцены из жизни обитателе дворца. Лучшими произведениями критской живописи считаются фрески, изображающие игры с быком – любимое развлечение юношей и девушек.
На Крите были высоко развиты ремесла: изделия из камня, бронзы, слоновой кости, глины, фаянса и дерева украшают лучшие музеи мира. Предметы роскоши в обиходе царей и знати, а также культовые принадлежности изготовлялись из золота и серебра. Глубокое восхищение вызывают скульптуры, сделанные из слоновой кости и золота.
Гончарное ремесло начало развиваться после введения в конце 3 тысячелетия гончарного круга. Качество глинного теста и искусство гончара достигли наивысшего развития в так называемых яичных скорлупах – небольших чашечках с очень тонкими стенками. В росписи ваз преобладали геометрические узоры, которые исполнялись кривыми и волнистыми линиями в виде спирали и лепестков.
Огромную роль в жизни Крита играла религия, там сложилась особая форма царской власти - теократия, при которой светская и духовная власть принадлежит одному лицу. Царский дворец выполнял универсальные функции, являясь одновременно религиозным, административным, хозяйственным центром.
Критское государство погибло в конце 15 в до н.э. На острове происходили землетрясения. Как полагали многие ученые, около 1520г. до н.э. произошло гигантское извержение вулкана на острове Фера, огромная волна опустошила побережье Крита, а поселения островитян превратились в груду развалин. Критская цивилизация не возродилась после бедствия.

Микенская культура
Когда не стало критской культуры, на греческом материке еще около трех столетий существовала близкая ей по духу микенская (ахейская) культура. Поселения ахейцев строилась на высоких холмах, которые назывались «акрополи», то есть «верхние города». Такие крепости сохранились в Микенах и Тиринфе. Центральным входом в крепость служили ворота. Знаменитые Львиные ворота в Микенах являются одним из самых замечательных геральдических памятников всех времен, чисто минойским по своей технике и совершенно не минойским по своей монументальности.
Как и на Крите, основными центрами культуры были дворцы. В отличии от критских почти все ахейские дворцы украшены. Их мощные стены сооружены из огромных каменных глыб без всякого связующего материала. Дворцы, как и на Крите, были украшены фресками, однако для воинственной, менее утонченной культуры, характерно преобладание сцен войны и охоты.
В период расцвета ахейской цивилизации на смену шахтным погребениям приходит новый вид царской усыпальности – толос (или купольная гробница). Самый большой из них – гробница Атрея в Микенах. Захоронения отличались необычайной пышностью и богатством. Лица умерших закрывали золотые маски, одежды украшались золотыми

пластинами, в загробную жизнь владык сопровождали: парадное оружие, золотые кубки, чаши.
12 в до н.э. явился переломным в истории народов, живших на берегах Эгейского моря. Ахейские города – Микены, Тиринф, Пилос гибнут от нашествия дорийских племен. Цивилизация греков-ахейцев была разрушена пришельцами, жившими в условиях первобытнообщинного строя, но уже пользующихся железными изделиями. Именно с приходом дорийцев в 12-11 вв до н.э. начинается в Греции железный век, и именно в это время прекращает свое существование крито-микенская цивилизация.

Гомеровский период
Следующий период греческой истории называют гомеровским – по имени великого Гомера. Вновь, как это было в начале бронзового века, гибнут города, не строятся дворцы, на многие десятилетия забывается письменность. Изобразительное искусство заменяется художественным ремеслом.
Над поэтическим видением мира возобладал анализ и арифметический расчет, и это означало, что человеческий разум становится более независимым от природы.
Почвой для новой более развитой формы культуры стала греческая мифология. Боги – это как бы облагороженные, «улучшенные» люди, отличающиеся только бессмертием. Греческая мифология и религия были наполнены гуманистическим звучанием. Если боги схожи с людьми, то люди – с богами: любимые герои греков – Диомед, Аякс, Агаменнон – богоподобны. Люди могли спорить с богами и выходить из споров победителями, как например Ахилл и Одиссей.
Первыми древнегреческими литературными произведениями были два шедевра – поэмы «Иллада» и «Одиссея» Гомера. Их сюжеты взяты из обширного цикла сказаний о Троянской войне. Поэмы Гомера – своего рода кодекс аристократической морали. Высшей ценностью для знатного воина является посмертная слава, вечная память о доблестных воинах.
Новые пути эпической поэзии проложил поэт и рапсод Гесиод,

создавший три новых эпических жанра: космогонический (поэма «Теогония» о происхождении мира, богов и людей), генеалогический («Каталог женщин» о героинях древних мифов) и дидактический («Труды и дни» - советы и наставления земледельцу). В этот период развивается мелкая пластика – терракотовые, костяные и бронзовые статуэтки изображают животных, целые сценки из быта воинов, героев, в некоторых из них можно узнать олимпийских богов. Начинает развиваться монументальная скульптура, скульпторы ищут возможности живого и свободного изображения человеческого тела.
В целом гомеровский период был временем упадка, застоя культуры, но именно тогда создавались предпосылки стремительного подъема греческого общества в архаическую и классическую эпоху.

Архаический период
Период архаики охватывает 8-6 вв до н.э. В это время проходила Великая Колонизация – освоение греками побережий Средиземного, Черного и Мраморного морей. Греки научились многому у других народов. В частности у финикийцев – алфавитному письму, которое они усовершенствовали, введя обозначения не только согласных, но и гласных. У греков зарождаются естественные науки, в частности астрономия и геометрия, появляются первые философские системы. На греческое искусство оказали сильное воздействие египетская и ближневосточная архитектура и скульптура.
В период архаики происходит становление античного полиса – города-государства, специфического типа политического устройства, давшего жизнь всем последующим демократиям мира. Граждане полиса (гражданами полиса считались свободные греки мужского пола, владевшие наследным правом на землю и имуществом), обладавшие правом голоса, почти всегда знали друг друга лично. Этим обеспечивалось качество участия каждого свободного гражданина – члена общины в управлении полисом.
Древние греки создали принципиально новый тип цивилизации – рыночную экономику, основанную на честном добросовестном труде, высокой культуре демократического руководства и свободном развитии личности. Афиняне строили цивилизацию, планомерно соединяя государственную и частную собственность. Опора частного сектора – малое семейное хозяйство, использующее личный труд селянина и его семьи (ойкос). Именно от греков пришло к нам понятие «экономика», означавшее у них заведование домашним хозяйством – «ойкономика».
В городском хозяйстве превалирует мелкие ремесленные мастерские – эргастерии. В сельском хозяйстве господствуют мелкие семейные фермы.
5в до н.э. – время наивысшего расцвета античной культуры. В это время формируется единое сознание греков и появляется понятие «эллины», из разрозненных местных религий возникает целостная античная мифология.
В Греции религиозные обряды были крайне просты и могли выполняться любым человеком. Фактически они сводились к жертвоприношениям. Отсутствие жреческой касты привело к тому, что функции идеологов взяли на себя народные сказатели. Они же сформировали и представление греков о богах. Боги греков, как и сами греки, были хитроваты, предприимчивы и практичны. В Греции был широко распространен культ Афродиты, богини любви и красоты. Любовью были увлечены все – и люди, и боги. Причем любовью иногда неожиданной. Любовь между мужчинами, весьма распространенная в античной Греции, считалась нормальным проявлением чувств. Брак греки воспринимали с точки зрения практической пользы. Муж видел в жене в первую очередь мать своих детей и хранительницу очага, поэтому любовь здесь не имела приоритетного значения. Богом света и поэзии был Аполлон, которого сопровождали девять муз-покровительниц искусств и наук. Богиней красоты была Афродита, мудрости – Афина, богом огня и кузнечного мастерства – Гефест, войны – Арес. Каждая отрасль хозяйственной деятельности имела своего бога-покровителя: Деметра покровительствовала земледелию, Афина – ткачеству, Дионис – виноделию, Гермес - торговле.
В период архаики зарождается культурный институт спортивных и музыкально-поэтических игр, которые греки посвящали своим богам. Самыми значительными из них были: Олимпийские игры – спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие раз в четыре года в Олимпии; Пифийские игры – спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах (проходили раз в четыре года); Истмийские – в честь Посейдона, проводившиеся под Коринфом раз в два года.
В эпоху архаики наиболее развитой областью Греции была Иония (западное побережье Малой Азии), где возникла первая философская система античности – натурфилософия. Ее представители пытались осмыслить природу и ее закономерности, выявить первооснову всего сущего, при этом они воспринимали мир как единое материальное целое. Фалес считал первоосновой всех вещей воду, Анаксимен – воздух, Анаксимандр - апейрон (беспредельное). Пифагор и его последователи, считая основой всего сущего числа и числовые отношения, внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки.
Одним из крупнейших греческих философов был Гераклит Эфесский ( ок. 554-483 до н.э.), считавший первоосновой материи огонь. По его мнению, как в природе, так и в обществе происходят вечное движение и борьба. Большой вклад в развитие философии внесла элейская школа, наиболее ярким представителем которой был Парменид Элейский (ок. 540-480 до н.э.), выдвинувший идею единого неизменного и неделимого бытия. Считал разум, а не ощущения источником познания, множественность вещей и их движение он объяснял обманом органов чувств.
В литературе эпохи архаики ведущая роль принадлежала эпическим жанрам.

Постепенно лидерство переходит от эпоса к лирической поэзии. Внимание к человеку, его внутреннему миру, к событиям современной жизни характерны для творчества Архилоха (2-я пол. VII в до н.э.), Солона (ок. 559г. до н.э.), Алкея (рубеж VII – VI вв до н.э.). В качестве особого жанра оформляются басня, которую традиционно связывают с именем Эзопа (VI в до н.э.). В нашу речь вошло понятие «эзопов язык», которое означает завуалированное высказывание.
К VI в. до н.э. относится и возникновение греческого театра, выросшего из хороводов, песен и молитв, исполнявшихся на религиозных праздниках в честь Диониса. Развитие драматических представлений связано с выделением из хора действующего лица – актера. Посещение театра было важным культурным и религиозным обрядом, объединявшим всех зрителей через сопереживание персонажам.
К VI веку оформляется архитектурный ордер в его дорическом и ионическом вариантах. Суровому, несколько тяжеловесному дорическому стилю соответствует строгая, геометрически правильная капитель колонны. В ионическом, более пышном стиле колонна, наряду с чисто функциональной несет и декоративную нагрузку.
В период архаики происходит синтез архитектуры и скульптуры – храмы снаружи украшают рельефами, внутри ставятся статуи божества, которому посвящен храм.
Греческая керамика эпохи архаики поражает богатством и разнообразием форм, красотой живописного оформления. Около 700 года до н.э. гончары из Коринфа придумали чернофигурную технику росписи сосудов. Около 530 года до н.э. афинские гончары предложили прямо противоположный процесс и создали более сложную по изготовлению краснофигурную керамику.
Своеобразная архаическая культура заложила основу для расцвета культуры классической, сыгравшей столь значительную роль в развитии мировой цивилизации.

Классический период

Наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла в классический период (V – IV вв до н.э.). Он связан с именами Перикла, Сократа, Аристотеля, Демокрита, Эсхила, Софокла.
В классический период науке и искусству придавали серьезное значение в воспитании полноценного гражданина. Ученых уже не удовлетворяло представление о материи как о чем-то едином и неделимом. Первым ввел в науку понятие атомов (первотелец), неделимых частиц материи Демокрит. Он считал, что в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты.
В IV в до н.э. античная философия достигает наивысшего расцвета. Ее рославили три великих философа – Сократ, Платон, Аристотель.
Сократ(ок470 – 399 гг. до н.э.) явился родоначальником диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Цель его философии – самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание или мудрость.
Платон (427 – 347 до н.э.) являлся учеником Сократа, а после смерти учителя основал в Афинах собственную школу – Академию.
Ученика Платона – Аристотеля (384 – 322 до н.э.) по праву называют энциклопедистом. Его произведения посвящены самым разным наукам: политике, биологии, физике, механике, математике, ботанике и др.
Очень высокого уровня в этот период достигает риторика – наука об ораторском искусстве. Речи Исократа (436 – 338 до н.э.) и Демосфена (384 – 322 до н.э.) долгое время оставались непревзойденными образцами литературного мастерства.
Древнегреческую медицину прославил врач Гиппократ (ок 460 – 370 до н.э.). Его труды стали основой дальнейшего развития медицины. Он создал учение о причинах болезни (этиологии), прогнозе, темпераментах и др.
В литературе V в до н.э. основными жанрами стали трагедия и комедия. Творцом классической греческой трагедии является Эсхил (525 – 456 до н.э.). Он ввел второе действующее лицо и тем самым оживил драму, сделал ее более динамичной, интересной. С его именем связано также применение декораций, масок. Тема неотвратимой судьбы занимает большое место и в творчестве другого греческого трагика – Софокла (498 – 406 до н.э.). В произведениях Софокла число актеров достигло трех, творцом психологической драмы был Еврипид (ок 480 – 406 до н.э.). Великолепным комедиографом был Аристофан (ок. 445 – 385 до н.э.), придававший комедии политическую остроту и злободневность.
В Vв до н.э. активно развивается греческая историография. Еще древние называли Геродита (484 – 430 до н.э.) «отцом истории». Он написал законченное, прекрасно изложенное произведение – «Историю», основным сюжетом которой были греко-римские войны. Величайшим историком античности был Фукид (ок 460 – 400 до н.э.) В своей «Истории Пелопонесской войны» он впервые применил научно-критический метод, попытался раскрыть причинные связи событий и тем самым способствовал росту политических знаний.
В это время расцвета достигает реалистическая скульптура, выполнявшаяся в основном из мрамора и бронзы. Скульпторы переходят от статичности к динамике, усложняют позы, появляется асимметрия, внутреннее движение. В лицах статуй начинают отражаться чувства и внутренний мир, хотя остается еще идеал скульптурного образа спокойствия («олимпийского») и красоты. Идеал красоты обнаженного тела распространился и в повседневной жизни: греки занимались гимнастикой, следили за личной гигиеной, волосами, делали прически, пользовались косметическими средствами. Особенно культивировался в ту эпоху образ атлета, выступавшего на состязаниях обнаженным. Женщины, напротив, изображались в одеждах. Лишь в IVв до н.э. Пракситель впервые изобразил богиню Афродиту обнаженной, открыв для греков и всего мира высшую красоту в природе.
Основной, дошедший до нас, памятник живописи этого периода – прекрасная вазовая роспись, продолжавшая реалистические традиции архаической эпохи.
Vв до н.э. ознаменовался великолепными архитектурными постройками почти по всей территории Греции. Создаются наиболее совершенные комплексы. В классический период окончательно оформились дорический и ионический ордеры и появился новый, более нарядный, - коринфский ордер, для которого характерна капитель, украшенная листвой и завитками. Основным типом общественного здания по-прежнему оставался храм.
Особое место в истории античной архитектуры занимает комплекс сооружений на Афинском Акрополе.

Эллинистический период
Новым рубежом в истории Греции становится поход на Восток Александра Македонского (356 – 323 до н.э.), подчинившего себе Грецию. В результате похода была создана огромная держава, простиравшаяся от Дуная до Инда, от Египта – до современной Средней Азии. Начинается эпоха эллинизма. Взаимное обогащение греческой и местных культур способствовало созданию единой эллинистической культуры, сохранившейся и после распада империи на ряд самостоятельных государств.
В это время получают развитие научные знания. Архимед ( ок. 287 - 212 до н.э.) создал понятие бесконечно большого числа, ввел букву π для вычисления длины окружности, открыл гидравлический закон. Он - автор многих изобретений (архимедов винт, сконструировал множество боевых метательных машин, оборонительных орудий).
Строительство новых городов , развитие мореплавания, военной техники способствовали подъему наук – математики, механики, астрономии, географии. Евклид (ок 365 -300 до н.э.) заложил основы математики, элементарной геометрии, теории чисел, общей теории отношений и метода определения площадей и объемов. Эратосфил (ок 276 – 194 до н.э.) довольно точно определил длину земного меридиана и таким образом установил

истинные размеры Земли. Аристарх Самосский (ок 320 – 250 до н.э.) доказал вращение Земли вокруг оси и ее движение вокруг Солнца. Гиппарх Александрийский ( 190 – 125 до н.э.) установил точную длину солнечного года и вычислил расстояние от Земли до Луны и Солнца. Герофил (рубеж IV-III вв до н.э.) и Эрасистрат (ок 300 – 240 до н.э.) открыли нервную систему, выяснили значение пульса, сделали шаг вперед в изучении мозга и сердца.
В ряде городов создаются первые библиотеки, самые знаменитые из них – в Александрии и Пергаме.
В эллинистическую эпоху развивается новая отрасль знания, практически отсутствовавшая в классическую эпоху – филология: грамматика, критика текста, литературная критика. Наибольшее значение имела александрийская школа, главной заслугой которой является критическая обработка текста и комментирование классических произведений греческой литературы. Литература эпохи эллинизма хотя и становится более разнообразной, значительно уступает классической. Эпос, трагедия продолжают существовать, но становятся более рассудочными, на первом плане стоят эрудиция, изысканность и виртуозность слога. Придворный быт эллинистических монархий и жизнь больших городов породили особый вид поэзии – идиллию. Наиболее ярким представителем этого жанра был Феокрит (конец IV – 1-я пол. III в до н.э.). У Феокрита еще не чувствуется сентиментальность, но в дальнейшем идиллия вырождается в идеализацию пастушеского быта – буколическая поэзия.
Вместе с крушением полиса исчезает политическая комедия, на смену ей приходит реалистическая бытовая комедия, представленная творчеством Менандра (ок 343 – 291 до н.э.). Широкое распространение в эллинистическую эпоху получают мимы – короткие драматические сценки из жизни обычных горожан.
Эллинистическая историография все больше превращается в беллетристику, основное внимание уделяется занимательности изложения, стройности композиции, совершенству стиля.
Философия в эпоху эллинизма обладала целым рядом особенностей. Важнейшей из них является эклектизм – стремление сочетать элементы различных школ, неспособность создать единую и последовательную систему. Кроме того, философия в основном имеет этическую направленность – первое место занимают вопросы морали, натурфилософии, а гносеологические проблемы отходят на второй план.
Выдающимися философскими школами считаются эпикурейство и стоицизм. Основателем эпикурейства был Эпикур (341 – 270 до н.э.) , утверждал , что целью человека должно быть личное блаженство. Девиз Эпикура – живи уединенно. Цель жизни – отсутствие страданий, здоровье тела и состояние безмятежности духа (атараксия); познание природы освобождает от страха смерти, суеверий и религии вообще.
Другая школа – стоицизм – была создана Зеноном (ок 335 – 262 до н.э.). Идеал стоиков – в независимости желаний и поступков от чувств. Высшей нормой поведения являются апатия, бесстрастие.
Для позднеэллинистической философии характерна еще одна черта – религиозный уклон. Эпоха эллинизма принесла в религию ряд новых явлений. Это культ монархов, выросший на почве обожествления личности царя. Царствующие монархи и их жены признавались богам, в их честь воздвигались храмы, им оказывались почести, как богам. Другая характерная черта эллинистической религии – культ судьбы. Но наиболее типичным для эллинистической религии является синкретизм – смешение различных элементов греческих и восточных религиозных представлений.
Одним из величайших художников этого периода считали Апеллеса (2-я пол. IVв до н.э.), достигшего совершенства в использовании эффектов светотени и графической перспективы. Характерные черты скульптуры того времени – интерес к личности человека

и его внутреннему миру.


Основные этапы развития древнеримской культуры
Эллинистические государства возникшие в V в до н.э., существовали сравнительно недолго. Уже в II – I вв до н.э. большинство из них было завоевано Римом. С этого времени центром античной культуры становится территория современной Италии.
Историю Древнего Рима принято делить на три основных периода:
- царский (VIII – начало VI в до н.э.)
- республиканский (510/509 – 30/27 гг. до н.э.)
- период империи (30/27 гг. до н.э. – 476г. до н.э.)


Царский период
Первый, царский, период истории охватывает VIII – VI вв до н.э., к концу его Рим сложился как город – государство греческого типа. Ранняя Римская религия была анимистической, т.е. признавала существование всевозможных духов, ей были присущи и элементы тотеизма. Однако постепенно под влиянием этрусков, представлявших, как и греки, богов в человеческом облике, римляне перешли к антропоморфизму (уподобление человеку, наделение)

Республиканский период
В 510/509 – 30/27гг до н.э. Рим становится аристократической рабовладельческой республикой. Власть в ней принадлежала двум консулам, первоначально называющимися преторами (от лат. «идущие впереди»).
По мере того как роль плебеев в Римском государстве возросла, а их положение становилось все более бесправным, противоречия между патрициями и плебеями обострялись. Плебеи стали требовать законодательной защиты от произвола патрициев, а также политических прав и своей доли раздаче завоеванных земель.
В середине Vв до н.э. под давлением плебеев, требовавших кодификации прав, из числа патрициев была избрана комиссия «десяти мужей» - децемвиров, которые временно сосредоточив всю власть государства в своих руках, составили «Законы XII таблиц». Эти законы предусматривали суровые меры за посягательства на собственность, регулировали также повседневную жизнь горожан.
Политизированность была характерной чертой римской культуры. Управление огромной Римской империей потребовало детально разработанной системы государственных органов и юридических законов, регулирующих гражданские отношения, судопроизводство и т.д. Римское право навсегда стало основой всех последующих правовых систем.
Начиная с III в до н.э. особенно большое влияние на римскую религию начала оказывать греческая. Римские боги отожествляются с греческими: Юпитер – с Зевсом; Нептун – с Посейдоном; Венера – с Афродитой. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами, как божество входа и выхода, всякого начала. Римский пантеон никогда не был замкнутым, в его состав принимались иноземные божества.
Крупнейший римский писатель этого времени – Плавт. Комедии Плавта были первыми пьесами с ярким римским юмором и сочным латинским языком.
Несколько позже писал свои комедии Теренций. Он говорит о проблемах семьи, воспитания, любви. Язык его произведений чист и изыскан.
Знаковой фигурой римской культуры в целом и римской философии в частности был Марк Туллий Цицерон. Выдающийся мыслитель, великий гражданин и политический деятель, он стремился создать единый фронт здоровых элементов общества для сохранения ценностей. Он пытался связать риторику и философию, поставив их на службу государства. Среди обязанностей человека Цицерон указывает на обязанность мыслить, поскольку подлинная ценность человека в его духовном потенциале, в силе его мысли.
В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека. Для их сооружений характерны монументальность , пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии. Римляне изобрели бетон и овладели искусством

бетонирования, что позволило в сооружениях применять чисто римские архитектурные изобретения – арку, свод и купол – и строить акведуки. Появляются новые типы зданий, например амфитеатры, где устраивались гладиаторские бои, цирки, где происходили соревнования колесниц, термы – сложный комплекс банных сооружений.
В области реалистического портрета римляне внесли свой вклад в развитие скульптуры. Именно портретные статуи получают доминирующее значение, и именно в них проявилось своеобразие римского искусства. Римлянами были созданы тип статуи «тогатус», изображавший оратора в тоге (мужская верхняя накидка из белой шерсти), и такая скульптурная форма, как портретные скульптурные бюсты.
Характерной чертой мышления римлян был практицизм, любовь к прикладным наукам. Высокого уровня достигла агрономия.


Период империи
С 31 г до н.э. начинается новая страница в Римской истории – история Империи. Конец I в до н.э. – II в н.э. – время ранней Империи – эпоха принципата, расцвета рабовладельческих отношений.
Важнейшим философским направлением в Риме был стоицизм. Основными представителями его были: римский философ, политик, поэт Сенека (ок 4 до н.э. – 65 н.э.), написавший «Нравственные письма к Лукрецию» и «Естественно – научные вопросы», и император-философ Марк Аврелий (121 - 180). Уделяя наибольшее внимание вопросам этики, Сенека в своих работах рассматривает проблемы близкие христианскому мировоззрению, такие, как совесть, грех, вина. Стоики утверждали, что воистину свободен только человек, руководящийся разумом, а не желаниями и страстями.
Для религии принципата характерно установление новых культов – почитание императоров, объявляющихся после смерти божественными, богини Ромы, как покровительницы всей Римской империи.
Больших успехов добилась медицина. Врач Гален (ок. 130 – ок. 200)

производил опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и головного мозга, были созданы школы для подготовки врачей.
Одно из высочайших достижений римской культуры – литература эпохи ранней империи. Она представлена целым созвездием замечательных писателей: Ювенал (ок 60 – ок 127), Петроний (27 - 66), Лукиан (120 - 190), поэты Вергилий (70 – 19 до н.э.), Гораций (65 до н.э. – 8 н.э.), Овдий (43 до н.э. – 18 н.э.) Большое влияние на нравы римлян оказала поэзия Горация, прославлявшего чувство такта, меры и достоинства в человеке. В это время был знаменит авантюрно – аллегорический роман Апулея «Метаморфозы или Золотой осел», первый роман в истории литературы.
Расцвета достигает римская историография: Тит Ливий (59 до н.э. – 17 н.э.), Плиний Старший, Иосиф Флавий, Тацит.
К этому периоду относится сооружение двух самых известных римских архитектурных памятников: Колизея; место грандиозных зрелищ и гладиаторских боев, вмещавшего 50 тыс. зрителей; и Пантеона, храма во имя всех Богов.
В период империи особое распространение получила портретная скульптура. В образе отразился идеал строгой классической красоты, это тип нового человека, которого не знал республиканский Рим. Появились парадные придворные портреты в рост, исполненные сдержанности и величия.
В конце II в н.э. в Римской империи начинается кризис, который в III в охватывает все государство.
IV - V вв н.э. – период поздней Империи, в это время изменяется форма римского государства, принципат уступает место доминату – неограниченной монархии, лишенной всяких республиканских примет.
В 395г. Империя окончательно распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе.
История культуры позднего античного периода проходит в борьбе разлагающейся античной традиции с новыми, христианскими, принципами.

Заключение
Античная культура – уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности.
Оба эти народа внесли равновеликий вклад в последующее развитие культуры, задав высоту, ниже которой подлинная культура не имела права опускаться. Они оставили наследникам богатейшую мифологию, опыт демократического общества, богатейшее философское наследие, величайшие произведения литературы, архитектуры, скульптуры, законы рационального мышления, законы гармонии и красоты человеческого тела, законы трагедии, военного искусства и правовые нормы.
Взаимодействие этих элементов, взаимодействие римской и греческой культур создали европейскую цивилизацию и европейца как социальный феномен.
Античный мир как некий замкнутый цикл известный с возникновения догибели, постоянно служит эталоном для культурологов.

Список литературы:
1.Культурология: учебник для академического бакалавриата/ / под ред. Ю.Н. Солонина. – 3-е изд., исапр. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019 – 503 с. – (Серия: Бакалавр. Академический курс.
2. Никитич Л.А./ Культурология: пособие для студентов для студентов Вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009
3. Маркова А.Н. / Культурология: Учеб. пособие для вузов – 3-е изд – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006
4. Радугин А.А. / Культурология: учебное пособие – М.: Центр, 1999
5. Романов Ю.И. / Культурология – СПб.: Питер, 2007
6. Драч Г.В. / Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений – Ростов-на –Дону: издательство «Феникс», 1998
7. Кравченко А.И. / Культурология: учебное пособие для вузов – 4е изд – Академический Проект, Трикста, 2009
8. Викпедия http://ru.wikipedia.
9. Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. / Учебное пособие по культурологи- Москва, 1998
10. Петухов В.Б. / Культурология: учебно-методическое пособие для студентов дневного отделения всех специальностей УлТТУ – Ульяновск, 2006


написать администратору сайта