Главная страница

Сорвин, Сусоколов. Человек в обществе. Человек в обществе Система социологических понятий в кратком изложении Для учащихся старших классов


Скачать 1.2 Mb.
НазваниеЧеловек в обществе Система социологических понятий в кратком изложении Для учащихся старших классов
Дата03.07.2019
Размер1.2 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаСорвин, Сусоколов. Человек в обществе.pdf
ТипДокументы
#83585
страница9 из 17
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   17
Тема 12. Понятие социального института. Семья как социальный
институт.
Важнейшие институты общества. Процесс институализации. Семья
как социальный институт и малая группа. Определение семьи.
Исторические формы семьи и брака. Социальные функции семьи. Семья в
современном обществе, тенденции развития современной семьи.
12.1.Понятие социального института
Культура общества представляет собой сложную систему, основным блоком которой является социальный институт.Понятие социального института в его современном значении, так же как понятие культуры в целом, ввел
Б.Малиновский.
Социальный институт - организованная система социальных связей и
норм, призванная удовлетворять основные потребности общества и
входящих в него индивидов. Институты создают устойчивые формы совместной деятельности людей по использованию общественных ресурсов ради удовлетворения одной или нескольких социальных потребностей.
Таким образом, институты выполняют в обществе две основные функции:
1) повышение эффективности удовлетворения данной потребности или группы потребностей;
2) поддержание общественного порядка, предотвращение хаоса и неконтролируемой конкуренции между группами и индивидами в процессе удовлетворения потребностей.
12.1.Структура институтов
Институт включает:
- социальную группу (или группы), осуществляющую удовлетворение данной потребности. Разновидностью таких групп являются социальные организации, призванные удовлетворять данные потребности;
- устойчивую совокупность норм, ценностей, образцов поведения, технологических приемов, обеспечивающих удовлетворение потребности, а

75 75 также систему символов, регулирующих отношения в этой сфере деятельности
(фирменная марка, флаг, обручальные кольца и т.д.);
- зафиксированное в общественном сознании
идеологическое
обоснование деятельности института, которое сам Малиновский называл хартией. Хартия может оформляться как специальный документ (например, программа политической партии, устав и учредительные документ фирмы), а может существовать в устной традиции (например, система мифов, обосно- вывающих вражду, или наоборот - дружбу между соседними племенами);
- социальные ресурсы (строения, деньги, техника и т.д.), используемые в деятельности института.
На каждом этапе развития общества выделяется свой набор институтов.
Основными институтами современных обществ являются: экономика,
политика, образование, право, религия, семья, и т.д.
На ранних этапах развития человеческих обществ многие из современных институтов не существовали. Их функции исполнялись другими институтами.
Так, институт образования возникает лишь с появлением групп людей, основным занятием которых является профессиональная и социальная подготовка значительной части населения, т.е. когда сам процесс социальной и профессиональной подготовки выделяется из процесса воспитания. В Европе этот момент принято относить к появлению и развитию системы обще- доступных школ и профессиональных учебных заведений (XVII-XVIII вв.). На более ранних этапах подготовка молодежи к жизни осуществлялась в рамках других социальных институтов - семьи, клана, цеха, церкви. Многие исследователи считают, что в доиндустриальных обществах не существовало самостоятельного института экономики, а процессы производства и обмена регулировались другими социальными институтами (кланом, семьей, институтами ритуального обмена).
С другой стороны, многие институты, существовавшие в обществах прошлого и определявшие отношения в них, в современных обществах либо исчезли вовсе, либо потеряли свое прежнее значение (например, институт клана, институт кровной мести, и т.д.).
12.1.2. Институты и общество
Социальные институты возникают вместе с возникновением общества.
Количество социальных институтов не ограничивается каким-либо жестким списком; однако в каждом обществе есть основные институты, определяющие функционирование данного общества и его культуры.
Существуют социальные институты разного уровня - большинство из них являются частью более крупных институтов. Например, биржа - социальный институт, являющийся частью экономики.
Многие современные институты не существовали в обществах прошлого, хотя соответствующие потребности удовлетворялись (например, экономика, государство, парная семья, и т.д.).
Одни и те же институты в разных обществах устроены по-разному, нецелесообразно и невозможно автоматически копировать способы функционирования институтов даже самых развитых обществ в других условиях.
12.1.3.Институты и потребности
Каждую конкретную потребность в одном обществе одновременно могут удовлетворять несколько социальных институтов.

76 76
Каждый институт может удовлетворять несколько социальных потребностей, однако среди них всегда есть одна-две центральные для него.
Один и тот же институт в конкретном обществе может со временем заметно менять свои функции.
Одни и те же потребности в обществах разного типа или даже в разных однотипных обществах могут удовлетворяться разными институтами.
12.1.4. Динамика институтов. Процесс институализации
Сущность института есть достижение стабильности; тем не менее, сами институты очень изменчивы: стабильность общества достигается не за счет абсолютной неизменности каждого конкретного института, а скорее за счет их гибкости, способности адаптироваться к новым условиям.
Для нормального функционирования общества необходимо оптимальное сочетание устойчивости и изменчивости институтов. С развитием каждого конкретного общества меняется как набор представленных в них институтов, так и содержание деятельности и организация каждого института. В то же время для того, чтобы общество сохранялось как целое, необходимо, чтобы между двумя последовательными этапами его истории наблюдалась определенная преемственность институтов.
Ни один институт общества не остается неизменным в течение всего периода существования общества - структура и способы его деятельности со временем меняются, приспосабливаясь к новым условиям.
Устойчивость/изменчивость институтов определяется следующими факторами:
-изменением внешних условий функционирования института (как социальных, так и природных); например, родовая община поздних собирателей или ранних земледельцев превращается в территориальную общину в развитом аграрном обществе, под влиянием изменения климата, увеличения плотности населения.
-процессами внутри группы, на которой базируется институт, в частности, тенденцией к самосохранению несмотря на коренное изменение условий (в том числе самих потребностей); так, политическая партия лейбористов
Великобритании давно уже не является партией, представляющей интересы рабочего класса - ее социальная база значительно шире.
Процессом институализации называется формирование социального
института для удовлетворения какой-либо социальной потребности.
Институализация проходит несколько этапов, на каждом из которых определяющую роль играет тот или иной элемент института.
- осознание потребности;
- начало активной деятельности по ее удовлетворению и формирование в процессе этой деятельности профессиональных или полупрофессиональных кругов;
- первичное формирование системы норм и ценностей, регулирующих деятельность;
- разработка хартии института;
- складывание системы организаций, определение ресурсов, принятие законодательных актов (в аграрном и индустриальном обществе).
Разделение этапов условно - на каждом из них, помимо основной, решаются и другие задачи.

77 77
12.2.Семья как социальный институт
Согласно определению, принятому в социальной статистике, и разделяемому большинством социологов, семья есть большая или средняя
социальная группа, обладающая тремя основными свойствами:
1) все ее члены связаны отношениями родства и/или свойства;
2) все они проживают в одном помещении, или, точнее говоря, в
сооружении, которое в данном обществе принято
считать единым помещением (местом жительства);
3) они ведут совместное хозяйство, то есть занимаются
деятельностью, обеспечивающей им основные средства существования.
Во всех обществах семья ведет совместный быт. В обществах, основанных на товарно-денежных отношениях, семья обязательно имеет общий бюджет.
В традиционных обществах "совместное хозяйство" означает как правило, внутрисемейное разделение труда в рамках охоты и собирательства, сельского хозяйства или ремесла. Например, мужчина ходит на охоту, женщина занимается собирательством трав, плодов, и т.д. Мужчина пашет и сеет, жен- щина ухаживает за скотом, участвует в обмолоте и просушке зерна, и т.д.
В современном обществе члены семьи, как правило, не связаны участием в совместном производстве. Каждый член семьи имеет свой источник доходов, свое занятие в одной из отраслей общественного хозяйства. Поэтому важнейшими признаками семьи становятся: совместный бюджет, охватывающий значительную часть личных доходов; совместное приготовление пищи; совместное решение относительно наиболее крупных приобретений
(недвижимость, автомобиль, товары длительного пользования, и т.д.).
Ведение так называемого "личного подсобного хозяйства" (дачный или садовый участок) становится существенным признаком семьи в том случае, если доходы (или натуральные продукты), полученные от этого участка, являются важным элементом жизнеобеспечения семьи. Миллионы городских семей не имеют дачных и садовых участков, и тем не менее являются полноценными семьями.
От понятия "семья" следует отличать понятие "брак".
Брак есть устойчивый и признанный данным обществом союз между
мужчиной и женщиной (или несколькими мужчинами и женщинами)
созданный, как правило, для воспроизводства и воспитания детей.
За последние десятилетия произошли существенные изменения в понимании сущности брака. В частности, возникает вопрос, можно ли считать браком устойчивый союз, не предполагающий рождение (или усыновление) и воспитание детей, или сожительство гомосексуальных пар? Следует ли в связи с этим расширить классическое определение брака? Такое расширение, на наш взгляд, нецелесообразно, так как различные маргинальные случаи всегда существовали во всех обществах. Они требуют специального анализа и терминологии. Мы же будем ориентироваться на преобладающий в большинстве обществ тип брачного поведения.
12.2.2.Типология брака и семьи
Основными формами брака являются моногамия и полига-
мия(полигиния и полиандрия).

78 78
Во все мире, во всех известных культурах, наиболее распространенной формой является моногамный брак - устойчивый союз одного мужчины и
одной женщины.
На втором месте по распространенности в истории и в современном мире идет полигиния - форма брака, при которой один мужчина является
законным мужем нескольких жен. Полигиния допускалась во многих доиндустриальных обществах. До распространения христианства такая форма была принята у ряда народов Европы, в том числе и у славян (речь идет именно о женах, а не о наложницах!). Наличие нескольких законных жен допускает ислам.
Однако, как показывает опыт, даже в обществах, допускающих полигинию, это явление довольно редкое. Обычно не более 3-5% браков включают более одной жены. В единичных случаях зафиксировано до 10% полигинных брачных союзов.
Ограниченность количества полигинных семей вытекает из баланса полового состава - не может быть общества, в котором число женщин в 3-4 раза превышает количество мужчин. Поэтому многоженцами обычно являются самые богатые мужчины, либо те, кто обладает особыми привилегиями (вожди, главы племен и родов, крупные государственные чиновники и т.д.). Обычно это люди в солидном возрасте (старше 40 лет, нередко 60-80-летние).
Социальные корни полигинии лежат совсем не в эротических пристрастиях мужчин, а в социальных и экономических факторах. В обществах ранних скотоводов и земледельцев жены являются законно приобретаемой рабочей силой. Кроме того, заключая брак, представитель рода расширяет и укрепляет свои социальные связи с другими родами, а следовательно повышает свой престиж и престиж своего рода. Социальный престиж, измеряемый количеством социальных связей – главный «капитал» во всех доиндустриальных обществах.
Полиандрия - наличие нескольких мужей у одной жены - возникает обычно в ситуации резкого дефицита женщин. Чаще всего такая ситуация складывается в традиционных обществах, вынужденных ограничивать рождаемость (Китай, Гималаи, некоторые островные культуры Тихого океана).
В XIX в. бытовала теория, что первичной формой брака был групповой
брак - между несколькими мужчинами и женщинами (Л. Морган,
Ф.Энгельс). Авторы этой теории выводили такую форму из некоторых широко распространенных в традиционных обществах обычаев - левират и сорорат, оргиастические праздники. Непосредственно подобная форма брака нигде не наблюдалась. Современная антропология считает такую реконструкцию
необоснованной.
Левират - обязанность старшего из неженатых братьев взять в жены вдову умершего брата; сорорат - обязанность жениться на сестре жены в случае смерти жены. Эти обычаи порождаются родовым устройством общества, в частности, необходимостью сохранения имущества в рамках рода.
Оргиастические праздники (типа славянской ночи на Ивана Купала) наблюдались у многих народов, культуры которых строго ограничивали половые связи в течение всего года. Однако один раз в год разрешалось все или почти все - но только на одну ночь. Но эти обычаи отнюдь не свидетельствуют о существовании группового брака - скорее наоборот.

79 79
В основе современной типологии семьи лежит признак наличия и количества брачных пар в ней. Простейшая классификация выделяет:
-нуклеарные семьи, включающие 1 брачную пару с несо- вершеннолетними детьми или без детей;
-расширенные семьи, включающие более одной брачной пары, или брачную пару и других совершеннолетних родственников;
- неполные семьи, не имеющие ни одной брачной пары.
Таким образом, наличие брачной пары не является обязательным признаком семьи, так как значительная часть семей не включает брачных пар.
В современном мире абсолютное большинство семей - (около 3/4) - нуклеарные; однако постоянно растет доля неполных семей.
Следует отметить, что хотя устойчивые брачные пары как основная форма сожительства сложились, видимо, очень давно, тем не менее в большинстве обществ в течение многих тысячелетий позднего присваивающего и раннего производящего хозяйства основой семейной структуры была не брачная пара, а род. Браки также входили в семью, но составляли как бы ее периферию.
Род - это существующая в течение жизни как минимум нескольких
поколений социальная группа, состоящая из прямых потомков какого-либо
лица по отцовской и/или материнской линии, внутри которой запрещены
браки. Род имеет название, легендарного или реального предка ("тотем") и
символы принадлежности к роду.
Наследование принадлежности к роду может происходить по материнской линии (матрилинейный род), по отцовской линии (патрилинейный род). В патрилинейных родах запрещены браки с родственниками по отцовской линии, в матрилинейных - по материнской.
Первоначально территориальные общины формировались на основе какого-либо рода. Супруги членов данного рода обязательно должны быть из другого рода. При матрилинейной системе родства мужчины уходили в другую общину, при патрилинейном - женщины.
У многих народов (например, у индейцев Северной Америки в XIX в., у славян в V-VI вв.) обычными были большие дома, основу населения которых составляли члены одного рода с супругами. Супруги не считались полноправными членами рода, поскольку принадлежали к другому роду.
Население таких домов составляло единую расширенную семью, включающую множество брачных пар. Однако главным в такой семье является не отношение свойства, как в современной супружеской семье, а именно отношение родства.
Следует отметить, что род - образование не биологическое, а именно социальное, поскольку запрещение вступления в брак с родственниками по отцовской линии не исключало (а часто даже предполагало) сочетание, например, с двоюродной сестрой по материнской линии. Возникновение родовой организации скорее всего обусловлено необходимостью закрепления имущества (угодий) за родовой группой и организации деятельности по обработке земли и выпасу стад. Род экзогамен.
Экзогамия - это правило, согласно которому запрещается заключать
браки между мужчинами и женщинами, принадлежащими к данной
социальной группе.
Эндогамия - это правило, согласно которому предполагается, что все
браки заключаются только в рамках данной социальной группы.

80 80
Строго эндогамные группы в истории почти неизвестны. Поэтому и эндогамия - скорее теоретическая абстракция. Более общий случай - гомогамия
- предпочтительное вступление в браки в пределах одной социальной группы или категории. Эндогамия является предельным случаем гомогамии. Однако в литературе закрепился именно термин "эндогамия". Эндогамия и экзогамия играют важную роль в жизни общества.
12.2.3.Функции семьи
- Экономическая функция. На протяжении почти всей истории человечества именно экономическая функция была главной для семьи, поскольку семья без преувеличения являлась основной производственной ячейкой общества. Особенно ярко эта функция проявилась в аграрном обществе. Состав крестьянской семьи, и в России, и в Китае, и во Франции, определялся прежде всего требованиями производства. Так, например, пол- ноценный надел получал только мужчина, вступивший в брак, так как для выполнения всего комплекса процедур необходима была брачная пара с детьми.
Утрата семьей функции основной производственной ячейки в индустриальном и постиндустриальном обществе привела к кардинальным изменениям в структуре семьи - уменьшился количественный состав семьи, увеличилось количество разводов, изменились внутрисемейные роли супругов, так как мужчина перестал быть безусловным лидером.
- Функция воспроизводства населения (репродуктивная функция). В традиционной сельскохозяйственной общине, где преобладают относительно простые и неспециализированные приемы труда, дети вовлекаются в трудовой процесс очень рано, и большое количество детей является фактором экономи- ческого преуспеяния семей. Мальчики - это будущие "тягловые" мужики, которые, вступив в брак, будут иметь право на земельный надел (тягло).
Девочки - это "товар" на брачном рынке, позволяющий поддерживать широкие связи за счет породнения с другими семьями. Наконец, и в младенческом возрасте дети - существенная помощь в семье. "Полно, Ванюша, гулял ты немало, пора за работу, родной " - так писал Н.А.Некрасов, обращаясь к семилетнему пацану в поэме "Мороз-красный нос".
Наоборот, в обществе с высоким уровнем разделения труда и специализации семье более выгодно вырастить меньшее число детей, однако дать им более высокую профессиональную подготовку. Соответственно, и в брак лучше вступать в более позднем возрасте, достигнув в своей профессии определенного уровня и обеспечив своим детям достаточно высокие стартовые позиции.
Таким образом, необходимо различать
"традиционный"
и
"современный" режим естественного воспроизводства населения. Первый характеризуется высокой рождаемостью и высокой детской смертностью (до
30% детей в течение первого года жизни); второй - низкой рождаемостью и низкой детской смертностью (1-3%).
Переход от традиционного к современному режиму воспроизводства называется "демографическим переходом". Как правило, сначала происходит сокращение детской смертности, и только затем - рождаемости. В результате на определенный период складывается очень высокий уровень естественного прироста. Этот период называется "демографическим взрывом"; численность населения в это время может удваиваться каждые 30-50 лет. Западная Европа пережила такой период в XVIII- начале XIX вв., Россия - в конце XIX - начале

81 81
XX вв. Многие страны Азии, Африки, Латинской Америки находятся на самом пике демографического перехода. Это тормозит их социально-экономическое развитие, порождает проблемы безработицы, голода, низкого уровня жизни.
Как показал исторический опыт, единственный эффективный способ перехода к современному типу воспроизводства населения - это формирование новой системы ценностей; что, в свою очередь, возможно только при целенаправленном вложении средств в модернизацию образа жизни.
В России, по сравнению со странами Европы, демографический переход начался примерно на 100-150 лет позже, но произошел значительно быстрее, что было связано с особенностями урбанизации - необычайно высокими темпами прироста доли городского населения в 30-60-е гг. XX века.
- Функция социализации. В аграрном обществе практически полностью социализация происходит в семье и в общине. Поэтому человек привыкает подчиняться единой системе ценностей и норм. Ценности, предлагаемые общиной и семьей, совпадают.
В современном обществе семья перестает быть не только основной экономической, но и основной воспитательной (социализирующей) ячейкой общества. Нормы, воспитываемые семьей, нередко значительно отличаются от норм и ценностей, которых придерживается окружение ребенка в "большом" обществе. Старшему поколению трудно передать позитивный опыт молодежи, поскольку они росли в других условиях. Это обстоятельство нередко порождает культурный конфликт в семьях (см. Тему 5).
- Статусная функция (воспроизводство социального статуса индивида и семьи и социальной структуры общества). Эндогамия обеспечивает устойчивость социальных групп и слоев, их воспроизводство из поколения в поколение. Эндогамны (гомогамны) этносы, территориальные общности, социально-статусные слои и группы (сословия, категории по уровню дохода, образования, профессиональные группы), возрастные когорты, гражданства, и т.д. Падение эндогамных барьеров означает исчезновение данной группы с исторической арены. Например, дворянство перестает существовать, когда сословные браки перестают быть правилом. То же самое относится к этносу, профессиональным слоям. И наоборот, возникновение брачных предпочтений внутри какой-либо социальной категории как правило означает, что она превращается в социальный слой или группу.
-Релаксационная
и
защитная
функции
(эмоциональное удовлетворение). В наше время повышается значимость этих функций в связи с всеобщей дестабилизацией общества.
- Функция регулирования сексуальных отношений. Согласно Фрейду и его последователям, организация сексуальной жизни - один из ведущих факторов социального развития. В частности, именно подавление сексуальности в жизни европейского общества способствовало развитию творчества как компенсаторной функции. Кроме того, отношения полов являются одним из самых активных источников конкурентных отношений в обществе. Особенно большое значение социальный контроль сексуальных отношений приобретает в современном мире, где ряд смертельно опасных заболеваний передается через половые сношения.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   17


написать администратору сайта